[Железная дорога](5) Центральный музей Октябрьской железной дороги (1). Санкт-Петербург. 2010г.
Тематика фотографий: Обзорная экскурсия. Железнодорожная техника.
Разрешение: 3648х2736 JPEG
Количество: 380
Дата съемки: 06.06.2010
Модель фотоаппарата: Canon PowerShot G11
Автор снимков: murzik14
Состав и описание раздачи: Музей на бывшем Варшавском вокзале открыт в 2001 году и является одним из 28-ми филиалов Центрального музея Октябрьской железной дороги, расположенных по Северо-Западу России. Все экспонаты размещены под открытым небом, в крытых помещениях никакой экспозиции нет. Раздача содержит общие виды экспозиции музея и подробно отснятые образцы железнодорожной техники (в основном - паровозы). Там, где это было возможным - засняты интерьеры. Все экспонаты сопровождены информационными табличками.
Комментарий Дашкиев Виктор
Огромное спасибо за раздачу. И огромное спасибо тем, кто собрал и сохранил ХОТЯ БЫ ЭТИ экспонаты. Хотя на самом деле - это жалкие крохи из богатейшего железнодорожного наследия нашего Отечества.
Интересен паровоз серии Од - так называемого "правительственного запаса" (мобилизационного резерва локомотивов на случай войны). Идея создания мобилизационного резерва возникла после русско-турецкой войны, когда занятый на воинских перевозках разношерстный и слабосильный парк русских паровозов (произведенный полусотней заводов всей Европы и США) внезапно "обезножел" ввиду отсутствия разнокалиберных запчастей. В критический момент напряженных боев перевозки были сорваны - что обернулось лишней солдатской кровью на передовой.
Опыт войны был учтен. За основу стандартного мобилизационного паровоза была взята конструкция четырехосного грузового паровоза Юго-Западной железной дороги. Комиссия службы подвижного состава и тяги МПС внесла в конструкцию ряд изменений и улучшений. Локомотив приняли в качестве стандартного и наименовали "паровозом нормального типа". Однако конструкция имела существенный недостаток - парораспределительный механизм Джоя, страдавший усиленным износом и частыми поломками. Конструкция была еще раз переработана, и в ней был применен самый прогрессивный (в начале ХХ века) парораспределительный механизм Вальшаерта-Гейзингера - получивший монопольное распространение до самого конца эпохи паровозов. Этот механизм получали все вновь выпускавшиеся паровозы серии "О", а у старых парораспределительный механизм меняли при ремонтах. Паровозы с новым парораспределением получили серию Ов (Вальшаерта). Это и были знаменитые "Овечки" - практически монополизировавшие грузовые перевозки на магистралях дореволюционой России. После Октябрьской Революции они уже считались устаревшими и слабосильными, и переводились на маневровую работу и внутризаводские перевозки.
При всех своих недостатках паровозы серии "О" оказались эпохальными для отечественного паровозостроения - ибо с них началась "эпоха Компаунд", или паровозов двукратного расширения пара. Первые опыты с двукратным расширением пара были начаты передовыми инженерами Грязе-Царицынской и Юго-Западных ж.д. в 1880-х годах. Это - одновременно с британскими ж.д. и раньше, чем в континентальной Европе. При этой системе пар, отработавший в правом цилиндре паровой машины, перепускался в левый цилиндр - и там расширялся еще раз, выполняя полезную работу. Чем на несколько процентов повышался пресловутый КПД паровоза.
Обратите внимание! Паровозы схемы компаунд НЕСИММЕТРИЧНЫ! Левый цилиндр паровой машины на виде спереди вдвое больше правого!
Серия "О" стала первой - и самой массовой серией паровозов с компаунд-машинами. И одновременно - первой серией паровозов отечественной разработки. Отечтественное паровозостроение перешло от копирования западных (сначала британских, а потом немецких образцов) к полностью самостоятельным разработкам. Так сформировалась самобытная и успешная школа русского паровозостроения.
Однако "Овечки" оказались незаменимыми при постройке бронепоездов - как малогабаритные и достаточно надежные. Подавляющее большинство русских (а потом советских) бронепоездов в качестве тяги использовали паровозы серии "О".
Также "Овечки" сослужили незаменимую службу на прифронтовых перевозках в годы Великой Отечтественной войны - на путях, на живую нитку сшитых после бомбежек и обстрелов, и не могущих выдержать никакого другого локомотива. Известен случай, когда "Овечка" использовалась для перевозок боеприпасов на плацдарм на правом берегу Днепра по понтонной переправе. Под тяжестью паровоза понтоны погружались, и паровоз, по сути, плыл по Днепру, погрузившись в воду по котел. Во время очередной бомбежки "Овечка" перевернулась и ушла на дно вместе с локомотивной бригадой. Вечная им память!
Мои другие раздачи ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА