animo111 · 17-Апр-07 01:09(17 лет 10 месяцев назад, ред. 20-Апр-16 14:31)
Шахматисты / The Chess Players Год выпуска: 1977 Страна: Индия Жанр: драма Продолжительность: 113 мин. Перевод: Субтитры Режиссер: Сатьяджит Рей Сценарий: Сатьяджит Рей, по одноимённому рассказу Мунши Премчанда Оператор: Соуменду Рой Композитор: Сатьяджит Рей В ролях: Санджив Кумар (Мирза Саджад Али), Шабана Азми (Хуршид, жена Мирзы), Саид Джаффри (Мир Рошан Али), Фарида Джалаль (Нафиса, жена Мира), Амжад Хан ( Ваджид Али Шах, Наваб (Король) ), Виктор Баннерджи (Али Наки Хан, премьер-министр), Сэр Ричард Аттенборо (Генерал Отрам), Том Алтер (Капитан Уэстон). Описание: Два индийских аристократа середины ХIX века (Кумар и Джаффри) всё больше и больше погружаются в бесконечную шахматную партию, не ведая, что британская империя уже смахнула их княжество с карты мира, а его правитель должен выбрать между капитуляцией и смертью. Фильм знаменитого мастера индийского кино Сатьяджита Рея «Шахматисты» - эстетическое наслаждение от первого до последнего кадра. Индийские миниатюры и анимация незаметно перетекают в игровое кино, но волоокие персонажи продолжают казаться пёстро наряженными марионетками. Намекая на историю происхождения шахмат как военно-стратегической игры, Рей строит две параллельные сюжетные линии: в Индии середины 1850-ых двое друзей-праздных аристократов, одержимые шахматами, играют в них день напролёт, не замечая ничего вокруг; в то время как в большом внешнем мире коварную и почти шахматную стратегию ведёт Восточно-Индийская Компания, пытаясь лишить короля Ауда его трона и передать королевство в британскую юрисдикцию. (Сам король, впрочем, куда как более хорош в роли поэта, нежели правителя.) Эти две сюжетных линии красиво скрещиваются в конце фильма, когда, услышав, что войска Компании вошли в город и король отказался от трона, друзья-шахматисты меняют расположение фигур на западный манер: «Отодвиньтесь, Король. Дорогу королеве Виктории!» «Шахматисты» небрежно аннулируют саму Историю, фетиш европейской цивилизации. Вряд ли было бы лучше, если б они грудью встали на защиту смешного отечества и пали в бою. Ведь солнце Британской империи взошло и закатилось, а их шахматная партия не завершена и по сей день. Доп. информация: Релиз группы AртХаус Язык: урду, хинди, английский.
Рип с новейшего ремастерированного ДВД: Barmaglot Русские субтитры подготовлены «Артхаусом»
Перевод: leburs, abooks
Редакция: abooks Качество: DVDRip Формат: AVI Видео: 1.21 GB, 1497 Kbps, 29.970 fps, 608*448 (4:3), DX50 = DivXNetworks Divx v5, Unsupported Аудио: 159 MB, 192 Kbps, 48000 Hz, 2 channels, 0x2000 = AC3 DVM, Supported Скриншоты:
Наверное лучший фильм Рея и вообще индийский фильм за всю историю Болливуда=)
И причем тут, спрашивается, Болливуд? Не пугайте зрителей!
Уточнение по студиям:
Цитата:
Indrapuri Studios, Calcutta, West Bengal, India Lucknow, Uttar Pradesh, India
И? Поясните подробнее. Я специально интересовался компанией, которая занималась производством этого фильма ("Девки Читра продашнс"). Это было предприятие самого Рея, и она не имела к Болливуду никакого отношения, т.к. она значится в титрах всего 2-х фильмов Сатьяджита Рея. И всё.
Наверное лучший фильм Рея и вообще индийский фильм за всю историю Болливуда=)
И причем тут, спрашивается, Болливуд? Не пугайте зрителей!
Уточнение по студиям:
Цитата:
Indrapuri Studios, Calcutta, West Bengal, India Lucknow, Uttar Pradesh, India
И? Поясните подробнее. Я специально интересовался компанией, которая занималась производством этого фильма ("Девки Читра продашнс"). Это было предприятие самого Рея, и она не имела к Болливуду никакого отношения, т.к. она значится в титрах всего 2-х фильмов Сатьяджита Рея. И всё.
Это данные с imdb по графе: Filming Locations: Я к тому, что это конечно не фильм формата Болливуда и конечно Рея не хотел приписывать к болливудским "халтурщикам".
Странные люди... Человек выложил полулюбительскую короткометражу, и ее скачало за сутки больше тысячи человек. Тут же вам предоставляется шанс посмотреть возможно лучший фильм за всю историю индийского кино, и только с десяток страждущих. There's something rotten in the state of Denmark! Господа, активнее качайте! Фильм того стоит! Для поднятия интереса:
Небольшая статья о режиссере. Язык русский.
Сатьяджит Рей 2 мая 1921 года – 23 апреля 1992 года Сатьяджит Рей - индийский кинорежиссер, первый в Индии лауреат премии «Оскар». Фильмы «Песня дороги» (1955), «Непокоренный» (1956), «Мир Апу» (1959), «Чарулота» (1964), «Отдаленный гром» (1973), «Дом и мир» (1984), «Гость» (1992) и др.
Сатьяджит Рей родился 2 мая 1921 года в Калькутте. Через два года умер его отец, известный детский писатель и художник Шукумар Рей. Вместе с матерью Сатьяджит переехал в дом родственников. Он рос замкнутым, молчаливым ребенком.
Жили они бедно. Мать Рея с большим трудом нашла деньги, чтобы послать его в престижный Президентский колледж. Сатьяджит изучал экономику, физику, биологию, химию, но по-настоящему был увлечен западной классической музыкой и кинематографом. Рей не только смотрел фильмы, но и читал специальную литературу по кино.
В 19 лет он с отличием окончил колледж Калькуттского университета, после чего два года изучал графику в Университете Вишва-Бхарати. Среди его учителей был выдающийся бенгальский художник Нондолал Бошу.
Встревоженный приближением войны, Рей бросает университет и возвращается домой. Он работает в английском рекламном агентстве графиком, а потом художественным руководителем. Однако пройдет шесть лет, прежде чем Рей сможет купить квартиру и жениться на своей двоюродной сестре Биджойе...
Воспитанный в традициях индийской культуры и философии, усвоивший также многие образцы европейской и мировой культуры, Рей в 1947 году организует с друзьями первый в Калькутте киноклуб, который позже посетят Пудовкин, Черкасов, Ренуар и многие другие гости.
В 1950 году Рей по делам фирмы приезжает в Лондон. За три месяца он просмотрел девяносто фильмов. Настоящее потрясение вызвали у него работы режиссеров итальянского неореализма. Сатьяджит решает экранизировать роман бенгальского классика Б. Бондопаддхайя «Песня дороги» о жизни обычной деревенской семьи.
Вернувшись на родину, Рей поделился планами с французским режиссером Жаном Ренуаром, который снимал в Индии фильм «Река». «Он был единственным человеком, который поддержал меня», — не раз будет говорить потом Сатьяджит. Чтобы приступить к съемкам, Рей продал коллекцию ценных книг и граммофонных записей, а его друзья-единомышленники заложили золотые украшения своих жен.
В начале 1955 года при показе «Песни дороги» в Калькутте происходит невероятное фильм демонстрируется при аншлагах в течение восьми недель кряду. Критики так объясняли этот успех Рея «Его бесхитростный глаз видит жизнь и людей. Композиция его кадров столь виртуозна, что ее можно сравнить с манерой немногих выдающихся режиссеров во всей истории мирового кино... Но не в ракурсах камеры и не в монтаже планов кроется главный секрет его успеха. Сила Рея — в той легкости, с которой он проникает в самое нутро своих героев и показывает, что происходит в их умах и сердцах».
«Песня дороги» с личного одобрения Джавахарлала Неру была представлена в 1956 году на Каннском фестивале и получила там приз в номинации «Лучший человеческий документ года». Так кино Индии вышло на мировой экран.
На гребне успеха Рей снимает фильм «Непокоренный» (1956). Это вторая часть трилогии, посвященной взрослению и вхождению в большой мир деревенского мальчика Апу, сына бедного брахмана. Картина отмечена многими престижными премиями «Золотым львом» в Венеции, «Золотым лавром» в США и другими.
Заключительная часть трилогии, «Мир Апу», созданная Реем в 1959 году. Полагают, что в образе Апу он вывел молодого Рабиндраната Тагора и показал порывы и сомнения его души в процессе овладения творчеством. «Мир Апу» получил «Золотую медаль» президента Индии, был назван лучшим иностранным фильмом года в США (1960) и отмечен призом Международного кинофестиваля в Эдинбурге.
Замечательная «Трилогия об Апу» — признанная классика авторского кинематографа. «До сих пор не могу забыть волнения, испытанного мною после первого просмотра фильма Сатьяджита Рея «Песня большой земли» («Песня дороги»), — говорил Акира Куросава. — Впоследствии мне не раз удавалось посмотреть этот фильм, и он захватывал меня все больше, все сильнее. Словно большая полноводная река, спокойно и величаво течет киноповествование. Человек рождается, живет и умирает. Рей рисует этот естественный процесс очень просто, без надрыва, и тем не менее оказывает на зрителя огромное эмоциональное воздействие. Как это ему удается Кинематографические приемы Рея неброски. Но именно в этом и заключается его совершенство». Кстати, Сатьяджит боготворил Куросаву, и даже специально ездил в Японию, чтобы с ним встретиться.
Большой успех выпал на долю фильма «Чарулота» (1964), созданного по повести Тагора «Разрушенное гнездо». Как отмечают критики, по максимальной концентрации всех выразительных средств киноязыка «Чарулота» самое совершенное творение режиссера. По признанию Рея, это единственный удавшийся ему исторический фильм. «Чарулота» отмечена «Серебряным медведем» в Берлине за лучшую режиссуру, премией «Лучший фильм года» в Акапулько (1965).
Слава не испортила Рея. Его скромность отмечали многие. Побывавший в Индии французский киновед Жорж Садуль писал «В то время как другие индийские кинорежиссеры ведут роскошную жизнь и превратились в «новых магараджей», у Сатьяджита Рея небольшая четырехкомнатная квартирка на втором этаже скромного домика, где он живет с женой и сыном».
Большинство фильмов, сделанных Реем в начале карьеры, посвящено сложным проблемам семейных отношений. Он продолжает эту тему и в психологическом фильме «Канченджанга» (1962), и в социальной мелодраме «Большой город» (1963). «Зачастую я не предлагаю решения назревших проблем, — говорил режиссер, — потому что сам их не знаю. Я могу предположить, что после просмотра «Большого города» многие молодые жены захотят пойти работать, но как они победят все трудности пережитков в семье, сказать трудно...»
Рей был ярым противником любого насилия. В 1966 году он призывал прекратить репрессии в отношении голодающих бенгальцев. Позже на центральной площади Калькутты Сатьяджит зачитал заявление деятелей индийской культуры, в котором осуждалась война во Вьетнаме.
Творческая деятельность Рея не ограничивалась кинорежиссурой. Он писал сценарии и музыку к своим фильмам. Автор многочисленных рассказов и романов на бенгальском языке, Сатьяджит создал героя по имени Продош Миттер (прозванный Пхелу) — молодого детектива, ставшего любимцем бенгальцев. Огромный успех имели песни, которые он сочинил для своей фольклорной дилогии «Гупи поет, Багха танцует» и «Королевство алмазов» (1968-1969). Кроме того, Рей занимался книжным дизайном и даже создал шрифт, названный Ray Roman. Картиной «Отдаленный гром» (1973), получившей «Золотого медведя» в Берлине и «Золотого Хьюго» в Чикаго, завершилось 20-летнее путешествие в мир людей, которое Рей проделал в своих предыдущих работах. Это итог исследований и размышлений о судьбах человеческих. «Отдаленный гром» рассказывает о событиях 1942-1943 годов, когда в богатой и плодородной Бенгалии наступил ужасный голод. «Фильм о голоде, и цветной» — недоумевали критики. Рей же был убежден, что цвет в этой ленте оправдан, ибо несет особую смысловую нагрузку «Бедность тоже имеет свой цвет». Яркие, сочные тона, красочный пейзаж, красивые женские лица и сари открывают этот фильм картинами мирной жизни. Но по мере того, как разворачиваются трагические события, яркие тона исчезают с экрана, сменяются серыми. Мрачнеет природа. Финал выдержан в темных тонах.
Второй этап своего творческого пути Рей начинает с фильмов «Золотая крепость» (1974), «Посредник» (1975), «Шахматисты» (1977). Любопытно, что «Шахматисты» — его первая лента, снятая на хинди, причем с участием Ричарда Аттенборо и других английских актеров. Герои фильма настолько одержимы страстью к игре в шахматы, что потеряли интерес ко всему, что происходит вокруг.
Потом Сатьяджит тяжело заболел и долгое время не снимал. В этот период он редактировал и иллюстрировал журнал для детей «Шондеш».
Сатьяджит Рей почти никогда не работал вне Бенгалии. Известный продюсер Дэвид Селзник приглашал его в Голливуд, чтобы обговорить возможность создания индийского варианта «Анны Карениной». Причем он видел Рея не только режиссером будущего фильма, но и исполнителем роли Вронского. Сатьяджит ответил отказом.
Он был замкнут на своем бенгальском материале, даже тогда, когда снимал при содействии французов («Избавление», «День Пику», «Ветви одного дерева») или переносил чужеземный сюжет («Враг народа» Ибсена) на индусскую почву. Тагоровская художественная формула о «доме и мире» — о том, что, долго странствуя по свету, все равно возвращаешься домой, где и находишь искомую истину, — была для Сатьяджита Рея духовной формулой жизни.
Последний фильм режиссера «Гость» (1992) встретили в киномире с восхищением. К этому времени Рей был смертельно болен. Американская киноакадемия успела присудить ему почетный «Оскар» за творческую карьеру. Произошло это в марте 1992 года, буквально за месяц до кончины 70-летнего бенгальца.
Рея называли наследником Тагора в кинематографе. Он — лауреат всех высших национальных наград Индии. «Песня дороги» удостоена 12 престижных наград, ее неоднократно включали в список десяти лучших фильмов всех времен и народов.
Киноведы до сих пор не пришли к единому мнению, как именовать метод Рея. Его называют неореалистом и модернистом, классицистом и символистом. Однако ни у кого не вызывает сомнений, что индийский режиссер создал свой, неповторимый киностиль, в основе которого — удивительное соединение культур Востока и Запада. И трудно не согласиться с Акирой Куросавой, сказавшего «Не видеть фильмы Сатьяджита Рея — значит жить на земле и не видеть солнца и луны».
Благодарю за раздачу. Буду качать. Разный кинематограф представлен в фильмотеке, но индийского нет:) По понятным причинам:) Может благодаря этой раздаче мнение об индийском кинематографе изменится. animo111
По возможности не обращайте внимания на данный комментарий. Видимо Sercaz
сложная личность. Очень похоже на ярчайшее проявление юношеского максимализма.
При желании можете взглянуть на его предыдущие сообщения, многое станет понятно.
Как минимум, очень необычный фильм для индийского кинематографа. И вправду, Зиты и Гиты, и иже прочие, отбили у русского зрителя всю охоту к нему. Однако, фильм на удивление лёгкий, не нудный, а главное не пустой.
Ну а про субтитры, вообще поразили! Просто на редкость хорошие!
Спасибо!
Спасибо большое,binjva01,давно искал фильм защита Лужина,все дело в том,что когда его показывали по телевизору,назывли как шахматист,а поскольку вы собрали фильмы о шахматистах вместе,найти этот было нетрудно,в общем,спасибо