KOMANDIR1111 · 13-Апр-13 22:05(11 лет 9 месяцев назад, ред. 02-Июл-13 15:34)
Flow: The Psychology of Optimal Experience / Поток. Психология оптимального переживания Год: 2011 Автор: Mihaly Csikszentmihalyi / Михай Чиксентмихайи Переводчик: Елена Перова Жанр: Психология Издательство: Альпина нон-фикшн ISBN: 978-5-91671-119-6 Язык: Русский Форматы: FB2 (сделан лично мной, все аккуратно), , PDF (исходный), DOCX (сырой файл, но некоторым удобнее в таком формате). Качество: Распознанный текст с ошибками (OCR) Интерактивное оглавление: Да Описание: Книга "Поток" представляет собой очень нетривиальный подход к проблемам эмоциональной жизни человека и регуляции поведения. Радость потока - это высшая награда, которой может одарить нас природа за стремление к решению все более и более сложных задач. В отличие от уровня жизни качество переживаний можно повысить, заплатив только одной валютой - вложением внимания и организованных усилий; другая валюта в царстве потока не котируется. Чиксентмихайи напоминает: счастье - это не то, что просто случается с нами, это и искусство, и наука, это то, что требует усилий и своеобразной квалификации. "Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления, находя таким образом радость в окружающей нас повседневности".
Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук
Скриншоты
Доп. информация: По Интернету гуляет pdf. На его основе сделал удобный fb2.
Во-первых, расширил оглавление. В pdf не было третьего уровня.
Во-вторых, сделал сноски. Автор написал довольно обширные примечания. Но лазить в конец неудобно. Часть сносок, возможно, попали не на то предложение, но в тот абзац.
В-третьих, в pdf куча опечаток и ошибок распознавания. Хочется верить, что после моей обработки их стало меньше. В целом, наслаждайтесь. Я потратил не один час на эту книгу (в основном на сноски). Обновил торрент! Просьба перегрузить.
deiercom
Можно, но зачем? Мне удобнее читать в fb2. Закладки, комментарии и т.д.
Если Вам хочется pdf, пожалуйста, делайте. Хотя приоритет на трекере у fb2/epub.
mouse52
не за что. стараюсь только крутое и редкое выкладывать. deiercom
да любую) coolReader, alReader, moonReader. это самые крутые считаются.
Вот тема на форуме
Ушло в личку. "По Интернету гуляет pdf. На его основе сделал удобный fb2." -
"честный" - я имел ввиду, что мой файл не проходил столь долгий эволюционный путь.
Да, книга тяжеловата читается (скорее как научный труд)
Это и есть научный труд) И далеко не самый скучный. Вы знаете, я сначала прочел раннее издание (В поисках потока. Психология включенности в повседневность), и практически по каждому пункту мне было что добавить. Книга показалась пустышкой. Т.е. пользы никакой.
А потом я наткнулся на позднее издание (которое и выложил), и почти все уже было добавлено, да еще и сверху раз в десять.
Впечатляющая вещь. Автор как будто повторял некоторые мои мысли, другие расширял, некоторые наблюдения объяснял. Но есть все-таки одна претензия - автор зачем-то выкинул историю маникюрщицы (а может забыл про нее?). Хотя появилась история сварщика, это хорошо! В общем, привожу ее здесь.
Цитата:
Несколько специфический пример того, как это может действовать, сообщил нам Мартен Де Врайс, работающий психиатром в крупном психиатрическом центре в Нидерландах. Пациентам его больницы периодически раздавали анкеты, составленные по Методу Выборочного Изучения Опыта, чтобы выяснить, что они делают в течение дня, что они об этом думают и как они себя при этом чувствуют. В анкетах одной из пациенток, страдающей шизофренией, которая провела в больнице около 10 лет, были заметны путаница мыслей и слабый эффект серьезной психической патологии. Однако в течение двух недель, в которые проводилось анкетирование, она дважды отметила, что чувствовала себя хорошо. В обоих случаях она занималась своими ногтями. Персонал больницы решил сделать попытку и пригласил профессионального специалиста по маникюру, чтобы научить ее этому ремеслу. Пациентка с удовольствием прошла обучение и вскоре начала делать маникюр другим пациентам больницы. Ее состояние так резко изменилось, что ее выписали из больницы под надзор врачей; она занялась частной практикой и через год полностью себя обеспечивала. Никто не знает, почему этой женщине требовалось заняться маникюром, а если интерпретировать эту историю с точки зрения психоаналитики, возможно, никто не хотел узнать это. Факт заключается в том, что для этого человека на этом этапе жизни занятие маникюром дало возможность испытать хотя бы бледное подобие потока в жизни.
Прочитал сей труд, и плюс еще "в поисках потока". Не могу сказать что совсем уж пусто, но и глубоким или чем-то полезным назвать это не могу. Отдельный минус автору за пафос. Психолог с мировым именем, проведенно сотни тысячь иследований, опрошенны тысяци и тысячи респондентов по всему миру, и нам открылась великая истинна, если человек работает и занимается любимым делом, он чувствует себя лучше. Мне одному только кажется что это звучит глупо? Любой человек который делал в своей жизни что-то сложнее чем поход к холодильнику может сказать это и без тысячь ислледований.
Вообще книга была бы полезной, будь она написанна на 50 страницах. А так буквально пару хороших идей и ооочень много воды. Плюс сюда же еще и книга "в поисках потока" которая по логике вещей должна обьяснять какуюто практическую часть, но по факту, она просто повторяет эту книгу один в один, и другой цели кроме как бабла срубить, зачем было писать ее я не вижу.
Психолог с мировым именем, проведенно сотни тысячь иследований, опрошенны тысяци и тысячи респондентов по всему миру, и нам открылась великая истинна, если человек работает и занимается любимым делом, он чувствует себя лучше.
Мне кажется, Вы невнимательно читали. Концепция потока описывалась не применительно к "любимому делу", а вообще к любой деятельности, будь то прогулка или готовка. А главным вопросом, на который хотел ответить автор, было "Почему одни люди в концлагере ломаются, а другие нет". И ответ - не сломавшиеся имели структуру психики, которая спонтанно превращала любую деятельность в потоковую. В концлагере, как Вы понимаете, выбор "любимого дела" ограничен. Готовых рецептов автор действительно не дает. Но может их и невозможно дать? Если Вам известна книга полезнее, не стесняйтесь, напишите).
Цитата:
Мне одному только кажется что это звучит глупо?
Психология в целом - не для счастливых людей.
Цитата:
Плюс сюда же еще и книга "в поисках потока" которая по логике вещей должна обьяснять какуюто практическую часть, но по факту, она просто повторяет эту книгу один в один, и другой цели кроме как бабла срубить, зачем было писать ее я не вижу.
В том то и дело, что я книгу читал очень внимательно, т.к. вначале она мне показалась очень многообещающей. Просто я немного утрировал. Да и к тому же, он хоть и говорит что любое дело можно превратить в любимое, однако конкретных рекомендаций кроме того что нужно относится к этому делу как к искусству и что нужно повышать сложность, я не нашел. И заметьте, я не говорю что это не верно, просто это мне кажется и так само-собой разумеющейся вещью. И я не вижу необходимости так пафосно заявлять о своем "открытии" и к тому же так затянуто и нудно об этом рассказывать)
К тому же, есть момент с которым я не соглашусь. Особенно про момент с концлагерем, я так думаю что основная черта характера позволяющая сохранять человечность это не просто умение себя занять чем то, но больше вера. Вера в свои цели и в свою идею, которая позволяет сражаться и преодолевать трудности. А уж непосредственно занятие каким-то делом это следствие, а не первопричина. Тоже самое и в отношении к жизни, это конечно замечательно что-то делать, но на его примерах, можно заметить, что хоть многие из описываемых им людей и находятся в зоне комфорта, ибо занимаются сложной деятельностью, но это вовсе не означает достижения счастья или понимания в каком-то этапе жизни что все было не зря.
По поводу рецептов, их и не надо давать готовые, но от психолога с мировым именем ожидаешь чуть большего чем просто рассуждения на философские темы, хочется понять как работает эта механика, и главное как ей управлять. Если говорить о авторах которые обьясняют механику и принцип работы с некй, я бы посоветовал классика подобной литературы - Кови с его 7 навыками.
он хоть и говорит что любое дело можно превратить в любимое, однако конкретных рекомендаций кроме того что нужно относится к этому делу как к искусству и что нужно повышать сложность, я не нашел. И заметьте, я не говорю что это не верно, просто это мне кажется и так само-собой разумеющейся вещью. И я не вижу необходимости так пафосно заявлять о своем "открытии" и к тому же так затянуто и нудно об этом рассказывать)
Честно, многие жалуются на сложность и тяжеловесность, но я этого не почувствовал. Конкретных рекомендаций, конечно, он не дает. Может, их и невозможно дать - они будут разные и для разного культурного контектста, и для пр. Но он дает кучу примеров потока по разным областям деятельности - спорт, искусство, отношения, наука и т.д.
По крайней мере мне книга что-то объяснила.
А Кови мне показался попсовым. Я совершенно не хочу становиться "успешным человеком".
Цитата:
но на его примерах, можно заметить, что хоть многие из описываемых им людей и находятся в зоне комфорта, ибо занимаются сложной деятельностью, но это вовсе не означает достижения счастья или понимания в каком-то этапе жизни что все было не зря.
Наверное, потока.
Не помню таких примеров. Кстати, согласен. Не помню точно, сводит ли он счастье к потоку. Если и сводит, то это довольно опрометчиво. Помимо потока есть и другие немаловажные концепции в психологии.
Цитата:
Особенно про момент с концлагерем, я так думаю что основная черта характера позволяющая сохранять человечность это не просто умение себя занять чем то, но больше вера.
Цитата:
Ричард Логан проанализировал записи многих людей, переживших невыносимые ситуации, в том числе работы Виктора Франкла [106] и Бруно Беттельгейма [107] , размышлявших об источниках внутренней силы людей в экстремально тяжёлых обстоятельствах. Оказалось, что всех «выживших» объединяла одна общая черта: «неэгоцентричный индивидуализм», т. е. наличие важной цели, стоящей выше личных интересов. Такие люди не оставляют усилий, даже оказавшись в практически безнадёжных обстоятельствах. Внутренняя мотивация делает их стойкими перед лицом внешних опасностей. Обладая достаточным количеством свободной психической энергии, чтобы объективно анализировать ситуацию, они имеют больше шансов обнаружить новые возможности для действий. Вероятно, именно эта черта является ключевой в структуре автотелической личности. Индивид с нарциссическим характером, озабоченный в первую очередь тем, как защитить своё Я, теряется при первых признаках опасности. Подступающая паника не даёт ему делать то, что следует; внимание устремляется вовнутрь в попытке восстановить порядок в сознании, а для взаимодействия с внешней реальностью психической энергии не остаётся.
Собственно, религию он объяснил как поток. По мне так довольно убедительно. Просто относительно спорта или там общения, для него нужны условия - стадион, другие люди. И оно заканчивается когда идешь со стадиона или из гостей домой. А вот религиозный поток (как и йога) каких-то условий не требует, и может продолжаться бесконечно.
Это помимо того, что верующий более цельный, и обрел более глубокий жизненный смысл. То, что он его взял готовым и слегка доработал не имеет значения. Нерелигиозный высший смысл получить гораздо сложнее.
63041079В том то и дело, что я книгу читал очень внимательно, т.к. вначале она мне показалась очень многообещающей. Просто я немного утрировал. Да и к тому же, он хоть и говорит что любое дело можно превратить в любимое, однако конкретных рекомендаций кроме того что нужно относится к этому делу как к искусству и что нужно повышать сложность, я не нашел. И заметьте, я не говорю что это не верно, просто это мне кажется и так само-собой разумеющейся вещью. И я не вижу необходимости так пафосно заявлять о своем "открытии" и к тому же так затянуто и нудно об этом рассказывать)
К тому же, есть момент с которым я не соглашусь. Особенно про момент с концлагерем, я так думаю что основная черта характера позволяющая сохранять человечность это не просто умение себя занять чем то, но больше вера. Вера в свои цели и в свою идею, которая позволяет сражаться и преодолевать трудности. А уж непосредственно занятие каким-то делом это следствие, а не первопричина. Тоже самое и в отношении к жизни, это конечно замечательно что-то делать, но на его примерах, можно заметить, что хоть многие из описываемых им людей и находятся в зоне комфорта, ибо занимаются сложной деятельностью, но это вовсе не означает достижения счастья или понимания в каком-то этапе жизни что все было не зря.
По поводу рецептов, их и не надо давать готовые, но от психолога с мировым именем ожидаешь чуть большего чем просто рассуждения на философские темы, хочется понять как работает эта механика, и главное как ей управлять. Если говорить о авторах которые обьясняют механику и принцип работы с некй, я бы посоветовал классика подобной литературы - Кови с его 7 навыками.
Частично не соглашусь с вами. Книга дает набор инструментов для работы над собой. Универсальные рецепты не нужны. Умозаключений предостаточно.
Цитата:
И я не вижу необходимости так пафосно заявлять о своем "открытии" и к тому же так затянуто и нудно об этом рассказывать)
Заработок денег и продвижение психологии/философии. Кому от этого плохо? Идеи ведь не глупые. Если подумать в этом русле, то возможно окажется, что все было придумано очень давно. Человечество просто переосмысливает старые концепции добавляет в них свою эпоху и пропускает их через сложенное восприятие действительности и знаний. Иногда и получается что-то новое. Насчет веры в заключении. Если движения к цели нет, но есть идея и мечта, то возможно, что человек так и умирает, не достигнув ее, но веря в нее. Убеждения останутся, но рассудок помутнеет от безнаправленности или депрессии. Эти занятия были примером, что можно не сломиться, верить во что-то, страдать, но при этом улыбаться.
Цитата:
Тоже самое и в отношении к жизни, это конечно замечательно что-то делать, но на его примерах, можно заметить, что хоть многие из описываемых им людей и находятся в зоне комфорта, ибо занимаются сложной деятельностью, но это вовсе не означает достижения счастья или понимания в каком-то этапе жизни что все было не зря.
Это ведь каждому решать. В книге как раз и не было упоминаний о морали или нравоучений что хорошо, а что плохо. Даже самая объективная точка зрения все равно останется субъективной. Вмешается гендерная принадлежность, культурная "спадщина, национальность, раса" и еще множество предрассудков данных нам обществом. Осмысление себя, своих действий в мире, самого мира у для каждого свое, правильно ведь. Кто это понимает или может вывести формулу? Жизнь странная штука. Идиотов предостаточно. Удовольствий тоже. Для меня эта книга была очень полезной. Позволяет взглянуть на свою деятельность под разными углами и разложить все по полочкам в голове. Согласен, что как бы ничего нового. Но эта книга представляет собой как набор знаний по "естествознанию", которая вносит ясность между взаимоотношениями обьектов. Что важно не только знать что такое А и Б, а как они могут быть связанны между собой. Меня она наводит на множество мыслей и вынуждает пересмотреть свои позиции насчет различных убеждений. Также напоминает о критическом мышлении. После ее прочтения начинаешь понимать, за что любишь те или иные вещи, будь то программирование, спорт или музыка. И усиливается желание дальше развиваться. Дополнительно мотивируешь себя.
Кроме того, ее просто интересно читать. Множество статистик, историй, описаний, ссылок на другие работы.
Спасибо за раздачу
Книга Михайи Чиксентмихайи «Поток. Психология оптимального переживания» грешит всеми пороками современной псевдонаучной прозы: запутанность изложения, избыток ненужных терминов и общее усложнение простого.
Написан сей опус тяжеловесным, канцелярским языком, наполнен сложными категориями и туманными отступлениями. Не обошлось и без введения новых понятий, а именно: «автотелическая личность». Как это обычно бывает, автор просто склепал его из двух иностранных слов (в данном случае латынь): auto означает «само по себе», a telos — «цель». Тем самым наверняка претендуя на некую научную новизну. Вне всякого сомнения, Чиксентмихайи принадлежит к числу тех беллетристов, которые думают, что чем менее понятно они будут выражать свои мысли, тем больший авторитет приобретут.
Однако попытаемся найти рациональное зерно. «Поток» или попросту - увлеченность- явление знакомое каждому. И как же раскрывает автор это явление, кроме как дает ему еще одно название и общие характеристики, ценность которых на практике далеко не очевидна?
Да никак. И соответствующая отмазка дана в самом начале книги.
В лучшем случае вы найдете здесь описания жизни людей которые «научились входить в поток». Но в том то и проблема, что используя теоретический инструментарий автора, войти в этот самый «поток» будет крайне затруднительно.
Одним словом Чиксентмихайи обозначил явление, не раскрыв его. Странно, что он еще не запатентовал само слово: ПотокТМ, как небезизвестный Адлер с его Комплексом неполноценностиТМ.