Русские художники. ГОЛОВИН А.Я.
Автор: Головин Александр Яковлевич (1863—1930)
Жанр: театр, портрет, натюрморт, пейзаж
Разрешение: от 400x900 до 1620x2157
Количество картин: 122
Формат: jpg
Биография
Русский художник, сценограф, представитель символизма и модерна. Родился в Москве 17 февраля (1 марта) 1863. Посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1881-1889), где в числе его наставников были И.М.Прянишников, В.Е.Маковский и В.Д.Поленов, а также академию Коларосси (1889) и школу-студию Витти (1897) в Париже. Был членом объединения "Мир искусства". До 1901 жил в Москве, затем в Петербурге и Царском (Детском) Селе.
К концу 19 века занимался дизайном интерьеров, мебели и утвари, участвовал в оформлении русского павильона на Всемирной выставке в Париже (вместе со своим другом К.А.Коровиным; 1900) и создании майоликового фриза гостиницы "Метрополь" (1900-1903). К моменту приглашения его в театр был уже сложившимся декоратором-модернистом. Первый успех в новой сфере принесли ему работы в Большом театре (оперы "Ледяной дом" А.Н.Корещенко, 1900; и "Псковитянка" Н.А.Римского-Корсакова, 1901). Однако самые яркие свои сценические шедевры создал в Петербурге, куда был приглашен в 1902 на должность главного художника императорских театров ("Кармен" Ж.Бизе, 1908, и "Орфей и Эвридика" К.В.Глюка, 1911, в Мариинском; "Гроза" А.Н.Островского, 1916, и "Маскарад" М.Ю.Лермонтова, 1917, в Александринском; и др.). Большинство этих спектаклей (за исключением "Кармен") поставил В.Э.Мейерхольд. Головин работал также и для антрепризы С.П.Дягилева в Париже ("Жар-птица" И.Ф.Стравинского, 1910). Создавал в полной мере "сорежиссерские", красочные и в то же время остродраматические зрелища, порой изысканно совмещающие (как это было в сенсационном "Маскараде") внешнюю роскошь с внутренним трагизмом.
Самобытный творческий раздел составили станковые картины мастера, обычно написанные темперой и пастелью, - мозаически-декоративные по колориту портреты, пейзажи и натюрморты, в которых так же органично соединились модерн и экспрессионизм ("Павловск", 1910; "Фарфор и цветы", 1915; обе картины в Третьяковской галерее, Москва). Классическими художественными документами стали театральные портреты его работы: Ф.И.Шаляпин в ролях Мефистофеля (1905, Музей-квартира И.И.Бродского, Петербург), Олоферна (1908, Третьяковская галерея), Бориса Годунова (1912, Русский музей, Петербург); и др. После революции Головину удалось "блеснуть стариной" в "Женитьбе Фигаро" по пьесе П.Бомарше (МХАТ, 1927), но в целом его все реже привлекали к работе в театре. В этот период он создал лучший свой книжно-иллюстративный цикл (к "Двойнику" Э.Т.А.Гофмана, 1922) и по-прежнему активно занимался станковой живописью и графикой.
Умер Головин в Детском Селе 17 апреля 1930.
Музеи:
Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина - Отдел личных коллекций
Государственный музей театрального и музыкального искусства
Государственный Русский музей
Государственная Третьяковская галерея
Государственный художественный музей искусств Узбекистана
Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки
Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина
Костромской государственный объединенный художественный музей
Музей Государственного академического Большого драматического театра
Музей-квартира И.И.Бродского
Музей Московского Художественного академического театра
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Смоленский государственный музей-заповедник
Частное собрание
Ярославский художественный музей