Alexis XV · 23-Янв-13 14:21(11 лет 11 месяцев назад, ред. 15-Ноя-19 21:13)
На высотах духа. Делатели молитвы Иисусовой в монастырях и в миру Год: 1991 Автор: Сергей Большаков Жанр: Духовные беседы Издательство: «Жизнь с Богом» Язык: Русский Формат: PDF/DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 42 Описание: Эта небольшая книжечка написана, главным образом, для делателей молитвы Иисусовой. В ней я изложил мои беседы с разными делателями ее в разное время и в разных странах. Делателей этой молитвы очень немного. Я едва могу насчитать тридцать, почивших и здравствующих. В книжечке помянуты только почившие, за исключением одной благочестивой женщины, помеченной инициалами, которая может быть еще жива. Из делателей молитвы я выбрал только достигших внутреннего безмолвия, т.е. никого не судивших. Этой добродетелью особенно отличался Сергей Миронович Паул. Из двенадцати лиц выбранных мною - семь монахов, трое мирян, близких к монашеству, и две женщины, обе матери семейства. Старец Михаил, Ново-Валаамский Затворник, дал мне самые ценные указания, но помогли мне также и архидиакон Аркадий, и схи-игумен Иоанн, и иеромонах Дорофей, и другие. Из этих бесед видно, как делатели молитвы понимают такие термины как «угомониться», «внутреннее безмолвие», «духовная прелесть» и т.д.
Примеры страниц
Оглавление
Предисловие ...................................................................... 2
1. Иеромонах Дорофей. Коневица .............................. 3
2. Отец Евфимий. Дионисиат ....................................... 6
3. Отец Тихон. Вильмуассон ......................................... 9
4. О. Аркадий. Псково-Печерский монастырь ........ 11
5. H.H.М. Нерко-ерви ................................................ 14
6. О.Василий. Александро-Невская Лавра .............. 17
7. Е.Н. Розов. Псково-Печерский монастырь ......... 20
8. Иеросхимонах Михаил. Новый Валаам ............... 23
9. Бабушка Мария Николаевна. Черное .................. 27
10. Схи-игумен Иоанн. Новый Валаам ...................... 30
11. О.Мисаил. Афон .................................................... 33
12. Сергей Миронович Пауль. Юрьев ........................ 37
Не знал, что католики творят молитву Иисусову. Вообще несовместимый для меня образ, учитывая ваше отношение к святителю Григорию Паламе и вашего неприятия христианского учения о Фаворском свете.
Размышления.В Иисусовой молитве есть ступени. Она углубляется и расширяется по мере того, как мы раскрываем в Имени новое содержание. Она должна начинаться как адорация и чувство присутствия. Позже это присутствие познается как присутствие Спасителя. Призывание Имени является тайной спасения, в том понимании, что оно приносит освобождение. Произнося это Имя, мы уже сейчас получаем то, в чем нуждаемся. Получаем в Иисусе, которые является не только Подателем, но и Даром; не только Тем, Кто очищает, но и самой Чистотой; не только Тем, кто насыщает голодных, успокаивает жаждущих, но и самой Пищей и Питьем. Он есть суть всего доброго. Его Имя возвращает покой искушаемым: вместо того, чтобы вступать в споры с искушением, будоражить безумную бурю, - не лучше ли всматриваться в Иисуса, идти к Нему, шагая по волнам? Пусть человек, впавший в искушение, спокойно сосредоточится, пусть повторяет Его имя без тревоги, без гарячности, пусть наполнит свое сердце этим именем и поставит заслон против злых ветров. Если же совершен какой-либо грех, пусть Имя служит немедленному примирению. Без колебания и промедления необходимо его произносить с сокрушением и совершенной любовью, и оно тут же станет знаком прощения. Иисус вновь естественным образом займет свое место в жизни грешника, так же, как воскреснув, вновь сел за стол с учениками, покинувшими Его перед этим, а теперь подававшими Ему рыбу и мед. Имя Иисуса - нечто большее, нежели только таинство спасения или помощь в потребностях. Оно является способом, благодаря которому мы можем применить к самим себе тайну Воплощения. Кроме присутствия, Имя приносит единение. Произнося его, мы позволяем Иисусу воцариться на троне нашего сердца, облекаемся в Христа. Жертвуем наше тело Слову, дабы оно приняло нас в свое Мистическое Тело. Действуя так, позволяем внутренней реальности и силе слова "Иисус" излиться даже на наши внешние члены, подверженные закону зла. Это очищает и освящает нас. Призывание имени Иисуса делает возможным не только личное приближение к тайне Воплощения. С помощью этой молитвы мы переживаем "полноту Наполняющего все во всем" (Еф 1,23). Монах Восточной Церкви
Архимандрит Лев (Жилле Луи) (Lev Jillet)
(1893 (или 1892) - 1980) Поступил в бенедиктинский монастырь в Фарнборо. В 1924 г. перешел в монастырь восточного обряда в Галиции (Львовская епархия), где принял монашеское имя Лев. Был личным секретарем митрополита Галицкого Андрея Шептицкого. В 1927 г. возвратился в Ниццу, где служил в русской церкви восточного обряда. В начале 1928 г. в Париже принял православие в сущем сане. Преподавал французский язык в Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. В 1928 - 1938 гг. служил в православной церкви св. Женевьевы в Париже, посещал Константинополь, Дамаск, Иерусалим, служил на Ближнем Востоке, в Греции и в Ливане. Один из основателей франкоязычного православного прихода в Париже. Некоторое время служил в церкви Покрова Пресвятой Богородицы на ул. Лурмель, 77 в Париже, основанной матерью Марией (Скобцовой). Работал с русскими заключенными в тюрьмах, а также вел в кружке по изучению Священного Писания на Монпарнасе в Париже. Затем переехал в Лондон, где окормлял Содружество святого Албания и преподобного Сергия. Писал также под псевдонимом "Монах Восточной Церкви". Скончался 29 марта в Лондоне.
Если бы он ратовал за экуменизм в вашем понимании, то он бы не перешел в православие... Видимо, арх. Лев желал сближения с католиками, что бы посредством диалога и они могли приобщиться той же благодати, как и когда-то он сам...
О. Мариуш Возняк ОП "Иисусова молитва"
(статья для издания "Католический Вестник") Верующие восточной Церкви придают особое значение Иисусовой молитве, которую также называют молитвой сердца. "Иисусова молитва" - это определение в терминологии восточной Церкви для практики повторения имени "Иисус". Ее происхождение связано с зарождением монашеского образа жизни на Востоке. Первые монахи имели обычай многократного повторения имени Иисуса. Со временем эта практика приобрела образ более широкого обращения: "Господи Иисусе Христе, помилуй меня"; "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного". Существует также форма, связанная с Девой Марией: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Твоей Пречистой Матери и всех святых, помилуй меня грешного". Эту молитву необходимо было долго повторять, так, чтобы она становилась молитвой сердца. Окончательное формирование практики Иисусовой молитвы произошло в VI ст. в монастыре св.Катерины на Синае, и позднее - на горе Афон в Греции. Важным элементом практики Иисусовой молитвы является повторение одной из приведенных формул. Однако это не может быть бездумным, механическим повторением. Оно должно быть медитативным, вдумчивым и очень медленным. В процессе длительной практики Иисусова молитва переходит в созерцание. Важным является начало этой практики. Следует обратить внимание на такие условия: 1) понимание смысла формулы;
2) систематичность;
3) уединение;
4) внутреннее умиротворение, спокойствие;
5) призывание Святого Духа;
6) умеренная продолжительность - в зависимости от ситуации, но прежде всего до тех пор, пока молитва не вызовет утомление. Практиковать эту молитву можно свободно в любой ситуации, в храме, на улице, в комнате, в дороге... На Афоне византийское монашество выработало специальную технику медитации для этой молитвы. Она содержит все основные элементы современной медитации глубины: 1) найти спокойное место для медитации;
2) принять определенную позицию тела: сесть низко, прижать подбородок к груди, закрыть глаза или всматриваться в сердце как в одну точку - в центр. Идет речь о сведении всего сознания и внимания внутрь себя;
3) медленно дышать;
4) преодолеть рассеяность мыслей и воображение;
5) перевести внимание из головы в сердце, молясь всем сердцем и всем умом, соединить ритм дыхания с биением сердца;
6) повторять формулу молитвы в ритме вдоха и выдоха. Например: "Господи Иисусе Христе" - вдох, "помилуй меня" - выдох. Имя Иисус (Иешуа, сокращено от Иехошуа) на еврейском языке имеет значение "Яхве - спасение". Таким образом, тот, кто произносит имя Иисуса, входит в сферу Его спасительного действия, в сферу Его силы и крепости. Само по себе сосредоточение на имени Иисуса гарантирует Его присутствие (Мф 18,20). Призывая имя Иисуса, апостолы лечили больных (Деян 3,6; 9,34), устраняли зло (Мк 9,38; 16,17; Мф 7,22), творили чудеса (Мф 7,22; Деян 4,30). Молитва, возносимая во имя Иисуса всегда будет выслушана (Ин 16,23-24). Следует отметить, что, согласно Библии, призывание имени Иисус вводит в единение с Его присутствием, в сферу Его спасительной мощи, которая защищает от зла, обеспечивает действенность Его силы.
Поэтому и я призываю практиковать молитву именем Иисуса. Пусть она станет встречей с Тем, Кто всегда готов преображать наше естество, зачастую израненное грехом, злом, эгоизмом или дефицитом прощения. о.Мариуш Возняк ОП - Генеральный викарий доминиканцев в Украине и России с 2005 по 2009 г., действующий руководитель издательства "Кайрос", талантливый фотограф и поэт.
nigilifer писал(а):
57563101архимандрит Лев всю жизнь ратовал за экуменизм, это, к сожалению ересь и модернизм в Православии.
Если экуменизм был бы ересью, то многие Православные Церкви, включая РПЦ МП, не состояли бы членами ВСЦ, экуменической организации.
Цитата:
Для Православной Церкви экуменизм представляет вызов, так как ставит вопросы, на которые еще нет однозначного ответа со стороны церковной Полноты. Многие из этих вопросов Церкви еще предстоит соборно решить. Пока же внутри Поместных Православных Церквей существуют различные точки зрения на экуменизм — от полного его одобрения до резкого неприятия. И проблема, которая встала сейчас во многих Православных Церквах, в том числе в Русской Церкви, заключается не в том, что богословы, клирики или миряне в чем-то не согласны между собой, — еще апостол Павел говорил: “Ибо надлежит быть и разномыслию между вами, дабы открылись между вами искусные” (1 Кор. 11, 19), — но в том, что крайние представители одного взгляда обвиняют сторонников другого взгляда в ереси и вероотступничестве, чем разрушают единство Церкви. Есть и те, кто используют карту экуменизма в своей борьбе с легитимным и каноничным священноначалием, подрывая авторитет церковного руководства и подстрекая широкие круги православных христиан к вступлению на скользкий и гибельный путь раскола. Я глубоко убежден в том, что нам сейчас нужна серьезная богословская дискуссия по вопросам, которые ставит перед нами экуменическое движение. Не перебранка, не взаимные обвинения, не дискредитация друг друга, но конструктивный диалог — вот что поможет сторонникам различных точек зрения дать здравую православную оценку экуменическому движению.
Интересные размышления о делании этой молитвы есть ещё здесь - Одна ночь в пустыне Святой горы,или книги в эл. виде,здесь-же,кого заинтересует
Оказывается не очень всё просто, для тех кто хочет заниматься непрерывно, этой необходимой для каждого христианина, молитвой.
Ну мне так показалось, во всяком случае...
Верующие восточной Церкви придают особое значение Иисусовой молитве, которую также называют молитвой сердца.
Как говориться: слышал звон... Молитва Иисусова, как и любая другая молитва- имеет стадии устной, умной и сердечной, последняя- это благодатное состояние, дарованное Богом... А это уже верх некомпетенции:
Цитата:
На Афоне византийское монашество выработало специальную технику медитации для этой молитвы. Она содержит все основные элементы современной медитации глубины
: пишу письмо- слеза бежит,гляжу в окно- свинья бежит...
s.condraxin, и не зря показалось! Все таки не верится мне, что у латинян что-то дельное выйдет из этого, судя по статейке доминиканца: и дух не тот, и глубины понимания нет.
Конечно же делание этой прекрасной молитвы это не только лишь прерогатива Православных, но к сожалению для вас, молитва Иисусова не откроется в полной мере, без понимания исихазма и учения о Фаворском Свете, которые неразрывно вплетены в Христианство. Преображеный Христос, Григорий Палама и Григорий Акиндин, Варлаам Калабрийский - это две чаши весов, на которых истина склоняется в сторону первых. Призываю скачивающих к разумию! Alexis XV
наша Церковь там, чтобы хотя бы немного вас, родимых, образумить и передать хоть толику истинного Христианства.
БОЛЬШАКОВ Сергей Николаевич (27.07.1901, С.-Петербург - 21.09.1990, аббатство Отрив, Швейцария), церковный историк, журналист. В 1918 г. покинул Россию, учился в Дерптском ун-те (Эстония). Написал католич. еп. М. д'Эрбиньи письмо, в к-ром выразил желание посвятить себя делу объединения католич. и правосл. Церквей. В 1926 г. по направлению д'Эрбиньи отправился в бенедиктинский мон-рь в Бельгию, но, несмотря на хорошие отношения с настоятелем и монахами, в католичество не перешел. В 1932 г. поселился в англикан. бенедиктинском мон-ре Нашдом (Англия) как правосл. облат (мирской ассоциированный член). Оставаясь православным, занимался экуменической деятельностью, налаживанием связей между православными, католиками и англиканами. В 1946 г. в Оксфорде защитил дис. «Доктрина единства Церкви в работах Хомякова и Мелера» и получил степень д-ра философии. Совершал многочисленные паломнические поездки, посещал правосл. мон-ри (в 1951 - Коневецкий и Афон, в 1954 - Ново-Валаамский). В июле 1960 г. в составе делегации Западноевропейского Экзархата посетил СССР, побывал в Москве, Ленинграде, Троице-Сергиевой лавре и Псково-Печерском мон-ре. С 1974 г. жил в Швейцарии. Скончался и похоронен в католич. аббатстве Отрив. Б.- автор многочисленных работ, посвященных рус. церковной истории. В кн. «Христианская Церковь и Советское государство» (1942) Б. рассматривает историю РПЦ в 20-30-х гг. XX в. По его мнению, накануне Октябрьской революции 1917 г. в отношениях между Церковью и гос-вом существовал кризис, вызванный многолетним подчинением Церкви светской власти. Одним из следствий этого кризиса Б. считал появление и распространение в России сект, негативно настроенных по отношению к РПЦ и рус. правительству. Несмотря на то что положение РПЦ после 1917 г. характеризовалось репрессиями против духовенства, разрушением правосл. святынь, атеистической пропагандой, Б. считал это время периодом духовного укрепления Церкви, связанного с подвигом мученичества за веру. Крах антирелиг. гос. политики в СССР Б. считал неизбежным и видел в личности И. В. Сталина деятеля, готового во многом восстановить общественную роль Церкви. Б. написал также ряд работ о правосл. святых, в т. ч. о прп. Ниле Сорском, к-рый, по его мнению, придерживался нетрадиц. для Русской Церкви позиции, выступая за веротерпимость и невмешательство Церкви в мирскую жизнь («Преподобный Нил Сорский», 1960). В воспоминаниях «На высотах духа» (1971) Б. описал свои встречи и беседы с правосл. старцами и монахами Коневецкого и Псково-Печерского мон-рей, Александро-Невской лавры, Афона. Докторская диссертация Б. посвящена сравнению католич. богословской системы И. А. Мелера и взглядов А. С. Хомякова. Б. пришел к выводу, что позиции указанных богословов в учении о единстве Церкви очень близки, однако система Мелера лучше разработана и в большей степени опирается на Свящ. Писание и святоотеческое наследие. Вместе с тем Б. отметил, что Хомяков глубже проникает в сущность «невидимой Церкви», раскрывает ее внутреннее, духовное содержание. Б. исследовал биографию Хомякова, проследил развитие его взглядов, подробно анализировал богословские труды (особенно работу «Церковь одна»). Отдельную главу Б. посвятил отношениям между Хомяковым и Х. Д. Ф. Палмером, полагая, что именно переписка с Палмером помогла Хомякову сформулировать его учение о единстве Церкви. Б. рассмотрел влияние идей Хомякова на рус. религ. философов кон. XIX - нач. XX в. (В. С. Соловьёва, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова).
***Удалено
Советую прочитать об этом бенедиктинском монахе, которые на заре своих лет принял православие. Он так же, делатель молитвы Иисусовой, говорит: «Православие — плод всей моей жизни христианина и монаха». Ссылки на сторонние сайты ЗАПРЕЩЕНЫ!!! Редактир.yuril_07
Стоишь час и два под дождем, а то под снегом, холодный и голодный. Многие падали из строя и тут же умирали. Спасала только Иисусова молитва [выделено мною - Alexis XV], стоишь, как столп, весь, как лед, мокрый под дождем. А то загонят всех в тесный барак, дышать нечем... Вонь страшная. Ляжешь на пол, расcкребешь между половиц дырку и сосешь воздух, а вокруг стоны, люди умирают. Вдруг подползет человек: «Вижу ты сященник». И начинает исповедываться. Начнешь отпускать грехи, а он уже мертв. Я тоже готовился к смерти. Просил Господа: «Да возьми Ты мою душу!» И как-то услышал голос: «Таврион, ты не умрешь, ты будешь жить!»... Вот остался как бы живым сорокоустом !...
Очень хорошая книга. О сложном в простых словах (а как красивы описания природы и т.д.). Для каждого православного просто необходима. Единственно, часто говорится о смирении, что не совсем понятно даже, порой, некоторым церковникам (начинают нести всяку чушь об отречении своей воли, о послушании выше поста и молитвы и т. д.) А на деле просто: Скромность - в отношениях с людьми, - Смирение - та же Скромность, но к Богу!
57575204О. Мариуш Возняк ОП "Иисусова молитва"
(статья для издания "Католический Вестник") Верующие восточной Церкви придают особое значение Иисусовой молитве, которую также называют молитвой сердца. "Иисусова молитва" - это определение в терминологии восточной Церкви для практики повторения имени "Иисус". Ее происхождение связано с зарождением монашеского образа жизни на Востоке. Первые монахи имели обычай многократного повторения имени Иисуса. Со временем эта практика приобрела образ более широкого обращения: "Господи Иисусе Христе, помилуй меня"; "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного". Существует также форма, связанная с Девой Марией: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Твоей Пречистой Матери и всех святых, помилуй меня грешного". Эту молитву необходимо было долго повторять, так, чтобы она становилась молитвой сердца. Окончательное формирование практики Иисусовой молитвы произошло в VI ст. в монастыре св.Катерины на Синае, и позднее - на горе Афон в Греции. Важным элементом практики Иисусовой молитвы является повторение одной из приведенных формул. Однако это не может быть бездумным, механическим повторением. Оно должно быть медитативным, вдумчивым и очень медленным. В процессе длительной практики Иисусова молитва переходит в созерцание. Важным является начало этой практики. Следует обратить внимание на такие условия: 1) понимание смысла формулы;
2) систематичность;
3) уединение;
4) внутреннее умиротворение, спокойствие;
5) призывание Святого Духа;
6) умеренная продолжительность - в зависимости от ситуации, но прежде всего до тех пор, пока молитва не вызовет утомление. Практиковать эту молитву можно свободно в любой ситуации, в храме, на улице, в комнате, в дороге... На Афоне византийское монашество выработало специальную технику медитации для этой молитвы. Она содержит все основные элементы современной медитации глубины: 1) найти спокойное место для медитации;
2) принять определенную позицию тела: сесть низко, прижать подбородок к груди, закрыть глаза или всматриваться в сердце как в одну точку - в центр. Идет речь о сведении всего сознания и внимания внутрь себя;
3) медленно дышать;
4) преодолеть рассеяность мыслей и воображение;
5) перевести внимание из головы в сердце, молясь всем сердцем и всем умом, соединить ритм дыхания с биением сердца;
6) повторять формулу молитвы в ритме вдоха и выдоха. Например: "Господи Иисусе Христе" - вдох, "помилуй меня" - выдох. Имя Иисус (Иешуа, сокращено от Иехошуа) на еврейском языке имеет значение "Яхве - спасение". Таким образом, тот, кто произносит имя Иисуса, входит в сферу Его спасительного действия, в сферу Его силы и крепости. Само по себе сосредоточение на имени Иисуса гарантирует Его присутствие (Мф 18,20). Призывая имя Иисуса, апостолы лечили больных (Деян 3,6; 9,34), устраняли зло (Мк 9,38; 16,17; Мф 7,22), творили чудеса (Мф 7,22; Деян 4,30). Молитва, возносимая во имя Иисуса всегда будет выслушана (Ин 16,23-24). Следует отметить, что, согласно Библии, призывание имени Иисус вводит в единение с Его присутствием, в сферу Его спасительной мощи, которая защищает от зла, обеспечивает действенность Его силы.
Поэтому и я призываю практиковать молитву именем Иисуса. Пусть она станет встречей с Тем, Кто всегда готов преображать наше естество, зачастую израненное грехом, злом, эгоизмом или дефицитом прощения. о.Мариуш Возняк ОП - Генеральный викарий доминиканцев в Украине и России с 2005 по 2009 г., действующий руководитель издательства "Кайрос", талантливый фотограф и поэт.
nigilifer писал(а):
57563101архимандрит Лев всю жизнь ратовал за экуменизм, это, к сожалению ересь и модернизм в Православии.
Если экуменизм был бы ересью, то многие Православные Церкви, включая РПЦ МП, не состояли бы членами ВСЦ, экуменической организации.
Цитата:
Для Православной Церкви экуменизм представляет вызов, так как ставит вопросы, на которые еще нет однозначного ответа со стороны церковной Полноты. Многие из этих вопросов Церкви еще предстоит соборно решить. Пока же внутри Поместных Православных Церквей существуют различные точки зрения на экуменизм — от полного его одобрения до резкого неприятия. И проблема, которая встала сейчас во многих Православных Церквах, в том числе в Русской Церкви, заключается не в том, что богословы, клирики или миряне в чем-то не согласны между собой, — еще апостол Павел говорил: “Ибо надлежит быть и разномыслию между вами, дабы открылись между вами искусные” (1 Кор. 11, 19), — но в том, что крайние представители одного взгляда обвиняют сторонников другого взгляда в ереси и вероотступничестве, чем разрушают единство Церкви. Есть и те, кто используют карту экуменизма в своей борьбе с легитимным и каноничным священноначалием, подрывая авторитет церковного руководства и подстрекая широкие круги православных христиан к вступлению на скользкий и гибельный путь раскола. Я глубоко убежден в том, что нам сейчас нужна серьезная богословская дискуссия по вопросам, которые ставит перед нами экуменическое движение. Не перебранка, не взаимные обвинения, не дискредитация друг друга, но конструктивный диалог — вот что поможет сторонникам различных точек зрения дать здравую православную оценку экуменическому движению.