birekiush писал(а):
58021316а он был религиозным? вообще верил ли он в бога?
siamets писал(а):
58027656birekiush
Аль-Газали был и верил. Во что или в кого верил Аверроэс - интересный вопрос. Но проблемы с ортодоксами на этой почве у него были. Думаю, больше всего он верил в Аристотеля!
Ибн Рушд – защитник философии. Абу Аль-Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Рушд (1126-1198), более известный в Западном мире как Аверроэс, один из самых великих мыслителей в исламской традиции. Он родился в Кордове, в самом центре науки средневекового Андалузского мира. Его часто именовали «комментатором», поскольку к его трудам обращались как к самому верному, опытному и надежному справочнику по работам Аристотеля. Ибн Рушд написал пространные комментарии по целому диапазону аристотелевских работ, чему посвятил три десятка лет, и такие философы как, например, Фома Аквинский, часто читали работы Аристотеля, положив рядом на стол книгу комментариев Аверроэса. Ибн Рушд пытался примирить Аристотелевскую систему мысли с исламом. По его словам, нет никакого конфликта между религией и философией, кроме того, что у них просто разные способы постижения единой истины. Рационалистические идеи Аверроэса оказали большое влияние на средневековую философию, особенно в Европе (аверроизм). Следуя фамильной традиции Однако философия была лишь одной стороной жизни Аверроэса. Отец ученого был главным судьей и муфтием, а дед – великим кадием Кордовы, поэтому следуя фамильной традиции, ибн Рушд с ранних лет изучал теологию, юриспруденцию, арабскую литературу, проявлял особые способности к медицине, и стал судьей. Обучался он у знаменитейших ученых своего века и был в дружеских отношениях с теософом ибн Аль-Араби и известными учеными ибн Туфейлем (Abubaces) и ибн Зоаром (Avenzoar). Благодаря своим талантам и знаниям, сорокалетний ученый был приближен к халифу Абу-Якубу (1163-1184), при котором достиг высших почетных должностей и действовал то в Марокко, то в Севилье или Кордове. Официальным заданием ибн Рушда было комментирование Аристотеля (отсюда и прозвище «комментатор»). О нем говорили: «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля». Наряду с комментариями Аверроэс дал и свое толкование рассматриваемых вопросов. Одновременно ученый занял наследственную в его роду должность великого кадия Севильи. А через 11 лет он был назначен лейб-медиком халифа. В 1184 году, после смерти Абу-Якуба, халифский престол перешел к его сыну Абу-Юсуфу Якубу. Сначала новый правитель покровительствовал ученому, но в 1195 году положение ибн Рушда резко изменилось. Однажды он был вызван на собрание кордовских богословов и кадиев, которые учинили ему допрос по поводу его философских концепций и вынесли решение, что взгляды его «нечестивы и еретичны». Халиф повелел сжечь сочинения ибн Рушда, а самого философа сослал в местечко аль-Ясана, близ Кордовы. По поводу причин этого события выдвигалось множество гипотез, как в средневековье, так и в наше время. Например, некоторые считают, что мотивом, побудившим халифа подвергнуть ибн Рушда опале, послужила фамильярность последнего: в одной из книг он назвал повелителя правоверных «королем берберов», как это было принято у ученых, без пышных эпитетов и титулов. Но учитывая то, что помимо ибн Рушда, репрессиям подверглись и другие представители андалузской интеллигенции, а также то, что был наложен запрет на изучение философии, вероятнее всего, причиной послужило стремление халифа угомонить религиозных фанатиков. Тем самым он хотел обеспечить спокойствие в своих владениях на Пиренейском полуострове. Опала продолжалась недолго: после успешного завершения похода на кастильцев, халиф вернулся в Марокко, куда пригласил ибн Рушда и других ученых. Там ученый был осыпан доказательствами благосклонности. Однако недолго после ибн Рушд умер - 10 декабря 1198 года. Через три месяца по просьбе родственников его останки были переправлены из Марокко в Кордову. Биографы отмечают высокие моральные качества ибн Рушда. Нравственный облик его был столь чист, что вызывал положительный отклик даже у тех людей, которые не симпатизировали ему как философу. Так, в психологических набросках-портретах мусульманских философов ибн Сабин, весьма нелестно отзываясь об интеллектуальных способностях ибн Рушда, добавляет: «Следует вместе с тем признать, что это был человек несамолюбивый, преисполненный справедливости и сознающий свои недостатки». И еще одна черта ибн Рушда, которая изумляла его современников, — это трудолюбие. Говорили, что за всю его жизнь люди не видели, чтобы он не писал или не читал вечерами. Лишь дважды ибн Рушд был вынужден нарушить свой обычай: в день собственной свадьбы и в день смерти отца. Опровержение опровержения Свидетельством исключительной трудоспособности и разносторонности научных интересов ибн Рушда служит и оставленное им творческое наследие. Оно включает в себя сочинения по ранней исламской философии, логике в исламской философии, арабской медицине, филологии, теологии. Ибн Рушд написал по меньшей мере 67 оригинальных работ, среди которых 28 работ по философии, 20 – по медицине, 5 – по богословию, 4 – по грамматике, 8 – по исламской юриспруденции (фикха) и мусульманскому праву (шариат), а комментарии были составлены им к произведениям Аристотеля, Платона («Государство»), Александра Афродизийского («О разуме»), Николая Дамаскина («Первая философия»), Фараби (трактаты по логике), Ибн Сины («Урджуза о медицине») и Ибн Баджи («Трактат о соединении человека с деятельным разумом»). Комментируя Аристотеля и Платона, ибн Рушд использовал три вида комментариев: «Джами», «Талкис» и «Тафсир», которые, соответственно, означают «упрощенный обзор», «промежуточные комментарии с более критическим материалом», и «углубленное изучение аристотелевской мысли в мусульманском контексте». Эти термины изначально являются различными типами комментариев к Корану. Важнейшим из его философских произведений является написанный в 1180 году трактат «Опровержение опровержения». Этот труд - ответ на «Опровержение философов» Аль-Газали. В нем ибн Рушд рассматривает вопрос о соотношении философии и религии. Он доказывает, что философия и религия очень сходны в направленности своих обсуждений. И философия, и религия имеют предметом своих изысканий Бога, но рассуждают о нем совершенно различными методами. Согласно ибн Рушду, есть два вида познания истины. Первое познание заключается в религии и основывается на вере, а потому не может быть проверено, не требует особого обучения, чтобы понять. Второе познание истины – это философии, которая доступна тем немногим, кто имеет интеллектуальный потенциал, чтобы взяться за ее изучение. В то время как религия рассуждает о Боге риторически, используя образность, которая проявляется в Коране, то философия пользуется доказательным способом. Однако это не означает, что между религией и философией существует конфликт. Просто религия познает буквальный смысл, зафиксированный в Коране, а философия - внутренний, содержащийся в нем. Философия постигает истину путем аллегорического толкования священных текстов. Хотя для ибн Рушда характерен рационализм, он стремился к философскому обоснованию не всех религиозных догматов, как это свойственно Абеляру, а только общих положений, имеющих дело с отношением мира и человека. Ибн Рушд также рассматривал вопрос об истолковании бытия. Согласно ибн Рушду, материальный мир вечен, как и Бог, который и сотворил мир. Отвергая креационистскую концепцию возникновения мира, ибн Рушд не отказывается от аристотелевского понятия Бога как перводвигателя. Он также признает платоновскую эманацию, которая объясняет возникновение низших по отношению к Богу сущностей, двигающих небесные сферы. Конечная причина бытия - Бог, находящийся на вершине иерархии и представляющий собой мыслящее само по себе мышление. Материя существует как постоянная возможность форм, которые возникают из материи; материя и форма, для ибн Рушда, нераздельны и образуют единство. Индивидуальные души не являются бессмертными, так как умирают вместе с телом. Этика Ибн Рушда заключается в учении, что человек создает добро в соответствии со своими установками, а не в зависимости от того, что его ожидает на том свете — Ад или Рай. Мировое значение и культурное влияние Большинство произведений ибн Рушда осталось только в латинском переводе. В христианской церкви философия Аверроэса получила достойное значение уже в XIII веке, хотя его пантеистическое учение о единстве действия мирового принципа было отвергнуто схоластиками как заблуждение, так же как и астрология, названная аверроизмом. Он написал также медицинскую энциклопедию под названием «Colliget» (арабское «Куллийят» — «система»), которая была переведена на латинский язык и несколько раз перепечатывалась. Многие его произведения переведены также на иврит. Ибн Рушд также сделал компиляцию работ Галена и написал комментарий к Канону врачебной науки Авиценны (Ибн Сина) (980-1037). Самую существенную услугу в деле ознакомления с философскими сочинениями Авиценны оказал М. И. Мюллер, который предпринял издание арабских текстов «Философии и теологии Аверроэса» (Мюнхен, 1859), прекрасный перевод которых был после смерти Мюллера издан Баварской Академией (Мюнхен, 1875). Кроме того, ибн Рушд заслужил себе известность и как астроном – своими наблюдениями над солнечными пятнами. Средневековые европейские ученые уважали Аввероэса: например, он упоминается Данте в «Божественной комедии» вместе с другими известными языческими философами, чьи души пребывают в «местах, где покровительство обязано известности» в Лимбе. Аверроэс появляется также в рассказе Хорхе Луиса Борхеса «Поиск Аверроэса», где он изображен пытающимся найти смысл слов «трагедия» и «комедия». Ибн Рушда вместе с Маймонидом также кратко вспоминает Джеймс Джойс в романе «Улисс». А поэт Аламгир Хашми изобразил его ожидающим за стенами древнего города Кордова в своем стихотворении. А в фильме «Судьба» Юсефа Шахина Аввероэс является главным героем. В его честь был назван также Астероид 8318 Аверроэс. Учение Аверроэса было компромиссными, но в тоже время – очень актуальными на то время. Философская истина, на его взгляд, содержится в трудах Аристотеля; религиозная истина является истиной, приспособленной к пониманию обычного человека. Хотя идеи ибн Рушда отвергались и даже были официально осуждены в 1277 году, его последователи хранили как его интерпретацию Аристотеля, так и теорию двойственной истины. На протяжении позднего Средневековья и в эпоху Возрождения труды Аверроэса служили источником вдохновения для тех, кто считал нужным разделять философию и науку, с одной стороны, и теологию – с другой. Автор: Людмила Дворская, специально для ИА «УММА»
Источник:
http://umma.ua/ru/persons/Ibn_Rushd_%E2%80%93_zashchitnik_filosofii/16290