inna279
Стаж: 17 лет 1 месяц Сообщений: 1397
|
inna279 ·
29-Июл-10 22:10
(14 лет 4 месяца назад, ред. 01-Сен-10 14:52)
Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж. Семинары в России и на Украине (аудиоверсия 7 DVD)
Год выпуска: 2009
Аудио кодек: MP3
Битрейт аудио: 128 kbps
Продолжительность: 25 часов
Страна: Россия / Украина
Жанр: 7 семинаров по йоге в традиции натхов Это аудиозапись семинаров Гуру, раздаваемых на 7-ми DVD https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=2765961 Спасибо автору релиза!
Описание: Йоги Матсьендранатх Махарадж – один из авторитетных Гуру в Традиции Натхов (основоположников хатха-йоги). На протяжении долгого времени он обучался в Индии у разных учителей, принадлежащих как Натха-сампрадае, так и другим направлениям индуизма. Йоги Матсьендранатх – первый из русских, кто получил посвящение в Традицию Натхов и прошел все стадии инициации, удостоившись официального статуса Гуру.
Йоги Матсьендранатх Махарадж долгое время жил, практиковал и учился в Индии под руководством самых разных учителей йоги, очень уважаемых в самой Индии, а также известных на Западе. Гуруджи также получил передачи и упадеши от многих Гуру разных тантрических линий: Шри Аваниш Пандея (традиция Каула), Шри Шанти Пракаша (традиция Шри Видья Самая), Шри Вагиша Шастри (учитель санскрита, Гуру в линии Рамананда-сампрадаи, также обучает ведизму и тантре), Йогачарьи Рамачандры Сетха (Гитананда Гири Ашрам), Шри Ведатри (учитель йоги, принадлежащий к традиции Шайва-сиддханта), Марка Дичковски (известный ученый-тантролог, ученик Свами Лакшманджу, Гуру кашмирского шиваизма), Лал Бихари Мишры (учитель аюрведы и расаяны), Шри Надананданатха (Гуру традиции Шри Видья Самайя и Каула), Шри Рагхова Агхора (учитель лини «агхора» из Кинарам-баба ашрама), пандита Шри Шьям Мишры и его брата Шри Санджая Мишры (учителя ведической карма-канды), Йоги Шри Ракеш Пандея (учитель в традиции крийя-йоги), Свами Рамдева (самый известный ныне учитель по йога-чикитсе в Индии), брахмана Шри Прамода Шармы (учитель по тантрической садхане, г. Дели), Камаланкара Мишры (учитель кашмирского шиваизма) и др.
Основной Гуру в Натха-сампрадае - Гуру Шри Митхлешнатх Махарадж (дхарма-пантх), который постоянно проживает в Горакшанатх-мандире, самом крупном храме натхов в Индии (г. Горакхпур, Уттар-прадеш). От Шри Митхлешнатха Мараджа он получил дикшу, а позже и все полномочия передачи инициаций в Традиции Натхов. Шри Матсьендранатх Махарадж благословлен на проповедь и распространение Традиции Натхов главным Гуру, Патриархом Традиции Шри Аведьянатхом - махантом главного храма Горакхнатха. Санньясу в Традиции натхов Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж получил от Шри Йоги Девнатха Махараджа (линия Аи-пантх).
Во время длительных путешествий по Юго-Восточной Азии Йоги Матсьендранатх Махарадж также учился у мастеров цигун, кук-сан-до, других направлений, и общался с представителями различных духовных традиций Востока. Сейчас большую часть времени проживает в Южной Корее и в северной части Индии.
Диск 1
1. Рассказ Гуру Матсьендранатха Махараджа о своем обучении в Традиции
2. Традиция Натхов: основные понятия; известные натха-йогины; традиции, оказавшие влияние на формирование Натха-сампрадаи; божества в Традиции. Коротко о философии натхов: понятие тождества индивидуального тела и космического тела Шивы, связь метафизики с йогическими практиками
3. Практика в Традиции: методы, техники, различные анги (части) йоги, их взаимодополняемость
4. Шива и Шакти, понятия пракаши и вимарши. Горакшанатх – основатель Традиции
5. Символика, атрибуты и посвящения натха-йогинов
6. Мантры, категории звука
7. Описание и практика кундалини-пранаямы, переход к практике кхечари-мудры, ее объяснение
8. Изложение ямы и ниямы согласно учению Натхов
9. Двадашанта: теория и практика
Диск 2
1. Понятие асаны согласно Патанджали и Традиции Натхов
2. Основные принципы практики йога-асан. Работа с энергией в асанах. Практика асан
3. Прана. Классификация и функции пран в теле. Взаимосвязь праны и сознания. Пранаяма и пратьяхара
4. Значение тапаса. Правритти и нивритти. Взаимосвязь внешних и внутренних практик
5. Бандхи и интеграция пран. Питхи и их локализация в теле. Канда и три бинду, их связь с системой чакр
6. Практика пранаямы. Плавини-пранаяма
7.Основные предписания для успешной практики йоги. Яма и нияма
8. Взгляд на прошлое, настоящее и будущее с точки зрения йоги
9. Брахмачарья и контроль сексуальной энергии. Дакшиначара и вамачара. Ваджроли-мудра и поднятие бинду
Диск 3
1. Варианты почитания Горакшанатха и других божеств в Традиции. Значение пуджи, агнихотры, упачар (подношений). Ишвара-пранидхана
2. Мудры: их значение, разновидности. Основные йогические мудры. Подробное объяснение маха-мудры, маха-бандхи и маха-ведхи. Шамбхави-мудра
3. Принципы построения ежедневной практики
4. Подробное объяснение уровней двадашанты
5. Адхары: их значение и роль в практике йоги; связь с мудрами, бандхами, пратьяхарой. Рассмотрение адхар с позиции Кубджика-тантр. Объяснение каждой из 16 адхар согласно «Сиддха-сиддханта паддхати»
6. Объяснение дхараны, дхьяны и самадхи. Различные техники раджа-йоги. Вьомы
7. Джапа Ганапати-мантры
Диск 4
1. Путь йогина. Цель практики йоги
2. История возникновения Традиции Натхов. Основы мировоззрения натха-йогинов
3. Высшие состояния йоги, их описание в различных священных текстах и традициях
4. Система садханы в Традиции Натхов
5. Отношения Гуру и ученика
6. Метафизика натхов, трактовка природы Шивы согласно Традиции Натхов
7. Кхечари-мудра: теория и практика
8. Кундалини-шакти
9. Грантхи – психические узлы
10. Иччха-, джняна- и крийя-шакти. Их взаимосвязь с гунами, дошами и грантхами
Диск 5
1. Пранаяма. Сахита-кумбхака и кевали-кумбхака. Воздействие практик пранаямы на тело и ум
2. Бандхи – энергетические замки. Мула-бандха, джаландхара-бандха и уддияна-бандха. Эффекты практики бандх. Дыхание животом и полное дыхание
3. Капалабхати, анулома-вилома, нади-шоддхана, удджайи, сурья-бхедана, бхастрика, щитали и ситкари пранаямы
4. Бхрамари-пранаяма, наданусандхана. Кундалини-пранаяма
5. Аштанга-йога (восьмичастная йога), ее рассмотрение с позиций учения Патанджали и Традиции Натхов
6. Хатха-йога – интеграция Солнца и Луны
7. Физический и метафизический эффекты практики пранаямы
8. Четыре состояния сознания: джаграт, свапна, сушупти, турья
9. Адхары. Локализация в теле и связанные с ними практики йоги. Мудры и их связь с адхарами. Маха-мудра, маха-бандха, маха-ведха
10. Связь йогических бандх и мудр с шакти-питхами, тремя Кундалини и Тантрой
11. Двадашанта. Теория и практика
Диск 6
1. Истоки Традиции Натхов. Направления и школы йоги. Рассказ Гуру Матсьендранатха Махараджа о своих Учителях, путешествиях и обучении
2. Различные направления Традиции Натхов. Великие йогины-натхи. Значимость Гуру для развития в Традиции
3. Асаны. Пребывание в асанах, рекомендации. Различные виды йоги
4. Ступени йоги. Принципы ямы и ниямы
5. Пашчимотанасана: описание и особенности выполнения. Длительное пребывание в асанах. Демонстрация асан
6. Работа с сознанием. Осознанность в повседневной жизни
7. О практике криятмаки
8. Практики работы со звуком. Мантры как проявления сознания. Мантра-йога. Практика наданусандханы
9. Энергетическая структура тела (нади, чакры). Очищение нади. Взаимосвязь карма-канды и йогических практик
10. Значение асаны в йогической практике
11. Тантрические практики (пуджа, хома, джапа). Практика мантр
Диск 7
1. Основные тексты по тарака-йоге. Контроль праны и сознания
2. Объекты сосредоточения: адхары, лакшьи, вьомы
3. Понятие мокши в классических текстах по йоге
4. Работа с энергией в чакрах. Концентрация на чакрах
5. Практика йоги и взаимодействие с окружающим миром
6. Способы осознавания событий в окружающем мире и в собственном теле. Лакшьи: внутренняя, внешняя и средняя. Качества и методы концентрации
7. Примеры различных жизненных ситуаций как движения энергии
8. Контроль эмоций как контроль действий
9. Описание 16 адхар. Методы концентрации праны в адхарах
10. Шамбхави-мудра как практика тарака-йоги
11. Практика кхечари-мудры
12. Смысл внутренней агнихотры
Гуру Матсьендранатх Махарадж
Представитель традиции йоги Натхов в России, Гуру Йоги Шри Матсьендранатх Махарадж, является учеником Гуруджи Шри Митхлешнатха Махараджа, проживающего в Индии, в главном храме Традиции Натхов, Горакхнатх-мандире (г. Горакхпур, штат Уттар-прадеш), а также получил санньясу от Гуру Шри Девнатха Махараджа. В полном имени - Йоги Матсьендранатх Махарадж - «йоги» и «натха» - это приставки, указывающие на принадлежность к Натха-сампрадае, а «махарадж» - тот, кто принял санньясу в традиции Йоги. Матсьендранатх родился в России (в г. Брянск). В конце 80-х. - начале 90-х. годов он начал самостоятельно заниматься йогой. Позже возник круг единомышленников, людей, которые занимались и изучали йогу под его руководством. В то время в России было немного компетентных преподавателей и литературы, приходилось самостоятельно собирать информацию о йоге. В 1997- 1998 гг. Матсьендранатх решил поехать в Индию. Он посетил многих духовных учителей, которые были широко известны на Западе, а также встретил представителей Натха-Сампрадаи. Обучаясь у натхов, Йоги Матсьендранатх принял посвящение от натха-йоги Шри Митхлешнатха Махараджа, и в течение всего этого времени постигал глубины традиции. В 2004 году ему было передано право быть Гуру и
передавать посвящения своим ученикам. Задача Гуру - помочь найти себя, раскрыть свои возможности, данные свыше, при этом не важно, во что человек верит: в христианство, буддизм, индуизм или даоссизм. Главное, чтобы он становился совершеннее в целом, живя в гармонии с мирозданием. Традиция натхов состоит из 12 главных ответвлений, в которых есть несколько мусульманских, а также связанных с буддизмом, джайнизмом, вайшнавизмом и др. Йога натхов не отрицает никакие религиозные доктрины, но и не утверждает, что каждый натх должен верить только в какую-то одну религию или же систему йоги, которых сейчас бесконечное множество. Деятельность Гуру Матсьендранатха поддерживается многими известными мастерами йоги, современными учеными, людьми искусства, политическими деятелями и историками. Гуру Шри Матсьендранатх и его ученики занимаются переводом книг и развитием Натха-Сампрадаи, чтобы познакомить людей с учением великого сиддха Горакшанатха.
Интервью с Гуру Йоги Матсьендранатхом Махараджем о традиционной йоге, мокше, тантрической сути йоги Натхов и индийских Гуру
Что такое Йога? Все-таки это продукт чужой культуры? Йога изначально не является продуктом чужой культуры, различия языков, местоположении, истории государств; йога означает связь нашего истинного существа с Абсолютным. Так как на этой планете все живые существа подвержены различным ограничениям и порожденным ими невежеством, это заставляет их строить различные материальные концепции. Несовершенные люди страдают, болеют и умирают, они прекрасно осознают, что несовершенны, именно это и заставляет их цепляться за различные материальные объекты, в надежде, что их хоть что-то спасет в этом мире. Они думают, что их спасет государство, религии и т.д, хотя от смерти они их не спасут. Люди ищут поддержку в религиях и любят в них все заворачивать, йога тоже обросла многими религиозными наслоениями, но это одна сторона медали. С другой стороны, йогу каждый несовершенный человек переделывает на свой лад, выдумывая то, что не проверено веками и многими практикующими. Такое явление вы можете наблюдать во многих современных направлениях йоги. Большинство из них искажают суть йоги, привнося в нее все больше и больше нового. Важно понять одно - древняя традиция йоги нужна, но не для того, чтобы ее принимать слепо. Она учит следовать тому, что проверено многими, а не тому, что является исключительно продуктом, порожденным чьим-то стремлением к бизнесу. Поэтому даже к самой традиции надо подходить разборчиво, видя суть за многочисленными наслоениями культуры, которая, казалось бы, плотно срослась с йогой. Так нужно поступать уже хотя бы потому, что такой йоге учил Горакшанатх, объясняя свой подход к религии как "пракшапата-бинирмукта" (вне религий или отрицания их). В религиях нет ничего плохого, они нужны, ведь в каждой религии есть своя высшая мистическая сторона, на уровне которой нет противоречий с другими религиями. Просто люди несовершенны, и поэтому они устраивают конфликты там, где их не могло бы быть. Все это делается на почве двойственных материальных привязанностей к какой-то определенной культуре, такая ситуация не только в религиозной среде, но и в мире йоги тоже. Необходимо понимать, что все они не являются настоящей йогой, и если у вас будет совершенное знание, то для вас лично эти проблемы перестанут существовать. Все зависит от того, что вы хотите от йоги и насколько верно ее стараетесь понять. Йога - это глубокая наука, которая включает в себя фактически все сферы жизни. Почему йогу связывают с духовным развитием? Такой подход верен, настоящую йогу именно так и стоит рассматривать. Древние йогические тексты описывают душу как Атман (букв "Я"), а Богу дают множество определений, неоднократно подчеркивая то, что и душу, и Бога невозможно как-либо определить однозначно. Все находится во власти Бога, весь мир - это его энергия, и все Боги различных религий - тоже его проявления, потому что они облекаются в форму. Форма - это энергия Бога, но мы не можем сказать, что форма - это сам Бог, или что она не является им. Если бы она была отдельна и независима, вне самого Бога, то он был бы несовершенным, хотя это не так. Духовное развитие - это постижение своей духовной природы, которая является частицей Бога, осознавание своей связи с Абсолютом и есть йога. Йога должна считаться духовной практикой, потому что дух управляет материей, и если мы не будем ориентироваться на духовное, то мы не сможем разрешить и наши материальные проблемы. Есть немало людей, которые йогу видят в первую очередь как физкультуру, они чистят разными криями свои тела, но при этом все болеют. Это происходит потому, что у них сознание материалистическое, в них привязанности к материальному доминируют, поэтому им йога и приносит не те результаты, которые должна нести, она не делает их чище, счастливее, не освобождает от многочисленных страданий мира. Йога говорит об освобождении, что это такое? Йога подразумевает освобождение от страданий материального мира, который непостоянен и эфемерен. Освобождение подразумевает оставление чего-то, но мы не можем освободиться от одного, не получив более высшую альтернативу. Поэтому йога становится освобождением от страданий через обретение связи с тем источником, который несет нам то, что не связано со страданием. На санскрите этот источник называют "сверхдуша" (Параматма). На это направлена истинная традиционная йога. В чем отличие традиционной йоги от современных направлений? Отличие во многом. В традиционной йоге вы практикуете методы, которые имеют духовную связь с традицией, в модернистских школах методы йоги приставлены на духовном плане или к несовершенным людям или к каким-либо религиям, которые изначально преследуют религиозно-политические интересы, нежели развитие йоги как полноценной практики. Современные школы не знают йогу на ее научном уровне (сиддханта), максимум, чем они могут помочь людям, это заинтересовать их йогой на ее низшем уровне. Но дальше тем, кто хочет практиковать серьезно, лучше оставить новомодные школы и прийти в традицию. Зачем ковыряться в луже, если рядом есть океан? Конечно, современные коммерческие школы могут говорить все, что угодно, но не имея связи с традицией, они не смогут считаться духовными системами, а только имитацией духовного пути. Ничего плохого нет в адаптации традиции под новое время и под местность, но когда искажается суть традиции или вообще с ней нет настоящей связи, то это уже не йога, а ее имитация. В конце концов, если кого-то не интересует традиционная йога, они могут честно свои системы называть личными психофизическими разработками, говоря людям правду, как она есть. Сейчас даже в самой Индии появилось множество безграмотных преподавателей или изобретателей разных стилей, так как Индию посещают много интересующихся туристов, на которых можно сделать неплохие деньги. Разумеется, обычный иностранец не способен отличить фальшь от настоящего, поэтому мой совет - побольше изучать классические источники, общаться с теми, кто долго жил в Индии и ДОЛГО УЧИЛСЯ. Тогда вы сможете отделить зерна от плевел. Известно, что в традиционных школах большое внимание уделяется взаимоотношениям учителя и ученика, что это за взаимоотношения? Это важная часть традиции, в которой должен быть гуру, владеющий всеми йогическими практиками и обладающий знаниями, связанными с традиционной йогой. Не меньшие требования и к ученику, потому что без правильного отношения к гуру, ученик не сможет очиститься от своих загрязнений, а следовательно, он не сможет воспринять и соответствующие знания от истинного гуру. Йога в традиционной школе развивает человека как личность, без правильных отношений между гуру и учеником, такое развитие становится нереальным. Настоящий гуру тот, кто достиг самадхи и видит правильный путь, тот, кто говорит правду своему ученику, кого невозможно купить за деньги и прочие материальные блага. Задача гуру - нести в мир правильное знание и правильную дхарму, а задача ученика - быть смиренным, стараться как можно больше получить знаний от гуру и реализовать их в своей практике. Ученик и гуру должны стремиться быть честными в отношении друг с другом, гуру несет ученику духовное знание, а ученик должен быть честен с гуру в отношении своих социальных привязанностей. Эта честность важна не столько для гуру, сколько для самого ученика, потому что так ученик сможет быстрее пробудить свои духовные способности. Ученик не должен совершать оскорблений в адрес своего гуру, который его ведет к мокше. Но будьте осторожны, в Индии много и лже-гуру, которые специально "охотятся" за иностранцами и за содержимым их кошельков. Конечно, ученик должен быть готов пожертвовать всем, что у него есть, но настоящий гуру никогда не возьмет от ученика большие суммы денег, кроме того, что необходимо на основные материальные расходы. Если вам встречаются "гуру", которые сначала говорят, что им деньги не нужны, а потом начинают просить их, и часто бывает так, что просят все больше и больше, то с такими "гуру" надо сразу обрывать. Если учитель подвержен тщеславию, делает на вас свое имя, а вам показывает, какие у него в Индии большие связи, то, скорее всего, это попытка за ваш счет "попасть в социальный рай". Настоящий гуру - это садху (тот, кто практически все время посвящает йога-садхане), он обучает адепта как организовать свою жизнь подобным образом. Гуру учит ученика тому, как правильно воспринимать этот мир: воспринимать его как средство для духовного развития. Поэтому гуру - это не просто источник информации, а тот, кто способен освободить от всех мирских страданий. Такого гуру ученик должен считать самым важным аспектом своей жизни. Что входит в основные методы достижения йоги? Первое, это изучение адекватных письменных источников по йоге; второе, выбор истинного гуру в традиции и следование его наставлениям. Если вы покупаете в аптеке лекарства и неправильно их принимаете, то вы не только не вылечитесь, но можете еще больше причинить себе вред. Поэ,тому сначала нужно следовать тому, о чем уже обсуждалось ранее, и только потом появится возможность получения правильных методов. Классические тексты по йоге многие техники определяют как секретные и то, что эти техники ведут к обретению сиддх. Но как могут быть секретными, например, такие техники как басти, дхаоти, тратака и т.п? Для большинства людей они ничем не отличаются от чистки зубов по утрам. Многим неофитам порой кажется, что классические тексты по йоге - это просто лирика и софистика, не более, однако все простые на вид техники имеют свои скрытые стороны, которым гуру учит только достойных учеников. Эти методы помогают постепенно от поверхностного восприятия асан, пранаям, бандх и мудр перейти к пониманию их более существенного духовного смысла. Таким образом, хатха-йога становится согласованной с раджа-йогой. Термин "хатха" состоит из двух слогов "ха" - солнце, прана и "тха" - луна, сознание, это йога, в которой через работу с праной вы производите изменения и в сознании. Сознанием занимается раджа-йога, она изначально уже присутствует в самой хатха-йоге в состоянии скрытого потенциала. У многих на Западе йога ассоциируется с неким удовольствием, так ли это? На Западе удовольствие (бхога) стоит на первом месте, а йога - как приложение к удовольствию. Тем не менее, в традиционной йоге все наоборот, удовольствие достигается после освобождения от причин страданий. Правильная йога приводит к высшим духовным удовольствиям, неправильная - к низшим животным удовольствиям. Определить то, что вы практикуете на самом деле, можно тогда, когда вы осознаете, что же у вас все-таки доминирует, каковы ваши основные интересы. Традиция натхов известна не только йогическими методами, но и тантрическими. Что объединяет йогу и тантру? Йогой называют единство Атмана (души) и Параматмы (сверхдуши), это очень популярная теория, так же есть еще ряд определений йоги, например, согласно Патанджали йога - это остановка беспокойств в вашем сознании. Но как к этому прийти, если вы теоретически это понимаете, но в мире много факторов, которые препятствуют такой реализации? Все мы изначально являемся совершенными частями Абсолюта, и каждый из нас, так или иначе, в зависимости от своей кармы, это осознает. Задача тантры заключается в том, чтобы расширить это осознавание до такого уровня, когда весь мир вы начнете воспринимать как силу, которая помогает усилению понимания своего совершенства. Йога натхов - это суть подобных тантрических методов, просто йога натхов не особо делает акцент на несущественных деталях, которые присутствуют во многих тантрических направлениях, а скорее на их сути. Йога натхов - это суть тантры, тантрическая йога натхов в отношении тантры играет примерно такую же роль, как Солнце для вращающихся вокруг него планет солнечной системы. Если вы постигните йогу натхов, вы поймете все тантрические направления. Одним из критериев того, что вы встретили настоящего натховского гуру является то, что он понимает все тантрические направления. Это не просто какие-то мои личные пожелания и критерии, таким описан натха-гуру в текстах Горакшанатха. Тантра направлена на то, чтобы спасти всех в этом мире от страданий. Как может быть гуру тот, кто не знает в совершенстве тантрический путь? Тантра адаптирует абстрактное в конкретное, она учит тому, как низшее превратить в высшее, поэтому без тантры не может быть настоящего йогического пути. К сожалению, с термином тантра на Западе сейчас связано много ложных концепций, так же как и с йогой, тантрическое учение выродилось в крайне неадекватные формы: "эротический массаж", техники для получения животных удовольствий, повышения сексуальной потенции и т.д. и т.п. Все это крайне искаженные формы тантризма как духовного учения. Почему так получилось, что на Западе понятие тантры обрело совсем другое значение? Потому что у многих людей изначально нет духовных мотиваций или они настолько минимальны, что легче подменить духовные идеи на некие извращенные концепции. На Западе тантра в основном была подменена идеей о получении животных удовольствии, но и в Индии ситуация не намного лучше, где тантра была переделана в самые различные формы колдовства примитивными людьми. Например, обретение силы, наведение очарований, подчинение людей, обретение материального процветания и т.п., вплоть до наведения порчи на врага. Поэтому даже в самой Индии к тантрикам относятся все, с одной стороны, с уважением или даже со страхом, с другой, как к чему-то очень негативному, что, в принципе, вполне оправдано. Многие тантрические чародеи действительно могут быть опасными. Все это не является настоящей тантрой, цель которой освободить человека от мирских страданий. Истинная тантра очищает сознание таким образом, что вы учитесь видеть божественное во всех проявлениях Бога, или можно сказать иначе, вы учитесь всегда и во всем осознавать присутствие божественного. Для этого существуют специальные тантрические пуджи, медитации, йогические практики и т.д. Тантра включает в себя множество ритуалов, связанных с мантрой, янтрой, джьотишем и т.п. Недалеким людям эта наука непонятна, вот они и исказили все с точностью до наоборот. Что можно сделать, чтобы было как можно меньше профанов в йоге и тантре? Какие усилия в этом направлении делаете Вы? Профанация неизбежна. На мой взгляд, те, кто посвятил много лет изучению и практике йоги и тантрической садханы находясь в традиции, должны рассказывать большинству людей о том, что такое настоящая садхана, кто такие настоящие традиционные гуру и ученики, что в целом из себя представляет традиционная практика. Буквально совсем недавно в Индию стали ездить люди, которые хотят как можно скорее назвать себя гуру или адептами той или иной традиции, причем, по крайне мирским соображениям. Не желая качественно учиться, они хотят сами проповедовать для таких же слепцов как и они сами, именно из-за таких людей и происходит профанация настоящих традиций. Поэтому я стараюсь открыто освящать, что к ней имеет отношение, а что нет, сколько по времени человек учится или учился в традиции, потому что человек, находившийся в Индии только 3-4 месяца, или приезжавший на протяжении нескольких лет на одну-две недели в течение всего года, не может называться гуру. Другое дело, если человек жил возле гуру или общался с ним постоянно на протяжении долгого времени, так, чтобы гуру мог контролировать его садхану; вот такой адепт может учить традиции других адекватно, не искажая ее. Индийские гуру - отрешенные садху, они не могут пользоваться интернетом (кто был в Индии, знают, что это очень тяжело), поэтому есть только два варианта: или остаться в Индии, или приглашать учителей на долгий срок к себе в страну. Но, опять же, приглашать к себе на родину не так просто, как может кому-то показаться, настоящие чистые йогины садху, у которых есть духовная реализация и совершенное знание, не заинтересованы в таких вещах. Зато в Индии немало корыстных личностей, которых даже не нужно просить ехать за рубеж, они сами это у вас попросят. Такие люди никогда не смогут помочь ни одному духовно ориентированному человеку, они могут только запутать еще больше, настроить больших организаций, цель которых далеко не личностный рост их последователей. Последователи таких людей максимум, что могут получить - это клочки информации в обмен на потерю своего драгоценного времени, которое они могли бы посвятить настоящей садхане. Иногда о некоторых таких профанаторах я говорю все честно и открыто, за что меня они, конечно, критикуют, но мне терять нечего, потому что меня интересует только духовная практика, а отличить, что ею является, а что нет - не представляет особого труда. Годы непрерывного обучения у индийских учителей, монашеская жизнь в Индии научили меня видеть что есть что. Ведь опасны не те, кто учатся и совершают несущественные ошибки, а те, кто учат других, обманывая очень многих людей. Чтобы люди могли сами отличить правду от чьих-то раздутых предпочтений, им нужно знать, что есть на самом деле в традиции, что является ее сутью, каковы правильные отношения между учеником и гуру, как должны поступать те, кто практикуют йогу, какой должна быть йога, какой должно быть учение. Вот это надо освещать, тогда постепенно все станет на свои места. В сфере преподавания йоги должно присутствовать разделение на традиционную йогу и нетрадиционную. Тот, кто в традиции, должен ей соответствовать, а тот, кто вне ее, пусть честно говорит о том, чему он учит. Вот я и прикладываю усилия в этом направлении, честно говоря о том, чему учу я, чему учит традиция, независимо от того, нравится это кому-то или нет, самое главное - говорить не только об истине, также важно правдиво ее донести до остальных. Знаю по себе, как бывает тяжело, когда тебя обманывают, пусть даже и те, кто принадлежат к традиционной линии, в Индии ведь почти каждый - гуру. Пусть хорошие люди от меня возьмут все лучшее, что я могу им дать, а от плохого я постараюсь таких людей оградить, таков мой подход.
Доп. информация:
Первое интервью ЙОГА МАТСЬЕНДРАНАТХА МАХАРАДЖА перед первым семинаром в Киеве (июнь 2006)
С 9 по 11 июня в Киеве в YOГА-студiи Андрея Сидерского проходил семинар Йог Матсьедранатх Махарадж - саньясин линии Натхов. Интервью. - Что значит Ваше имя? - Имя я получил от Гуру. Мои Гуру Шри Митхлешнатха Махарадж и Шри Девнатха Махарадж решили, что это имя подходит мне. В нашей традиции принято получать две самые важные дикши от двух разных учителей. Некоторые мои Гуру-бхаи поначалу удивлялись моему имени, потому что Матсьендранатха был учителем Горакшанатха, который является Ишта-девой у многих натхов в Индии. Однако в традиции натха-йогинов, Горакшанатху, как основателю традиции, отдается большее предпочтение. Несмотря на то, что имя непростое, мой Гуру решил что оно имеет право быть и дал его мне при дикши (посвящении), приняв в ученики. На протяжении всех посвящений не менял это имя. В Индии, Матсьендранатха многие знают с одной стороны как основателя тантрической традиции, а с другой - как основателя йоги. Он покровитель Непала, в его честь в Катманду были построены два храма, однако на данный момент тантрическая система, идущая от Матсьендранатха, практически не сохранилась или, правильнее сказать, она обрела другой вид, отличный от того, чему следуют последователи Горакшанатха (в традиции Горакшанатха практикуется в основном хатха-йога). От Маха Йоги Матсьендранатха многое позаимствовал Великий Гуру Кашмирского Шиваизма Абхинава Гупта и др. учителя шактийских культов. Разумеется, мой уровень не такой, как у того Матсьендранатха, который являлся более тысячелетия назад, однако мои Учителя, учитывая мои интересы в области тантры и данные гороскопа, решили, что такое имя мне подходит. Про истории о Горакшанатхе и Матсьендранатхе сейчас написано много различной информации. Очень многое, конечно, требует разъяснений, например, как практика тантры повлияла на хатха-йогу, как они взаимосвязаны между собой. Я считаю, что для практикующего хатха-йогу это знать необходимо, поэтому планирую провести лекцию и по этой теме. - Почему Индия? - Свой духовный поиск я начинал не с Индии, это был СССР до своего распада, в то время о йоге только начинали открыто говорить. Мне было недостаточно информации о йоге из той, которая в то время была доступна в России. Тогда не было такого обилия школ и учителей как сейчас. Многие практиковали подпольно, кто-то позже погряз в своих мистических спекуляция, кто-то опирался на доступную информацию Учителей, известных на Западе, ну а кто-то поехал в Индию. Думаю, каждый российский йог в той или иной степени так или иначе соприкоснулся со всеми тремя вариантами. А я поехал в Индию в надежде найти натхов. Мой опыт общения с мастерами йоги других духовных и мистических систем разных стран (большую часть времени я проживаю в Южной Корее, а также объехал почти всю Юго-Восточную Азию) позволил увидеть, как многообразны методики работы с телом и сознанием. Но Индия мне близка потому, что ее духовные системы очень древних постоянно совершенствовались. Их невозможно изучить теоретически все за одну жизнь, не говоря уже о всех остальных существующих в мире. В Индии я оказался перед выбором, я понял, что надо выбрать что-то одно и глубоко копать в этом направлении, практиковать, обретать опыт. Пожалуй, последний наиболее ценен, именно поэтому Горакшанатх говорил о преимуществе опыта. Ко всему прочему нужно сказать самое главное: именно традиция Горакшанатха, с одной стороны, позволяет очень хорошо увидеть различные мистические системы индуизма, имеющие тесную взаимосвязь, через работу над своим телом и сознанием; с другой же стороны - йогический орден Горакшанатха был вне индуизма, если можно так сказать. В натхи мог быть принят любой человек, который глубоко понимал суть их учения, независимо от кастовой системы и многих других социально-религиозных ограничений, которые в Индии до сих пор имеют место быть. Разумеется, в йоге тоже есть ограничения, но они имеют отношения к садхане. На самом деле Йога принимает все мировоззрения, а то что мы поклоняемся Учителям и самому главному Гуру и основателю Горакшанатху, которого считаем проявлением Шивы, в этом есть свой смысл и очень большие преимущества. На Востоке почтительное отношение к Учителю играет большую роль в практике, независимо от того, какое это учение. Горакшанатх – покровитель йогинов. Задача Гуру не привязать ученика к себе или еще кому или чему-либо, а помочь найти себя, раскрыть свои возможности, данные свыше, при этом не важно, во что ты веришь: в догмы христианские, буддистские, индуистские или даосские. Главное, чтобы ты становился совершеннее в целом, живя в гармонии с мирозданием. Традиция натхов состоит из 12 главных ответвлений, в которых есть несколько мусульманских, связанных с буддизмом, джайнизмом, вайшнавизмом и др. Йога натхов не отрицает никакие религиозные доктрины, но и не утверждает, что каждый натх должен верить только в какую-то одну религию или же систему йоги, которых сейчас бесконечное множество. В это сложно поверить, но это так. Несколько моих учеников, увидев натхов, были крайне удивленны тем, что эта категория садху несмотря на то что живет в Индии, не похожа на хинду ни внешне, ни в манере поведения, ни в мышлении. Даже став саньяси и выбрав окончательно эту традицию я не чувствую себя замкнутым от других религий и мистических систем, наоборот, мне легче их понимать и воспринимать без фанатизма, их опыт в свою очередь позволяет более глубоко понимать мне традицию натхов. - Каким образом Вы нашли натхов? - Пожив в Индии и пообщавшись с местными, я понял, где их искать. Найдя их, я также понял, что о натхах ничего толком не знаю, всё то, чему учили разного рода нео-натхи на Западе, да и просто разношерстные эзотерики, было одним названием. Мне пришлось очень многое пересмотреть, что касается йоги в целом, несмотря на то, что у меня уже был стаж в практике асан и пранаям, я стал по-другому воспринимать их. Первое время, несмотря на доброе отношение ко мне, мои братья все-таки не особо стремились со мной беседовать на высшие темы. За время нахождения в мандире я проходил этап проверки на приверженность школе. Сначала я был практикующим мирянином, временно остановившимся в храме. Гуру Джи сделал для меня большое исключение, позволив находиться в храме, ведь даже саньяси различных школ не могут более 3 дней останавливаться здесь. По прошествии нескольких месяцев он передал мне дикшу, после чего я и стал монахом. Со временем я окончательно стал «своим» в «коллективе садху» и Учитель сделал меня наставником в небольшом храме города Балья. Вначале Гуру говорил мне, что я стану саньяси-даршани лет через 40, но год назад он сказал, что я готов. По совету Учителя я получил саньясу от Сиддха Гуру Шри Дева Натха Махараджа. Сейчас мое полное имя Йоги Матсьендранатха Махарадж. Йоги и Натха – это приставка к имени того, кто принадлежит к нашей школе, а Махарадж – тот, кто принял саньясу в традиции. - Почему именно эта традиция? - Потому что практически все традиционные школы йоги в той или иной степени многое позаимствовали от натхов, последователей Горакшанатха. Сиддханта (учение) натхов направлено именно на йогу, оно дает понимание того, что такое пинда (тело), как с ним работать. Мировоззренческая часть учения связана с хатха-йогой, чего я не встретил в такой степени в других традициях. Во многих традиционных духовных школах, йога и ее практики были скорее наносным элементом на то, что школа из себя представляла в целом. Еще есть современные школы Йоги, они придерживаются мировоззрения веданты или вайшнавизма, но только формально, внешне же они практически учат только практике йоги. Что же касается Горакшанатха, то кайа-садхана рассматривается не только как некий инструмент школы, она связана с основным мировоззрением натхов, что для меня имеет большое значение. Я не рассматриваю йогу просто как утреннюю гимнастику, для этого можно было бы выбрать обычную практику работы с телом, которых довольно много. Йога намного больше чем лечебная физкультура. - В чем отличие этой традиции от раскрученных (Джойс, Айенгар)? - Айенгар, П.Джойс и Кришнамачарья пожалуй тоже – их школы являют собой синтез методик, которые они заимствовали и выстраивали по текстам более поздних учителей, таких как Сватмарама, Гхеранда, и то лишь в какой-то степени, потому что то, чему учит Айенгар или Джойс, вы не встретите даже в этих текстах. Их йога ориентированная на Запад. Я не хочу сказать, что в них нет ничего ценного, эти Учителя сделали многое в современном мире йоги. Можно перечислить немало других современных школ, вся проблема в том, что они дробят йогу на стили, а это формирует у людей костное представление о практике, что сильно отличается от йоги натхов. Ситуация человека, желающего практиковать хатха-йогу, напоминает историю о сороконожке, которой задали вопрос о том, как она умудряется синхронизировать работу каждой ноги. В результате, задумавшись над этим вопросом, она не смогла ходить. Мы так же сейчас не знаем, что практиковал сам Кришнамачарья, ведь каждый из его учеников учит своему стилю и считает его наиболее правильным, притом что стили совершенно разные. Более того, натхи не ограничены только работой с телом, существует также мантра-йога, тантрические садханы, ведь ни Айенгар, ни Паттабхи Джойс не учат этому. Правильнее было бы назвать их систему йоги полутрадиционной. В свое время Горакшанатх также заимствовал многое из различных традиционных школ. Но натхи не особо стремились идти в ногу со временем без опоры на опыт других, более ранних традиций, в результате чего система не содержит в себе раздвоения на мистическую часть традиции и на прикладную, которой надо учить западных людей. Важно и то, и другое. Я учу тому стилю, который освоил в Горакшанатх мандире, в него входит сукшма-вьяяма, она отличается от той, что у Дхирендры Брахмачари. Только после освоения вьяямы, когда в теле нет блоков и энергия свободно циркулирует, мы работаем с асанами. На своих занятиях я стараюсь с самого начала дать понимание того, что такое асана и пранаяма, их основные духовные аспекты, после чего можно приступать и к практике. Я разъясняю основные трактовки асан из более ранних текстов нашей школы, таких как «Сиддха-сиддханта-паддхати», «Горакша-вачана-санграха», «Вивека-мартанда» и других. Конечно же многое зависит и от практики, но с самого начала нужно знать, что такое правильная асана в хатха-йоге и только тогда от тех практик, которые описаны в более поздних текстах, можно получить намного больше пользы. Я не собираюсь противопоставлять себя и свое учение Айенгару или кому-либо из современных мастеров, это не принято у натхов. Все эти стили (Айенгара, П. Джойса, Свами Шивананды, Дхирендры Брахмачарьи, Йоги Баджана и др.) нами принимаются. Традиция натхов – это не стиль, это нечто более глубокое. Важна не форма, а ее наполненность. - Кто Ваш гуру? И как Вы его нашли, по каким признакам Вы поняли, что это он? - Мой Гуру – Митхлешнатха Махарадж, я встретил его в Горакпуре. Этот город расположен на Севере Индии, и назван в честь Горакшанатха, которого натхи считают Аватаром Шивы. Я не выбирал Гуру – это произошло естественным образом. Когда я остановился в храме, где посещал занятия и практиковал сукшма-вьяяму, асаны и т.д, в мою комнату зашел садху, я не знал еще что он Гуру и не знал о его мистических силах. Он не говорил мне вообще ничего про йогу в отличие от всех тех людей, которые ходили на утренние занятия. Он только сказал, как лучше стелить асану утром, когда просыпаешься и что после омовения не нужно ни с кем разговаривать, а сразу приступать к мантре. Он говорил на вид простые вещи, которые моментально работали, когда я к ним приступал. С самого начала как я встретился с Гуру, я почувствовал, что со мной рядом другая реальность, которую мне до этого никто не способен был дать, подобное состояние меня и раньше периодически посещало, когда я экспериментировал с различными практиками, но здесь это происходило самопроизвольно. Я спросил у Учителя: «Кто Вы?» Он ответил: «Гуру». И я, не контролируя себя, машинально спросил: «Стану ли я учеником натхом?», на что он спокойно ответил: «Да». Позже, с братьями мы проводили в храме пуджи, где я был помощником, и собирались вечером в комнате у Гуру, беседуя на разные темы. Учитель знал все мои мысли, рядом с ним не нужно было внешне практиковать никакую йогу для обретения мистического опыта, я учился многому, просто общаясь с ним. Он отвечал всегда так просто и коротко, при этом точно и исчерпывающе, что я удивлялся, как можно столько знаний передать за короткое время с моим слабым интеллектом? Гуру большой эксперт в тантрах, он объяснил многие ньюансы традиции. За всё это время со мной происходило много всего такого, во что сложно поверить на уровне ума, то, что о сиддхах написано в художественной литературе – не вымысел. Сам Гуру довольно скромный, он часто говорил даже что он не Гуру и что Гуру в традиции только один – это Горакшанатх, но для меня это одна сущность. - Какое место в практике уделяется хатхе, то есть работе с телом? - В Горакша-вачана-санграхе Горакшанатх говорит о том, что все тела были созданы из бинду. Бинду – это то что соединяет в себе таттвы Шива и Шакти, Ха и Тха. Точка символизирует не только совершенную целостность, но и идентичность человеческого тела со вселенским телом. Наше человеческое тело не является чем-то раздельным от духа. В хатха-йоге мы обретаем целостность всего нашего физического существа и постепенно мы одухотворяем наше тело, можно сказать, что мы проявляем себя как духовное существо в физическом теле. Посредством работы с телом мы понимаем, что дух это не сказка, описанная в книгах и не запутанные спекуляции философов. Дух вполне реален и мы это познаем на собственном опыте. На санскрите слово «Пинда» переводится не только как синоним слов «кайя» или «деха» (тело), но также как «шар». То есть шар является подобным точке «бину» или «брахманде» вселенной. Шар является средой, которая уравновешена. Рассмотрите знак Инь-Ян, он образует круг, две части находятся в полной гармонии. Ха-Тха это тоже самое. Тело – это шар. При совершенно уравновешенном теле вы обретаете целостность в хатха-йоге, правильная практика методов хатха-йоги ведет к этой целостности, а неправильная имеет обратный эффект. Работа с телом – это база, фундамент, без которого человек не способен понять правильно, что такое медитация. Когда тело является одним целым подобно шару, ваше сознание становится подобным зеркалу, которое все явления отражает в чистом виде. Так меня учил мой Гуру и этому учу я. Мой Гуру говорил, что через работу с телом ты обретаешь правильное видение всех духовных систем. Поэтому хатха-йога и практика совершенствования своего физического существа отразится и на духовном видении. Что такое тело? Давайте посмотрим на него с точки зрения тантр, тело – это Атма, причем натхи считают Атманом не что-то от нас далекое и абстрактное, а именно физическое тело. Атма, Шива и Шакти – три основные таттвы. Шакти проявлена в сукшма-шарире (тонкое тело), Шива в карана-шарире (причинное тело), а Шакти (Ха) в Шиве (Тха). Тело – это соединяющая таттва между Шивой и Шакти, это их союз – «Йога» или «Ямала», как говорят тантры. Тело сакрально, в теле всё совершенство, посредством тела вы становитесь совершенны в хатха-йоге, посредством хатха-йоги вы в теле обретаете состояние идеального равновесия «самарасью». - Что можно будет получить на семинаре, и кому он будет интересен и полезен? - На семинаре вы сможете больше узнать о том, что такое хатха-йога, о ее корнях. Те, кто совсем недавно приступил к практике йоги смогут узнать много полезного для своей будущей йога-садхана, а кто практикует хатха-йогу давно, возможно смогут восполнить недостающее. Я буду объяснять подход к йогической практике как к интегральной садхане, это будет полезно и тем, кто йогу преподает, и тем, кто практикует сам. Занятия будут интересны и тем, кто знаком с системой Дхирендры Брахмачари, так как я покажу несколько иные последовательности сукшма-вьяямы. Также расскажу на какие принципы нужно обратить внимание в практике асан и пранаям. - Как можно получить информацию по натхам и кто ее представляет на территории Украины и России или в Европе? - В России это учение представляю я. Мне пока так и не встретился человек, который мог бы представлять нашу школу в СНГ в мое отсутствие. У меня есть ученики, которые совсем недавно таковыми стали и им еще предстоит над многим работать. Гуру джи дал мне право передавать традицию и проповедовать наше учение, но это не означает, что я собираюсь строить свою личную структуру и «грести всё под себя». Если найдется кто-то, кто поймет, что это не только его традиция, но и то, что он готов развить ее в СНГ, то я сделаю всё, чтобы такой человек представлял эту школу в СНГ. Пока что всё держится на мне: переводы книги, проведение семинаров, хотя я больше склонен к длительным ритритам, но и вынужден пока думать об организационной части. Настоящих саньяси и Гуру из иностранцев, имеющих реальное отношение к ордену Горакшанатха, всего 3 человека. Это Махант Йоги Аджайпалнатх, он родом из Италии, Йоги Омкарнатх Махарадж из Китая и я. Есть еще несколько людей, получивших посвящение в Индии, например Йогирадж Шивендранатх из Австрии, хинду по происхождению, Шарабанданатх из Австралии, но насколько я знаю, он оставил орден натхов и получил Гуру дикшу в ведантическом ордене Гири. Только трое из выше упомянутых могут передавать дикши. Разумеется, самопальные секты всяких нео-натхов я не беру, такие тоже есть, но к натхам они не относятся, а просто спекулируют на учении. По поводу информации об истории Натха Сампрадаи я советую прочитать книгу Дж. Бриггса, он более-менее верно описал традицию натхов. Недавно была издана неплохая книга по алхимии и традиции сиддхов и натхов, автор Девид Гордон. Также рекомендую книги, которые переводим мы. Это книга «Введение в натха-йогу», «Философия Горакшанатха», изданные на английском благодаря Гуру джи Маханту Аведьянатху. Эти книги мне помогает переводить и редактировать моя ученица Шанти-натхини (Мария Николаева), которая известна своими работами, освещающими различные современные школы йоги. Мы планируем издать также ряд ценных текстов, которые принадлежат самому Горакшанатху, некоторые из них впервые переведены с санскрита. Многие классические тексты, такие как «Сиддха-сиддханта-паддхати» требуют комментариев, поскольку буквальный перевод для человека не знакомого с учением будет мало понятным. - Какие планы по продвижению традиции, если таковые имеются? - Первое, что я планирую сделать, это ознакомить как можно большее количество людей с традицией Горакшанатха. Найти единомышленников, заинтересованных в развитии этой традиции в странах СНГ и дальнего зарубежья. На данный момент, те, кто практикует йогу, как правило, в основном знают о таких Учителях как Сватмарама, Гхеранда по их популярным текстам, но мало кто знает о том, чему учил Горакшанатх, хотя он имеет не меньше значение в мире йоге. С моей точки зрения, то, что он сделал для мира, не уступает по величине деяниям Иисуса Христа и Будды. Он дал нам хатха-йогу, которую мы все практикуем, он оказал пусть незаметное, но весьма ощутимое влияние на весь мир. Возможно, имя Горакшанатха и его учение остаются для многих малоизвестными, потому что традиция мистическая и направлена на собственную трансформацию, а не на совершенствование каких-либо социальных явлений. Натхи не были активными проповедниками по своей сути, их учение направленно на тех, кто хочет поменять себя и раскрыть в себе высшие качества души и тела. К сожалению, на данный момент очень мало известно о натхах. Я хочу восполнить этот пробел, насколько это будет в моих силах. "
|