Александр Степанович Пирогов (1899-1964) - русский певец (бас). Брат Г. Пирогова. Выступает с 1919. В 1922-24 солист "Свободной оперы" (бывший театр Зимина). В 1924-54 солист Большого театра. Среди партий Борис Годунов, Мельник, Иван Грозный в "Псковитянке" Римского-Корсакова, Мефистофель, Базилио, Никаланта в "Лакме" и др. Народный артист СССР. Среди записей партии Гремина (дирижер Небольсин, Dante), Бориса Годунова (дирижер Голованов, Arlecchino) Александр Пирогов - младший из братьев Пироговых, известных как целая династия басов. Еще их дед, ямщик Иван Пирогов, за редкий по мощи голос был прозван односельчанами "колоколом Ивана Великого". По всей округе шла молва и об отце - плотнике Степане Пирогове. Великолепные голоса унаследовали его сыновья, четверо из которых - Михаил, Григорий, Алексей и Александр - стали профессиональными певцами. Александр Степанович Пирогов родился в Рязани, куда семья Пироговых перебралась в поисках заработка из села Новоселки Рязанской губернии. Голос у него обнаружился в 16 лет. К этому времени его брат Григорий Степанович был уже профессиональным певцом и взял на себя опеку над младшим братом. Он помог определить Александра в рязанскую гимназию, по окончании которой тот поступил на историко-Филологический факультет Московского университета и на вокальное отделение музыкального училища Московского филармонического общества в класс В.Тютюнника. Уже в 1920 году Александра Пирогова приглашают на пробу в Большой театр. Однако, он не спешит принять столь лестное предложение, понимая, что недостстаточно опытен. В 1922 году певец становится солистом московской Свободной оперы, где дебютирует партией Сен-Бри в опере Мейербера "Гугеноты". Еще через два года, в 1924 году, уже накопив серьезный басовый репертуар, А.Пирогов переходит в Большой театр. За три десятилетия работы на этой прославленной сцене он выступил 1100 раз, сыграв несколько десятков ролей. Среди них, в первую очередь, следует отметить партии русского басового репертуара: Бориса Годунова, Руслана, Ивана Сусанина, Мельника, Князя Игоря и Владимира Галицкого, Ивана Грозного, Гремина... В зарубежном оперном репертуаре Пирогова этапными стали партии Мефистофеля в "Фаусте", Нилаканты в "Лакме", Дона Базилио в "Севильском цирюльнике". Артист был исполнителем многих центральных партий в операх советских композиторов: "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева, "Князь Серебряный" и "Степан Разин" Триодина, "Загмук" А.Крейна, "Сын солнца" Василенко, "Алмаст" Спендиарова, "Броненосец Потемкин" Чишко, "Декабристы" Шапорина. Одной из последних значительных работ артиста была партия Кутузова в опере С.Прокофьева "Война и мир". Критики единодушно отмечали высокое мастерство Алексадра Пирогова. Его партнерша по многим спектаклям, известная певица Елена Катульская писала: " Александр Степанович был наделен природою редким талантом перевоплощения, необычной яркостью творческой фантазии. Сила воображения его была колоссальна, и она питалась, конечно, глубоким знанием жизни". Высокий бас (basso-cantante) Пирогова отличался редким богатством красок, сочностью тембра. Низкие ноты у него звучали полно и густо, как у центрального баса, высокие же - сильно и предельно концентрированно. Очень выразительно было типично пироговское, ярко эмоциональное vibrato в верхнем регистре. Изумляло богатство речевых интонаций, волнующих, эмоционально окрашенных. Покоряющая естественность и задушевность его пения, конечно, от глубоко национальной, русской природы певца, выросшего в песенном краю, на Оке. Сам Пирогов отмечал: "Для моего творческого роста мне особенно много дали мои рязанские земляки, в частности, для образа Мельника в "Русалке". Я лепил этот образ прямо с моего отца". Значительными культурными событиями были выступления Александра Пирогова на концертной эстраде. И здесь репертуар его был огромен. В первую очередь, это песни Мусоргского, романсы Даргомыжского, Бородина, Чайковсккого, Рахманинова. В камерном репертуаре артист демонстрировал поистине ювелирное мастерство музыканта-интерпретатора, владеющего средствами психологической выразительности, широким диапазоном тембров, динамики, интонаций. В крупных же вокально-симфонических произведениях артист захватывал размахом чувств, силой драматической экспрессии. Его программы привлекали неординарностью, открытием редких страниц русской классики. Он также был в числе первых исполнителей ораторий "Сказание о битве за русскую землю" (премьера в 1939 году, партия Дмитрия Донского) и "На поле Куликовом" (премьера в 1944 году, партия Воина) Ю.Шапорина, "Емельян Пугачев" М.Коваля. Годы после Великой Отечественной войны - период расцвета творческих сил Народного артиста Советского Союза Александра Пирогова. Он много выступает на театральной сцене, поет в концертах, по радио, гастролирует по стране и за рубежом, записывается на грампластинки. За творческую жизнь певца, более 30 лет, он спел практически весь классический русский и зарубежный басовый репертуар, он также исполнил ряд партий в новых советских операх. Пирогов поражал голосом редкой красоты и выразительности, имевшим широкий диапазон и неповторимый тембр. Арию в его исполнении можно услышать и сейчас, после цифровой обработки. Ведь на старых пластинках голос Александра Пирогова был едва различим. Чем-то необъятным называли современники бас Пирогова. Теперь, спустя почти век, меломаны говорят просто: «Его голос, как океан». Так считает и заведующая отделом литературы по искусству библиотеки им. Горького Тамара Фролова. Она говорит, что с таким голосом, наверное, выходили на Оку, провожали и встречали пароходы. Александр был одним из пяти братьев Пироговых. Удивительным голосом обладали все. Но, пожалуй, именно Александр Степанович, как говорят исследователи, добрался до вершины творчества. Иван Грозный, Мельник, Борис Годунов, Царь Дадон, Иван Сусанин – за сценой Александра Пирогова называли «мастером перевоплощения». Песни, романсы и оперные арии в его исполнении снова станут популярны, уверены искусствоведы. Но пока на родине, в Рязани, о Пироговых знают далеко не все.
Может у кого есть возможность выложить следующих певцов, которых ОЧЕНЬ ищу: Кипрас Петраускас(лир-драм тенор), Юозас Мажейка(баритон), Максимилиан Максаков(драм баритон), Иоаким Тартаков(драм баритон), Сергей Мигай(лир баритон), Умберто Урбано(баритон), Михаил Каракаш(баритон), Александр Давыдов(Израиль Моисеевич Левенсон-лир тенор), Владимир Ивановский(тенор), Давид Южин(лир-драм тенор), Андрей Лабинский(тенор), Иван Паторжинский(бас профундо), Иван Яшугин(бас), Пантелеймон Норцов(лир баритон), Андрей Иванов(баритон), Александр Пирагов(бас), Платон Цесеревич(бас кантанте), Юрий Вишняков(бас профундо), Сергей Преображенский(бас профундо), Антуан Понсне(тенор), Василий Петров(бас), Дмитрий Бухтояров(бас), Дино Борджоли(тенор), Лев Сибиряков(высокий бас), Джакомо Лаури-Волпи(тенор), Виргилиус Нореёка(лир тенор, ученик К.Петраускаса), Влидимир Атлантов(лир-драм тенор), Ирина Архипова(меццо сопрано),Тамара Синявская(меццо сопрано), Николай Охотников(бас), Лев Морозов(тенор),Мирелла Френи(сопрано), Рената Скотто(сопрано),Дмитрий Хворостовский(баритон),Мазини(тенор), Франческо Маркони(тенор), Антонио Катоньи(баритон), Антонио Маджини- Колетти(баритон), Маттиа Баттистини(баритон), Фернандо Де Лючия(тенор), Алессандро Бончи(тенор), Мария Малибран(колоратурное меццо сопрано), Джудитта Гризи(меццо сопрано), Джулия Гризи(сопрано), Джованни Марио(тенор), Адольф Нурри(тенор), Жильбер Дюпре(тенор), Антонио Тамбурини(баритон), Герман Ядловкер(лир драм тенор), Джованни Баттиста Рубини(тенор). Интересует, также, литература о данных исполнителях.