*John Doe* · 23-Ноя-13 22:43(11 лет 1 месяц назад, ред. 08-Янв-14 15:31)
Въ поискахъ за божествомъ. Очерки изъ исторiи гностицизма / В поисках за божеством. Очерки из истории гностицизма Год: 1913 Автор: Николаевъ Ю. / Николаев Ю. (наст. имя Данзас Юлия Николаевна) Жанр: История Церкви Издательство: С.-Петербург: Типография Т-ва А.С. Суворина - «Новое Время» Язык: Русский (дореформенный) Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Количество страниц: 541 Описание: Юрий Николаев - это псевдоним, под которым публиковала свои работы Юлия Николаевна Данзас (1879-1942), историк религии и философии, талантливый публицист и общественный деятель. Юлия Николаевна представляет старинный дворянский род французского происхождения, является внучатой племянницей Константина Данзаса - друга А. С. Пушкина, его соученика по лицею и секунданта на последней дуэли. Книга «В поисках за Божеством. Очерки из истории гностицизма» - первая монография о гностицизме I-II веков, изданная на русском языке. В ней дан блестящий анализ важнейшей богословской полемики, начавшейся с гностиков и закончившейся утверждением никейского символа веры. Автор показывает что за Симоном Волхвом в древних текстах понимался ап. Павел в его полемике с ап. Петром.
Многочисленные раннехристианские легенды, которые повествуют о о духовном противостоянии апостола Петра и Симона Мага, о обоюдных чудесах и финальной победе Петра, в изначальном варианте вместо фигуры Симона Мага говорили об апостоле Павле, противопоставлявшемся апостолу Петру. В первые века церкви Петр и Павел рассматривались как антагонисты, как выразители противоположных метафизических и онтологических взглядов, и лишь впоследствии церковь по историко-политическим соображениям постаралась скрыть и замаскировать это противоречие, перенеся всю тяжесть анафемствования на заведомых еретиков, таких как Симон Маг или гностики.
Спасибо! В поиске книги Ю.Н. Данзас: «Красная каторга», «Гностические реминисценции в современной русской религиозной философии» и «Католическое богопознание и марксистское безбожие» (1942).
Об авторе
Данзас Юлия Николаевна (Иустина) Родилась в 1879 году в Афинах, в семье первого секретаря русской миссии в Греции. С 1888 — проживала в России, получила домашнее воспитание, в 1896 — сдала выпускные экзамены в 6-й мужской гимназии в СПб. Изучала в качестве вольнослушательницы историю и философию в Сорбонне. С 1907 — стала фрейлиной императрицы. Занималась научной работой в Париже и в Риме, была автором книг «Запросы мысли» и «В поисках за Божеством. Очерки по истории гностицизма». Член редколлегии и постоянный автор журнала «Окраины России». С августа 1914 — после начала Первой мировой войны заведовала передовым складом Красного (Креста при 10-й армии, с 1916 — служила добровольцем в 18-м Оренбургском казачьем полку, сначала рядовым, а затем урядником 3-й сотни. Участвовала в боях, имела Георгиевские кресты. В марте 1917 — вернулась в Петроград. Была допущена к защите магистерской диссертации по всеобщей истории в Петроградском университете, которая не состоялась из-за отмены большевиками ученых званий в России. С ноября 1918 — работала в Публичной библиотеке, сначала помощником библиотекаря, а затем заведующей отделами филологии и инкунабул. С ноября 1919 — стала преподавать историю Англии и Франции в 3-м Педагогическом институте им. А. И. Герцена в Петрограде. С марта 1920 — была заведующей Домом ученых. 5 марта 1920 — арестована, но после ходатайства М. Горького была освобождена под подписку о невыезде, 18 октября дело было прекращено «за недоказанностью обвинения». 17 ноября 1920 — перешла в католичество, а 14 сентября 1921 — на ее квартире была создана монашеская община Св. Духа, которую возглавил экзарх русских католиков о. Леонид Федоров. 25 марта 1922 — пострижена в монахини под именем Иустина. Исполняла обязанности псаломщика в русской католической церкви Сошествия Св. Духа. Читала доклады и лекции при храме Св. Екатерины, была членом религиозно-философского общества в Петрограде, сотрудничала с издательством «Всемирная литература», подготовила монографию «Платон». В ночь с 17 на 18 ноября 1923 — арестована в Петрограде по групповому делу русских католиков. Обвинялась так активный член Ленинградской контрреволюционной организации, распространявшей контрреволюционные листовки, член нелегальных кружков организации и идейный руководитель». Вывезена для дальнейшего следствия в Москву и заключена в Новинскую тюрьму, затем переведена во внутреннюю тюрьму ГПУ на Лубянку, а позднее — в Бутырскую тюрьму. 19 мая 1924 — приговорена по ст.ст. 61 и 66 УК РСФСР к 10 годам тюремного заключения (ПП КОШУ). Отправлена в Иркутский изолятор, весной 1928 — переведена в Соловецкий лагерь особого назначения, а в 1931 — в Белбалтлаг, откуда в январе 1932 — была досрочно освобождена по ходатайству М. Горького. В 1934 — была «выкуплена» братом и выехала за границу. Проживала сначала в Германии, а с 1935 — во Франции. Вступила в орден Св. Доминика под именем Екатерина, но осознала, что монашество — не ее призвание. Осенью 1935 — выехала в Париж, где стала сотрудником доминиканского центра изучения России «Истина», писала также статьи для журнала «Истина». Автор книг «Красная каторга», «Гностические реминисценции в современной русской религиозной философии» и «Католическое богопознание и марксистское безбожие». С1939 — проживала в Риме, где 13 апреля 1942 — скончалась. 19 ноября 1923 — Ю. Н. Данзас заявила на допросе: «Указать членов общины Св. Духа я отказываюсь по той простой причине, что не желаю своим указанием подводить совершенно ни в чем не повинных людей». 2 января 1924 — дала показания об отношении к советской власти: «Мое отношение к Соввласти со дня ее сущестовования сперва было безразличное. Затем, убедившись в ее прочности, я также убедилась и в том, что эта власть может во многих случаях защищать интересы России. Однако, надо добавить, что приемлемость для меня Соввласти выражается главным образом в защите интересов России. Многие мероприятия внутренней политики Соввласти вызывали мое к ней несочувствие, по чисто теоретически, за исключением вопроса религиозного, где я оказывала активное сопротивление с того момента, как стала католичкой». ГАРФ, ф. 8409, оп. 1: д. 26, л. 156—158; д. 74, л.43;д. 75, л. 107—108;д. 113, л. 11, 280—281, 296; д. 255, л. 2; д. 256, л. 19—21; д. 362; д. 53—55; д. 728, л. 75—81;д. 1699, л. 46, 97;
Осипова И. 1996. С. 163;
Осипова И. 1999. С. 330;
Следственное дело А. И. Абрикосовой и др. 1924 //ЦА ФСБ РФ;
Соколовський О. К. С. 57;
Шкаровский М. и др. С. 259. Источник: веб-энциклопедия "КАТОЛИЧЕСКАЯ РОССИЯ".