Джо Моррис - американский фри-джазовый гитарист. Родился в Нью-Хэйвене, шт. Коннектикут 13 сентября 1955 года. В 12 лет начал брать уроки игры на трубе, через два года перешел на гитару. Сначала под влиянием Джими Хендрикса играл блюз и рок; затем услышал запись "Om" Колтрейна, которая хоть и относится критиками к числу худших альбомов великого музыканта, однако именно она сподвигла Морриса к увлечению джазом. Самосовершенствование на этой стезе проходило через множество концертов, сыгранных вместе с другими студентами во время учебы Джо в Йельском университете. По окончании его в 1975 году Моррис обосновался в Бостоне, где много выступал, стал сооснователем Boston Improvisers Group (BIG), организовал свой лейбл Riti, на котором и записал первую пластинку "Wraparound" (1983). Съездил в европейское турне, а в 1981-ом начал длившееся несколько лет сотрудничество с пианистом Lowell Davidson. Также работал с Billy Bang, Andrew Cyrille, Peter Kowald, Joe McPhee, William Parker, Joe Maneri, Matthew Shipp, Ken Vandermark и др. С 1989 по 1993 Моррис руководил трио Sweatshop и квартетом Racket Club. Записал за свою карьеру более двух десятков альбомов на Hat Hut, Leo, Knitting Factory, AUM Fidelity. С 2000 года выступает также и в качестве контрабасиста. Кроме этого, читает лекции в New England Conservatory; дважды (в 1998 и 2002) номинировался на New York Jazz Awards в категории "Лучший гитарист".
(оф. сайт)
Джо Моррис — один из самых бескомпромиссных авангардных джазовых гитаристов. Его стихия — тотальный фри-джаз, свободный от каких бы то ни было структур и внешних схем. Спонтанная коллективная импровизация, выражающая мгновенные смены эмоционального состояния, изменения потока мыслей, всплески бессознательного... чистая, “незапятнанная” мелодией и гармонией экспрессия.
Интересно, что сам Моррис не только не чурается слова “джаз”, которое так недолюбливают многие его коллеги — импровизаторы-авангардисты, но сам впрямую говорит, что играет именно джазовую музыку. По его мнению, современный джаз предполагает прежде всего сиюминутную оригинальность мышления. То есть джазовый музыкант, в отличие от прочих, в каждое мгновение посредством звуков передает слушателям свои собственные эмоции, не заложенные изначально композитором в конкретной пьесе, а именно те, которые исполнитель переживает сам.
Но здесь существуют разные пропорции: можно добавлять собственные чувства и ощущения к какой-то мелодической и гармонической структуре, импровизируя все же на основе чего-то изначально понятного большинству слушателей, а можно презреть это большинство и обращаться к тому незначительному меньшинству, которое не нуждается ни в какой смысловой “подпорке”. Так сказать, заняться чистой креативностью в надежде на то, что течение эмоций и ход мысли музыканта совпадает с кем-то из слушающих. В конце концов оно так и происходит, вот только совпадение это наблюдается нечасто. В итоге не должно удивлять то, что количество публики в клубе на концерте исполнителя вроде Джо Морриса порой бывает немногим больше количества музыкантов на сцене.
Критика потом ахает и охает, сетуя на то, что интереснейшие музыкальные идеи пропадают втуне, а глупый зритель валом валит слушать заигранную “до дыр” традицию. Зря ахает — люди эти не тупы и не равнодушны. Просто они хотят наслаждаться джазом, отдыхая, а для того, чтобы воспринять творчество Джо Морриса и иже с ним, нужно изрядно поработать мозгами. Да еще и подготовку иметь соответствующую. А это трудно. Поэтому авангард ВСЕГДА останется в меньшинстве.
(Борис Аркадьев)