Джоаккино Россини - Стояла Мать скорбящая
Gioachino Rossini - Stabat Mater
Год выпуска: 2007
Жанр: Кантата для солистов, хора и оркестра
Продолжительность: 01:08:48
Режиссёр: Игорь Богомолов
Исполнитель:
Эльвира Хохлова, Ирина Ромишевская, Максим Пастер, Александр Киселёв
Хор и оркестр: Хор и оркестр Ватикана, симфонический оркестр «Русская филармония», хоровая капелла России
Дирижёр: Максим Федотов
Описание: В 1842 году маэстро Россини, создатель озорного «Севильского цирюльника», приключенческо-жизнерадостной «Итальянки в Алжире», двусмысленного «Турка в Италии», пьянящей «Шёлковой лестницы», скандально известной «Маленькой торжественной Мессы» и великого множества других произведений, решил пополнить собственную коллекцию «серьёзных сочинений» (так он называл всё, что не имело отношения к комической опере) и предложил публике вторую редакцию монументальной кантаты «Stabat Mater». Следует сказать, что на фоне созданных ранее одноимённых шедевров Перголези, Вивальди, Гайдна и других мастеров музыки, это был поступок колоссальной ответственности. Тем более что в духовном жанре Россини был не силён. Как бы там ни было, но обновлённая версия кантаты «Stabat Mater» Джоакино Россини была представлена публике в Париже 7 января 1842 года, и с тех пор заняла прочное место в репертуаре очень уважаемых коллективов. Генрих Гейне как то заметил: «Величайшие художники и в живописи и в музыке скрашивали беспредельные ужасы страстей Христовых множеством цветов, и смягчали тем самым кровавую серьёзность игривой нежностью...». Высказывание это как нельзя лучше соответствует тому, что сделал с оригинальным текстом маэстро Россини. Стихотворение он разбил на 10 частей, создав тем самым 10 самостоятельных вокально-оркестровых номеров совершенно полярных по своему настроению и одинаково красивых. Россини считал, что религиозное мироощущение «латинского человека» (так маэстро называл католиков) XIX века напрочь отклоняет метафизические размышления или абстрактное обожание, недоступное, прежде всего, миру чувств: «Современный человек предпочитает не размышления, а горячий диалог, откровенный и земной, в отношениях веры, надежды и любви. Диалог, не лишённый близости и соучастия». Может, поэтому кантата несёт, скорее, оперный, нежели религиозно-поэтический характер. Хорошо это или плохо? Не знаю... Но хочется привести небольшую «рецензию» профессора Адрианова: «Stabat Mater Россини» - это шутка гения! Искать в ней философско-религиозную подоплёку по меньшей мере неразумно и даже отчасти смешно. Наслаждайтесь ей как «Золушкой», «Сорокой-воровкой» или хорошим вином. И будьте очень-очень счастливы!». Наверное, разумнее всего будет последовать совету знающего человека - просто вставить этот диск и получить яркое, насыщенное удовольствие от красивого произведения одного из ярчайших представителей музыкально-католического декаданса... Запись в Московском Римско-католическом кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, 11 апреля 2007 года.
01. Stabat Mater dolorosa. Суровость хорового пролога сменяется экзальтированым драматизмом вступления всех четырёх солистов, динамически продогревается хором и внезапно разбавляется теноровым соло. Постепенно, через небольшую «сольную связку» вступает хор, затем, резко убавляя громкость, уступает дорогу солистам, чтобы слиться с ними на fortissimo в единый вопиющий глас.
02. Cujus animam gementem. Многообещающее начало переходит в маршеобразные настроения следующей части, исполняемой тенором. При этом мелодическая линия этого номера, сочно поддерживаемая оркестром, носит откровенный жизнеутверждающий характер.
03. Quis est homo. Изысканное оркестровое вступление и мелодраматическмй дуэт в исполнении сопрано и меццо-сопрано. Грустная лирика, сдобренная переливами тембров в оркестре.
04. Pro peccatis. Драматическая ария баса постепенно переходит в великолепно оркестрованный мотив с минором и трагизмом. Заключительные мажорные аккорды на торжественном подъёме.
05. Eia Mater fons amoris. Унисон мужского хора, талантливо имитирующего григорианский стиль. На фоне звучания всего хора a-capella вступает бас.
06. Sancta Mater. Квартет, стилем исполнения напоминающий дуэты из «Цирюльника» или «Итальянки в Алжире» с оркестровым сопровождением.
07. Fac ut portem. Каватина меццо-сопрано. После деликатного оркестрового вступления разворачивается очень мелодичное, красивое и лиричное повествование песенного склада.
08. Inflammatus et accensus. Трубное вступление следующей части - ария сопрано с хором. Стиль - Dies Irae из любого Реквиема.
09. Quando corpus morietur. А-капельный квартет на фоне хора - фантастически красивый эпизод! Настоящий шедевр, причём очень сложный в исполнении, т.к. отсутствует оркестровая поддержка и всё держится только на мастерстве дирижёра и чувстве интонации у солистов и артистов хора.
10. Amen. (In sempriterna saecula) Монументальная фуга, построенная в лучших полифонических традициях, помноженных на итальянскую мелодическую школу. В конец финала коротко вплетается оркестровая мелодия пролога к первой части, резко переходящая в апофеоз.
11. Titles.
Качество: DVDRip
Формат: AVI
Видео кодек: XviD
Аудио кодек: AC3, MP3
Видео: MPEG-4 Visual, 1744 Кбит/сек, 704 x 512 (1.375), 25.000 fps
Аудио #1: AC-3, 192 Кбит/сек, 2 канала, 48,0 КГц
Аудио #2: MP-3, 192 Кбит/сек, 2 канала, 48,0 КГц
Субтитры:
Русские (отдельным файлом)