Наполеония ·
29-Сен-13 00:07
(спустя 2 месяца 9 дней, ред. 04-Окт-13 23:31)
Признательна за сей весьма любопытный вариант "Риголетто". Безусловным достоинством прованской версии является, на мой взгляд, ироничный, "цирковой" антураж сценографического оформления в авторстве Карсона. Помнится, схожая концепция была успешно реализована Дефло в парижской франкоязычной версии "Любви к трем апельсинам", обогащенной также элементами пантомимы и комедии Дель Арте. Особая, цинично мрачная атмосфера цирковой арены служит оригинальным пространством для оперной драмы Верди. Герцог ассоциирован с образом укротителя обнаженных девиц в леопардовом неглиже, совмещающим свои профессиональные обязанности организатора фривольных увеселений с посещением "публичных" заведений, так сказать, только для "господ". Любопытным аспектом гендерного взаимодействия в данной постановке является нарочитая экономическая доминанта, лишающая герцога ореола его неотразимого мужского обаяния. Карсон превращает его в банального потребителя "доступной любви". Чакон Круса я слышала только в партии Руица, которую он исполнил, будучи привлеченным для записи студийного альбома Марсело Альвареса "Вердиевский тенор". Теперь - его полноценная работа в одной из самых именитых теноровых партий итальянского репертуара. Чтож, звучание его схоже с упрощенной версией Арагаля, лишенной, правда, соблазнительной карамельной нотки и вальяжной мягкости звучания, свойственной испанскому тенору в партии герцога. Периодически звучание Круса отличалось чрезмерным напряжением, форсированием контрастных регистровых колебаний и отсутствием элегантности. Заурядное исполнение, без эстетических откровений, но и без откровенного дилетантства. Сценический образ герцога инфантилен, ироничен, ребячливо шкодлив и, в моем представлении, притязать на статус проводника порочной воли не может. И еще, Карсон, пожалуй, должен был избавить зрителей от неприятной обязанности созерцания интимного туалета герцога перед соблазнением похищенной Джильды. Обнаженных дам в первом акте было уже достаточно и явно излишняя демонстрация наготы Круса не увеличила эстетической ценности его героя. Гагнидзе в партии Риголетто проявил усердие и добросовестность, но тесситура партии очевидно не соответствует его тембру и качественным характеристикам голоса. Он относительно неплохо звучал в партии Амонасро, был гротескно обаятелен в образе Скарпиа и теперь специфичен в качестве Риголетто. Но вот его работа в парижской "Франческе да Рамини" мне, признаться, понравилась. Резко очерченный, контрастный контур его баритонального звучания, структурно весьма объемного, не имеет плотной и ровной наполненности. Голос лишен однородной баритональной концентрированности и оттенен к тому же легким "утробным" призвуком. Вообщем, компенсируется сие звучание лишь, пожалуй, подвижностью и относительной мощью голоса, а вот гармоничной красоты тембра не ощущается. Исполнение отмечено резкостью и чрезмерной жесткостью. Вообщем, вкупе с неубедительной ролью любящего отца Гагнидзе поддерживает сомнительный уровень вокальных достоинств этой постановки. Ирина Лунгу сформировала нежный, юношески трепетный образ Джильды, угнетенной деспотическим отцовским контролем и находящей отдохновение в своих грезах. Интересна сценографическая символика ее тайных любовных мечтаний и ее образов, представлений о другой, реальной жизни за пределами ее "вагончика", которые материализованы в ее тайном дневнике. Мягкое звучание, относительно достойную исполнительскую технику Лунгу сочетает со сценографически очерченной наивностью и пугливой робостью своей неискушенной героини, жертвы мечтательной неопытности. Метафорический образ погубленного целомудрия, впервые представленный в нагой фигуре обесчещенной дочери Монтероне, цинично ассоциирован с надувным "дамским" суррогатом - спутницей Риголетто в сцене герцогских увеселений. В финале оперы этот образ в эффектном эквилибрическом полете повергает разрушенные мечты Джильды, мечтавшей о любовном рае, но рухнувшей в бездну мужского эгоизма и порочного тщеславия герцога. И именно этот завершающий сценографический элемент заставляет забыть о всех недостатках вокальной работы исполнителей. Остается лишь драматизм и прекрасная красота музыки Верди.