Служебный роман Жанр: мелодрама, комедия Год выпуска: 1977 Продолжительность: 01:27:09 + 01:09:30 Режиссёр: Эльдар Рязанов В ролях:
Андрей Мягков
Алиса Фрейндлих
Светлана Немоляева
Олег Басилашвили
Лия Ахеджакова
Георгий Бурков
Зоя Исаева
Людмила Иванова
Петр Щербаков
Мария Виноградова Описание:
Анатолий Ефремович Новосельцев, рядовой служащий одного статистического управления, — человек робкий и застенчивый. Для него неплохо бы получить вакантное место зав. отделом, но он не знает, как подступиться к этому делу. Старый приятель Самохвалов советует ему приударить за Людмилой Прокофьевной Калугиной — "сухарем в юбке" и директором заведения… Доп. информация:
Знаете ли вы, что...
На роль Людмилы Прокофьевны Калугиной режиссер сразу же определил Фрейндлих. Наверное, это был первый случай в отечественном кино, когда Рязанову без кинопроб и утверждений через худсовет разрешили снимать тех актеров, каких он хотел.
Олег Басилашвили видел исключительно себя в роли Новосельцева и всячески пытался доказать это Эльдару Александровичу. Роль же Юрия Григорьевича Самохвалова актеру не очень нравилась, но уже в процессе работы он признал, что Рязанов верно распределил роли.
«Служебный роман» снят по пьесе «Сослуживцы», написанной Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским всего за месяц.
В пьесе секретарша Вера — молодая длинноногая красавица. Но когда Рязанов и Брагинский писали сценарий для фильма, то Верочку они изменили под Ахеджакову. Актриса не была длинноногой красоткой, поэтому ее героине досталось от секретарши из пьесы только то, что она слыла модницей.
Изначально Верочка была представлена как замужняя дама и на роль супруга приглашали Михаила Светина. Но в последний момент от этой идеи решили отказаться. Потом Ахеджаковой «сватали» Александра Фатюшина. Его герой должен был постоянно выбирать между женой и мотоциклом, из-за чего супруги постоянно ссорились. Успели даже снять несколько сцен с Фатюшиным и Ахеджаковой, но актер неожиданно заболел и был вынужден лечь на операцию. Поэтому в картине осталось лишь несколько крохотных эпизодов с его участием, а Вере пришлось ругаться со своим мужем исключительно по телефону.
На роль общественницы Шурочки рассматривались Римма Маркова и Нина Агапова, но Людмила Иванова, которая была председателем месткома в «Современнике», была убедительнее других.
Эльдар Александрович разрешил всем актерам импровизировать на площадке, «успокаивая» при этом, что все ненужное потом вырежет. В результате в фильм не вошла часть сцены, в которой появляется живой Бубликов. Зрители не увидели, как Шурочка бегает по институту и кричит, что не виновата и сама бы померла, только фамилия у нее другая. А «умерший» Бубликов идет на нее с кулаками. Перед съемками этой сцены Рязанов подговорил актрису, чтобы она при виде Бубликова закричала: «Ура, да здравствует живой товарищ Бубликов!» А ничего не подозревающий актер Петр Щербаков на крик своей партнерши тут же среагировал: «Товарищи, спасибо за все!»
Чтобы создать достоверный образ директорши-мымры, Эльдар Рязанов и Алиса Фрейндлих очень долго искали для главной героини подходящую одежду. В самых отдаленных уголках костюмерных «Мосфильма» они отыскивали мешковатые, непонятного цвета и размера юбки и пиджаки. Но все-таки для завершения образа не хватало какой-то детали. Как всегда, помог случай. Оператор картины Владимир Нахабцев на всякий случай принес старые очки своего отца. И когда Алиса Бруновна их надела, то стало понятно — Мымра готова появиться на площадке.
В фильме героиня Светланы Немоляевой Ольга Рыжова читала стихи Беллы Ахмадулиной «О мой застенчивый герой, ты ловко избежал позора». Они нигде не издавались, поэтому актриса несколько лет после выхода картины была вынуждена переписывать их от руки и отсылать своим поклонникам.
Эльдар Рязанов долгое время скрывал, кто автор текста к песне «У природы нет плохой погоды». Оказалось, что эти стихи написал сам режиссер.
«Служебный роман» был принят всеми чиновниками настолько положительно, что его тут же было решено выдвинуть на Государственную премию СССР. Однако почетную премию получили все, кроме исполнительницы главной роли Фрейндлих. Оказывается, по правилам того времени подобные награды нельзя было давать раньше, чем через два года после предыдущей. А у Алисы Бруновны уже была премия за театральную роль.
Занимает по посещаемости 19-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1979 году.
В сцене, где Верочка, прибегая на работу, сразу включает приемник («Московское время — 9:00»), она сначала в брюках, потом сразу же в юбке.
Все внутренние помещения (включая кабинеты Калугиной, Самохвалова и зал заседаний) построены в павильонах Мосфильма.
Прекрасный образец того, что прямыми руками можно и в AVI сриповать лучше, чем в MKV. Качество картинки круче, чем на многих HD-рипах. Как будто в первый раз смотрел фильм - увидел массу деталей, раньше не замечаемых. Большое спасибо!
Товарищи! В рубрику,"Знаете ли Вы,что..." хочу добавить один интереснейший факт. В 1979 году в Ленинграде ещё до выхода фильма "Служебный роман" на экраны в кинотеатрах вместо киножурнала крутили маленький рекламный ролик про " Служебный роман". Сюжет такой : На трибуну выходит Сергей Филиппов и в стиле Огурцова из "Карнавальной ночи" ругает фильм "Служебный роман" перекручивая факты. Причём всё получается очень смешно, и этот сюжет сам по себе является маленьким шедевром. Например - он говорит такую фразу "Людмила Прокофьевна, вместо того, чтобы заниматься работой, стала демонстрировать моды, что передалось коллективу, и все бросив работу стали красить глаза и губы. " При этом шла такая "нарезка" сюжетов, которая подтверждала его слова. И последняя фраза Филиппова " Я надеюсь, что все вы, как и я НЕ ПОЙДЁТЕ смотреть этот фильм." После этого он сходит с трибуны и уходит напевая "Могу весь мир я обойти..." Вот бы найти этот ролик. Может есть у кого?
Каждый кто родился в Союзе и взрослел на данном кино должен понять что дети России не переваривают эту муть!Много интересного Советского кино, но это особо греет душу совдеповским рабочим, чьи дети таки стали статистами в новой россии.
amam92, соглашусь наполовину: да, "Служебный роман" - это муть, но, нет, она не греет душу рабочим. Она греет душу позднесоветскому офисному планктону - городской интеллигенщине, про которую, собсно, и снята. Сам я рязановские фильмы с раннего детства терпеть не могу! Ещё с тех пор, когда родители в средине 80-х благочинно усаживали меня рядом с собою на просмотр "Гаража" или вот этого "произведения" по ТВ. При этом я - совсем не "дитё России", я - человек заката Союза, но чем больше смотрю сейчас кино моего детства, тем лучше понимаю то время. Я теперь понимаю, что фильмы Рязанова имели очень чёткую социальную функцию: они выковывали из советских граждан - потреблятелей. И история про рекламный ролик, рассказанная выше в комментарии alexandr1010, прекрасно подтверждает это. Дети тех, кого тогда перековали, сегодня - бессильная человечья масса, а в очень скором времени - пушечное мясо.
65021484amam92, соглашусь наполовину: да, "Служебный роман" - это муть, но, нет, она не греет душу рабочим. Она греет душу позднесоветскому офисному планктону - городской интеллигенщине, про которую, собсно, и снята. Сам я рязановские фильмы с раннего детства терпеть не могу! Ещё с тех пор, когда родители в средине 80-х благочинно усаживали меня рядом с собою на просмотр "Гаража" или вот этого "произведения" по ТВ. При этом я - совсем не "дитё России", я - человек заката Союза, но чем больше смотрю сейчас кино моего детства, тем лучше понимаю то время. Я теперь понимаю, что фильмы Рязанова имели очень чёткую социальную функцию: они выковывали из советских граждан - потреблятелей. И история про рекламный ролик, рассказанная выше в комментарии alexandr1010, прекрасно подтверждает это. Дети тех, кого тогда перековали, сегодня - бессильная человечья масса, а в очень скором времени - пушечное мясо.
есть такое дело, и румынская народная поговорка на эту тему "стукнешь где тебе надо а трещины там где не надо пойдут", знали наверное что им нужно и куда стукнуть. Скачал как-то подборку старых советских крокодилов, журналы юмористические с этого сайта половина карикатур на алкашей которые где только не умудряются "сообразить" и как только эту водку не прячут и чего только ради нее не придумывают и чем больше я это разглядывал тем больше самому захотелось выпить хотя обычно это хочется очень редко. А на продаже водки и бюджет СССР пополнялся и народ усмирялся. Насчет фильма классный, остроумный а вот поколение уже и так было голодным на импорт что поделаешь убожественно и некрасиво было много чего отечественного.
65629068Скачал как-то подборку старых советских крокодилов, журналы юмористические с этого сайта половина карикатур на алкашей которые где только не умудряются "сообразить" и как только эту водку не прячут и чего только ради нее не придумывают и чем больше я это разглядывал тем больше самому захотелось выпить хотя обычно это хочется очень редко.
Можно, я эти ваши слова при случае цитировать буду? Вы очень точно и правдиво подтверждаете действенность пропаганды. Эту действенность слишком многие самонадеянно и близоруко отрицают. Только вы ошибаетесь в том, что хотели трещин не там, где они появились. Нет же, именно там и хотели: Советский Союз был не нужен руководству буквально с 6-го марта 1953-го года. Только сразу такой колосс демонтировать было невозможно, вот и растянули уничтожение почти на 40 лет. А "Крокодилы" конца 1970-х и позднее - это уже высокоточное оружие против народа, прежде всего - против рабочего класса: рядовая и легальная антисоветчина, к которой народ если и не был слеп, то находился в таком беспомощном состоянии, что и противостоять не мог. Вспоминается приведённая Кургиняном цитата про СССР начала 1980-х: "Это общество ням-ням, которое может убить один волк. Ты слышишь меня? Один волк". Вот этот волк в овечьей шкуре и пришёл в нужное время, к которому всякие "крокодилы", "служебные романы", "афони" и прочие орудия инфовойны готовили народ долго и тщательно. Конечно, они бы ничего не смогли, не будь объективной материальной почвы для народного недовольства, и в сфере производства потребительской продукции СССР объективно от Запада отставал существенно. Но и на то были свои очень понятные причины. Писал о них в комментариях к сильному, диверсионному фильму "Премия" (1974). А ведь технически и организационно мы, с нашим исторически передовым общественным строем, могли продолжать побеждать и после Сталина, но нас предали и продолжают по сей день. Если уж поздний СССР был "обществом ням-ням", то нынешнее-то, деиндустриализованное, оболваненное, развращаемое - и подавно.
2ab, ну вы накрутили... Это фильм о ЛЮБВИ а не о "Крокодилах" чьей-либо пропаганды, о ПРЕОБРАЖЕНИИ ДУШИ а не о политике... Хотя, да, спасибо за развёрнутый аргумент, признаюсь, видел в интернете аналогичные вашему мнению, комментарии, но не понимал причину такой ненависти... P.S: А вы требуете от общества, чтобы оно жило казарменным единообразием надев серые шинели "правильного" кино. Но вот беда: в казарме (даже в "шарашках") нельзя сделать научных открытий, рисовать картины или сочинять музыку, кроме парадно-строевой... и уже тем более невозможно по нарисованным плакатам настенной агитации, заменившим зеркала, заметить приближающееся неблагополучие...
kotnaton, блажен кто верует. О "любви", о "преображении души"... Прям всплакнуть хочется, до чего умильно. Вам математические доказательства злонамеренности подобного кино нужны? Ну так читайте (стр.52). И пробегитесь для ликбеза книжечки о пропаганде - жизнь понятней станет. P.S. Вот как влияние пропаганды на общество по книжечкам освоите, так, надеюсь, и поймёте, откуда в вашей голове все эти штампы про "шинели", "шарашки" и прочая шелуха.
2ab, нет слов. И страшно... Но вообще-то этот документ если кому и интересен, то только будущим историкам... К жизни, он не имеет никакого отношения, как и любая сказка, только многословная и бездарная, потому что алкоголизм - это не причина, а реакция на внешние невзгоды... А страшно, потому что никогда не думал, что самый невинный фильм, о самых светлых, радостных чувствах, которые навещают человеческие умы и сердца, станет фильмом-диссидентом по явно надуманному предлогу, и спрашиваю себя: что же это нужно делать, кем надо стать, как нужно поглупеть, как душевно очерстветь и засохнуть чтобы стать для этой страны "своим", вернуть себе Родину пусть даже и на короткое время ?
65740228никогда не думал, что самый невинный фильм, о самых светлых, радостных чувствах, которые навещают человеческие умы и сердца, станет фильмом-диссидентом по явно надуманному предлогу
Что-то я вас не понимаю. Вы отрицаете факт того, что 32,2% длительности этого фильма занимают сцены приёма алкоголя и курения? Тридцать два и две десятых процента! (Данные из статьи по моей ссылке выше.) Треть(!) фильма, который заливают в мозг сотням миллионов людей вот уже 37 лет подряд, - треть этого фильма занято тем, что "невинно, светло, радостно" насаждает самоубийство как образец для подражания.
kotnaton писал(а):
65740228что же это нужно делать, кем надо стать, как нужно поглупеть, как душевно очерстветь и засохнуть чтобы стать для этой страны "своим", вернуть себе Родину пусть даже и на короткое время?
Встречный вопрос: вы, в свою очередь убеждены, что этого всего в жизни не было ? Я сам помню ежечасные "перекуры" на заводе, отец в своём институте научился курить в 40 лет, именно из-за этих перекуров (неловко отказывать, когда все идут, а вовсе не из-за кино). Так же как и вечеринки сослуживцев, всё было, было... С чего вы решили что отображение в кино РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩЕГО что-то прибавит или убавит ? Скорее уж наоборот... Дело режиссёра сделать так, чтобы люди узнавали себя как бы со стороны, и, может быть, устыдились... Симпатичен ли вам нетрезвый Новосельцев ? Мне нет. Жалеете-ли вы Калугину, оказавшуюся в компании нетрезвого обормота,того самого, который "а сейчас я тихий" ?. О себе скажу, что жалею. Предельно нарисованные "правильные герои" настолько неестествены и находятся вдалеке от реальности, что сеют тотальное недоверие, к любой, даже самой правильной пропаганде: 30-ые годы дали массу "правильных фильмов" итог ? Пить стали больше, курить тоже (правда тут еще вмешалось обстоятельство войны) едва-ли не поголовное занятие. "Правильный" "Строгий юноша" так и остался утопией... Пафос от безысходности Гений Рязанова особенно ярок на фоне современного кино: неся меч сатиры, замечать то многое, из-за чего мы вспоминаем ТУ Москву с теплом и благодарностью: чистые и широкие улицы, опрятно и прилично одетые люди, витрины магазинов для людей, а не витрины для магазинов, вечерние толпы гуляющих и, в конце-концов, замечая то время когда люди любили... в вечном смысле этого слова... Современное кино не имея ни толики таланта ни кинохронодокументальньной ценности своих съемок, втоптало и продолжает втаптывать всё в грязь бездарной сиюминутности, случайных связей, похоти и криминала... И тем обиднее мне такое отношение к работам Эльдара Рязанова
спокойно господа!я кажется понял это кино!чистый разум не должен понять ничего!мне потребовалось съесть кислотупринять строгий пост. Короче говоря этот фильм издевается над психикой человека, измученные лица, муки простых людей и восторг одаренных. отсутствие веры и наконец паранойя!Лично мне не один актер не понравился.Да и вообще Рязанов-Шустерман как-то не правельно пороки приподнес.
66973254Фильм шедевр!Сейчас такого уже не снимут - душа ушла,осталась только коммерция.Спасибо большое.
Кто-нибудь может сказать остались ли где-нибудь копии фильма не изгаженные "реставрацией" КП!?
Или юдоль нашего народа считывать только информацию со старых советских фильмов и сильно понижать
свою художественную чувствительность - яркие без нежных полутонов краски, резкие вопящие звуки...! Многие нынешние граждане РФ, с обработанными дустом ТВ мозгами, даже этого уже не чувствуют!