René Girard / Рене Жирар - 5 livres / 5 книг [1961 - 1985, EPUB, FRA]

Страницы:  1
Ответить
 

Thesaurus1984

Стаж: 14 лет

Сообщений: 818


Thesaurus1984 · 02-Июл-12 18:08 (12 лет 6 месяцев назад, ред. 02-Июл-12 18:26)

René Girard / Рене Жирар - 5 livres / 5 книг
Год: 1961 - 1985
Автор: René Girard / Рене Жирар
Издательство: Grasset
Язык: Французский
Формат: epub
Качество: Изначально компьютерное (eBook)
Описание: Рене Жирар (фр. René Girard, полное имя Рене Ноэль Теофиль Жирар, фр. René Noël Théophile Girard; 25 декабря 1923, Авиньон, Франция) — французский философ, культуролог, литературовед. Известен разработкой концепции «фундаментальной антропологии», в русле которой получает свое развитие проблематика жертвоприношения, миметического насилия, рассматриваемого в качестве акта, лежащего в основе культуры и социума.
О Рене Жираре на русском
Зачарованный злом
Жирар, Рене. Насилие и священное. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 400 с., 2000 экз.
ISBN 5-86793-114-5
Имя Рене Жирара - культовой фигуры современной философской антропологии - знакомо у нас не слишком многим. На Западе, однако, его идеи нашли популярность и за пределами академических кругов. Можно не сомневаться, что и у нас их ждет та же судьба - общество любит теории простые и всеобъемлющие. Как раз такие, как у Жирара.
Идея проста: по Жирару, человеческое общество основано на религиозной трансформации коллективной агрессии "всех против всех" в жертву. Этой жертвой всегда становится "козел отпущения" - животное, а часто (и, по-видимому, изначально) - человек. Раб, пленник, чужестранец, ребенок, король или просто случайный прохожий. Растерзав его в ритуальном жертвоприношении, общество сохраняет себя: на разрушительные силы, грозящие взорвать общество изнутри, накинута спасительная узда. Но лишь до поры. Энергия насилия накапливается, и чтобы не последовал взрыв, снова нужна жертва. Со временем жертва превращается в знак, символ, в "священное". Насилие предопределяет религию, мир и порядок. Но за все это приходится платить кровью бесчисленных агнцев и "слезинкой ребенка"...
Жирар начинал с Достоевского. Достоевский стал предметом его работы 1961 г. "Ложь романтизма и правда романа". Именно там впервые появляется теория "миметического желания". Суть ее в том, что мы всегда (пусть неосознанно) желаем именно тот объект, которого домогаются и другие. И не потому, что объект наших устремлений так уж особенно хорош, а потому только, что другие его жаждут. Другой становится соперником. Разрешить конфликт можно только насилием: взять "свое" силой или подчиниться насилию со стороны общества, ограничивающего наши желания.
В "Насилии и священном" идея получает дальнейшее развитие. Жирар полагает, что этот таинственный объект всех наших помыслов - не что иное, как бытие, бытие, которым, как нам кажется всегда обладаем не мы, но кто-то иной. Человек пытается достичь бытия, "желая того, что ему указывает другой; и всякий раз он натыкается на насилие встречного желания". Со временем люди убеждаются, что "само насилие и есть самый верный знак вечно ускользающего бытия". Насилие и желание оказываются неразрывно связанными друг с другом... "Насилие - царь и отец всего", - подчеркивает Жирар. В какой-то момент это направленное на всех вообще и ни на кого в частности насилие находит выход, обрушиваясь на кого-то одного - жертву, отмеченную либо особой своей беззащитностью (ребенок, агнец), либо чужеродностью (бродяга, чужестранец, пленник, ведьма).
Вот, скажете, новость! Будто до Жирара никто не подозревал, что вся культура в значительной мере - лишь средство сдержать агрессию, перенаправить ее во вне - на чужаков, на злые силы, неразрывно связанные с чужаками, отдать этому злу часть вместо целого - ребенка, раба, быка - но только не полноценного человека... И священные ритуалы - всего лишь способ ввести изначальное насилие в "цивилизованные рамки", придать форму хаосу.
Тут приходится вспомнить, что книга "Насилие и священное" - отнюдь не новая. Она вышла в 1972 году, а мир тогда мало походил на нынешний. Казалось, все катится в тартарары. Середина шестидесятых выпала столь бурной, что нет нужды возводить построения Жирара к "Слепящей тьме" Артура Кестлера или "Гуманизму и террору" Мерло-Понти. Жирар сам был свидетелем: ужасы Второй мировой и открывшиеся в полной мере лишь после войны преступления нацизма, ужасы сталинизма, от которых французские интеллектуалы старательно отворачивались, несмотря на самые явные доказательства, французские колониальные войн в Индокитае и в Алжире, революционный взрыв 1968 год в Париже, слишком живо напомнивший французам события столетней давности, завершившиеся кровавой баней - Парижскую коммуну. А еще не сходящие с телеэкранов Вьетнам и Палестина, жуткие рассказы о "культурной революции", советские танки в Праге... Для европейских интеллектуалов это оказалось настоящим потрясением. На их глазах обращалось в прах главное достижение западной цивилизации - идея прогресса и гуманизма. Обесценивались нравственные итоги Второй мировой войны - мало того, что Третий рейх пал под ударами сталинского СССР, так еще и все - впустую?
"Насилие и священное" в полной мере отражает всю глубину этого потрясения. "Нужно все толковать исходя из жертвоприношения", - повторяет зачарованный Жирар - и не желает замечать ничего, что противоречило бы его теории. Так Дионис становится у него прежде всего "богом успешного самосуда", а все ритуалы - от каннибализма южноамериканских индейцев тупинамба до греческих мистерий и - в конечном счете - распятия - сводятся к одному: убийству "козла отпущения", жертвы, "учреждающей единство группы одновременно и против, и вокруг этой жертвы". Лишь в жертве мы обретаем единство, без "козлов отпущения" общество немыслимо. Некоторые последователи Жирара (а сегодня в мире выходит несколько журналов, посвященных его творчеству) с легкостью объясняют с помощью этого построения все "насильственные" феномены современного мира: с этой точки зрения, массовое уничтожение евреев в гитлеровской германии, индейцев в США или репрессии в СССР были всего лишь массовым жертвоприношением, что эта жертва позволила удержать власть Гитлеру и Сталину (правда, ненадолго), и установить американскую политическую систему. Едва ли есть смысл опровергать эти утверждения - их несоответствие исторической истине очевидно, - но в рамках теории Жирара они вполне допустимы.
Вероятно, работу Жирара легко подвергнуть жесточайшей критике. Прежде всего, он играет "на чужом поле": при все своей эрудиции, он не антрополог и даже не этик. Шестидесятые годы, между тем, стали эпохой настоящей революции в полевой антропологии и этнологии, многие выводы были в те годы пересмотрены, а факты - уточнены. Утвердилось понимание, что значительная часть фактов, собранных даже самыми знаменитыми исследователями, искажена, так сказать, по определению, ибо вовсе не желали "дикари" делиться с глупым белым человеком своими сокровенными знаниями, и рассказывали ему лишь то, что считали нужным и так, как полагали необходимым (например, "навыворот"). Стало очевидно, что все антропологические описания чрезвычайно субъективны и зависят от точки зрения - иначе невозможно объяснить диаметрально противоположные выводы об обычаях и верованиях одних и тех же народов, сделанные в одно и то же время разными учеными. Всего этого Жирар практически не учитывает. Не учитывает он и колоссального различия в образе жизни между человеком современным и человеком хотя бы античной эпохи (не говоря уже о более давних временах) и такого же громадного различия в представлениях о сущности человека, смерти и насилии. Собственно, именно непонимание этой дистанции позволяет Жирару строить свою теорию...
Едва ли книгу "Насилие и священное" можно считать шедевром исторической антропологии. Но читать Жирара надо, иначе мы так и не поймем, что же так отличает Россию от Запада и почему нас все считают чужаками, которых можно принести в жертву. Говорят, русские любят страдать... Может быть поэтому? Говоря всерьез, книга Жирара - поразительное свидетельство духовного кризиса, постигшего Европу после шестидесятых годов. "Стирание священного, его полное устранение готовят тайный возврат священного - в форме уже не трансцендентной, но имманентной, в форме насилия и знания о насилии". Бежать некуда - голой хищной обезьяне от века суждено кидаться на своих сородичей...
© Петр Дейниченко
"Книжное обозрение" №48, 2000 (опубликовано с большими сокращениями)
Après avoir fait l'Ecole des Chartes, René Girard s'installe aux Etats-Unis en 1947. Il enseigne notamment à Stanford, dans la prestigieuse université californienne, où il s'occupe du département consacré à la langue, à la littérature et à la civilisation française. Auteur de nombreux livres, comme 'Mensonge romantique et vérité romanesque' en 1961 et 'Des choses cachées depuis la fondation du monde' en 1978, il est pourtant peu connu en France mais ses ouvrages sont très appréciés aux Etats-Unis. La théorie du philosophe chrétien s'inspire des écritures saintes et des nombreux auteurs classiques qu'il a lus, de Stendhal à Dostoïevski, en passant par Proust. Selon lui, l'homme est un être violent, désirant les désirs des autres, ce qu'il appelle le 'désir mimétique' : 'C' est toujours en imitant le désir de mes semblables quej'introduis la rivalité dans les relations humaines et donc la violence'. René Girard voit dans la religion une tentative de mettre fin à cette violence inhérente à l'homme.
Список книг
В раздачу входят 5 книг Рене Жирара на французском:
Mensonge romantique et vérité romanesque / Ложь романтизма и правда романа (= De la violence à la divinité, 1)
La Violence et le sacré / Насилие и священное (= De la violence à la divinité, 2)
Des choses cachées depuis la fondation du monde / Сокровенное от сотворения мира (= De la violence à la divinité, 3)
Le Bouc émissaire / Козёл отпущения (= De la violence à la divinité, 4)
La Route antique des hommes pervers / Путь древних, по которому шли люди беззаконные
Книга Рене Жирара "Насилие и священное" в переводе на русский:
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=2607105
Мои "философские" франкоязычные раздачи на трекере:
Vladimir Jankélévitch / Владимир Янкелевич - 3 livres / 3 книги
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4008809
Emil Cioran / Эмиль Чоран (Сиоран) - 5 livres / 5 книг
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4027751
Michel Onfray / Мишель Онфре - 4 ebooks / 4 книги
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3938452
Jean Baudrillard / Жан Бодрийяр - 4 книги
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4023797
Julia Kristeva / Юлия Кристева - 4 livres / 4 книги
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4053185
Georges Bataille / Жорж Батай - 9 livres / 9 книг
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=4052207
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 

Thesaurus1984

Стаж: 14 лет

Сообщений: 818


Thesaurus1984 · 03-Июл-12 13:46 (спустя 19 часов)

В разделе "Список книг" детально указан состав раздачи. В раздаче 5 книг, четыре из которых объединены самим автором в один том под названием "De la violence à la divinité". К этому тому, объединяющему, как я уже сказал, 4 работы, сам автор написал предисловие, где объясняются в том числе и причины, побудившие автора сделать такой сборник.
[Профиль]  [ЛС] 

Callow

Стаж: 15 лет

Сообщений: 1


Callow · 29-Ноя-18 16:32 (спустя 6 лет 4 месяца)

Большое спасибо! Очень крутая раздача. Особенно приятно, что книги на французском.
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error