Домострой Год выпуска: 2009 г. Автор: Духовные писатели XVI века Исполнитель: Станислав Федосов Жанр: Наследие православных подвижников благочестия Издательство: Студия "Ардис" Категория: аудиокнига Аудиокодек: MP3 Битрейт: 160 kbps Вид битрейта: постоянный битрейт (CBR) Частота дискретизации: 44 kHz Количество каналов (моно-стерео): Стерео Музыкальное сопровождение: присутствует частично (в начале-конце глав и паузах) Время звучания: 07:05:57 Описание: Как любить Бога всею душою, и близких своих, и страх Божий иметь, и помнить о смертном часе. Как царя и князя чтить и повиноваться им во всем, и всякому властителю покоряться, и правдою служить им во всем, и большим и малым, и скорбным и немощным, всякому человеку, кто бы он ни был, и себе самому вдуматься в это. Как дочерей воспитать и с приданым замуж выдать. Учить мужу свою жену, как Богу угодить и к мужу своему приноровиться, и как свой дом лучше устроить, и всякий домашний порядок и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой трудиться. Как хозяину запасы напитков держать для себя и для гостя и как приготовить их для посторонних.
«Домострой» – знаменитый памятник русской литературы XVI века – тщательно разработанный свод правил – от поведения в церкви до поведения за столом, от отношений между членами семьи до рецепта приготовления пива. Освященные традициями и временем принципы «Домостроя» вполне применимы и сейчас (в некоторой редакции конечно). К тому же есть и сугубо практические советы по лечению, травам, рецепты приготовления вкусной и здоровой пищи, даже приготовлению пива и медовухи в домашних условиях!
Вступление. Домострой – «зерцало» быта, традиций и обычаев русского народа (Л. Н. Вдовина)
Содежание
Часть I. О ДУХОВНОМ СТРОЕНИИ (религиозные наставления) Предисловие к сей книге. Аминь! 1. Наставление отца сыну 2. Как христианам веровать во святую Троицу и Пречистую Богородицу, и в крест Христов, и святым небесным бесплотным силам, и всем святым, и честным и святым мощам, и как поклоняться им 3. Как Тайнам Божиим причащаться и веровать в воскресение из мертвых, и Страшного суда ожидать, и прикладываться к святыням 4. Как любить Бога от всей души, также и брата своего, и страх Божий иметь, и помнить о смертном часе 5. Как духовный чин почитать, священников и монахов 6. Как посещать в монастырях, в больницах и в темницах всякого, пребывающего в скорби 7. Как царя и князя чтить и повиноваться во всем, всякой власти подчиняться и правдою служить. И как вести себя в отношении к большим и малым, скорбным и немощным и ко всякому человеку и внимать своей совести 8. Как дом свой украсить святыми иконами и в чистоте содержать 9. Как в церкви Божии и в монастыри с приношением приходить 10. Как приглашать к себе в дом священников и иноков и молиться 11. Как кормить с молитвой приходящих в дом 12. Как мужу с женою и с домочадцами молиться у себя дома 13. Как мужу и жене молиться в церкви, хранить чистоту и не творить никакого зла 14. Как почитать отцов своих духовных и повиноваться им 15. Как детей своих воспитать во всяком наставлении и страхе Божием Часть II. О МИРСКОМ СТРОЕНИИ (о семейных отношениях) 16. Как дочерей воспитывать и с приданым замуж выдать 17. Как детей учить и страхом спасать 18. Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем 19. Как всякому человеку рукодельничать и всякое дело делать, благословясь 20. Похвала мужьям 21. Наказ мужу и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить 22. Каких людей держать в доме и как руководить ими во всяком учении и в божественных заповедях, и в домашней работе 23. Как врачеваться христианам от болезни и всякой скорби 24. О неправедной жизни 25. О праведном житии, если кто по-божески живет, по заповедям Господним, по отеческому преданию и по христианскому закону, и если владетель судит справедливо и нелицеприятно всех одинаково — богатого и бедного, ближнего и дальнего, достаточно будет ему честных доходов 26. Как жить человеку по своему достатку 27. Если кто живет неразумно 28. Если кто слуг держит не по средствам 29. Учить мужу свою жену, как Богу угодить и мужу быть по нраву, и дом свой лучше вести, и всякую домашнюю работу и рукоделье знать, и слуг этому учить, и самой делать Часть III. О ДОМОВНОМ СТРОЕНИИ (хозяйственные рекомендации) 30. Хорошие жены — рукодельные — доход и сбереженье всему; что скроит — остатки и обрезки беречь 31. Как всякое платье кроить и остатки и обрезки хранить 32. Во всех вещах домашних держать счет и порядок 33. Каждый день госпоже надзирать над слугами в домашнем устройстве и рукоделии и о всяком сохранении и порядке 34. Каждый день жене мужа во всем спрашиваться и обо всем советоваться: как на люди выходить и к себе приглашать, и о чем говорить с гостями 35. Как слуг наставлять, когда с чем-нибудь посылаешь на люди 36. Женам наказ о пьянстве и о хмельном питье, и слугам также, и о том, чтобы тайком не держать ничего нигде, а клевете и обману слуг без проверки не верить: как их строгостью наставлять, да и жену также; и как в гостях находиться и дома себя вести во всем правильно 37. Как всякую одежду жене носить и хранить 38. Как порядок в избе навести хорошо и чисто 39. Если муж жены сам не учит, то накажет его Бог, если же и сам обычай блюдет, и жену и домочадцев учит, милость от Бога примет 40. Как самому государю, или кому он прикажет, припасы на год и всякого товару купить 41. Себе на обиход купить всякого товару заморского из дальних земель 42. О том же: когда что купить кому, у кого деревень нет, и всякие домашние припасы и летом, и зимой, и как запасать на год, и как дома животину всякую разводить, и еду и питье держать всегда 43. Если муж запасет в нужное время всякого припасу постного — как его сохранить 44. О прибыли от запасенного впрок 45. Как огород и сад разводить 46. Как хозяину запасы напитков держать для себя и для гостей и как приготовить угощенье 47. Пивоваренный наказ: как пиво варить, как меда сытить и вино курить 48. Как ключнику наблюдать за поварами и за хлебниками, и за всяким порядком 49. Как мужу с женой советоваться, что ключнику наказать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне 50. Ключнику наказ на случай пира 51. Наказ господина ключнику, как блюда постные и мясные варить и семью кормить в мясоед и в пост 52. О хранении в житницах и закромах 53. Так же присматривать и в сушильне 54. Как все хранить в погребе и на леднике 55. Как ключнику по государеву наказу в клетях и в подклетях, и в амбарах беречь всякое имущество 56. На сеновалах сено и в конюшнях лошадей, а на дворе запас дров пристроить и всякую скотину 57. Как в поварнях, пекарнях и хозяйственных службах держать сготовленное 58. За погребами и за ледниками, и в житницах, и в сушильнях, и в амбарах, и в конюшнях государю чаще присматривать 59. Как государю, все оценив, жаловать по достоинству слуг 60. О торговцах и лавочниках — чтобы рассчитываться с ними почаще 61. Как двор устраивать или лавку, или деревню, или амбар 62. Как подворное тягло платить или с лавок позем, или с деревни подать и должникам всякий долг платить 63. Наказ ключнику, как хранить в погребе всякие припасы соленые — в бочках, в кадках, в мерниках, в чанах и в ведерках — мясо, рыбу, капусту, огурцы, сливы, лимоны, икру, рыжики, грузди ДОПОЛНЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ 64. Записи на весь год, что к столу подавать с пасхального воскресенья в мясоед 65. Правило о различных медах сыченых: как сытить меды всякие, как ягодный морс готовить и квас медовый простой ставить, и пиво простое подсычивать медом, и хмель варить в кипятке, чтобы сытить мед обварной 66. Правила о всех овощах различных, как их обрабатывать и готовить 67. Свадебный чин краткий. О свадебном распорядке 68. Послание и наставление от отца к сыну НАЗИРАТЕЛЬ. Книга, называемая попечитель 1. Как определить место, пригодное или вредное для поселения и жизни человека 2. О построении двора или сельского дома, удобного для жизни и пригодного к разведению всяких плодов 3. Как следует колодцы рыть, искать ключи и источники и познавать качество воды 4. О дереве 5. О расположении поля, которое предназначено для нивы, с учетом его плодородия 6. Об ограждении садов, огородов и нив 7. О пшенице 8. О капусте ЛЕЧЕБНИК ИЗ МНОГИХ МУДРЕЦОВ 1. О ржаном хлебе 2. Об овсе 3. О животных и травах 4. О кусте шиповника 5. О настойках из трав 6. О маслах, какие на что годятся 7. О посещении бани
Данная книга, пожалуй, является самой известной в нашей стране из категории "не читал, но осуждаю". Куда там ненавистникам "Сумерек" и "50 оттенков...", когда все и каждый знают, что "Домострой" призывает побивать жену и тиранить прочих домашних. Я, разумеется, слышала в школе, что на самом деле этот памятник русской литературы больше похож на сборник советов по хозяйству, но узнавать доподлинно, что же там такое, желания никогда не возникало. И так бы все и оставалось, если бы я не увидела соответствующей аудиокниги в списке литературы к одной из лекций в Универсариуме по русской кухне. "А почему бы и не послушать?" - решение было принято быстро, а дело сделано чуть ли не быстрее. И на самом-то деле "Домострой" оказался не просто сборником советов по выстраиванию семейных отношений и ведению хозяйства, а предтечей утопии. И в этом я согласна с Павлом Сюткиным, автором курса "Готовим по-русски". "Домострой" - суть Должно-Быть-Ляндия образца XVI века, следуя наставлениям которого читатель получит чистоту, порядок и благодать в собственном доме. Начальные главы посвящены разнообразным религиозным принципам и поучениям, благодаря которым можно в очередной раз убедиться, насколько большую роль играла вера в жизни средневековья. Далее следуют поучения о воспитании домашних, и если детей действительно рекомендуется держать в строгости, то с женой требуется всегда обращаться любовно и поучать сперва словом, а уже потом - плетью. Тут же отдельно указывается, что слуг не следует наказывать палками и прочими попавшими под руку предметами, да не бить по ушам, глазам etc. во избежание травм. Оставшиеся главы почти полностью отведены под хозяйственные хитрости. Как бережно хранить вещи и продукты, делать заготовки, с выгодой покупать и продавать, принимать гостей, чему выучить слуг, как обустроить дом-сад-огород и различные службы. Поскольку все эти советы опираются на простой здравый хозяйственный смысл, то в значительной мере остаются вполне актуальными и сейчас. И будут таковыми, пока наш образ жизни не изменится совсем уж коренным образом, чего не случилось за прошедшие полтысячи лет. Далее идет совершенно головокружительный список всевозможных кушаний, дозволенных в тот или иной пост. Идеальная иллюстрация - пир в фильме "Иван Васильевич меняет профессию", создатели которого как раз и опирались на этот самый перечень. Затем следует самая большая по объему глава с подробным описанием свадебного обряда с хозяйственной точки зрения - как организовать праздник так, чтобы было и богато, и не слишком накладно, и перед людьми не стыдно. Завершается "Домострой" обращением Сильвестра к своему сыну Анфиму, где в общем-то сызнова кратко повторяется все вышесказанное. Как итог, "Домострой" заслуживает прочтения, поскольку он и в самом деле является историческим памятником в литературной форме. Благодаря ему можно чуть лучше понять русское общество того времени, полнее уловить средневековую мораль, когда любая власть от бога, а хозяин в своем доме - царь и повелитель. Не смотря на то, что в книге в общем-то не описывается тогдашняя жизнь как она есть, есть не мало оснований для построения реальной картины. Во-первых, "Домострой" написан для весьма небольшого числа людей - и грамотных, и состоятельных. Сильвестр как само собой разумеющееся пишет о наличии большого дома, разнообразных хозяйственных построек и слуг. Простой же люд мог рассчитывать лишь на наставления старшего поколения или "государя" да на лубочные картинки. Во-вторых, совершенно очевидно, что если бы никто не вытирал нос рукавом, об этом не стоило бы и писать. В аудиокниге так же присутствуют два приложения, судя по всему, не входящие непосредственно в "Домострой" - "Назидатель" и "Лечебник из многих мудрецов". Первый рассказывает о том, как наилучшим образом выбрать место для дома, построить оный, окружить постройками, садом и вырыть колодец. Второй, делая отсылки то к одному, то к другому авторитету, дает разнообразные рецепты из трав и подручных средств если не на все, то на очень многие случаи. Что смотрится весьма забавно на фоне недвусмысленных наставлений "Домостроя" не прибегать к помощи к травников, колдунов и знахарей, ибо все болезни от бога, а значит следует терпеть страдания с должным смирением. Оба труда опираются на типичные средневековые четырехчастные свойства (влажный - сухой - горячий - холодный) и являются прекрасной иллюстрацией по применению этой системы ко всему подряд. По началу было довольно любопытно, но вскоре "Назидатель", а за ним и "Лечебник..." утомили своей однообразностью. Да и слушать рецепты почти всегда малоинтересно, особенно если никогда не планируешь применять что-либо из них на практике. Исполнение Станислава Федосова приятное, четкое и внятное, даже с некоторыми благолепными интонациями (хотя не исключаю, что это просто эффект самого текста). Сперва я еще опасалась, что будет тяжело воспринимать на слух такой устаревший язык. Но текст хорошо адаптирован, легко как читается, так и слушается, не теряя при этом особого колорита старины.