Несмотря на то, что я не являюсь профи и мне ещё расти и расти в плане гитары, я позволю себе дать несколько советов новичкам, которые начали свои занятия по этой книге, ссылаясь, разумеется, на некоторых профи и немного на свой опыт. Всё нижеописанное не претендует на истину в последней инстанции, я лишь опишу то, что реально помогло лично мне. Если для Вас эти советы покажутся банальными, пройдите, пожалуйста, мимо. Надеюсь они помогут кому-то из начинающих понять свои ошибки и не забросить гитару.
Одной этой книги мало для того, что бы научиться играть соло хотя бы на средне-начальном уровне. В ней очень мало говорится о звукоизвлечении. А звукоизвлечение и чувство ритма — это невероятно важно.
Касаемо чувства ритма — в книге предлагается отбивать ногой каждую долю и учиться играть ритмически ровно под топот своей ноги. Но ваша нога может ошибаться и это сыграет злую шутку. Да, можно научиться играть под ритм своей ноги, но это сложный путь, начинающим проще играть под метроном, причём электронный, он не ошибается, в отличии от ноги, и не замедляет темп, в отличии от механического метронома с заводным механизмом. Это катастрофически важно для новичков, с электронным метрономом Вам не нужно контролировать две вещи одновременно — ритм ноги и ритм пальцев рук, вам достаточно научиться слышать метроном и попадать в него. А ведь кроме этого ещё нужно контролировать звукоизвлечение и синхронизировать руки.
Касаемо звукоизвлечения в роке, метале и смежных жанрах, об этом Вам лучше всего расскажут и всё покажут такие люди, как Павел Забуруев и fredguitarist, их каналы легко найти на Youtube. Без понимания того, как делается тот или иной приём, вы не научитесь играть чисто, а просто будете повторять табулатуры как попало. На канале у fredguitarist есть отдельный плейлист «уроки», но там видео идут в разнобой. Благо есть отдельный сайт, где собрали все его видеоуроки в разделы: «Поза, постановка рук», «Правая рука», «Левая рука» и т. д. Найти этот сайт легко — введите в Google «Каталог видео Фреда».
Многие считают, что сначала нужно научиться играть какое-то упражнение или часть композиции без метронома в медленном темпе и лишь научившись играть его чисто, играть его под метроном. Да, это верно, но я же склоняюсь к тому, что бы разделить изучение каждого упражнения/части композиции на три этапа:
1. Играем без метронома, следим за звукоизвлечением, стараемся играть как можно ровнее, но помним — на этом этапе главное не скорость и ровность, а чистота каждой ноты. Научившись играть чисто, переходим ко второму этапу.
2. Играем под метроном в удобном для Вас темпе. На этом этапе не обязательно играть очень ровно, тут по прежнему самое главное — звукоизвлечение, но если Вы достигли уровня, когда упражнение играется чисто, то Вам необходимо начать работать над ритмом, стараться играть ровнее в том же темпе, но НЕ записывать себя и не смотреть в секвенсор (программа для звукозаписи и сведения, например Reaper). После того, как Вам кажется, что вы играете ровно, можете переходить к третьему этапу.
3. Играйте в прежнем темпе под метроном встроенный в секвенсор, обязательно записывайте каждый дубль и изучайте то, как Вы попадаете в долю, в секвенсоре это представлено в графическом виде. После того, как вы сможете уверенно играть упражнение/часть композиции в данном темпе и отклонения от темпа будут минимальными (10-30 милисекунд), повышайте темп метронома, но не более чем на 5 ударов в минуту. Ни в коем случае не подключайте гитару в аудиовход встроенной в материнскую плату аудиокарты, тем самым Вы значительно увеличиваете задержку, а значит убиваете чувство ритма. К тому же срезаете верхние гитарные частоты и гадите себе в уши. Используйте специальные аудиокарты с гитарным входом, там задержка значительно меньше.
Касаемо возрастания сложности соло в этой книге. Я могу сказать только о первых четырёх соло.
1 соло простое, темп не высокий, самое то для новичков.
2 соло уже содержит в себе шестнадцатые ноты в темпер 132 удара в минуту! Для новичка это недосягаемо, он просто не сможет сыграть в таком темпе даже приблизительно чисто. У многих людей, которые доходят до этого соло в голове может быть установка «Первое соло простое, сыграл вроде неплохо, вот второе, по идее чуть сложнее, но это ведь даже не средний уровень. Я смогу.» И человек начинает спешить и пытаться добраться до темпа 132 раньше, чем нужно. В итоге человек либо играет это и последующие соло как попало, но думает при этом, что играет как надо и воспринимает в штыки любую критику. Либо человек понимает, что у него не получается даже второе соло, разочаровывается в себе и бросает гитару. Тут я могу дать только один совет — Вам не обязательно играть это соло в темпе 132, и даже в темпе 120. Если Вы начинающий и сыграли его относительно чисто в темпе 90-100 — это уже достижение.
3 соло блюзовое, не спешное, не особо сложное, разве что новым приёмом — рейк.
4 соло. Тут такой же темп, как и во втором — 132 bpm. Идите к нему вдумчиво и постепенно. На мой взгляд это самое вкусное соло в книге.
Ещё раз про звукоизвлечение. Тут я могу посоветовать только одну дополнительную книгу — Павел Забуруев — «Электрогитара. Механика взаимодействия». Есть как минимум одна вещь, которую я не нашёл нигде, кроме как в книге Забуруева и на канале у Фреда. Это разбор того, как играть нисходящие легатные пассажи пулл-оффом. Вот отрывок, тут разбирается начало упражнения, где сначала играем по первой струне, а затем по второй:
Открыть пример
«Первую ноту пассажа вам нужно извлечь ударом медиатора. Cобственно, он будет единственным на протяжении всего пассажа вообще. Пальцы изначально должны стоять у вас на первой струне на нужных ладах. После того как нота «ре»прозвучала, сделайте хорошо знакомые пулл-оффы и хаммер-оны там, где это нужно. Теперь, когда пришло время перейти на вторую струну, начнется самое интересное.
Дело в том, что изначально мы играли, поставив все пальцы на струну, и никаких проблем у нас это не вызывало. Однако на второй струне мы оказываемся в довольно сложном положении: первую ноту нам надо извлечь хаммер-оном, а вторую, сделав пулл-офф. При этом нам нужно успеть как-то поставить палец на вторую ноту перед тем, как на нее пулл-оффом сдернуть струну. Многие зачем-то пытаются переместить все пальцы левой руки сразу — эдакий прыжок всей кисти на нужные лады. Это крайне неправильно, так как вызовет нарушение длительности последней ноты на предыдущей струне, а также значительное напряжение в левой, а при сколько-нибудь повышенном темпе исполнения этот прыжок у вас уже не получится.
Последовательность действий в этом случае такая: сделайте хаммер-он мизинцем, затем вслед за ним поставьте средний палец на нужный лад, после чего уже сдерните мизинец (пулл-офф) на ноту среднего пальца; после этого аналогично поставьте указательный палец и уже на него сдерните средним пальцем струну. То есть упрощенно это выглядит так: хаммер-он, поставили следующий палец, пулл-офф. Пальцы при этом плавно и по очереди переместятся на следующую струну — такое «паукообразное» движение.»
Без понимания этого Вы никогда не сможете чисто играть на высокой скорости.
Ещё неплохой учебник с табулатурами Левашов - «Мечта ленивого гитариста». Очень простой для восприятия, там много наглядных схем, но там ничего не сказано о звукоизвлечении.
Если вы начинаете изучать бэнды и вибрато, готовьтесь менять лады через полгода-год. Это при условии, что Вы регулярно занимаетесь. Дело в том, что новички, если они занимаются старательно, часто заигрывают одно соло и пережимают струну, делая бэнды и вибрато в одних и тех же местах. От этих пережимов лады изнашиваются сильнее, чем у профи или игроков начально-среднего эшелона, которые не пережимают струны и играют больше разных композиций, соответственно делают бэнды и вибрато в разных местах грифа. Это касается, в первую очередь, низкокачественных ладов из нейзильбера, которые ставят на дешёвые гитары. Как только Ваши лады износятся и придётся поднимать струны на высоту более 1 мм в районе 12 лада, что бы струны звучали, ставьте лады из нержавеющей стали или бронзы. Бронза почти вечная. Но ни в коем случае не делайте это сами, обратитесь к профессиональному мастеру с опытом и отзывами.