pretenders · 28-Фев-14 01:28(10 лет 9 месяцев назад, ред. 05-Мар-14 18:20)
Чиж Год: 1930-1941 Язык: Русский Формат: PDF Качество: Отсканированные страницы Описание: «ЧИЖ» — ежемесячный журнал для самой младшей возрастной группы читателей, выпускавшийся в Ленинграде детским отделом Государственного издательства (с 1935 года — ДЕТГИЗом) с января 1930 года по июнь 1941 года. Первоначально выходил в качестве приложения к журналу «ЁЖ», ориентировавшемуся на подростковую аудиторию, позже стал самостоятельным изданием. Авторами литературных материалов выступали Е. Шварц, Н. Олейников, участники литературной группы ОБЭРИУ: Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий. Главный консультант и идеолог журнала — С. Маршак. В качестве расшифровки названия редакция предлагала, как основной, вариант «Чрезвычайно Интересный Журнал»].
«Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне весёлых, истинно литературных, детски озорных детских журналов»Корней Чуковский
История журнала
Детский отдел редакции был расположен в трёх комнатах на пятом этаже «Дома Книги» (ранее известного как Дом компании «Зингер») на Невском проспекте Ленинграда. Одну комнату занимали редакторы, вторую — художники, маленький угловой кабинет — С. Маршак. Отдел начал формироваться в середине 1920-х годов по инициативе К. И. Чуковского и к началу 1930-х годов включал коллектив уникальных, талантливых авторов, в среде которых родилась концепция журнала для школьников среднего возраста «ЁЖ». Опираясь на опыт создания «ЕЖа» и учитывая возрастные особенности и интересы младшей аудитории, к январю 1930 года был подготовлен и выпущен первый номер «ЧИЖа». На его обложке был расположен хрестоматийный портрет Володи Ульянова, там же впервые опубликовано стихотворение С. Маршака и Д. Хармса «Весёлые чижи». Редакцию в этот период возглавил 24-летний писатель, организатор первых пионерских отрядов Г. Дитрих. Главный консультант изданий, постоянно занятый Маршак не мог уделять им достаточного внимания, настоящими хозяевами журналов стали Е. Шварц и Н. Олейников (по воспоминаниям современников, сочетание «Шварц — Олейников» воспринималось, как «Салтыков-Щедрин»). Через два года главным редактором «ЧИЖа» стала Н. Гернет. Она вспоминает: «Редакция была веселая. Писатели и художники приходили, как домой, сидели весь день, рассказывали, читали, придумывали, устраивали литературные розыгрыши и мистификации. Нам, сотрудникам редакции, заниматься непосредственно журналом было почти невозможно. Но мы ловили стихи, темы, мысли, которые могли пригодиться журналу; работали, когда проголодавшиеся писатели уходили обедать». Авторы ввели в журнал несколько разделов, которые совершенно по-новому подавали литературный и художественный материал для детей: первые регулярно публикуемые советские комиксы Б. Малаховского с постоянным персонажем «Умная Маша», литературный «журнал в журнале» «Красная шапочка» с новыми произведениями Д. Хармса, А. Введенского, Э. Паперной, Н. Гернет, раёшники Е. Шварца. Уровню литературного материала соответствовали иллюстрации Б. Антоновского, Н. Радлова, В. Конашевича, Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Курдова, А. Пахомова, В. Лебедева, Н. Тырсы и других художников. К 1936 году тираж журнала достиг 75 тысяч экземпляров. Сравниться по популярности с «ЧИЖом» было не в состоянии ни одно детское периодическое издание тех лет. С самого начала существования журнал подвергался пристальному вниманию политической цензуры и критике властей в аполитичности и буржуазности. Особенно это относилось к творческому вкладу обэриутов. Если до середины 1930-х годов давление ограничивалось административными мерами в отношении творческого процесса, то после авторы были репрессированы по политическим мотивам. В 1937 году арестованы 9 сотрудников редакции и авторов журнала, в том числе Н. Олейников, Г. Дитрих, Т. Габбе, А. Любарская. Большинству оставшихся работников предложено увольнение, навсегда оставила редакционную деятельность Н. В. Гернет. В предвоенные годы журнал полностью изменился. Новые сотрудники ограничивались публикацией классических литературных сюжетов и народных сказок. С началом Великой Отечественной войны журнал был закрыт.
Про собаку Бубубу (Д. Хармс) Жила была очень умная собака. Звали ее Бубубу. Она была такая умная, что умела даже рисовать. И вот однажды она нарисовала картину. Но никто не мог понять, что было на картине нарисовано. Прибежала Мышка-Малышка, посмотрела на картинку, понюхала раму и сказала: — Нет, я не знаю, что на картине нарисовано. Может быть, сыр, пи-пи-пи! А может быть — свечка, пю-пю-пю? Пришел петух Ерофей. Встал на цыпочки, посмотрел на картину и сказал: — Нет, я не знаю, что на картине нарисовано. Может быть, это пшенная каша, ку-ка-ре-ку! А может быть — это деревянное корыто, ре-ку-ка-ре! Пришла Уточка-Анюточка. Посмотрела на картину с одного бока и сказала: Кря-кря-кря!
Это завитушка,
Кря-кря-кря!
Может быть, лягушка. А потом посмотрела на картину с другого бока и сказала: Кря-кря-кря!
Это не лягушка.
Кря-кря-кря!
Это завитушка! Прибежала обезьяна Марья Тимофеевна, почесала бок, посмотрела на картину и сказала: — Бал-бал-бал-бал. Бол-бол-бол-бол. — Эй! — крикнули обезьяне, — говори понятнее! А она опять: — Лок! вок! мок! рок! Лук! Лак! Лик! Лек! — А ну тебя! — крикнули обезьяне. — Непонятно ты говоришь! А обезьяна почесала ногой затылок и убежала. Наконец, пришел знаменитый художник Иван Иваныч Пнёв. Он долго ерошил волосы и смотрел на картину и наконец сказал: — Нет, никто не знает, что нарисовано на картине, и я не знаю. Тут вышла умная собака Бубубу, взглянула на свою картину и закричала: — Ах-ах! Ав-ав! Да ведь картина-то повернута к вам не той стороной. Ведь вы смотрите на заднюю сторону картины. Вот смотрите! И с этими словами собака Бубубу повернула картину. Картина была такая замечательная, что мы решили напечатать ее в 1-м номере журнала «Чиж» 1936 года.