Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша Год выпуска: 2014 г. Фамилия автора: Белинков Имя автора: Аркадий Исполнитель: Ерисанова Ирина Жанр: Биографии и Мемуары Прочитано по изданию: М., 1997 г. Тип издания: нигде не купишь Оцифровано: knigofil Очищено: sky4all Обложка: Вася с Марса Категория: аудиокнига Аудиокодек: MP3 Битрейт: 96 kbps Вид битрейта: постоянный битрейт (CBR) Частота дискретизации: 44 kHz Количество каналов (моно-стерео): Моно Музыкальное сопровождение: отсутствует Время звучания: 22:40:58 Описание: Написанная со страстью и горечью, пером ярким и острым, книга "Юрий Олеша" показывает драму талантливого советского писателя, сломленного в результате мелких и крупных компромиссов с властью. Но проблема поставлена автором шире - о взаимоотношениях интеллигенции и тоталитарного государства, интеллигенции и революции.
"Задолго до того, как в России отметили сто лет со дня рождения Юрия Карловича Олеши, а именно на излете 60-х годов, когда оттепель с ее полусвободой кончалась, Аркадием Белинковым была написана книга “Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша”. Совсем не случайно имя писателя стоит в конце названия: автор делает акцент на том, что Олеша — один из рядовых участников в повальном процессе оскудения советской литературы. Белинков собирался также предпослать книге предисловие, которое хотел назвать “Был хороший писатель...”, сделав ударение на слове был. Причину потери (или, вернее, растраты) дарования Белинков исследовал на протяжении чуть ли не тысячи машинописных страниц: “Я написал книгу, в которой пытался рассказать о том, что советская власть может растоптать почти все, и делает это особенно хорошо, когда ей не оказывают сопротивление. Когда ей оказывают сопротивление, она может убить, как убила Мандельштама, может пойти на компромисс, как пошла с Зощенко, и отступить, если с ней борются неотступившие, несдавшиеся художники — Ахматова, Пастернак, Булгаков, Солженицын. Юрий Карлович не оказывал сопротивления советской власти”. Завершив книгу, Белинков заявил: “Я не люблю своего героя, — и добавил — потому, что он не был третьей силой”...
Наталья Белинкова-Яблокова Доп. информация: За релиз спасибо Клубу Любителей Аудиокниг!
Спасибо! Легендарная книга- отрывок случайно в альманахе "Байкал" прочел, когда искал там Стругацких, а после слушал по вражьим голосам...Во многом книга несправедливая, достаточно прочесть дневник Олеши "Книга прощания" , вышедшие уже в 90-е года (Ни дня без строчки- лишь аполитичный экстракт, подготовленный редакторами с учетом соц. цензуры). По степени анализа сов.эпохи - выше этой книги могу поставить лишь мемуары Надежды Мандельштам и Записные книжки и эссе Лидии Гинзбург...
Работа не столько про Олешу («Юрий Олега не главный герой этой книги»), сколько про прогибы интеллигенции на примере Олеши. Слушалась (просто по случайному совпадению) месяц спустя после комплементарного «Алмазный мой венец» Катаева. Общее впечатление – душеспасительная литература - слушать всем, поскольку здесь остро пресекаются всякие компромиссы с тиранами. Следует учесть, что автор сам отсидел по политическим статьям 12 лет в лагерях (1944-1956). То есть, он не движим литературной завистью к Олеше, а строгим желанием обличить на его жизненном и литературном примере лицемерную подтанцовку интеллигенции деспотам. Книга о том, что настоящая творческая интеллигенция является оною только и только тогда, когда в центре ее творчества находиться свобода и правда.
Глава «Образ мира» дает общую перспективу сдачи, где вектор «поет - революция» перетекает в «поет - государство».
Глава «Первая книга о Толстяках»- литературная основа «Три Толстяка» - где «толстяки» - это любая тираническая система. Здесь инвектива к неприемлемости никакой тиранической системы, ни фашистской, ни коммунистической.
Глава «Поэт и Толстяк» - литературная основа «Зависть» - последняя работа с творческой компонентой, но где «поэт» уже дудит панегирик тирану от страха и угодливости.
Глава «Цветок, садовник, узник и каменщик» - литературная основа пьеса «Список благодеяний» - где все громче звучат ноты расправы с несогласными.
Глава «Проглоченная флейта» - литературная основа «Строгий юноша» - название говорит само о себе.
Глава «Собирайте металлолом!» - обобщение падения в замене авторской идеи «лотком метафор».
Глава «Смерть поэта» - литературная основа «Ни дня без строчки» - верстка банальных фраз и суждений, самолюбование и выпячивание себя в мировую историю литературы,
Начитано интонационно точно и ритмично. Качество записи отличное.
Да...Только сейчас понял,почему так презрительно отзывались люди про "интеллигентов"в проклятосоветские ужасные времена.И ведь как правы были!Удивительно метко народ погоняла даёт и имена,и очень чутко подмечает гнильцу.Правда?