Чайковский - Собрание фортепианных сонат (Leslie Howard)
Жанр: Classical/Piano
Производитель диска: Hyperion Records Limited, London
Год издания: 2006
Запись: Recorded in All Saints, Petersham, on 9,10 November 1993
Аудиокодек: MP3
Тип рипа: tracks
Битрейт аудио: 320 kbps
Продолжительность: 01:07:29
Наличие сканов в содержимом раздачи: да
* Пояснительная записка. (взято с раздачи в
lossless, автор
Karl Каменный)
Данный диск в своём роде является уникальным,
на нём представлены все сонаты композитора. Однако, многие ли знают, что в списке своих
сочинений Чайковский пожелал видеть лишь ту, что была по его мнению годна для
представления публике. Так мы узнали "Большую сонату" G-Dur. Откуда же взялись две остальные?
Справедливости ради нужно заявить, что "1-я" в списке сонатой не является, об этом будет
сказано ниже.
Соната cis-moll датирована 1865 годом,
сам Пётр Ильич публиковать сочинение не захотел, поскольку счёл его "незрелым", но позже
всё-же заимствовал третью его часть для своей первой симфонии. Историки приписали
сочинению опус 80, следуя порядку нумерации.. Когда-то я случайно наткнулся на эти ноты
в музыкальной библиотеке, и было тогда совершенно необыкновенно открыть для себя
любимого композитора в ином свете!
Однако, то романтическое вдохновение, что было передано сонате Эмилем Гилельсом
в его записи, было к величайшему огорчению бездарно перечёркнуто в представленном
вашему вниманию исполнении.
История 1-й сонаты такова. Leslie Howard'ом была предпринята попытка завершения
совершенно никому не известного произведения юного Чайковского, найденного, к слову
сказать, в старой русской коллекции его сочинений. Разумеется, трудно считать законченным
произведением испещерённую ошибками и неточностями рукопись, с отсутствующим
вступлением, хотя и сопровождаемую репризой. Не знаю как, но видимо заголовок манускрипта
("Allegro") трактовался и виделся по форме и свойству субстанцией, способной представить
сонатную архитектуру в мере столь художественной и полной, что комерчекий шаг мог сойти
за благодетель. Оригинальная рукопись обрывается там, где могла бы быть разработка..
Стараниями соавтора из 172 тактов было "выработано" 338 тактов музыки, и жанр "Сонаты"
пригодился как нельзя кстати. Не обошлось и без изменений, правок авторского текста, по
заверению сопроводительной брошюры - с наивозможно меньшим вмешательством в авторский
замысел, а дословно: привнося в музыку как можно меньше чего бы то ни было нового.
После Тосканини с переписанными им начисто страницами партитур наряду с яростными
заявлениями о его приверженности святости неприкосновенного текста можно было бы ожидать
и того, что не было ни того, ни другого, ... но оставим музыку в покое, пусть судит слушатель,
кому я искренне желаю насладиться.
Если не трудно, оставляйте ваши комментарии.
Соната для фортепиано фа-минор (f-moll)
1863/1864. Окончена (попытка до-сочинения) - Leslie Howard
Соната для фортепиано до-диез минор (cis-moll)
Op.80, 1865
Большая соната для фортепиано соль мажор (G-Dur)
Op.37, 1878
Leslie Howard, фортепиано