Готлиб Менделевич Ронинсон родился 12 февраля 1916 года в Вильно (ныне - город Вильнюс, Литва).
В начале 1920-х годов он переехал вместе с семьёй в Москву. С 1928 по 1939 годы Ронинсон пел в детском хоре, и был солистом миманса Большого театра СССР, но карьера там быстро завершилась - слишком яркими были его появления в массовках.
Готлиб Ронинсон очень любил свою маму, всегда бережно к ней относился и старался её не расстраивать, так как она в одиночку растила Готлиба и не хотела, чтобы её место заняла какая-то другая женщина. Поэтому тех немногочисленных девушек, которых Ронинсон приводил в дом, его мама встречала холодно, и он так и не женился, всю жизнь прожив вместе с мамой в однокомнатной квартире на Крымском валу.
Юный Готлиб был заядлым театралом, не пропускал ни одной столичной премьеры, и особенно часто ходил во МХАТ, который был его любимым театром. Готлиб знал поимённо не только всю труппу Художественного театра, но и выучил наизусть весь его репертуар. Там же он познакомился с Михаилом Булгаковым, который в ту пору писал для МХАТа свои пьесы.
Когда началась война, Готлиба Ронинсона не взяли на фронт по состоянию здоровья, поэтому он остался с матерью в Москве. Но когда в октябре 1941 года враг подошёл вплотную к столице, Ронинсоны уехали в Верхнеуральск, где Ронинсон устроился на работу старшим пионервожатым и воспитателем детского дома.
Вернувшись после эвакуации в Москву, Ронинсон поступил в Театральное училище имени Щукина, которое окончил в 1945 году. Он учился на одном курсе вместе с Владимиром Этушем, Геннадием Юдиным, Ниной Архиповой, Владимиром Шлезингером, Еленой Измайловой и Татьяной Коптевой. Говорят, Готлиб Ронинсон был безответно влюблён в юную и очаровательную Коптеву (будущую актрису и педагога "Щуки").
В 1946 году Ронинсона приняли в труппу Московского театра драмы и комедии (нынешний Театр на Таганке), который тогда возглавлял режиссёр Александр Плотников. Готлиб Ронинсон проработал в нём 45 лет. У Любимова Ронинсон играл довольно много, причём самые разные роли: мужские, женские, комические, трагические. Он участвовал в таких знаменитых спектаклях, как "Мастер и Маргарита", "10 дней, которые потрясли мир", "А зори здесь тихие…".
Готлиб Ронинсон оказался одним из тех актеров, которые остались в труппе театра после прихода Юрия Любимова. Для Театра на Таганке началась новая эра - в нем появились Владимир Высоцкий, Алла Демидова, Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Игорь Кваша и многие другие молодые актеры. Готлиб Михайлович годился им в отцы, но и в этом обновленном блистательном театре он прижился, и занял свою нишу. Коллеги его искренне любили. В первом спектакле новой Таганки, "Десять дней, которые потрясли мир", актер, вместе со всеми участвовал в массовке: выскакивал на улицу с гармошкой, не видя ничего в этом зазорного. Скорее наоборот, настоящему актеру достаточно сказать одно-два слова, чтобы его заметили. Это называется "эффект присутствия". Готлиб Ронинсон всегда был заметен на сцене.
Мастер гротеска, Ронинсон потрясающе владел мимикой, а его чуть заикающаяся речь придавала героям неповторимый шарм. Его всегда тянуло к серьёзным драматическим ролям, хотя он и был прирождённым комиком: что бы ни говорил и ни делал на сцене - всё получалось смешно. Для того, чтобы "разогреть" себя перед выходом на сцену, ему обязательно нужно было с кем-то поссориться. Он мог придраться к чему угодно и сказать, например, артисту: "Что ты та-ак смотришь на меня?" И ещё все почему-то думали, что Ронинсон - человек капризный, и никто не хотел сидеть с ним в одной гримерке.
В 50 лет Готлиб Ронинсон снялся в роли начальника Деточкина в комедии Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля".
Театр в ту пору популярностью не пользовался, москвичи его не особо жаловали. Шла какая–то малозаметная бытовая комедия. Ронинсон играл лифтера-заику, которому врач посоветовал петь, чтобы избавиться от заикания – и поэтому на протяжении всего спектакля этот замечательный лифтер пел. А для драматического актера Готлиб Михайлович пел просто прекрасно, и умел держать зал. И Рязанов решил приглашать актера в свою комедию. Герой Ронинсона в сцене суда восклицал молчаливому соседу по скамейке: "А вы не знаете, так молчите!" Это было так смешно, что Рязанов пригласил актёра в свой следующий фильм "Зигзаг удачи" - на роль ревнивого мужа Лидии Сергеевны.
Затем Ронинсона стали снимать и другие режиссёры-комедиографы. Готлиб Ронинсон был прирожденным комиком. Готлиб Михайлович был полноват, но изящен на сцене. Ронинсон был картав, и эта картавость ему шла, и он превратил ее в свой плюс. Если сейчас пересмотреть фильмы с участием Ронинсона, нельзя не заметить, сколько в нем тепла, сколько азарта, сколько юмора и детского блеска в глазах.
Ронинсон не остался не замеченным и другими режиссерами-комедиографами: Леонид Гайдай увидел в актере эксцентричного Кислярского из "12 стульев" и Ивана Израилевича в "Не может быть!" Георгий Данелия утвердил актера в "Афоню" на роль интеллигентного соседа затопленной квартиры, а Алексей Коренев снял актера в роли начальника цеха в телефильме "Большая перемена".
Небольшие, но яркие и запоминающиеся роли актер исполнил и у других режиссёров: у Александра Алова и Николая Наумова он сыграл грека – сладострастника в "Беге", у Никиты Михалкова снялся в знаменитой "Рабе любви". Вениамин Дорман предложил актеру роль трамвайщика в киноленте "Земля, до востребования", а позднее - аптекаря Поммера в незабываемой ленте "Возвращения резидента".
Потом была роль дяди Гоши у Валерия Харченко в "Фантазиях Веснухина", парикмахер в телесериале Василия Ордынского "Хождение по мукам", директор магазина в детективе Альберта Мкртчяна "Лекарство против страха". И последнюю свою роль второго плана актер исполнил в иронической комедии Сергея Соловьева "По Таганке ходят танки".
Актера, с его тихим, запоминающимся, чуть картавым голосом приглашал к себе на озвучивание и "Союзмультфильм". Голос Готлиба Рнинсона звучит в мультиках: "Мешок яблок", "Чудеса в решете", в любимом всеми "Свинопасе" и в незабываемом "Потерялась птица в небе".
Герои Готлиба Ронинсона всегда вызывали смех. Сам же актёр был бесконечно преданным искусству и так же бесконечно одиноким. Семьи у него не было, а были только друзья. Готлиб Михайлович всегда попадал в смешные истории, он казался всем немного нелепым и чудаковатым, но коллеги ценили его доброту и желание всем помочь. О его готовности прийти на помощь всем без исключения складывались легенды. "Дядя Гоша, сделай что-нибудь, голова болит! Дядя Гоша, зуб полечи!" - с такими просьбами к Готлибу Ронинсону нередко обращались артисты театра. Его называли не иначе как "дядя Гоша - Скорая помощь". Он действительно, немного "поворожив" руками над головой, снимал боль и умел заговаривать зубы, но сам Ронинсон от рождения страдал эпилепсией.
В последние годы Готлиб Михайлович много и часто болел. Он перенёс несколько операций и каждый шаг давался ему с большим трудом, однако собственные болячки волновали его меньше, чем болезнь матери.
Иной раз после спектакля, возвращаясь домой с букетом цветов, говорил: "Поставлю их рядом с маминым портретом". Ходил всегда аккуратный, подтянутый, его даже называли "самым ухоженным холостяком Таганки". Но при этом был бесконечно одинок.
Готлиб Робинсон часто прогуливался рядом с домом, подкармливая голубей, и обожал птиц. Стоило ему выйти во двор, как со всей округи слетались голуби. Соседи Ронинсоном гордились. Знакомые, друзья актера звали "министром здравоохранения Таганки": у него было много знакомых врачей, и он совершенно бескорыстно помогал, сводил с хорошими специалистами, доставал какие-то лекарства.
Удостоил внимания Готлиба Ронинсона его коллега по театру знаменитый Владимир Высоцкий. Ронинсону на его 50-летие Высоцкий посвятил следующие строки:
Если болен морально ты
Или болен физически,
Заболел эпохально ты
Или периодически -
Не ходи ты по частникам,
Не плати ты им грошики,
Иди к Гоше, несчастненький,
Тебя вылечит Гошенька.
"А еще он очень любил детей, – вспоминала актриса Таганки Марина Полицеймако. – Вся наша театральная ребятня выросла у него на глазах, бегали за ним гурьбой, он быстро находил с ними общий язык. Своих детей у Готлиба Михайловича не было".
За несколько лет до своей смерти Ронинсон сказал кому-то из актёров: "Я заказал себе надгробную плиту с надписью: "Здесь лежит народный артист РСФСР Готлиб Ронинсон", пусть мне потом на могилку поставят".
У Готлиба Михайловича были неплохие сбережения на сберкнижках. Все он завещал какому-то детскому приюту. А при реформах деньги обесценились, и все пропало. Выдержать этот удар было непросто. Мало того, осенью 1991 года на доме, в котором жил Ронинсон, появилась табличка со странной надписью: "Продается. Частная собственность". Эта чья-то безумная акция сильно повлияла на Готлиба Михайловича.
Готлиб Ронинсон скончался 25 декабря 1991 года. В тот день должен был состояться спектакль "Мастер и Маргарита", в котором он играл. Готлиб Михайлович был чрезвычайно пунктуальным человеком и никогда в жизни не опаздывал ни на репетиции, ни на спектакли. Поэтому, когда актёр впервые за долгие годы не явился на работу, его коллеги забили тревогу и сразу после представления отправились к нему домой на Крымский вал.
Валерий Погорельцев рассказывал: "Войдя, мы стали свидетелями жуткой картины: Ронинсон с красным лицом (инсульт) лежал посреди комнаты на ковре, из его разжатого кулачка выкатилась маленькая жёлтая таблетка... и на фоне такого несчастья, еле-еле передвигась, стояли два техника-смотрителя из домоуправления - муж с женой. Дело в том, что Готлиб Михайлович страдал эпилепсией, поэтому в рот не брал спиртного. Но - и это естественно - такому заметному артисту, как он, во всяких командировках, будь то Грузия или Молдавия, поклонники дарили коллекционные вина и коньяки, самые дорогие, с большой выдержкой. Конечно, он часто делился с ребятами, но большинство драгоценных бутылок стали экспонатами его домашней винодельческой коллекции. Когда мы вошли, то увидели этих техников-алкоголиков, уже вылакавших коллекцию: весь кухонный стол был уставлен пустыми бутылками... Позже Ронинсона отвезли в морг... В комнате Готлиба Михайловича висели два портрета - его и мамы, написанные маслом. В столе были письма, рецензии, которые он бережно собирал. Под утро мне позвонила его пожилая соседка Ольга Моисеевна и предупредила, что бумаги и личные вещи Ронинсона выброшены на помойку. Я приехал на "Октябрьскую" в 8 утра, но мусоровоз уже забрал содержимое из ящиков, я не успел спасти его архив. Квартиру той же ночью разграбили. После заграничных гастролей Ронинсон привозил дефицитные кассетные магнитофоны, телефоны, фотоаппараты - всё это вынесли, ничего не осталось. Ни-че-го. Квартира же перешла государству. Он светло жил и светло ушёл - по-английски, не прощаясь..."
Актер был верующим человеком, исповедовал православие, и после смерти отпевали его как Григория. Он очень переживал, когда затевались какие-то антисемитские акции, и болезненно переносил любые разговоры на эту тему.
Готлиб Ронинсон был похоронен в Москве на Введенском кладбище.
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=456