Родник для жаждущих/ Криниця для спраглих
Жанр: драма, притча, поэтическое кино
Год выпуска: 1965
Продолжительность: 01:07:59
Язык: украинский
Режиссер: Юрий Ильенко
В ролях: Дмитрий Милютенко, Лариса Кадочникова, Феодосия Литвиненко, Нина Алисова, Джемма Фирсова, Иван Костюченко, Евгений Балиев, Юрий Мажуга, Елена Коваленко, Константин Ершов, Наталия Мищенко, Владимир Лемпорт, Николай Силис, Григорий Басенко
Описание: Разъехались сыновья, зарос колодец - и решил старый Сердюк, что пора умирать. Сколотил гроб и лёг в него. Но приехали сыновья - встал старик, очистил колодец, разбил гроб и починил досками надколодезный сруб...
Доп. информация: В прокате 1988 года фильм посмотрело 0,3 млн. зрителей.
Автор сценария: Иван Драч
Операторы-постановщики: Юрий Ильенко, Владимир Давыдов
Художники-постановщики: Петр Максименко, Анатолий Мамонтов
Композитор: Леонид Грабовский
Звукорежиссер: Нина Авраменко
Производство: к/ст им. А.Довженко
За предоставленный материал огромное спасибо замечательному киноману из Днепропетровска Роману Лубинскому.
Рецензия
Уже через год после «Теней…» оператор фильма Юрий Ильенко снимает, уже как режиссер, картину «Родник для жаждущих». В качестве натуры он выбирает совершенно нетрадиционный для Украины деревенский пейзаж. Вместо беленьких хат, утопающих в зелени яблоневых и вишневых садов, грудастых цветущих молодиц мы видим село, заносимое песком, в котором остались старики и старухи. Остальные разлетелись кто куда, но все в город.
Дед Левко Сердюк остался один, без детей—все они в том же треклятом городе. С отчаяния он посылает телеграмму о своей смерти. Дети съезжаются и проводят один день с отцом. Да только неживые они какие-то—даже когда начинают шутить и играть. В их детстве было не так—поэтому старик и слышит внутренним слухом своим детские голоса. Тогда они были единым целым, родители и дети, а теперь он их не слышит. Разве что через порог смерти кто-то руку подаст—как в эпизоде, когда приходит сообщение о гибели сына-летчика.
Смерть вообще здесь не разделяет, а соединяет. Жена умерла давно, однако все еще носит воду из колодца, который чистит Левко. Чисто сюрреалистический прием—общение с умершим посредством сновидений, которые разрушают привычные связи. В дне сегодняшнем прошлое, умершее овеществляется в нечто неорганическое, отвердевшее. Солдаты войны—во сне, в воспоминании живые и настоящие. Только их обезличили, лишили плоти, поставили на пьедестал в виде уродливого памятника. Поэтому сюрреальные сны противостоят вроде бы документальной современной реальности, из которой ушла живая вода памяти, ушла сама эта память. Выход один—вернуться к истоку, родить новых детей, начать сначала.
В финале дед переносит яблоню на новое место жительства, а за ним следует беременная невестка. У нее начинаются схватки, она с улыбкой прислушивается к импульсам новой жизни… Оптимистический финал трагической, в сущности, картины. Ее недаром тогда, в 1965-м, запретили специальным постановлением руководства Коммунистической партии Украины. Выйдя в прокат уже в горбачевском 1987-м, она поразила созвучиями тем пейзажам, которые мы видели тогда в фильмах и телепрограммах о Чернобыльской катастрофе. Она была угадана Ильенко—та реальность, которой еще как бы не было, но которая уже существовала. Режиссер попытался взорвать тот эволюционный процесс, который привел к Чернобылю, но сила искусства была пресечена, репрессирована.
Встречается в картине и характерная для сюрреализма демонстрация поливалентности знака (колодец, к примеру, выступает в нескольких значениях) и даже прямого бунта против устоявшейся знаковой системы. Устанавливаемый памятник павшим на войне солдатам вынут из привычной знаковой ритуальной среды и потому оборачивается иными значениями, обличительными для существовавшей в то время бюрократии. В похоронной процессии знаковость народного обряда тоже иронически корректируется: вместо коня катят самолет. Собственно, сама привычная знаковость образа украинской деревни перевернута и доведена до своей противоположности: украинская земля-деревня более не способна принимать в себя животворящее семя (ибо вместо чернозема теперь один песок), не грудастые девки и бравые парубки, а старики и старухи определяют ее пейзаж. А в эпизоде, когда один из сынов изображает распятого Христа, мы видим и вовсе сюрреалистичное ерничанье, которое потом не раз обнаруживает себя в коллажах Параджанова.
Сергей ТРИМБАЧ "Сюрреальное в украинском кино (эволюция мифопоэтического творчества)".
Качество видео: TVRip
Формат видео: DVD Video
Видео: MPEG2 Video, 720x576 (4:3), 25 fps, 4000 kbps, 0,39 b/pix
Аудио: MPEG Audio, 48 kHz, 2 ch, 224 kbps
MI
Полное имя : Криниця для спраглих\VTS_02_1.VOB
Формат : MPEG-PS
Размер файла : 1024 Мбайт
Продолжительность : 33 м.
Общий поток : 4314 Кбит/сек
Видео
Идентификатор : 224 (0xE0)
Формат : MPEG Video
Версия формата : Version 2
Профиль формата : Main@Main
Параметр BVOP формата : Да
Параметр матрицы формата : Выборочная
Параметр GOP формата : M=3, N=15
Продолжительность : 33 м.
Битрейт : 4000 Кбит/сек
Ширина : 720 пикселей
Высота : 576 пикселей
Соотношение сторон : 4:3
Частота кадров : 25,000 кадров/сек
Стандарт вещания : PAL
Цветовое пространство : YUV
Субдискретизация насыщенности : 4:2:0
Битовая глубина : 8 бит
Тип развёртки : Чересстрочная
Порядок развёртки : Нижнее поле первое
Метод сжатия : С потерями
Бит/(Пиксели*Кадры) : 0.386
Размер потока : 950 Мбайт (93%)
Аудио
Идентификатор : 192 (0xC0)
Формат : MPEG Audio
Версия формата : Version 1
Профиль формата : Layer 2
Продолжительность : 33 м.
Вид битрейта : Постоянный
Битрейт : 224 Кбит/сек
Каналы : 2 канала
Частота : 48,0 КГц
Метод сжатия : С потерями
Размер потока : 53,2 Мбайт (5%)
Господа! Если раздача понравилась - не забудьте сказать спасибо.