glarus63 · 24-Июл-10 07:10(14 лет 5 месяцев назад, ред. 02-Окт-17 22:33)
Арно А. и Николь П. - Логика, или Искусство мыслить (Сер. Памятники философской мысли) Год выпуска: 1991 Автор: Антуан Арно, Пьер Николь Жанр: логика, теория познания, философия нового времени Издательство: Наука, Москва Серия: Памятники философской мысли ISBN: 5-02-008139-6 Формат: DjVu/PDF (оба формата содержат OCR слой и оглавление) Качество: OCR без ошибок Количество страниц: 413 Язык: Русский Сканы: мои с личного экземпляра Описание: Книга, известная под названием «Логика Пор-Рояля», была задумана как учебное руководство по логике, но ее место в истории логики оказалось гораздо более значительным. Авторы книги создали логическое учение, развивающее методологические принципы Р. Декарта и Б. Паскаля. «Логика» написана живым, доступным языком, отражает духовную атмосферу своего времени. Логическая проблематика рассматривается в ней на фоне философских, научных, религиозных представлений эпохи.
Содержание тома
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
ПЕРВОЕ РАССУЖДЕНИЕ, В КОТОРОМ РАСКРЫВАЕТСЯ ЗАМЫСЕЛ ЭТОЙ НОВОЙ «ЛОГИКИ»
ВТОРОЕ РАССУЖДЕНИЕ, В КОТОРОМ СОДЕРЖИТСЯ ОТВЕТ НА ГЛАВНЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ, ВЫДВИНУТЫЕ ПРОТИВ ЭТОЙ «ЛОГИКИ»
ЛОГИКА, ИЛИ ИСКУССТВО МЫСЛИТЬ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ, В КОТОРОЙ СОДЕРЖАТСЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИДЕЯХ, ИЛИ О ПЕРВОМ ДЕЙСТВИИ УМА, НАЗЫВАЕМОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ
Глава І. Об идеях с точки зрения их природы и происхождения
Глава II. Об идеях, рассматриваемых с точки зрения их объектов
Глава III. О десяти категориях Аристотеля
Глава IV. Об идеях вещей и идеях знаков
Глава V. Об идеях, рассматриваемых с точки зрения их сложности или простоты,— где говорится о способе познания посредством отвлечения, или исключения
Глава VI. Об идеях, рассматриваемых с точки зрения их общности, частности и единичности
Глава VII. О пяти разновидностях общих идей: родах, видах, видовых отличиях, собственных признаках, случайных признаках
Глава VIII. О сложных терминах; об их общности и частности
Глава IX. О ясности и отчетливости идей и об их темноте и смутности
Глава X. Некоторые примеры смутных и темных идей, взятые из области этики
Глава XI. О другой причине путаницы в наших мыслях и рассуждениях, состоящей в том, что мы связываем их со словами
Глава XII. О средстве против путаницы, возникающей в наших мыслях и рассуждениях от неопределенности слов,— где говорится о необходимости и полезности определения имен, которыми мы пользуемся, и о различии между определением вещей и определением имен
Глава XIII. Важные замечания, касающиеся определения имен
Глава XIV. Об определениях имен другого рода, посредством которых указывают, что они обозначают в обычном употреблении
Глава XV. Об идеях, прибавляемых умом к тем, которые составляют точное значение слов
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЛОГИКИ, В КОТОРОЙ СОДЕРЖАТСЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ О СВОИХ СУЖДЕНИЯХ
Глава I. О словах в соотнесении с предложениями
Глава II. О глаголе
Глава III. О том, что такое предложение, и о четырех видах предложений
Глава IV. О противоположности между предложениями, имеющими один и тот же субъект и один и тот же атрибут
Глаза V. О простых и сложных предложениях. О том, что есть простые предложения, которые кажутся сложными, но не относятся к таковым и могут быть, названы составными, О предложениях, составных по своему субъекту или атрибуту
Глава VI. О природе придаточных предложений, входящих в составные предложения
Глава VII. О лжи, которая может быть в сложных терминах и в придаточных предложениях
Глава VIII. О предложениях, составных с точки зрения утверждения или отрицания, и об одном виде предложений такого рода, называемом у философов модальными предложениями
Глава IX. О различных видах сложных предложений
Глава X. О предложениях, сложных по смыслу
Глава XI. Замечания, помогающие распознавать субъект и атрибут в некоторых предложениях, выраженных в не совсем обычной форме
Глава XII. О смутных субъектах, равнозначных двум субъектам
Глава XIII. Другие замечания, помогающие распознавать, общие и частные предложения
Глава XIV. О предложениях, в которых знакам дают имена вещей
Глава XV. О двух видах предложений, получивших большое распространение в науках,— делении и определении, и в первую очередь о делении
Глава XVI. Об определении, называемом определением вещей
Глава XVII. Об обращении предложений,— где более обстоятельно рассматривается природа утверждения и отрицания, которой обусловлено это обращение: и прежде всего о природе утверждения
Глава XVIII. Об обращении утвердительных предложений
Глава XIX. О природе отрицательных предложений
Глава XX. Об обращении отрицательных предложений
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ ЛОГИКИ. ОБ УМОЗАКЛЮЧЕНИИ
Глава І. О природе и различных видах умозаключения
Глава II. Деление силлогизмов на простые и сопрягательные, а простых — на несоставные и составные
Глава III. Общие правила простых несоставных силлогизмов
Глава IV. О фигурах и модусах силлогизмов в общем. О том, что силлогизм может иметь, только четыре фигуры
Глава V. Правила, модусы и основание первой фигуры
Глава VI. Правила, модусы и основание второй фигуры
Глава VII. Правила, модусы и основание третьей фигуры
Глава VIIІ. О модусах четвертой фигуры
Глава IX. О составных силлогизмах; о том, как их можно свести к обычным силлогизмам и судить о них на основе тех же правил
Глава X. Общий принцип, исходя из которого без всякого приведения к фигурам и модусам можно судить о правильности или ошибочности любого силлогизма
Глава XI. Применение этого общего принципа к нескольким силлогизмам, которые кажутся запутанными
Глава XII. О сопрягательных силлогизмах
Глава XIII. О силлогизмах с условным заключением
Глава XIV. Об энтимемах и энтимематических изречениях
Глава XV. О силлогизмах, состоящих более чем из трех предложении
Глава XVI. О дилеммах
Глаза XVII. Об общих местах, или о методе нахождения доказательств. О том, сколь малоприменим этот метод
Глаза XVIII. Деление общих мест на общие места грамматики, логики и метафизики
Глава XIX. О различных видах неверных умозаключений, называемых софизмами
Глава XX. О неправильных умозаключениях, допускаемых в повседневной жизни и в обыденных разговорах
ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ ЛОГИКИ. О МЕТОДЕ
Глава I. О знании: что оно существует; что познаваемое умом более достоверно, чем познаваемое чувствами; что есть вещи, которые неспособен познать человеческий ум. О том, какую пользу можно извлечь из этого непреодолимого незнания
Глава II. О двух различных методах — анализе и синтезе. Пример анализа
Глава III. О методе сложения, и в частности о том, который применяют геометры
Глава IV. Более подробное изложение этих правил, и прежде всего тех, которые касаются определений
Глава V. О том, что геометры, по-видимому, не всегда хорошо понимают различие между определением слов и определением вещей
Глава VI. Правила относительно аксиом, т. е. положений, которые ясны и очевидны сами по себе
Глава VII. Некоторые важные аксиомы, кои могут служить отправными положениями для выведения великих истин
Глава VIII. Правила относительно доказательств
Глава IX. О некоторых недостатках, свойственных методу геометров
Глава X. Ответ на то, что говорят по этому поводу геометры
Глава XI. Метод наук, сведенный к восьми основным правилам
Глава XII. О том, что мы познаем через веру, человеческую или божественную
Глава XIII. Некоторые правила, помогающие разуму определять, следует ли верить в те или иные события, являющиеся предметом человеческой веры
Глава XIV. Применение предыдущего правила к вере в чудеса
Глава XV. Другое замечание по поводу веры в события
Глава XVI. О том, как мы должны судить о будущих событиях ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ
А. Л. Субботин. «ЛОГИКА ПОР-РОЯЛЯ» И ЕЕ МЕСТО В ИСТОРИИ ЛОГИКИ
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Да, прекрасно, что эта книга появилась в интернете, насколько знаю, впервые.
В Википедии написано, что в серии вышло второе издание этой книги в 1997 году (формат другой, поэтому и брой страниц меньше).
Но в прошлом году Харьковское издательство "Литера нова" выпустило новое издание книги, о котором - когда купил зимой - не смог поверить моими глазами, что может быть издано в родине великого Г.Сковороды. Формат был меньше, чем карманный, внутри - иллюстрации (несвязанные с текстом), а самое чудное было что книга содержала только первые две части целого текста Арно-Николя (Предуведомление, Первое и Второе суждение тоже отсутствуют) и это нигде не было прямо (или непрямо) указано внутри. О научном апарате мечтать и не смог. Я воспринял это издание как шутка...
Разве можно изучать такой серьезный труд с такой книжечкой!
42388808Труд написан под явным давлением со стороны церкви. Читать его ради получения знаний- бред. Так для общего развития.
На эту книгу ссылаются гениальные люди своего времени, что говорит о ценности данного труда. Отделяйте зерна от плевел, в любой книге надо выделять важное для себя.