nanja · 10-Июл-07 22:55(17 лет 6 месяцев назад, ред. 22-Сен-08 17:51)
Нашествие Год выпуска: 1944 Жанр: драма Продолжительность: 01:33:54 Режиссер: Абрам Роом В ролях: Владимир Гремин, Ольга Жизнева, Олег Жаков, Людмила Глазова, Зинаида Морская, Людмила Шабалина, В. Валерский, Василий Ванин, Григорий Шпигель, Святослав Астафьев, Михаил Эпельбаум, Владимир Балашов, Петр Званцев Описание: Фёдор Таланов выходит из заключения. За плечами - тюрьма, впереди - неизвестность. Потому что идёт 1941 год и потому что город, в котором живёт семья Фёдора Таланова, оккупирован фашистами... Доп. информация: По одноименной пьесе Леонида Леонова, Восстановлен на к/с "Мосфильм" в 1968 г. Первый выход на экран - 22.02.1945 г. Выпущено - ЦОКС (Алма-Ата). Сталинские премии II ст. (1946) - режиссеру А.Роому, актерам О.Жакову, В.Ванину. Качество видео: TVRip Формат видео: AVI Видео: 512x384 DivX5 25 fps Аудио: MP3 48 kHz mono 64 Kbps
Рецензия
В «Нашествии» А. Роома, созданном по пьесе на редкость «несоветского» Л. Леонова — изящного, парадоксального, отстраненного, — все это состояние коллапса выражено с наибольшей силой. Леонов схватил главное: в пустое пространство, окончательно утерявшее Бога и оставленное Антихристом (сиречь советской властью), пролезают демоны, оборотни, пузыри земли — нелюди. Одни, как Федор Таланов, герой О. Жакова, возвращаются из тюрьмы (а может, из лагеря? — кто его, кстати, оттуда выпустил, уж не фашисты ли?), другие — вообще из небытия, как «бывшие люди» Фаюнин и Кокорушкин в исполнении В. Ванина и Г.Шпигеля. Конечно, в этом Аиде тени и начинают устанавливать свою власть. Обретает силу мир выморочный, ненастоящий, в котором все действия становятся хаотическими, теряют смысл. Но хитер и странен Леонов — какая-то сила движет им, и он показывает: тени-то, монстры-то находят тут свое пространство жизни, им очень даже хорошо, они вершат свой бал, ведь в их «бывшей» жизни смысл был, и потому они прекрасно обустраиваются в этом ненастоящем мире, налаживают здесь быт. Идеологическое и метафизическое спорят в этой картине. Фаюнин — явно плохой человек, бывший домовладелец, эксплуататор, но в нем есть смысл, и потому он легко творит свою реальность подобно булгаковскому Воланду (хотя тот тоже «человек» нехороший, а точнее, и вовсе дьявол). Но совсем оригинален финал..."
(Из статьи Александра Шпагина "Религия войны", журнал "Искусство кино" N2 2005)
Фильм действительно просто поразил мощью игры актеров. При этом возникло двойственное, сложно описываемое впечатление... Как будто на сцене (а в фильме так условны декорации и так много крупных планов, монологов и диалогов героев, что он воспринимается скорее как спектакль) происходит действие, в реальность которого ты не веришь ни на йоту. Но при этом чувства, испытываемые героями, столь глубоки и очевидны, эмоции столь сильны и убедительны, что просто разрывает душу! Как к этому относиться? Я выросла в Союзе и воспитывалась в лучших традициях ленинградских интеллигентских "кухонь" с их диссидентством. Ну не могу я поверить в мотивы поступков героев!!! А вот в чувства их при этом верю!.. Буду очень признательна тем, кто посмотрит этот фильм (или смотрел его раньше) и выскажет свое мнение.
Олег Жаков в этом фильме отменно хорош. Сначала хладнокровно разряжает обойму пистолета в супостата, а потом, на допросе, требует: я хочу пить и курить. Фёдор Таланов - одна из лучших его ролей. Жаль, что Нашествие на моей памяти показали по ящику только раз в середине 70-х...
Я, прежде чем посмотреть фильм, решил прочесть пьесу Леонова, по которой он снят.
И оказалось, что пьеса производит в несколько раз более сильное впечатление, чем фильм. В пьесе столько психологических нюансов, а в фильме они либо совсем не отражены, либо переданы очень грубо и топорно. В целом, фильм на фоне пьесы выглядит так, словно взяли какой-нибудь фортепианный концерт Рахманинова и исполнили его в переложении для балалайки и пионерского барабана. Наверное, процентов 70 всей психологии пьесы режиссёр просто убил, потому что для него это оказалось слишком утончённо. На фоне советской кинопродукции тех лет фильм, наверное, выглядит шедевром, но на фоне пьесы он сильно проигрывает.
nanja писал(а):
Ну не могу я поверить в мотивы поступков героев!!! А вот в чувства их при этом верю!..
Это потому, что значительная доля всей психологии пьесы просто осталась за кадром, и авторский замысел проступает в фильме только отчасти, в урезанно-схематичном виде. Все персонажи в фильме выглядят более плоско и поверхностно, чем в пьесе. Чтобы достойно экранизировать эту пьесу, нужен режиссёр уровня Алексея Германа или Ларисы Шепитько, а Роом просто не потянул эту тему.
Олег Жаков - мой земляк! Я бываю на его могиле. не все фильмы ещё собрала с его участием.
А очень необходимо сохранить о нём память! Ведь я его знала живым...
43335809В целом, фильм на фоне пьесы выглядит так, словно взяли какой-нибудь фортепианный концерт Рахманинова и исполнили его в переложении для балалайки и пионерского барабана...
Ошибочка вышла, есть такой балалаечник — Архиповский его зовут... И сравнивать книгу-пьесу с фильмом малопродуктивно. Маловероятно в полуторачасовой фильм впихнуть все нюансы, которые можно расписать в оригинальном произведении. Подходите попроще к художественным фильмам.
43335809В целом, фильм на фоне пьесы выглядит так, словно взяли какой-нибудь фортепианный концерт Рахманинова и исполнили его в переложении для балалайки и пионерского барабана...
Ошибочка вышла, есть такой балалаечник — Архиповский его зовут...
Да знаю я Архиповского, знаю, отличный музыкант, но даже он не сможет на одной балалайке адекватно сыграть фортепианный концерт Рахманинова (у которого фортепианные концерты не для одного ведь ф-но написаны, а для ф-но с оркестром), и даже пионерский барабан не поможет балалайке сыграть все партии ф-но и оркестровых инструментов одновременно. Это какие-нибудь фолк-, поп- или рок-музыкальные пьески Архипов сможет успешно сыграть, но такие сложные вещи, как фортепианные концерты Рахманинова, Прокофьева или Шостаковича ему уже не под силу, а если попытается сыграть их, то выйдет пародия, и не более того.
Belyakin писал(а):
И сравнивать книгу-пьесу с фильмом малопродуктивно. Маловероятно в полуторачасовой фильм впихнуть все нюансы, которые можно расписать в оригинальном произведении. Подходите попроще к художественным фильмам.
Это психологический роман типа Достоевского (или, скажем, у того же Л.М. Леонова такие глубокие и многоплановые романы, как "Соть", "Вор", "Пирамида") не стоило бы сравнивать даже с самой высококлассной экранизацией, которая в принципе не в силах отразить все смысловые и эстетические пласты подобного по уровню романа. Но тут же речь идёт о короткой пьесе, а не о романе. Пьеса ведь - это чистый сценарий, для реализации которого достаточно всего двух условий: 1) не отступать от авторского текста; 2) добиться от актёров хорошей игры. И всё будет отлично. Пусть даже актёры сыграют не самым лучшим образом, но, если от текста не отступить, то уже будет впечатление, близкое к тому, которое возникает при чтении пьесы; а леоновское "Нашествие" производит при чтении сильнейшее впечатление. И психологизм пьесы ведь не в каких-то утончённых описаниях душевных состояний заключён, как это обычно в романах бывает, а в репликах персонажей, поэтому весь этот психологизм достаточно легко передать зрителю - просто заставить актёров произнести все реплики из текста пьесы, без купюр, и даже гениальной игры не надо - всего лишь добротно сыграть, и всё, впечатление уже будет на уровне пьесы.
Я бы на месте фанатов фортепиано тоже бы нос особо не задирал. Знаю многих любителей классической музыки, и сам принадлежу к их числу, кто на дух не переносит фортепиано. Звук инструмента гадкий, мертвый, все эти тюкающий по струнам молоточки, выносят мозги уже через час прослушивания. И худшей пошлятины не знаю, чем играть Баха или Скарлатти на рояле, а не на клавесине. Даже в компании оркестра вы не сыграете на фо-но, скажем, скрипичные концерты Паганини, Мендельсона, Бетховена так славно, как это сделает скрипка, вот это будет пародия, так пародия ! (Лист попробовал переложить каприччи Паганини на клавиши, получилась чушь). А, впрочем, и у скрипки, голос хоть и красивый, певучий, но холодный. Вот саксофон... - это сказка ! То, что могли делать на нем великие джазмены прошлого, просто чудо. И т.д. и т.п. Да, кстати, фильм хороший. Олега Жакова искренне уважаю и люблю. Прекрасный, умный артист, благородное лицо, замечательные глаза.