Max_K · 02-Июн-10 23:41(14 лет 6 месяцев назад, ред. 03-Июн-10 20:39)
Хор мальчиков и мужской хор Российской Академии хорового искусства
Хор "Аксиос" храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском Партесное Многоголосие XVII Века По рукописи Новгородского Николо-Вяжищского монастыря Жанр: Духовные песнопения Год выпуска диска: 2002 Производитель диска: Россия Аудио кодек: MP3 Тип рипа: tracks Битрейт аудио: ABR 320 kbps Продолжительность: 1:13:27 Транснотация, составление партитур и редакция: Анатолий Конотоп Руководитель хоров Академии хорового искусства: Виктор Попов Регент хора "Аксиос": Сергей Кривобоков Трэклист: Всенощное Бдение
1. «Свете тихий» [04:13]
2. Прокимен «Господь воцарися» [04:39]
3. Ектения «Господи помилуй» [04:36]
4. «Ныне отпущаеши» [02:35]
5. Великое славословие [07:31] Стихиры Пасхи
6. «Да воскреснет Бог», «Пасха священная» [03:52]
7. «Яко исчезает дым», «Приидите от видения жены благовестницы» [03:34]
8. «Тако да погибнут грешницы», «Мироносицы жены» [04:16]
9. «Сей день, егоже сотвори Господь», «Пасха красная» [04:23]
10. «Воскресения день», «Христос воскресе из мертвых» [02:43] Литургия
11. «Единородный Сыне», Малая ектения [05:41]
12. «Приидите поклонимся» [01:29]
13. Трисвятое [02:25]
14. Аллилуйа [01:21]
15. Херувимская песнь [07:30]
16. «Милость мира» [09:03]
17. «Достойно есть» [03:36] №1-10 - Хор мальчиков и мужской хор Российской Академии хорового искусства Солисты: Прокимен - Николай Диденко. Ектения - Евгений Ставинский, Андрей Башков №11-16 - Хор "Аксиос" храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском Солисты: Возгласы - диакон о.Александр (Федосюк), священник о.Алексий (Годунов) Место записи: Большой зал Московской консерватории, Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском Звукорежиссеры: Руслана Орешникова, Виталий Кокушкин Инженер: Алексей Погарский Монтаж: Фарида Узбекова
Аннотация к диску
Настоящий компакт-диск представляет многоголосное церковное пение, так называемого партесного стиля первой половины XVII в. Это богатейший пласт отечественной традиции периода наивысшего расцвета богослужебного пения в истории русской православной церкви. Поэтому каждый восстановленный памятник чрезвычайно важен. Данная певческая рукопись особенно интересна и даже необычна. Она не обозначена именем автора, но имеет конкретную владельческую запись - "от книг Вяжескаго монастыря". Николо-Вяжишский мужской монастырь - один из древнейших центров русской духовной жизни Новгородской земли, возник в XIV веке на месте чудесно явленного образа святителя Николая. С монастырем связано имя одного из прославленных русских святых - святителя Ефимия, архиепископа Новгородского. Из архивов этого монастыря происходит восстановленная нами нотам рукопись, песнопения которой озвучены на настоящем диске. На наш взгляд этот памятник станет одним из незаурядных явлений отечественной музыкальной культуры. Торжественно-монументальный стиль пятиголосных песнопений поразителен для XVII века. Их неизвестный автор виртуозно владел техникой многоголосного письма, видимо, обучившись ей за границей, на образцах западноевропейской полифонии эпохи Возрождения и барокко. Даже в традициях партесного стиля эти песнопения выделяются своей самобытной интонацией, красотой мелодического орнамента, разнообразием ритмического, варьирования, полнозвучной гармонией, многоплановой фактурой и особой возвышенной патетичностью. Предназначены они были, видимо, для торжественных случаев праздничных богослужений. На диске представлены наиболее известные песнопения вечернего богослужения и литургии. Особо стоит грандиозное звуковое полотно - стихиры Пасхи, равное которому в отечественной музыке пока не обнаружено. О чем это говорит? Прежде всего, о значении самого монастыря. Исторические документы свидетельствуют не только об особой святости обители, но и о большом внимании к ней со стороны царского дома рода Романовых. В житии св. Ефимия, написанного в 1460 году Пахомием Лагофетом, описывается чудо исцеления от его мощей именитого боярина Никиты Романова, который был родным братом царицы Анастасии Романовой и советником царя Иоанна Грозного. Он же приходился дедом избранному в 1613 г. первому царю из рода Романовых - Михаилу Федоровичу. Именно он оказывал большое покровительство обители. Не оставляли монастырь своим царским вниманием и Алексей Михайлович и Михаил Федорович. В нем начинал свой путь будущий патриарх Никон. Отношения с Москвой поддерживались и в области культуры, искусства. Этим объясняется тот высокий уровень певческого мастерства, которым отличался провинциальный монастырь, имеющий в своей библиотеке нотные рукописи такого профессионального качества. Были ли они созданы в самом монастыре или привезены с Украины - не известно. Однако, это были "действующие" рукописи - на них есть пометки, говорящие о том, что ими пользовались, по ним пели. Песнопения, впервые записанные на диске, интересны нам во многих отношениях. Прежде всего, они свидетельствуют о высоком уровне культуры монастырской жизни XVII в.; они вызывают у нас потребность вспомнить об этой жизни, обратиться к истории забытых обителей, их архивам, документам, культурным памятникам. Кроме того, эти песнопения знакомят нас с еще одной торжественно-гимнической традицией церковно-певческого искусства, являя одну из прекрасных страниц истории музыки русского барокко. И, наконец, они могут украсить репертуар любого высоко профессионального хорового коллектива.Анатолий Конотоп, доктор искусствоведения, профессор
Обложки
Анатолий Викторович Конотоп
Конотоп Анатолий Викторович (28.08.1937, Харьков) - музыковед, педагог. Доктор икусствоведения (1996), профессор (1997), член Союза композиторов России (1975), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002). Награды: медаль князя Константина Острожского (2000, Польша), орден преподобного Сергия Радонежского (2007). Автор многочисленных публикаций и аудио-дисков по теме Певческое искусство Древней и Средневековой Руси.
Окончил Львовскую консерваторию (1961) по специальности преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и органист.
1961-64 - преподаватель Львовской музыкальной школы и органист Театра оперы и балета.
1964-70 - директор Черкасского музыкального училища, преподаватель.
1970-72 - преподаватель Киевской консерватории
1972-74 - аспирант Московской консерватории
1975-85 - доцент Львовской консерватории
1985-2003 - ведущий научный сотрудник Института искусствознания Министерства культуры РФ
С 2003г. проживает в Германии (Гамбург)
Виктор Сергеевич Попов
Попов Виктор Сергеевич родился 10 декабря 1934 года в городе Бежецке Тверской области. Отец — Попов Сергей Петрович (1915-1934). Мать — Попова Александра Михайловна (1915-1948). Супруга — Шалимова Изабелла Павловна (1929 г. рожд.). Сыновья: Попов Павел Викторович (1964 г. рожд.), окончил физический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, работает в Бельгии; Попов Александр Викторович (1970 г. рожд.), окончил Институт стран Азии и Африки, работает во Внешэкономбанке.
В 1945 году Виктор Попов поступил в Московское хоровое училище, где его первым учителем стал выдающийся деятель хорового искусства А. В. Свешников. Сразу после окончания училища В. Попов был принят в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, которую окончил в 1958 году по классу хорового дирижирования у известного русского дирижера и педагога А. Б. Хазанова.
Трудовую деятельность — педагогическую и творческую — В. С. Попов начал еще будучи студентом, в 1955 году, в качестве преподавателя детской музыкальной школы. По окончании консерватории работал хормейстером в Детском хоре НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук (1957-1964) и в Ансамбле песни и пляски Московского городского Дворца пионеров (1964-1969). С этими коллективами молодой дирижер готовил разнообразные программы, куда входили народные песни, русская и зарубежная классика, песни и хоры современных отечественных композиторов.
Концертные выступления В. С. Попов сочетает с интенсивной преподавательской деятельностью — сначала в Государственном педагогическом институте им. Ленина, а с 1960 по 1975 год — в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне — Российская академия музыки), где преподает не только хоровое дирижирование, но и почти все теоретические предметы, являясь при этом деканом трех факультетов и заведующим кафедрой хорового дирижирования.
70-е годы стали судьбоносными в жизни музыканта. В 1970 году В. С. Попов создает Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио (ныне Большой Детский Хор Российской государственной телерадиокомпании) и одновременно становится главой Хора мальчиков Московского хорового училища имени А. В. Свешникова. С этими двумя всемирно признанными творческими коллективами было подготовлено множество программ, куда входили хоровые миниатюры и песни, кантаты и симфонии, оперы и оратории. Оба хора постоянно выступали с концертами в городах нашей страны и за рубежом. Большой детский хор неоднократно участвовал и побеждал в крупнейших международных конкурсах, проходивших в Италии, Бельгии, Голландии, Венгрии, Польше и др. странах.
Напряженная исполнительская жизнь, как и прежде, неотделима от педагогической работы: с 1980 по 1993 год В. С. Попов ведет класс дирижирования в Московской государственной консерватории, получая в 1990 году звание профессора.
В 1991 году В. С. Попов основывает высшее учебное заведение — Академию хорового искусства (на базе Московского хорового училища имени А. В. Свешникова) и становится ее первым ректором, оставаясь им вплоть до 1997 года, а также художественным руководителем и главным дирижером хоровых коллективов академии. Среди них выделяется Мужской хор, созданный Поповым еще в 1989 году. Вместе с Хором мальчиков Мужской хор завоевывает две первые премии на международном конкурсе в Карлштайне (Германия, 1992).
Отныне концертная деятельность академии приобретает небывалый размах. Следует серия выступлений на родине и за рубежом с исполнением шедевров духовной и светской музыки: Месса h-moll Баха, "Девятая симфония" и "Missa solemnis" Бетховена, "Реквием" Моцарта, "Gloria" Вивальди, "Harmonie-Messe" Гайдна, "Stabat Mater" Шуберта, "Реквием" Верди, "Детство Христа" Берлиоза, "Литургия св. Иоанна Златоуста", кантата "Москва" и увертюра "1812-й год" Чайковского, "Иоанн Дамаскин" Танеева, кантата "Весна" Рахманинова, "Литургия св. Иоанна Златоуста" Кикты и многие другие произведения.
Хоры Академии хорового искусства участвовали в мировой премьере оратории Э. Денисова "История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа" (Саарбрюккен, Франкфурт) и совместно с хором Гамбургского радио исполнили и записали "Всенощное бдение" Рахманинова, в Международном оперном фестивале в Брегенце (Австрия), где под управлением В. Федосеева прозвучала опера "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова, а также с другими дирижерами — опера "Фиделио" Бетховена и опера Шоссона "Король Артур". Впервые в истории музыкального искусства весной 1997 года в Москве исполнялась Восьмая симфония Малера с Большим симфоническим оркестром под управлением Е. Светланова при участии единого хорового коллектива Академии хорового искусства. Исполнение стало триумфальным!
За полвека работы с хоровыми коллективами на радио В. С. Поповым записано более 2000 различных произведений, огромное количество специальных телевизионных программ, выпущено множество грампластинок, аудиокассет и компакт-дисков как в нашей стране, так и за рубежом — в ФРГ, Японии, Франции. Хоровые коллективы Академии хорового искусства сегодня участвуют в мировых премьерах и пользуются международным признанием.
За годы преподавания в средних и высших учебных заведениях В. С. Попов подготовил множество специалистов, работающих в настоящее время в различных городах страны и за рубежом.
В. С. Попов является автором многочисленных учебников и учебных пособий. Им подготовлены к печати хрестоматии, большое количество сборников по хоровому искусству, сделаны и опубликованы более 200 обработок для различных составов хоров, написано множество статей и опубликована книга "Русская народная песня в детском хоре". Будучи авторитетным ученым, он регулярно выступает с докладами на международных семинарах и симпозиумах по хоровому исполнительству.
В. С. Попов — Народный артист СССР (1990), Народный артист РСФСР (1983), Заслуженный артист РСФСР (1977), лауреат премии Ленинского Комсомола (1980), лауреат премии мэрии Москвы в области литературы и искусства (1996). Награжден орденом Дружбы народов (1994) и наградой Франции — “Командор ордена литературы и искусства”. Является действительным членом Международной академии информатизации.
Скончался 28 июля 2008 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в г. Москве.
Сергей Васильевич Кривобоков
Сергей Васильевич Кривобоков родился в 1953 году в Москве. Воспитанник Московской капеллы мальчиков под управлением Владимира Анатольевича Судакова. На формирование его творческого стиля и исполнительской манеры оказали значительное влияние еще два выдающихся мастера хорового искусства. Первый — знаменитый руководитель Российской академической капеллы Александр Александрович Юрлов, с которым доводилось неоднократно выступать в концертах еще с детских лет. Качества, необходимые церковному регенту-практику, были приобретены им в работе с Еленой Павловной Машкович, долгое время возглавлявшей хор в московском храме святого мученика Иоанна Воина. Таким образом, через своих учителей Сергей Кривобоков воспринял классические традиции московской регентской школы, в основе которой — искусство выдающихся мастеров прославленного Синодального хора. О неординарности творческих интересов Сергея Кривобокова, как и о искусстве хора под его управлением, свидетельствует программа, представленная на этом диске. Она уникальна, ибо ее составили произведения композиторов, выходцев из школы Синодального училища и Синодального хора, ранее не только отсутствовавшие в аудиозаписи, но и долгое время не исполнявшиеся ни в храмах, ни в концертных залах.