Musica literaria. Идея словесной музыки в европейской поэтике
Год: 2005
Автор: Махов А. Е.
Издательство: М: Intrada
ISBN: 5-87604-067-3
Тираж: 1000 экз.
Серия: ИНИОН РАН. Центр гуманитарных научно-информационных исследований
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 224
Скан/обработка:
Полишинель & Алькофрибас_
Описание: В книге очерчена история идеи словесной музыки, охватывающая два тысячелетия. В центре внимания автора - присущее словесному искусству стремление стать "другой музыкой", выработать собственными средствами свою, словесную музыкальность. Идея особой "музыки слова", зародившаяся в античности, существовала достаточно автономно, вне прямой зависимости от музыки как таковой, и отличалась изменчивостью, будучи понимаема каждой новой эпохой по-своему. В книге рассмотрены специфические интерпретации словесной музыкальности, характерные для поэтики античности, Средневековья, Ренессанса, барокко, романтизма, символизма. Прослежено применение в поэтологических текстах таких музыкальных терминов, как гармония, мелодия, полифония и др.
Оглавление
Вступление 6
Глава I. РОЖДЕНИЕ СЛОВЕСНОЙ МУЗЫКИ ИЗ ОБЛАСТИ ТРАНСМУЗЫКАЛЬНОГО 10
Словесная музыка — реальность или фикция? 11
Область трансмузыкального 23
Обмен между музыкальным и словесным 37
От слова к музыке 38
От музыки к слову 47
Глава II. MUSICA MUNDANA И MUSICA HUMANA В СЛОВЕСНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ 74
MUSICA MUNDANA: Словесное произведение как музыкально устроенный космос 76
Мелодия 76
Гармония 84
Concordia discors и словесная полифония 92
Музыка как область идеальных словеа 1ых форм 119
MUSICA HUMANA: Словесное произведение как музыка души 127
Музыка в средневековой аллегорике 127
«Внутренняя музыка» романтизма 136
Оправдание беспорядка, метафоры «потока» и «тона» 140
Глава III. О НЕКОТОРЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ МОДЕЛЯХ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ XX ВЕКА 156
Заключение 181
Экскурс 1. Музыка разрушает словесный текст? Из истории представления о подчиненности слова музыке 183
Экскурс 2. Мария Юдина и Теодор Адорно: Два пути эстетического «прорыва» 201
Предметно-именной указатель 212
Summary 222