Max_K · 25-Май-10 21:27(14 лет 6 месяцев назад, ред. 25-Май-10 21:47)
Хор храма Пресвятой Богородицы, Крылатское Праздники Пресвятой БогородицыЖанр: Духовные песнопения Год выпуска диска: 2003 Производитель диска: Россия Аудио кодек: MP3 Тип рипа: tracks Битрейт аудио: ABR 320 kbps Продолжительность: 01:15:24 Трэклист:
1. Глас VI. Сей день Господень, радуйтеся людие [3:51]
2. Глас VIII. Приидите, вси вернии, к Деве тецем [6:56]
3. Глас VIII. Срадуются с нами умная вся чиноначалия [6:00]
4. Глас VII. Смысл очистивше и ум [4:25]
5. Глас I. Днесь вернии ликовствуим [2:26]
6. Глас I. Днесь храм одушевленный [2:27]
7. Глас I. Ты пророков проповедание [2:29]
8. Глас VIII. По рождестве Твоем [4:24]
9. Глас VI. Днесь собори верных сошедшеся [5:48]
10. Глас II. Днесь в храм приводится Всенепорочная Дева [3:07]
11. Отверзу уста моя [1:19]
12. Твоя песнословцы [1:18]
13. Седяй в славе на престоле Божества [1:15]
14. Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей [1:33]
15. Возопи прообразуя погребение [1:10]
16. Взбранной Воеводе победительная [6:23]
17. Не послужиша богомудрии твари [1:20]
18. Слыши, отроковице Дево чистая [2:06]
19. Яко одушевленному Божию кивоту [2:02]
20. Глас IV. Егда изшла еси, Богородице Дева [10:09]
21. Глас VI. На безсмертное Твое успение [4:56] Доп. информация: Запись произведена в Храме Пресвятой Богородицы в Крылатском в 2003 году. В оформлении диска использованы иллюстрации Богородичных праздников певческого Ирмология 1680 года. Регент: Сергей Кривобоков Звукорежиссер: Александр Калашников Реконструкция и обработка распевов: Анатолий Конотоп
Обложки
О диске
Вплоть до недавнего времени дискография древнерусских церковных песнопений была представлена сравнительно небольшим числом памятников древнерусской музыки. Теперь, благодаря подвижнической деятельности исследователей, дешифрованы, реконструированы и записаны на компакт-диски многочисленные произведения соборного творчества безвестных мастеров XVI-XVII вв. - времени наивысшего расцвета богослужебного пения русской православной церкви. "Праздники Пресвятой Богородицы" - диск доктора искусствоведения, профессора А. В. Конотопа впервые озвучивает избранные песнопения годичного круга богослужения в традиции знаменного распева. До середины XVII в. знаменное пение доминировало на церковном клиросе и составляло органичный ансамбль с архитектурой, фресками, иконописью. Звучание праздничных песнопений находит зримое воплощение в иконах, посвященных тем же сюжетам и образам. Среди них "О Тебе Радуется", "Благовещение", "Покров", "Успение" и многие другие. Икона - это безмолвная молитва; в звучании песнопений она обретает Слово, и Слово становится видимым. Певческий чин праздников Богородицы был особо чтим в Супрасле, так как основатели монастыря - киево-печерские и свято-афонские монахи назвали его Благовещенским. Распевы Супрасльского монастыря по своим музыкальным и исполнительским особенностям почти не отличаются от развитых форм знаменного распева - исконной традиции древнерусской музыки: та же сдержанная красота пластичной мелодической линии, спокойно льющейся в относительно широком звуковом диапазоне, те же проникновенные интонации, усиливающие значение ключевых слов молитвы. Ровное, не требующее нюансировки пение, передающее сосредоточенность молитвы, чуждое житейских эмоций, звучит в piano, ибо Бог является в тиши. Вместе с тем, в супрасльских песнопениях ярко выражен и самобытный колорит, органично сочетающийся с элементами греческой орнаментики, адаптированной на русской почве. Это, прежде всего, исон (тянущийся основной тон), своеобразные приемы опевания устоев, длинные форшлаги, триольные ритмические группы и т.п. Древние считали, что унисон - самый совершенный вид пения, в котором слышатся вселенские интонации - отзвук царящей в мире гармонии. Распевы делают слово емким. Преодолевая пространство и время в их земном измерении, звук обретает некончаемое движение, как непреходящи образы Христа и Богоматери. "О Воспетая" - так обращаются русские люди к своей Заступнице Усердной - Пресвятой Богородице. Цикл избранных песнопений праздников Богородицы открывается стихирами Рождества. "Сей день Господень" и "Приидите, вси вернии к Деве тецем". Кончилось время Ветхого Завета, наступила эпоха Завета Нового. День Рождества Пресвятой Богородицы считается первым в цикле великих двунадесятых праздников. Св. Андрей, архиепископ Критский, называет праздник Рождества Богородицы светлым и явным нисхождением Божиим к людям, которое должно иметь радостное начало, приносящее великий дар спасения. В стихире "Приидите вси вернии" поется о том, что с Рождеством Богородицы мир обновляется, церковь обретает свое благолепие, храм украшается. Текст этот следует понимать не только в конкретном плане, но и в том значении, которое стоит над буквальным смыслом, где под храмом понимается утроба Богоматери, вместившая наитием Святого Духа Невместимого. Мы стоим здесь у неизреченного чуда. Празднику Покрова посвящены стихиры - "Срадуются с нами умная ся чиноначалия" и "Смысл очистивше и ум". Образ Богоматери - Стены Нерушимой, встает во весь свой рост, покрывая честным своим омофором землю русскую. В иконописных аналогах XVI в. можно найти параболические линии велумов перекинутых дугой поверх кровель соборов, повторяющих очертания покрова в руках Богоматери. В нижнем ярусе иконы "О Тебе радуется" Косьма Маюмский со святыми воспевает похвалу Богородице. Музыкальная ритмика композиции иконы, ее красочный строй созвучны супрасльским песнопениям Покрова. В стихирах Введения во храм образ храма в буквальном и символическом смысле представляется как Святая Святых - сосуд неоранный. Храм становится одушевленным присутствием в нем Марии Девы. О Ней Дух Святой говорит в Песне Песней: "Чрево Твое, яко стог пшеницы, затворенный в кринах" (гл.7, 2). Стог пшеницы знаменует рожденного от Нее Христа, сказавшего о Себе: "Аз есмь хлеб". Безмерная радость звучит в этих песнопениях, но выражена она сдержанно, переданная скупыми средствами музыкального языка. Это радость не в земном ее воплощении, а в ликовании высшего божественного начала, когда конкретное событие становится событием. Песнопения Благовещения включают несколько коротких ирмосов канонов и большого распева кондак "Взбранной Воеводе победительная". Благовестие архангела Гавриила уже свершилось и со смирением и кротостью воспринятое Марией Девой оно несет в себе образ грядущего Христа. В гимнических песнопениях ирмосов земное торжество наполнено отблеском Божественной Славы и потому оно столь непохоже на наше привычное человеческое изъявление радости - в них все заключено в Слове, которое изначально. Древнерусские мастера с непостижимым совершенством умели в ирмосах скупыми средствами сказать о многом, о самом важном, о вечном. Заключительная часть песнопений посвящена празднику Успения. Его открывает стихира "Егда изшла еси Богородице Дево". Получив предвестие об Успении от архангела Гавриила, Пресвятая Богородица возжелала видеть при своем преставлении апостолов, разошедшихся с проповедью по вселенной. Когда они собрались у одра Матери их Учителя, Она сказала: "Не плачьте, но радуйтесь о исходе Моем". В стихире поется о приятии души и тела Богородицы ко Господу на небо - о чуде явленном. Завершается годичный Богородичный круг славословием - стихирой на хвалитех "На бессмертное Твое Успение", изложенной в широком диапазоне с орнаментальными попевками и с гибкой линией ритмического рисунка. Образ Богоматери - это лествица, ведущая от земли к небу. "Радуйся, Лествице Небесная. Ею же сниде Бог", - поется в Акафисте, и хор возглашает: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою". И это Архангельское благословение Она несет в мир - тем, кто притекает к Ней, прося Ея помощи и заступничества.Наталия Померанцева, доктор искусствоведения, профессор
Анатолий Викторович Конотоп
Конотоп Анатолий Викторович (28.08.1937, Харьков) - музыковед, педагог. Доктор икусствоведения (1996), профессор (1997), член Союза композиторов России (1975), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002). Награды: медаль князя Константина Острожского (2000, Польша), орден преподобного Сергия Радонежского (2007). Автор многочисленных публикаций и аудио-дисков по теме Певческое искусство Древней и Средневековой Руси.
Окончил Львовскую консерваторию (1961) по специальности преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и органист.
1961-64 - преподаватель Львовской музыкальной школы и органист Театра оперы и балета.
1964-70 - директор Черкасского музыкального училища, преподаватель.
1970-72 - преподаватель Киевской консерватории
1972-74 - аспирант Московской консерватории
1975-85 - доцент Львовской консерватории
1985-2003 - ведущий научный сотрудник Института искусствознания Министерства культуры РФ
С 2003г. проживает в Германии (Гамбург)
Сергей Васильевич Кривобоков
Сергей Васильевич Кривобоков родился в 1953 году в Москве. Воспитанник Московской капеллы мальчиков под управлением Владимира Анатольевича Судакова. На формирование его творческого стиля и исполнительской манеры оказали значительное влияние еще два выдающихся мастера хорового искусства. Первый — знаменитый руководитель Российской академической капеллы Александр Александрович Юрлов, с которым доводилось неоднократно выступать в концертах еще с детских лет. Качества, необходимые церковному регенту-практику, были приобретены им в работе с Еленой Павловной Машкович, долгое время возглавлявшей хор в московском храме святого мученика Иоанна Воина. Таким образом, через своих учителей Сергей Кривобоков воспринял классические традиции московской регентской школы, в основе которой — искусство выдающихся мастеров прославленного Синодального хора. О неординарности творческих интересов Сергея Кривобокова, как и о искусстве хора под его управлением, свидетельствует программа, представленная на этом диске. Она уникальна, ибо ее составили произведения композиторов, выходцев из школы Синодального училища и Синодального хора, ранее не только отсутствовавшие в аудиозаписи, но и долгое время не исполнявшиеся ни в храмах, ни в концертных залах.