6.Окумура Масанобу (Okumura Masanobu) (1686-1764)
Автор: Окумура Масанобу
Жанр: укиё-э
Разрешение: от 1200х800 до 9140х6060
Количество картин: 354
Формат: jpg
Состав и описание раздачи:
Окумура Масанобу, 1686-1764 гг. Жанр «якуся-э»
Творчество выдающегося мастера Окумура Масанобу относится к раннему периоду развития искусства укиё-э. Настоящее имя — Окумура Симмё.
Скорей всего, он был самоучкой, хотя иногда его и называют учеником Хисикава Моронобу и Тории Киёнобу I. Первый альбом гравюр художника 1701 года был подражательным и полностью воспроизводил работу Киёнобу, выпущенную за год до этого. В течение последующих лет он выпустил огромное количество альбомов и станковых гравюр, темой которых стали жизнь театра и «веселых кварталов» Ёсивара, героические легенды и предания и новые для того времени пейзажи в стиле укиё-э. Образцы последнего представляли собой «перспективные картины», демонстрирующие влияние западного искусства с его вниманием к перспективе и передаче трехмерности пространства.
Окумура Масанобу первый ввел лирические мотивы в содержание гравюр. Его героини привлекали своей утонченностью и одухотворенной мечтательностью. Кроме того, художнику приписывают более десяти нововведений в технике печати. Среди них — применение двух-трехцветной печати (бэни-э), лаковой техники уруси-э, металлической и золотой пудры, техники слоеного тиснения и нового формата хабахиро-хасира (узкий, вертикальный лист). В немалой степени этому способствовало открытие мастером в 1724 году собственного издательства, давшего ему материальную независимость и свободу творчества
Излюбленная тема Окумура Масанобу — изображения актеров в известных ролях. Но в отличие от своего старшего современника Тории Киёнобу, основателя мужественного стиля арагото, Масанобу близка тема женской красоты. А потому художнику наиболее удавались портреты молодых, прекрасных юношей в амплуа оннагата (исполнители женских ролей). Тонкие плавные линии рисунка, выразительность костюмов, артистизм поз и жестов с особой поэтичностью и изяществом передавали юное очарование героев
Гравюра Окумура Масанобу изображает сцену из спектакля театра Кабуки, которая повествует об одном эпизоде из жизни Оно-но Комати, великой поэтессы, жившей в середине IX столетия. Согласно документам, она родилась в первой половине 830-х годов в семье правителя северной провинции Дэва Прознав о ее красоте и поэтическом даре, юную Комати пригласили в столицу Хэйан (совр. Киото), где располагался императорский двор. Она стала знаменитой поэтессой, причисленной к «шести кудесникам поэзии», чьи произведения относятся к числу величайших шедевров японской поэзии. Оно-но Комати писала о любви, измене, разлуке и тоске. И немудрено, ведь она была прославленной красавицей, куртизанкой, о которой ходили невероятные легенды. В книге Сэй Сенагона «Записки у изголовья», написанной в X веке, рассказывалась история смерти принца Фука-Кеси, ставшего первым любовником красавицы. За свою благосклонность красавица потребовала провести с ней сто ночей. Принц согласился, но в самом конце срока умер от сердечного приступа. Когда же Оно-но Комати состарилась и подурнела, она стала никому не нужна и вынуждена была покинуть императорский дворец и скитаться по стране. Никто не узнавал в немощной беззубой старухе прежнюю красавицу. И однажды, остановившись в придорожной таверне, она раскрыла случайным путникам свое имя. Путники, оказавшиеся людьми образованными, предложили ей сыграть в игру «вопрос-ответ», составленную в стихотворной форме. Окумура Масанобу изобразил Оно-но Комати в виде молодой девушки, как напоминание о тех прекрасных временах, когда она блистала при дворе.