|
qwerty5
Стаж: 16 лет 7 месяцев Сообщений: 2281
|
qwerty5 ·
19-Июн-11 13:21
(13 лет 7 месяцев назад, ред. 20-Июн-11 10:39)
Муркок, Майкл Джон (Moorcock, Michael John)
Муркок, Майкл Джон (18 декабря 1939, Митчэм, графство Суррей, Великобритания) — английский писатель-фантаст ''новой волны НФ''. Изобрел Мультивселенную и Вечного Воителя (Вечный Герой, Вечный победитель). Также состоял в рок-группах.
Награды и премии
1967. Премия "Небьюла" [Се человек]
1971. Премия Британского Общества Фэнтези [Рыцарь Мечей]
1972. Премия Британского Общества Фэнтези [Король мечей]
1973. Премия Британского Общества Фэнтези [Глаза Яшмового гиганта]
1974. Премия Британского Общества Фэнтези [Меч и конь]
1975. Премия Британского Общества Фэнтези [Пустые земли]
1979. Премия Джона Кэмпбелла [Gloriana; or, the Unfulfill'd Queen]
1979. Премия ''World Fantasy Award'' [Gloriana; or, the Unfulfill'd Queen]
1992. Премия Британского Общества Фэнтези - Премия Комитета (Committee Award)
2002. Зал славы
2004. Премия Брэма Стокера - Заслуги перед жанром
2007. Премия "Небьюла" - Грандмастер
Биография
Псевдонимы:
Джеймс Колвин
Джон Уиздом Майкл Джон Муркок родился 18 декабря 1939 года в маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в семье инженера. Еще в детстве он переехал в Лондон и жил там до 1993 года. Детство и юношество писателя пришлись на особый период — распад Британской империи (не так давно мы и сами пережили нечто подобное, — еще вчера жили в могучем государстве, и вдруг, за пару лет империя рассыпается в прах). Именно отсюда растут корни одной из главных тем в его творчестве — идея вечной, непрекращающейся борьбы с наступающим Хаосом, история разрушении привычной системы мироздания и долгой, мучительной адаптации к новой. Фактически рано лишившись семьи (его родители развелись), Муркок еще подростком начал самостоятельную жизнь. После службы в Королевских ВВС он заканчивает престижный Питманс-колледж, после чего с головой окунается в богемную жизнь. С юных лет Муркок неплохо играл на гитаре и других инструментах, а охватившая в ту пору Англию и весь западный мир битломания повлияли на выбор жизненного пути — он участвовал в деятельности группы ''Hawkwind'' (''Ястребиный ветер''), в репертуаре которой много его собственных песен и композиций, организовал группу Deep Fix, с которой выпустил альбом ''New World Fair''. Увлекался Муркок и политикой. В начале 1960-х годов он примкнул к левым радикалам и два года редактировал печатный орган Либеральной партии, журнал ''Current Topics''. Позже он вообще стал анархистом и даже опубликовал в 1983 г. резкую публицистическую книгу ''Отход от свободы: эрозия демократии в современной Британии''. В начале 1960-х будущий редактор и писатель в первый раз женился (всего был женат 4 раза; последний раз — в 1983-м) — на журналистке и нф-писательнице Хилари Бэйли. С ней он прожил 16 лет, став отцом двух дочерей и сына. Хотя группа ''Хоквинд'' выпустила около 50 альбомов, а во время пика популярности собирала немалую аудиторию поклонников, звездный час Муркока наступил не на сцене. Фантастику будущий писатель жадно поглощал (и пописывал) еще с раннего детства. При этом Майкл весьма рано обнаружил в себе довольно редкий дар — он оказался талантливым редактором. Сначала он работал в любительских фэнзинах, где активно печатался и сам (его первый журнальчик назывался ''Приключения Тарзана'', и возглавил Муркок его в 18 лет). Именно на страницах этого самопального издания увидела свет первая серия Муркока в жанре ''героической фэнтези'', начатая в майском номере за 1957 г. рассказом ''Соджан-меченосец'' (в 1977 г. рассказы серии были объединены под одной обложкой в сборнике ''Соджан''). Однако, главные средства к существованию давали по-прежнему музыка (он также подрабатывал редактором в одном издательстве детективной литературы). Все изменилось, когда Майкл познакомился с Тедом Карнеллом, редактором многих профессиональных британских журналов фантастики, духовным вождём и беспрекословным авторитетом британского фэндома. Эта встреча стала судьбоносной как для Муркока, так и для самого Карнелла и его детища — ведущего английского фантастического журнала ''Новые миры'' (New Worlds), основанного еще в 1946 г. Поначалу Майкл стал сам регулярно писать в журналы, возглавляемые тогда Карнеллом, — ''SF Adventures'' и ''Science Fantasy'', и быстро добился определенного успеха у читателей, — сразу книжными изданиями, а не в периодике, увидели свет тома ''марсианской'' трилогии, созданной в подражание Э. Р. Берроузу (она вышла в 1965 г. под псевдонимом Эдвард П. Брэдбери). А в 1964 г. журнал ''Новые миры'' неожиданно закрылся, и Карнелл оставил редакторский пост. Но спустя несколько месяцев издание возобновило работу уже с новым редактором — двадцатичетырёхлетним Майклом Джоном Муркоком. После этого, в течение семи лет, которые потрясли мир научной фантастики, ''Новые миры'' стали рупором целого литературного движения — т.н. ''Новой Волны''. Еще в юности Муркок горячо спорил с другими фанами, утверждая, что современной фантастике, чтобы называться Литературой, не хватает общелитературной грамотности и культуры, а также ''человеческого измерения''. Что он имел в виду под этими понятиями, стало ясно, как только ему представилась возможность продемонстрировать это на страницах собственного журнала. Главной основой ''Новой Волны'' было резко-агрессивное неприятие ''классической'' научной фантастики. Поэтому писатели-апологеты движения представляли из себя довольно пеструю палитру разнообразных модных на тот момент литературных течений. Наиболее известными представителями движения, кроме самого Муркока, стали: британцы Брайан Олдисс, Джеймс Грэм Баллард, Джон Браннер, Майкл Джон Харрисон, Джон Слейдек, Кристофер Прист и американцы Томас Диш, Норман Спинрэд, Сэмюэл Дилэни, Роджер Желязны и Харлан Эллисон (как видите, очень разные по манере авторы). Все годы, пока Муркок редактировал ''Новые миры'', он не переставал писать. Но лишь в середине 1970-х, когда Волна улеглась, критики и читатели ''обнаружили'' нового писателя — очень плодовитого, разнообразного, последовательного в проведении каких-то своих навязчивых идей, а также интеллигентного, ироничного и стилистически ''экипированного'' на любой вкус. С самых первых произведений он приступил к созданию совершенно беспрецедентной суперсерии, охватывающей, по замыслу автора, все его произведения. Для этого, правда, пришлось разработать концепцию Мультивселенной (термин позаимствован у видного английского прозаика Джона Каупера Повиса), в которой сосуществуют различные параллельные миры, постоянно пересекающиеся друг с другом. Романы этого мегацикла написаны в разных жанрах — тут и ''твердая'' НФ, и фэнтези, и роман абсурда, и альтернативная история, и декаданс, и ''космическая опера'', и даже детектив или реалистическая проза. Герои книг свободно мигрируют из романа в роман, в итоге образуя богатое полифоническое целое (чему нимало способствовало и частое переписывание автором ранних произведений). [Все это превращает составление библиографии книг Муркока в адский труд!] Муркок создал несколько сериалов довольно специфической ''героической фэнтези''. Впрочем, писатель никогда не скрывал, что писал сериалы фэнтези ради денег, которые, в основном, ему были нужны для поддержания ''на плаву'' своего журнала. Однако его сериалы получались весьма нестандартные и многосмысловые. Стоит только присмотреться к его героям — в отличие от лишённых сомнений суперменов Берроуза, Говарда и других основоположников ''героической фэнтези'', герои Муркока обычно — мятущееся, одинокие, одержимые темными страстями, фобиями и прочими явно несуперменскими качествами. Короче, они — люди безо всяких приставок ''супер'' (можно сказать, что именно Муркок стоит у истока современной ''героики''). Перу Муркока также принадлежит критическая работа, посвященная жанру фэнтези, — ''Wizardry and Wild Romance: A Study of Epic Fantasy'' (1989). В настоящее время Муркок живёт в небольшом городке в Техасе (США, с 1993 г.), в свободное от работы время коллекционируя редкие книжные издания конца XIX — начала XX веков, увлекается также пешим туризмом, музыкой и рисованием. Он является лауреатом ''Небьюлы'', Всемирной премии фэнтези и многократно — Британской премии фэнтези. По его книгам созданы ряд комиксов и видеоигр.
Ссылки на аудиокниги по произведениям Муркока
|
|
|