Алькофрибас_ · 19-Мар-12 12:07(12 лет 9 месяцев назад, ред. 19-Мар-12 12:07)
Философия истории Год: 1993 Автор: Карсавин Л.П. Жанр: Философия истории Издательство: Комплект ISBN: 5-88956-004-6 Серия: Памятники религиозно-философской мысли Нового времени. Русская религиозная философия Язык: Русский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Количество страниц: 352 Описание: "Философия истории" одно из главных философских произведений русского философа, историка-медиевиста XX века Льва Платоновича Карсавина (1882 - 1952). Сканирование UlissSPB, обработка моя
Примеры страниц
Оглавление
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Основные предпосылки и понятая философии истории 15
1. Философия, теория и метафизика истории (15—16). Связь двух
первых (15—16). Историческое бытие и знание (17 ср. §§ 15, 23,
32).
2. Развитие и изменение (17—18). Обусловленность изменения
разъединенностью его элементов. Связь его с пространственностью и
понятиями системы, причинной связи и силы (18—20).
Непрерывность развития. Его имманентный ему субъект (20). Развитие и
разъединенность (21 ср. стр.69 ел.).
3. Связь понятий изменения и причинности в теории истории (21—22).
Причинное объяснение в историографии как тавтология и мнимое
объяснение (23—24). Конкретный пример — причинное объяснение
крестьянских войн в эпоху Реформации. Их религиозная сторона
как причина и непрерывный процесс (24—26). Монизм объяснения.
Социальная идеология как вторая причина крестьянских войн (26—
28). Мнимая проблема взаимодействия двух причин (28).
Историки-материалисты и идеалисты (28—29). Причинность и «Внешняя
сторона» исторического процесса. Ее показательность (29—30).
Географические «факторы». Материальное (природное) и социально-
психическое (историческое). Их взаимоотношение (30—32).
Бесчисленность причин, невозможность и несущественность причинного
объяснения в истории (32—34).
4. Термин «развитие» (34).
5. Связь истории с наукой о душе (ср. §§ 18, 19, и 14) и душевное
развитие как пример развития вообще (34—35). Единство души во
множественности ее «качествовании». Душа как имманентный
процессу душевного развития субъект его. Самосознание (35—39).
Душа как всеединство своих качествовании и их различность (39—40).
Недостаточность эмпирического бытия души. «Несовместимость»
некоторых ее «моментов» (качествовании). Единство в душе и ее
моментах бытия и небытия (40—42). Степени различенное™ и
противостояния моментов. «Мое», «данное», «иное». Душа (субъект)
как момент высшего субъекта (42—43).
6. Все временность души. Различия прошлого, настоящего и будущего
во временности и всевременности (43—48). Всеединая душа как
совершенная и как недостаточная (48—49 ср. стр. 39—40).
7. Момент всеединого субъекта как специфическая его актуализация
(50). Иерархия моментов; их различность, становление и погибание,
бытие и небытие (ср. стр. 40, 42 и § 22). Окказионализм и
предустановленная гармония (51—53).
8. Завершенность и совершенство. Бесповоротная недостаточность.
Совершенство как идеал и несовершенство как стяженность. Реальность
идеала. Обоснованность ее абсолютною Благостью. Основные
понятия теории всеединства (53—55).
9. Развитие в связи с завершенностью и усовершенствованы остью.
Опасности разъединяющего истолкования (55—56 ср. стр. 18—20
и § 3). «Данность» как основа достоверности знания. Неизбежная
стяженность знания о стяженном развитии (ср. стр. 18). Знание
как знание момента (56—57). Проблема знания в теории
всеединства. Знание как умаление самосознания, как «общее» каче-
ствование, как «символическое» (ср. стр. 65—67) и отвлеченное
(57-61).
10. Относительность и абсолютная ценность знания (61—62). Цель и
смысл развития (62—63). Равноценность и разноценность моментов.
Богочеловеческое как критерий для их оценки (63—65).
Особенности познания развития. «Символичность» и «диалектика» (65—
67).
11. Взаимодействие субъектов. Непосредственная данность в знании
чужого развития (67—68 ср. стр. 42—43, 56). Высший многоединый
субъект и взаимодействие низших как его актуализация в них
(ср. § 35, стр. 192 ел.). Взаимодействие и изменения (68—70 ср. стр.
21).
12. Проблема личности. Моменты-качествования и
моменты-индивидуальности. Недостаточность для различения их «субъективного»
критерия. Болезни личности (70—73). Различение между
индивидуальностью и качествованием на основе отношения их и высшей
индивидуальности. «Общность» качествования (ср. стр. 59—61) и
безусловное многообразие личности (ср. §§ 19, 25). Принцип
личности и Абсолютное (73—76).
13. Абсолютное Бытие. Абсолютная Благость и космос. Теофания (76—
77). Богочеловечение. Истинная абсолютность. Свобода космоса и
его бесповоротное несовершенство. Его усовершенность и Боговоп-
лощение (77—78). Связь этих положений с теорией всеединства
(78—80 ср. §§ 8, 28, 29, 37).
ГЛАВА ВТОРАЯ
Границы истории. Исторический субъект и его моменты 81
14. Задачи и содержание истории (81—82). Автобиография, биография,
история души и художественная литература (82—84; ср. стр. 65—
67, 34). Исторический и художественный методы (84—86). История
индивидуальной души и история в собственном смысле слова (86—
87). Периоды развития (87—88 ср. стр. 159, §§ 37—38).
15. Стяженно-всеединое человечество как субъект исторического бытия,
как субъект и объект исторического знания (ср. §§ 1, 23, 32). Его
недостаточность и усовершенность (88—90; ср. еще § 8).
16. Категория всеединства в историографии. Историческая
индивидуальность (90—95).
17. Человечество как субъект истории. Закон развития и его смысл
(95—97 ср. стр. 59—61, 73—76). Реальность общечеловеческого
единства (97).
18. Историческое бытие как социально-психическое. Индивидуальное
и социальное (ср. стр. 86 ел.). Коллективные индивидуальности
(97—99). Историческое и «внешнее» (ср. стр. 29—32). История
материального быта. Римская тога. История костюма, археология.
Предварительная и собственно-историческая работа (99—102).
19. Индивидуум как условно-последняя историческая индивидуальность
(102—103). Личность и качествования. Связь их различия с
отношением моментов к иному и друг к другу (103—106 ср. §§ 10,
25). Право (107).
20. Взаимодействие качествований (108). Конкретный пример
—феодальный строй (108—110 ср. стр. 26—30). Разные методологические
подходы к качествованию. Качествование, диалектика (ср. стр. 65—
67, 84—86) и систематическое построение. Фюстель де Куланж
(110—115).
21. Коллективная историческая индивидуальность. Ее неопределимость
извне (115—118); принципы ее определения и значение для этого
внешнего (118—119). Природа исторического познания и индукция
(ср. §§ 10, 14, 22, 35). Февральская революция 1917 г. (119—126).
22. Познание историком момента-индивидуальности (ср. § 28). Стя-
женность, достоверность и точность этого знания (126—128).
Самоутверждение и самоотдача исторических индивидуальностей (128—
130; ср. § 7). Взаимоотношение коллективных личностей в
индивидууме. Степень их выраженности и познаваемости. Задачи
теории истории (130—136).
23. История как действительность и как наука (136—137; ср. §§ 15,
32). Типичные исторические индивидуальности. Семья (137—141).
24. Род. Отношение его к другим коллективным личностям (141—144).
25. Определение (ср. § 21) и ограниченность исторической
индивидуальности. «Собственно-всеединые» или «надорганические»
индивидуальности (144—146). Органические индивидуальности. Принцип
их строения (ср. §§ 10, 19). Отношение к надъорганическим и
высшим (146—150). Процесс индивидуализации во всеединстве.
Возникновение и гибель коллективных личностей (150—154
ср. §§ 7, 22).
26. Переход индивидуальности от надъорганичности к органичности и
обратно (154—155). Виды органических индивидуальностей. —Класс
(ср. § 16). Рабочий класс. Интернационал и пролетарская культура
(155—159). Сословие (159). К периодизации развития (160; ср.
стр. 87 ел., §§ 37).
27. Культура. Ее субъект и идея (160—161). Взаимообщение культур
(161). Развитие культуры. Ее расцвет, погибание; жизнь в других —
«память» и «предвосхищение» их — и в себе (162—166).
28. Преимущественные качествования всякой культуры (ср. § 48). Ре-
лативизм (166—167). Значение религиозного качествования и
отношение культуры к Абсолютному (167—168).
29. Религиозные культуры (168—172; ср. §§ 8, 13, 37).
30. Церковь и степени ее актуализации в человечестве (172—174).
Христианская церковь как апогей развития. Ее ограниченность в эмпирии.
Православие (174—175).
31. Моменты культуры. — Народ (175—177).
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Историческое обобщение. Закон развития 178—211
32. Идеальное задание и эмпирическая ограниченность исторической
науки (178—180; ср. §§ 14, ел., 22 ел.).
33. Общее историческое понятие (180 ел.; ср. § 10). «Провинциализм»
историографии, Шпенглер и «всеобщая история» (181 — 183 ср. § 17).
34. Исторический метод. Роль в нем общих понятий. «Закон», ди-
винация, предвидения (183—186). Слепота к фактам исторического
предвидения и ее причины (186—189).
35. Развивающаяся личность как объект исторического изучения. Роль
«общего». Стяженность, «срединность», идеальная полнота и
эмпирическая достаточность исторического знания (189—192; ср. стр.
116). Познание и свобода в истории (192—193; ср. §§ 32, И).
36. Предельная умаленность всеединства и условия ее познания (193—
197). Естествознание, точность, история (197—198; ср. § 2).
37. Предпосылки и природа исторически-общего. Тварность и
необратимое становление. Закон развития исторической
индивидуальности (198—201). Апогей развития и условия его познаваемости. —
Личность Иисуса (201—202; ср. §§ 13, 28, 50). Степень
формального совершенства. Интенсивность и многообразие. Формальное
совершенство в эмпирии (202—204). Периоды развития (204—206).
Религиозное в развитии (206; ср. стр. 87 ел., 160).
38. История человечества как история Церкви (207; ср. § 20). К
периодизации развития человечества (207—208), западно-христианской
культуры (208—210). Индивидуальной развитие (210; ср. стр. 87 ел.).
39. Понятие развития и другие общие понятия в истории (210—211).
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Историческое развитие и теория прогресса 212—273
40. Историческая наука как момент исторической действительности.
Степень историчности религиозных культур (ср. § 29) и
христианства (212—215).
41. Единство исторического метода и значение конкретно и детально-
исторической работы (215-—216). Современная гипертрофия техники
(216—220).
42. Общеисторические принципы в конкретном применении
исторического метода (220—221; ср. §§ 16, 21, 34). Общественный идеал
и социализм в истории Запада (221—226).
43. «Генетическая» история (226—228). Статистический и
динамический методы (228—230) в периодизации и изучении отдельного
момента. Схема прогресса-регресса (230—231).
44. Схема прогресса и оценка. Природа исторического материализма
(231—233; ср. стр. 28—29, § 36). Виды применения схемы
прогресса к истории (233—234). Проблема оценки (234—240 ср. § 37).
45. Противоречия теории прогресса (240—243).
46. Недоказуемость прогресса в прошлом (243—244) и будущем (244—
245). Двойственность и недостаточность теории прогресса (245—
247).
47. Искажение теории всеединства в теории прогресса (247—248).
48. Иерархия моментов всеединства и их равноценность (249—250).
Разноценность их по степени раскрытия и качеству в эмпирии.
Преимущественные качествования (250—254; ср. § 28).
49. Момент истории как исходный и центральный для исторической
науки (254—256). Мнимые противоречия исторических построений
Друг другу (256—258). «Выдумки» и «ошибки» историков (258—260;
ср. § 14).
50. История в отношении к своему идеалу (260—261). Грань
эмпирического совершенства. Апория преодолимой непреодолимости этой
грани (261—264). Связь ограниченности человечества с
эмпирической разноценностью и возможность исторической аксиологии.
Личность Иисуса (264—266; ср. §§ 37, 13, 28).
51. Обоснование исходного момента построения (ср. § 49).
Субъективное и объективное обоснования (266—270). Абстрактность в
построениях и историческая диалектика (270—272; ср. §§ 20, 10).
52. Исторический процесс и Церковь (272—273; ср. §§ 37, 38, 50).
ГЛАВА ПЯТАЯ
Настоящее и прошедшее в истории. Причины и личность.
История и природа 274—336
53. Статический и динамический методы (ср. § 43). Время как стихия
исторического процесса (274—277).
54. История прошлого и история настоящего (философская
публицистика). Их связь (277—279).
55. Философская публицистика. Ее задачи и современное состояние
(279—283).
56. История прошлого. Источники (283—284). Внешнее и историческое
бытие (ср. §§ 3, 18). Их познание (284—288).
57. Познание исторического бытия во «внешних» следах прошлого (288—
292).
58. Категория случая и факторов в истории (292—294). «Синтез»
факторов и субъект синтеза. Возрождение (294—295). Недоразвитые
и молодые индивидуальности. Италия, Германия (295—297).
Вспомогательное значение понятия фактора (297—298).
59. Случайность и разъединенность (ср. § 2). Судьба, Провидение (298—
300). Абсолютирование разъединенности и материализация процесса
в теории истории. Риккертианство и теория всеединства (300—301).
60. Превращение в фактор качествования. Проблема его взаимодействия
с другими моментами (301—304).
61. Проблема воздействия индивидуальности на к а чествование.
Большевистская революция (304—311).
62. Роль личности в историческом процессе. Понятие личности и
неправильность традиционной постановки вопроса (311—313). Кант
и развитие философии (313—315). Показательность личности и
бесплодность проблемы о ее влиянии. Свобода (315—318).
63. Значение понятий причины, случая, судьбы, системы в истории.
Их роль и преодоление. История и Природа (318—322).
Прерывность и непрерывность в истории (322—324).
64. История и Природа. Непреодолимость для истории их
разъединенности и пути к ее преодолению (324—328).
65. Заключение (328—336).
Какой же логикой надо было пользоваться, чтобы перенести книгу, в которой говорится о "Богочеловечении" и христианской Церкви как апогее развития, в "теорию и методологию истории"?
Не книга хорошая, философская; вообще меня привлекают разные книги изучают понятия изменения, система, развитие, причина и т.е. те категории с помощью которых мы упорядочиваем представления о мире. Христианская основа для таких рассуждений скорее минус, но раз она разбирает понятия тщательно, то пользу от нее получить можно.