Rossiyanin1990 · 28-Дек-09 14:04(14 лет 10 месяцев назад, ред. 22-Сен-22 09:39)
Канувшее время Жанр: драма Год выпуска: 1989 Продолжительность: 01:51:27 Режиссер: Соломон Шустер В ролях: Станислав Любшин (Александр Леонтьевич Онисимов), Нина Русланова (жена Онисимова), Евгений Евстигнеев (академик Челышев), Олег Корчиков (Макеев - помощник Онисимова), Виктор Сергачёв (бывший зам. министра), Владимир Зельдин (врач Соловьев), Николай Волков (писатель Пыжов), Алексей Герман (изобретатель Лесных), Виктор Павлов (преемник Онисимова), Вадим Лобанов (Поскрёбышев), Витаутас Канцлерис (дипломат), Георгий Кропачёв (Каштанов). Описание: Экранизация романа Александра Бека "Новое назначение". 1950-е годы. Руководитель сталелитейной промышленности снят с должности и назначен послом в одну из северных стран Европы. Времени у него оказалось достаточно, чтобы осмыслить свою жизнь и понять истинную причину отстранения. В фильме звучат стихи Бориса Слуцкого.
Рецензия на фильм
Сталин умер. Некого стало любить. И человек заболел. Раком. Нет, так нельзя. Все же «Канувшее время» — большой фильм, две серии. И такая панорамность, смена времен и мест: Москва, заграница, тридцатые, сороковые, пятидесятые... Архивная кинохроника, старые пластинки. Прекрасные стихи Слуцкого за кадром. Серо-черные колонны бредущих ЗК. Снова заграница — в красках. А какие актеры — Любшин, Евстигнеев,— они же не умеют плохо играть! И через весь фильм — музыка, тоже масштабная, симфоническая, эпохальная.
А роман что? Очень короткий. И — беззвучный. Это беззвучие, разреженный воздух, которым трудно дышать,— стиль Александра Бека: точный, ровный, без украшений. Абсолютное соответствие портрету, прорисованному до деталей не в ущерб цельности.
Но Любшин, какой он есть, и не мог воссоздать вот такого несгибаемо-железного Онисимова! Никто и не хотел, надо полагать, воспроизводить роман. Хотели сделать нечто новое, свое. Другое название. Другое звучание темы. И как можно меньше общего с первоосновой!
Вспоминаю необычную — «экономическую» — рецензию Гавриила Попова на эту книгу. Взгляд в суть и взгляд вширь. И при этом — правилам вопреки — постоянный прямой пересказ! Но ведь нет аргумента вернее...
Тоже не могу удержаться.
Итак, в книге:
ключевая сцена. Вызов к Сталину в 38-м, оттуда — либо в тюрьму, либо... Ток высочайшего напряжения. «Мышцы грудной клетки Онисимова окаменели, даже дыхание причиняло боль». Но — выдержка, четкие, компетентные ответы, полная мобилизованность. ..
В фильме:
неврастенический телефонный разговор, судорожные возгласы: «Да, т...рищ Сталин», «Нет. т...рищ Сталин».
Для чего же понадобился товарищу Сталину сей насмерть перепуганный?
В книге — для дела. И поворотный момент, с которого начался душевный разлад монолитного Онисимова, преданного не только Сталину, но и своему делу,— когда по воле первого пришлось действовать в ущерб второму. И пошел в гору изобретатель-недоучка Лесных, аналог незабвенного академика Лысенко.
Фанатик дела уступает фанатику веры — и все внутри одной неделимой личности. Именно отсюда — ростки неизлечимом болезни Онисимова. В книге, которая первоначально называлась «Сшибка».
В фильме на упоминание о Лесных герой небрежно машет: «Да ну его к черту!»
Ну и правильно. То есть логично. Дела-то как такового в фильме нет! Так, упомянуто конспективно... Оттого-то совсем нечего делать и Евстигнееву в роли академика Челышева, и он вяло пеняет Онисимову на фоне зарубежных красот, что тот, мол, женщин не любит. «Ваша жизнь скудна, игемон...»
А что тогда в фильме есть?
Да вот то и есть. Был человек. Любил Сталина, и не он один (долгие хроникальные кадры всенародной любви к вождю прилагаются). Сталин умер (хроника похорон прилагается). Некого стало любить (запись речи Хрущева прилагается). И человек заболел (и не он один, так же конспективно сообщает Челышев: у Лесных инфаркт, писатель — пулю в сердце). А что спасло самого Челышева — любовь к женщинам?.. «Канувшее время» — называется фильм. Время и, как в Лету, канувшие люди?
Вот еще одна актриса, не умеющая играть плохо, — Русланова. В начале — мечущаяся по квартире (звонок Сталина) жена героя. Не знает, чем помочь. В середине — партийка с поджатыми губами смотрит на вернувшегося из лагерей старого товарища. В конце — глуповатая суетная бабенка. Не слишком ли в лоб — такая эволюция? Роль составлена, склеена из трех фрагментов. Увы, как и вся картина.
В книге — сшибка. В фильме — извините, склейка. Механическое соединение, чередование планов. Сидишь, смотришь: хроника прошла... ретро было... заграница... сейчас пойдет колонна ЗК. И верно — идет. Зачем-то оглядываясь на камеру.
Хочется и мне присоединить сюда фрагмент, выпадающий по стилю из фильма. На экране Алексей Герман. В эпизодической роли того самого Лесных. Живые глаза, раскованность жестов и фраз, динамика, рисунок личности. Актерская ипостась режиссера, которому удавалось воссоздать достоверно ушедшее время, не повредить литературный источник, создать при этом свое. Глоток подлинности. Ольга Блинова
«Был человек, любил Сталина»
«Советский экран» № 16, 1990 год
Интересно, есть ли хоть один художественный фильм времен СССР в котором Сталин фигурировал бы как положительный герой ? Кроме эпизодических персонажей в фильмах про войну.
Ведь на тот период пришлись основные достижения страны, которыми можно гордиться без оговорок.
Неужели лживый партаппарат не удосужился дать заказ кинематографу осветить эту личность с этой стороны, а не как кровавого тирана, терроризировавшего их боярские амбиции.
Ведь на тот период пришлись основные достижения страны, которыми можно гордиться без оговорок
Всё-таки с оговоркой. Небольшая такая оговорочка - люди не спали, ждали подлого ночного звонка и ареста. Или это по-вашему тоже входит в список сталинских достижений? Превратить русских людей в рабов, делающих "великие дела" за миску баланды - великое достижение...
За кино спасибо, давно хотели посмотреть
59423441Небольшая такая оговорочка - люди не спали, ждали подлого ночного звонка и ареста. Или это по-вашему тоже входит в список сталинских достижений? Превратить русских людей в рабов, делающих "великие дела" за миску баланды - великое достижение...
Байки для слабоумных или тех, кто не застал своих бабушек и дедушек чтобы спросить.
Ворье в приличном государстве и не должно спать, а ждать звонка и ареста - участь такая.
Факты достижений налицо, а "подлость" ночного звонка и ареста нужно доказать путем опровержения судебных постановлений или заседаний троек. В противном случае нынешние времена ничем не лучше. Только гниют на нарах вместо отбывания трудовой повинности в лагерях.
58720868Интересно, есть ли хоть один художественный фильм времен СССР в котором Сталин фигурировал бы как положительный герой ? Кроме эпизодических персонажей в фильмах про войну.
Ведь на тот период пришлись основные достижения страны, которыми можно гордиться без оговорок.
Неужели лживый партаппарат не удосужился дать заказ кинематографу осветить эту личность с этой стороны, а не как кровавого тирана, терроризировавшего их боярские амбиции.
Конечно, пошерстите кино 30-ых - 50-ых. Там всё как надо. Сообщения из этой темы [1 шт.] были перенесены в runner99 (!) t@v
Ведь на тот период пришлись основные достижения страны, которыми можно гордиться без оговорок
Небольшая такая оговорочка - люди не спали, ждали подлого ночного звонка и ареста.
Попробуйте хоть на секунду абстрагироваться от штампов, навязанных во времена приснопамятной "перестройки", и задуматься над медицинской стороной этого утверждения.
Самой мощной из всех техник, используемых православными монахами, являются - бдения... (это именно то, о чём вы говорите - люди не спят)... Техника очень мощная, но она весьма опасна для здоровья - крыша может поехать (миряне и молодые монахи эту технику не практикуют)... Поэтому утверждение "люди не спали" может относиться только к очень короткому периоду, а дальше возможны только два варианта:
- либо человек свихнется,
- либо организм возьмёт свое и человек снова начнёт спать (даже при наличии стрессовой ситуации)...
А, во-вторых, клише "не спали" совершенно нельзя применить к людям, занятым физическим трудом... чудес не бывает - если токарь попробует хоть пару ночей не спать, то на работе его затянет в станок.... и писать мемуары про то, что "ночами не спал" будет некому...
58720868Интересно, есть ли хоть один художественный фильм времен СССР в котором Сталин фигурировал бы как положительный герой ?
Агент Ми-6 Перельмутер (н.хрущёв) сделал всё, чтобы обгадить И.В.С. Читайте, например, оч.лояльного к США Гровера Фурра, который -сам пишет!- был очень огорчён тем, что не ЧАСТЬ, а ВСЁ в "закрытом" докладе хруща (февраль 1956г.) оказалось вымыслом.
И не случайно бастард герцога Мальборо - Черчилль радовался, тому, что "...Россией сейчас правит такой человек как хрущёв... Он принёс ей вреда в 1000 раз больше. чем даже я сам!" Ну, а последыши - наследники хруща продолжали его разрушительную работу; так что, НЕ МОГ БЫТЬ показан Сталин в качестве "положительного героя"... firstalf
Верно!Оч. доходчиво сказано - даже для зомби!
Если не сравнивать с первоисточником, то получился хороший, вдумчивый довольно сложный фильм германовского типа, состоящий из трудноуловимых оттенков, полунамеков. Честная попытка разобраться с душами сталинских министров без выписывания приговоров задним числом в пылу обличительной киноконъюнктуры. Прекрасные стихи и музыка. Постановщик Соломон Шустер, до этого снявший неплохую производственную драму «День приема по личным вопросам», умело обходит перестроечный крен в очернительство Сталина и тридцатых; по крайней мере, не выпячивает и не ретуширует факт репрессий, а показывает его в ряду условий, сформировавших (или искалечивших — смотря как посмотреть) характер производственной гвардии. Перестроечный зритель, растравленный «Интердевочками» и «маленькими Верами», наверняка пропустил мимо этот не по времени спокойно-рассудительный фильм.