Слушающий · 29-Июл-07 15:27(18 лет 3 месяца назад, ред. 15-Авг-07 22:40)
Весенний хлеб (православные рассказы и повести) Автор: В.А. Никифоров–Волгин Исполнитель: Е. Краснобаева Жанр: Православные художественные рассказы Издательство: Благословение Тип: аудиокнига Аудио кодек: MP3 Битрейт аудио: 256 кБит Описание: Рассказы:
1. Великий пост
2. Преждеосвященная
3. Исповедь
4. Причащение
5. Двенадцать Евангелий
6. Плащаница
7. Канун Пасхи
8. Светлая Заутреня
9. Земля – именинница
10. Серебряная метель
11. Сумерки
12. Икона
13. Чаша
14. Мати – пустыня
15. Крещение
16. Канун Великого Поста
17. Торжество Провославия
18. Великая Суббота
19. Радуница
20. Отдание Пасхи
21. Яблоки
22. Певчий
23. Святое – святых
24. Тайнодействие
25. Любовь – книга Божья
26. Весенний хлеб
27. Свеча
28. Алтарь затворенный
29. Митрошка
30. Васька и Гришка
31. Заутреня святителей
32. Крещение человека
33. Молитва Повести: 1.Дорожный посох Доп. информация:
скрытый текст
Совсем недавно имя этого писателя мало кому было известно внутри России. О нем просто не знали. И вот в печати стали появляться замечательные произведения Василия Никифорова-Волгина — трогательные, согретые жаром православной души, пронизанные тихим светом и лиризмом. Заветная книга его рассказов сразу же поставлена в ряд самых любимых, без нее не обходится ни один благочестивый читатель. К сожалению, о жизни самого писателя накоплено сведений немного, недоступными остаются и подробности его мученической кончины. Свое детство Василий Акимович провел на берегу Волги, в сельце Маркуши, что под Калязином. Родился он в 1901 году, когда Россия еще жила старым укладом, а по селам и деревням и вовсе держались Православия, говорили природным языком, не засоренным чуждыми заимствованиями. Благоухающие травы, таинственные леса и блескучие воды Волги заронили в чуткую душу будущего слагателя полнозвучных строк неотразимые впечатления; колокольные звоны, благоговейная тишина молящихся в храме, радость и ликование праздничных дней — решительно все это припомнит впоследствии литератор, усаживаясь за письменный стол. Вспомнится и бедность, часто посещавшая семью, — Аким Никифоров, его отец, всю жизнь пробавлялся сапожным ремеслом, как и дед и прадед. Но к грамоте тянулся отрок, к святым глаголам Писания, в душе его рождались слова и образы, самые необходимые для русского прозаика. Еще в раннем возрасте расстался Василий Никифоров с родным селом: зачем-то отца потянуло в далекую Эстонию, в край, казалось бы, неведомый для волжского крестьянина. Но вот и далекая сторонка, чужбина, старинный город Нарва с его седыми крепостями и замками, с неизбывной бедностью в окраинных трущобах. Скрашивали грустную действительность школа, книги да дружба с посадскими мальчишками. Природа вокруг почти такая же, как в родном Поволжье. А главное, людей православных в Нарве много. И храмы есть, и все так же течет быт, по-православному. Даже говорок родной услышишь: половина коренных жителей — русские. А в революцию и вовсе сбежались сюда гонимые, кто откуда, и все больше из внутренних губерний российских. После начальной школы нужда не позволила Василию поступить в гимназию. Трудился и в поле, и сидя на «липках» — на сапожной скамейке, продергивая дратву, и на приработках у богатеев. В свободные часы не выпускал из рук книгу — приходилось до всего доходить самостоятельно. Любил читать русскую классику, не чуждаясь и современных творений писателей и поэтов. Обладая высоким голосом и отчетливым произношением, решил юноша стать псаломщиком. И стал им при Спасо-Преображенском соборе, самом большом в Нарве — с колокольни даже виден краешек родимой земли, обнесенной колючей проволокой (рядом граница). Где же, как не в храме, набраться научения и премудрости Божией? Живет душа церковным годом, возрастает от праздника к празднику. Утверждаясь в себе, воспитанный в православной среде и наученный от книг, Василий Акимович решил попробовать и сам писать о том, что запало в душу. В какую редакцию отослать рукопись — действовал наугад. Первая публикация молодого литератора состоялась в таллинской газете «Последние известия» от 10 сентября 1921 года. Окрыленный успехом, пускай и небольшим, Василий Никифоров упорно ищет свою литературную тропинку. Он создает на местном материале целую серию заметок, зарисовок, очерков, коротких рассказов и все это отдает в городскую газету «Нарвский листок». Густо печатает «Листок» начинающего писателя — что ни номер, то его проникновенное повествование. С годами название газеты менялось, менялся и ее постоянный автор Василий Никифоров — день ото дня получалась плотнее художественная ткань его письма, тоньше оттачивался стиль, колоритнее проступала образность, а главное, он овладевает нужной тональностью изображения событий — совсем ненавязчивой, совершенно естественной, ведь запечатлеваются подлинные переживания. Писатель прочно входит в литературную жизнь Нарвы, но по-прежнему ютится в трущобах и по-прежнему бьется в тисках нужды. Печатают его охотно и много не в одной Нарве, но и в Таллине, и в Риге, и даже начали замечать в Париже. Теперь уже Василий Акимович уверенно подписывается «Никифоров-Волгин», соединив фамилию с псевдонимом, который он постоянно выставлял под своими статьями и зарисовками. Как бывалый литератор, он создает в Нарве литературный кружок «Святогор», в нем молодые писатели изучают технику художественной прозы и занимаются культурным развитием. В 1935 году парижский журнал «Иллюстрированная Россия» присудил Никифорову-Волгину премию за его рассказ «Архиерей» и этим внушительно подтвердил дарование писателя. В почин 1936 года Василий Акимович покидает Нарву и поселяется в Таллине, где входит в круг писателей-профессионалов, вступает в просветительское общество «Витязь», много печатается в рижской периодике — газете «Сегодня» и в журнале «Для Вас». Но не одна периодика занимала его в тот период: с середины 30-х годов Никифоров-Волгин неопустительно трудится над циклами рассказов, которые впоследствии составят два замечательных его сборника: «Земля-Именинница» и «Дорожный Посох». Кусками огненной магмы, выхваченной из горнила суровой действительности, светились читателям эти рассказы, раскрывающие суть скорбного бытия русских людей под большевиками. Только красота божьего мира и твердое стояние в вере спасли народ от уничтожения извергами. Книги Никифорова-Волгина буквально потрясли русских изгнанников своей правдивостью и смелостью. В его сборниках сильно ощущается поэзия православных праздников, литургический восторг от яви времен года. У Ивана Шмелева появился надежный сподвижник. Начал было Василий Акимович создавать и третью книгу, и уже заглавие к ней подобрал: «Древний город» — о жизни и нравах русской провинции после революции, да подступило лето 1940 года с его леденящими душу ужасами. Стоило красной власти надвинуться на Прибалтику, как начались аресты. Выкашивались все русские культурные деятели, страдали и прибалты. Никифоров-Волгин предчувствовал, что за ним скоро придут. Исчезнуть, но как? Литературные занятия прекратил вовсе, устроился сторожем на судостроительный завод. Но куда же «органам» дорога заказана? Нашли, арестовали; численник показывал 24 мая 1941 года. В Вятскую пересыльную тюрьму привезли на казнь — везли через всю Россию (вот в таком состоянии писатель увидел сквозь зарешеченное окно поля, села и города своей ненаглядной родины, и увидел, надо сказать, впервые): писателя лишали жизни за его книги. Василий Никифоров-Волгин расстрелян большевиками в городе Кирове (бывшей Вятке) 14 декабря 1941 года и вместе с такими же страдальцами тайно зарыт на Петелинском кладбище. Его замучили враги России, но книги писателя и ныне здравствуют во имя жизни.
только что прочитала книгу.
рада буду послушать.
как важны эти рассказы для нас.
показано как постепенно уходит вера из нашей жизни и остается - "алтарь затворенный"
По стилю похож на Шмелева. Но, в целом, где-то даже глубже.
Больше всего понравился "Дорожный посох".
Краснобаева - сама по себе талантище и шедевр. По прослушивании подумалось. Вот, тогда вера была не совсем правая и каноничная, но живая. Сейчас же все точно и выверено по букве, а живой дух, поди, найди...