Философская энциклопедия. В пяти томах Год: 1960-1970 Жанр: Энциклопедическое издание Издательство: Советская энциклопедия Серия: Энциклопедии. Словари. Справочники Язык: Русский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Количество страниц: 2996 (Т.1 - 504 с., Т.2 - 576 с., Т.3 - 584 с., Т4 - 592 с., Т.5 - 740 с.) Описание: Самая обширная энциклопедия по философии на русском языке. Издание непревзойденного масштаба, сохранившее до сегодняшнего дня как историческую, так и научную ценность, несмотря на неизбежную для времени его создания идеологическую окрашенность.
Представлен систематический свод знаний по истории философии и социологии, по философским вопросам естествознания и психологии, по проблемам логики, этики, эстетики, истории религии. Статьи энциклопедии созданы крупнейшими российскими учеными, в числе которых С.С. Аверинцев, А.Ф. Лосев, Э.В. Ильенков, Е. Рашковский и мн.др. В Философской Энциклопедии помещаются статьи следующих типов: о науках ("Философия", "Астрономия", "Биология" и др.), проблемные статьи ("Возможность и действительность", "Всеобщее" и др.), терминологические ("Апория", "Вещь в себе" и др.), статьи о философах, обзорные статьи по истории философской и общественной мысли отдельных стран, статьи о философских школах и направлениях ("Неокантианство", "Неогегельянство" и др.).
Главный редактор: Ф. В. Константинов.
53863179Вспомните, что все 30 томов БСЭ были переведены на англ. в США и проданы с успехом на Западе. Отсюда и оценка этой энц.
И не только на англ. На греческом тоже переведены все 30 т.
Полный восторг! Уж греки-то знают толк в философии. Главное, преодолеть англосаксонизм в пользу континентальной философии. Словарь Рассела и обе философские энциклопедии англосаксов - в игнор.
Читая фразы иных "ницшеанцев", вроде тех, что оставил тут cuneiform, невольно хочется "поставить вилку", такую, например : нельзя ли простить англичан за то, что они приложили все силы, чтобы не допустить возникновения США? Ответа, впрочем, не ожидаю.
Предрассудки опять буржуазные по поводу национальностей.
Англичане первые серьезные материалисты новейшего времени были Бэкон например, никаких Кантов и Гегелей еще и в помине не было. Это уже потом помойка, плагиаторство началась после марксистского переворота в философии и научном методе, общественных науках.
Цитата:
несмотря на неизбежную для времени его создания идеологическую окрашенность.
Ну буржуазная наука, мысль самая объективная и идеологически беспристрастная. Даже позитивизм в физике выдают нам за последнюю истину. Объективная трактовка синоним материализма в диалектическом смысле.
72212462Предрассудки опять буржуазные по поводу национальностей.
Англичане первые серьезные материалисты новейшего времени были Бэкон например, никаких Кантов и Гегелей еще и в помине не было. Это уже потом помойка, плагиаторство началась после марксистского переворота в философии и научном методе, общественных науках.
Придерживайтесь плиз трактовки англосаксонизма согласно того же Merriam-Webster Dictionary Unabridged, 3rd ed.
Там дело не в национальности, а в ethnicity,
и далее в языке: Для Windows = ОК, а для философии = 0.
Сам язык, его примитивизм эксплицитный настраивает на индуктивный метод, доступный только ощущениям,
что потрогать руками, увидеть глазами... Континенталам немецким (Лейбниц) пришлось корректировать эту англосаксонскую однобокость. Впоследствии, казалось бы, соглашаясь с Локком, Лейбниц так уточняет его формулу: "В разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума ". Получается, следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений, что и сделал Кант, совместив разум и материю по Декарту и сенсуализм по Локку - до сих пор ничего нет более убедительного в мировой философии. С материализмом ма мировых конгрессах философии никто больше не выступает - никогда и нигде в мире (кроме СССР) непризнанное учение, начиная с 3 законов диалектики Энгельса. Как может родиться философская мысль из биологии клетки никто философски по мaрксистски обьяснить не может. А у Канта все гармонично: И ощущения есть реальные в генезисе материи, и работа разума и мышления, и диалектика, упрощенная Гегелем (развитие понятия вместо развития нетавтологического мышления в бесконечном сорите у Канта). Короче, 73 года застоя российской философии привели ее в опять в тупик после многовековой тьмы религиозной русской философии. Ну, и на пару им в друзья англосаксонская эмпирическая философия с ее индуктивным методом. А на эмпиризме, например, теорию математики не построить. Так что настоящая философия есть тока в континентальной Западной Европе. Жаль, но Россия не дала мирy ни одной философской мыслешки, они тока греческие и немецкие, увы. И как это древние греки 700 лет жили до Христианства без Бога и Гундяева 2700 лет назад???
74943466И как это древние греки 700 лет жили до Христианства без Бога и Гундяева 2700 лет назад???
Они жили неправильно. И за это бог покарал их смертию. Где теперь древние греки? Нету. Вымерли все. А Гундяев живёт и здравствует. Потому надо веровать в бога, чтобы жить вечно. Но не в абы какого, а в православного. Если бы древние греки веровали в православного бога, то жили бы до сих пор. А так вымерли все. Вот
romulus_z писал(а):
74943466Жаль, но Россия не дала мирy ни одной философской мыслешки, они тока греческие и немецкие, увы.
Что правда, то правда. Но одна важная мысль всё-таки есть у Бердяева:
Бердяев Н.А. писал(а):
Вы, русские народники всех оттенков, всегда были врагами культуры, это вы всегда противополагали благо народа культуре. Для вас ничто никогда не обладало самоценностью, всё превращалось в утилитарное орудие. Ни религия, ни церковь, ни государство, ни национальность, ни философия, ни наука и искусство, ни нравственность и право, ничто не обладало для вас самоценностью, ничто не было подлинно, духовно реальным. Всё подчинялось благу народа, интересам людей, удовлетворению людей. И всё низвергли вы в тёмную бездну массовых интересов и инстинктов. Вы всегда признавали культуру буржуазной, ибо создана она господствующими классами. Но сами вы — самые низменные, самые тупые, самые убогие мещане, буржуа духа. Вы хотите мир превратить в промышленную ассоциацию, вы хотите всё общество человеческое сделать обществом потребительским. Ваш жизненный идеал — животный идеал. Но к горю нашему нужно признать, что не только народники-революционеры и материалисты, но и народники славянофильского типа, стоявшие на почве религиозной, обнаруживали враждебное отношение к культуре и её ценностям, искали правды не в культурном слое, не в творческих личностях, а в простом народе, в коллективе. Исконный русский коллективизм всегда был враждебен культуре, враждебен личному началу, всегда тянул нас вниз, всегда мешал нам выйти к свету, в мировую ширь. Этот коллективизм парализовал у нас чувство личной ответственности и делал невозможной личную инициативу. Коллективизм этот был не новый, а старой нашей жизни, остатком первобытного натурализма. Но многие у нас смешивали его с духовной соборностью, с высоким типом братства людей. На этой почве идеализировали русскую общину и т. п. явления русской жизни. С русским коллективизмом связано и отрицательное отношение к праву, смешение права с моралью. Но отрицание права, которое у русских шло справа и слева, есть отрицание личности, порабощение её коллективу. Право охраняет личность от посягательства на неё злой воли. Право делает свободу человеческой личности независимой от добродетелей и пороков других людей, от их нравственного уровня, от их произвола. Право делает возможной свободу личности даже при существовании зла, при дурной воле людей. Русские смешивают право с моралью и ставят судьбу личности в зависимость от нравственного сознания людей, от их добродетелей. Но есть свобода, которая должна быть мне гарантирована и при порочности людей, и при склонности их к насилиям. Этого никогда не понимало народническое сознание, и правое, и левое. Такое отрицание права есть знак ослабления личного самосознания, есть недостаток личного достоинства, есть погружённость в безликий коллектив.
А если ты не личность, а индивидуальность? А если,... Ни религия, ни церковь, ни государство, ни национальность, ни философия, ни наука и искусство, ни нравственность и право, ничто не обладает для вас самоценностью, ничто не бывает подлинно, духовно реальным?
То тогда, как я понял, тебе принадлежит только часть, маленький кусочек права. (наверно дальше об этом говорится.) Что человек не дорос до своего совершеннолетия. Он призывает к личностному росту, по сути, только и всего.
Лучшее издание в своём роде! Российские переиздания этого труда - ещё одно свидетельство деградации науки после распада СССР. Западные энциклопедии страдают европоцентризмом. Прекрасный стиль изложения, доступный рассказ о сложнейших проблемах познания. Разве что статьи по математической логики сложноваты для восприятия.
Г.С.Батищев, 5ый том 1972 г.
Я спустя года три у Г.С.Б. лекции посещал, в МФТИ https://terme.ru/termin/ekonomicheskii-materializm.html
...сведение культуры к экономике не дает понимания действит. места самой экономики (см. "Экономические рукописи 1857–58 гг.") и искажает подлинное содержание марксовой политэкономии, к-рая, фиксируя факт господства бурж. экономики над обществом, подвергает его критике как реальное извращение, "перевертывание" субъект-объектного отношения.
Простота и доступность сделали Э. м. естеств. плодом поверхностно-утилитарного усвоения марксистских "формул" на почве рассудочного мышления,Э. м. стал вульгарной "тенью" марксизма в плоско-рассудочном изложении у его защитников и распространителей.
Плеханов, критикуя пошлую концепцию Шулятикова, выдвинул вместе с тем свою схематич. "пятичленную формулу". Ленин неоднократно выступал против ряда разновидностей Э.м., против "карикатуры на марксизм" (см. Соч., т. 23, с. 16), против экономич. автоматизма и втискивания истории в готовые "формулы", Грамши показал, что Э. м. в целом – детерминистски-конформистская концепция (см. Избр. произв., т. 3, М., 1959, с. 257).
(...) https://terme.ru/termin/ekonomicheskie-rukopisi-1857-58-gg.html
"Grundrisse der Kritik der politischen Oekonomie" (В., 1953, M., 1939). Представляет собой первый из трех вариантов "Капитала". В "Э. р." Марксом изложена большая часть его фундаментальных полит-экономич. открытий, причем в непосредств. связи с их предпосылками
С т. зр. монизма предметной деятельности весь историч. процесс осмысливается Марксом как развитие обществ. человека, как произ-во человеком своего предметного мира культуры и посредством этого – самого себя: "... в качестве конечного результата ... выступает само общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях ... Сам непосредственный процесс производства выступает здесь только как момент ... Условия и предметные воплощения процесса производства сами в одинаковой мере являются его моментами, а в качестве его субъектов выступают только индивиды ..." (там же, с. 222). Последовательно преодолевая субстанциализм, Маркс показывает, что по сути дела производит. силы и обществ. отношения являются "... различными сторонами развития общественного индивида..." (там же, с. 214), хотя в отчужденной форме их соотношение выглядит крайне извращенно. Основанием критики Марксом форм превращенных послужило строгое разграничение им понятий опредмечивания и овеществления (см. там же, ч. 1, с. 103– 108; ср. К. Магх, Grundrisse ..., S. 78, 81–82). Из разделения самой деятельности вырастает наделение производит. сил и производств. отношений самостоятельностью и отчуждение их в виде "второго" социального мира наряду с индивидами
(...)