komprus · 31-Май-09 13:05(15 лет 5 месяцев назад, ред. 30-Июл-09 22:54)
С.И.Танеев - "Орестея" (музыкальная трилогия по одноименной трагедии Эсхила) Жанр: опера Аудио кодек: MP3 Тип рипа: tracks Аудио: 256 kbps, 44,1 kHz, stereo, MPEG Audio Layer 3 Продолжительность: 02:27' 07" Содержание: 1. Часть I - Вступление
2. Часть I - Картина 1
3. Часть I - Картина 2
4. Часть II - Картина 1
5. Часть II - Картина 2
6. Часть II - Картина 3
7. Часть III - Картина 1
8. Часть III - Картина 2
9. Часть III - Картина 3 Исполнители: Агамемнон, царь Аргоса - Виктор Чернобаев (бас) Клитемнестра, жена его - Лидия Галушкина (меццо-сопрано) Орест, сын его - Иван Дубровин (тенор) Электра, дочь его - Тамара Шимко (сопрано) Эгист, двоюродный брат Агамемнона - Анатолий Боков (баритон) Кассандра, троянская пленница - Нинель Ткаченко (сопрано) Апполон - Аркадий Савченко (баритон) Афина - Людмила Ганестова (сопрано) Хор и оркестр Белорусского Большого театра Дирижер Татьяна Коломийцева Запись 1964 года + Бонус - Полный текст либретто
Краткое содержание оперы
Действие происходит в Аргосе в Древней Греции в XII веке до н. э. Часть I — "Агамемнон" Первая картина.
Открытое место в Аргосе перед дворцом Атридов. Вдали море и ряд удаляющихся гор. Звездная ночь. Страж печально повествует о затянувшейся войне с Троей, о царице Клитемнестре, нетерпеливо ожидающей возвращения супруга Агамемнона — предводителя ахейского ополчения под Троей. Подавленное настроение стража внезапно сменяется радостью. Всматриваясь в ночную даль, он видит разгорающийся свет сигнальных огней, несущих долгожданную весть о победе Агамемнона. Страж отправляется сообщить об этом Клитемнестре. Вскоре из дворца во главе торжественной факельной процессии выходит царица, сопровождаемая рабынями. Клитемнестра возвещает народу о взятии Троя. Народ расходится. Рассветает. Из дворца, трусливо озираясь, появляется любовник Клитемнестры — Эгист. Охваченный злобой и страхом, он вспоминает о трагической судьбе, тяготеющей над домом Атридов. Представители этого рода ведут друг с другом длительную кровавую борьбу. Атрей, отец Агайемнона, чтобы отстранить от обладания Аргосоким троном своего брата Тиеста, пригласил его на пиршество и угостил мясом изменнически умерщвленных его детей. Таково первое злодеяние в доме Атридов — оно неизбежно повлечет новое преступление, жертвой которого падет Агамемнон. Появившаяся Клитемнестра говорит Эгисту в своей затаенной ненависти к Агамемнону, о готовности убить его: Клитемнестра должна отомстить за свою дочь Ифигению, принесенную Агамемноном в жертву богине Артемиде. Клитемнестра и ее жалкий любовник клянутся в том, что «смертью бесславной погибнет злодей». Вторая картина.
Яркий солнечный день. Дворец убран цветами. Народ в праздничных одеждах встречает войско. Агамемнон въезжает на колеснице, окруженный телохранителями и воинами. Вместе с ним пленница Кассандра, дочь троянского царя Приама. Из дворца поспешно выходит царица. Речь Клитемнестры, приветствующей Агамемнона, полна коварства и лести. По приказанию царицы, рабыни расстилают перед Агамемноном пурпурные ткани, по которым царь удаляется во дворец. Клитемнестра обращается к слепой Кассандре, приказывая ей следовать за нею. Юная дочь Приама молчит, не покидая колесницы. Обладающая даром пророчества, Кассандра приходит в волнение. Она начинает видеть все, что должно произойти во дворце Атридов. Предсказания будущего переплетаются в речи ее с видениями прошлого. Вот перед ней встает мрачный пир Тиеста и образы зарезанных детей его, ей мерещится новое убийство, подготовляемое преступной Клитемнестрой. Отчаяние Кассандры сменяется успокоением, сознанием подвластности судьбе. Перед нею проносятся воспоминания о безмятежно прошедшем детстве. Вскоре Кассандрой вновь овладевают пророческие видения. Кассандра предсказывает две смерти — Агамемнона и свою. Она верит в неминуемое возмездие: из дальних стран придет странник, который отомстит кровью за кровь отца и снимет проклятье, тяготеющее над домом Атридов. Кассандра ломает свой жезл пророчицы и смело направляется во дворец, навстречу гибели. Народ молчит, подавленный ужасом. Слышится предсмертный вопль Агамемнона. Люди бросаются ко входу во дворец, но в страхе отступают: оттуда с мечом в руках выходит Клитемнестра, в глубине видны тела Агамемнона и Кассандры. Клитемнестра пытается оправдаться, уверяя, что была лишь орудием мести в руках справедливого рока. Народ оплакивает убитых и предчувствует новые бедствия. Появляется Эгист. Любовник царицы, с присущей ему хвастливостью, выражает радость по поводу случившегося. Народ возмущен. Клитемнестра уводит Эгиста во дворец. Народ призывает грядущего мстителя и освободителя. Часть II — "Хоэфоры" (Приносительницы жертвенных возлияний) Первая картина.
Комната на женской половине дворца Атридов. Стены обиты медными листами. Ночь. Клитемнестра, убив мужа, не обрела счастья. Жестокие муки совести терзают царицу. Наступившее забытье нарушается появлением кровавого призрака Агпмемнона, предсказывающего гибель Клитемнестры от руки ее собственного сына. Царица в ужасе вскакивает с ложа, взывая о помощи и спасенье. Вбегают прислужницы и Электра. Клитемнестра думает умилостивить богов совершением жертвенных возлияний на Могиле Агамемнона. Она поручает своей дочери Электре совершить обряд. Электра, затаив ненависть к матери, соглашается пойти на Могилу отца. Она будет просить для убийцы «не пощады, а смерти...» Вторая картина.
В тени деревьев высится колонна Гермеса — покровителя странников. В глубине оливковой рощи виден холм, под которым погребен Агамемнон. Занимается утренняя заря. С посохом в руках, в дорожном платье появляется Орест. Он вырос изгнанником и ныне явился для отмщения за смерть отца. Орест приветствует родину и плачет над могилой отца. На холме он оставляет прядь своих волос. Вдали слышатся голоса прислужниц, идущих вместе с Электрой совершить возлияние. Шествие направляется к могиле. Электра льет на могилу вино из кубка и с трогательной мольбой обращается к отцу: «Сжалься, сжалься, отец, над твоими детьми». Мысли ее устремляются к брату, она молит богов о его возвращении. Тогда Орест выходит к ней. Электра не узнает его. Только после нежного обращения к ней Ореста — «Сестра!» — Электра радостно обнимает брата. Орест считает себя призванным совершить матереубийство и тем самым восстановить справедливость. «Никто не страшен мне. Сам Аполлон, великий бог, мне помощь обещал». Вместе с сестрой он клянется отомстить за насильственную смерть отца. Третья картина.
Орест в плаще странника стучится в дверь дворца Атридов. Выходят Клитемнестра, Эгист и Электра. Не узнанный матерью, Орест сообщает ей весть, будто бы сын ее погиб. Клитемнестра и ее любовник не в силах скрыть своей радости: погиб суровый мститель за смерть Агамемнона.
Все уходят во дворец — Орест и Эгист в среднюю его часть, Электра и Клитемнестра — в боковую. После непродолжительного молчания из средней части дворца выбегает раб, зовущий на помощь. Появляется Клитемнестра. «Живого мертвые убили», — сообщает ей раб. Охваченная ужасом, Клитемнестра догадывается о гибели Эгиста. «Значенье темных слов я поняла; тот странник — сын мой...»
Из дворца выходит Орест. «Тебя ищу я», — обращается он к Клитемнестре, оплакивающей своего возлюбленного Эгиста. Царица молит Ореста о пощаде, стараясь смягчить гнев сына напоминанием о его раннем детстве, о материнских ласках. Тронутый мольбой, Орест в нерешительности опускает меч, но внезапно вспоминает веление Аполлона защитить поруганную справедливость. Силой увлекает он Клитемнестру во дворец и там наносит ей смертельный удар. «Я победил», — восклицает Орест. Но напрасно он старается уверить себя, что свято выполнил свой долг. Матереубийца испытывает невыносимые нравственные муки. Воображению его рисуется толпа фурий — мстительных богинь. Рассудок Ореста тускнеет. Орест в страхе убегает. Часть III — "Эвмениды" (Богини-мстительницы) Первая картина.
Пустынная местность на берегу моря Ночь. Гром, молния. На море бушует буря.
Симфонический антракт изображает картину неотступного преследования Ореста грозными фуриями.
Изнемогая от преследования фурий, повсюду преграждающих путь к бегству, обессиленный Орест в отчаянии призывает смерть, В помраченном сознании его рождается спасительная мысль — искать прибежища в Дельфийском храме Аполлона. Преследуемый криками фурий, Орест убегает. Вторая картина.
Храм Аполлона в Дельфах. Настигаемый погоней чудовищных фурий, Орест в изнеможении падает к подножью алтаря. Аполлон изгоняет фурий, обещая назначить суд и быть защитником Ореста. «Иди в Афины, пред алтарем Паллады ниц пади. Моли ее назначить суд праведный и дело разобрать свое»,— повелевает Аполлон Оресту. Воодушевленный надеждой, Орест отправляется в Афины. Третья картина.
Афины. Народ славит суд, учрежденный богиней. Орест с волнением ожидает приговора. С холма спускается процессия верховных судий — ареопагитов, подходящих к урне и опускающих в нее черепки. Ареопагит возвещает, что голоса разделились поровну — за осуждение и оправдание. С горячей мольбой Орест обращается к Афине: «Сжалься над тем, кто страданьем и мукой, болью сердечной, тоской и слезами тяжкий свой грех искупил». Афина Паллада на облаке спускается с неба. Орест в торжественном благоговении созерцает величественный образ богини, «И если разделились голоса, — возвещает Афина, — оправдан подсудимый. Мой камень я бросаю за Ореста. Отныне чист от обвиненья он». Народ и ареопагиты радостно восклицают: «Орест оправдан!» Вновь звучит голос богини: «Пусть отныне и до века — не кровь за кровь, но уделом человека будет кротость и любовь. Облака рассеиваются, виден ярко освещенный Акрополь. Афина — богиня мудрости открывает шествие и входит в Акрополь, за нею народ. Молодые девушки бросают цветы.
Она у меня есть, но, мне кажется, она откровенно слабее. К тому же, та запись несколько купированна. В белорусской записи не только прекрасные певцы (одна Галушкина чего стоит (ученица Фаины Петровой)), но и у дирижера прекрасное чувство стиля, что немаловажно для музыки Сергея Ивановича. Да и техническая сторона белорусской записи с Коломийцевой ощутимее выше ленинградской. Но это не значит, что я отвергаю запись с Преображенской, просто, мне кажется, что Танеев "живет" именно здесь, в постановке Белорусского Большого театра.
Прослушал первое действие в записи с С. Преображенской, сверяясь по клавиру. Купюры просто гигантские. Можно сказать, половины музыки просто нет. Например, нет большой сцены Кассандры, рассказа Эгиста.