Как будем петь Божьи песни на чужой земле?
Ксения Рождественская,
Film.ru
Теренс Дэвис, один из лучших британских режиссеров, оказывается, был уверен, что мир о нем забыл. А нет: в Каннах в этом году вне конкурса показывают его "О времени и городе", автобиографическую документальную поэму о Ливерпуле, гомосексуализме, религии, детстве и монархии — песнь, полную любви, яда и ярости. Рассказ о Ливерпуле времен детства автора склеен из хроники, фотографий, классической музыки, старых песен — Дэвис ненавидит рок-музыку, так что от "Битлз" остались лишь безмолвные документальные кадры и желчное авторское "Пойте нам песни Сиона. Как будем петь Божьи песни на чужой земле? Вот так: "Йееее-йеееее-йееее".
Самое прекрасное в фильме Дэвиса — интонация закадрового авторского комментария: с таким сарказмом и такой горечью может говорить лишь проповедник — или дьявол. Эта интонация в некоторых эпизодах снижает пафос, в других поднимает его в заоблачные высоты; в конце концов начинает казаться, что Дэвис разговаривает сам с собой, возмущается и жалуется, стонет и цитирует чьи-то стихи. На самом деле он пытается докричаться до мальчиков и старух из хроникальных кадров. Мальчики и старухи его не слышат, а значит, его не слышит никто.
Невозможно удержаться, процитирую эпизод, который будут цитировать все: толпа поднимается на паром (изображение черно-белое), потом люди сходят с парома (цветная пленка). За кадром шипит и шаманствует Дэвис: "Они зашли на паром черно-белыми, а сходят уже в цвете, потому что мир изменился". Очень сильный фильм о преданном рае и о детских, никуда и никогда не уходящих страхах. В интервью, кажется, Guardian Дэвис сказал: "Я могу делать только то, что хочу делать. Представьте, как бы я снял экшн: две машины медленно-медленно движутся навстречу друг другу, а потом - затемнение".
«Мы покидаем города, которые любим, и потом всю жизнь пытаемся вернуть утраченное»
Sasti4,
Kinopoisk.ru
В прошлом году Ливерпуль был назван Европейской столицей культуры 2008, и этот документальный фильм был приурочен к празднованию столь знаменательного события. То, что эту работу поручили именно Дэвису, вполне очевидно — его знаменитая «Трилогия Теренса Дэвиса» и другие работы прямо-таки пропитаны воздухом Ливерпуля, он истинный сын своего города.
Of Time and the City — это роскошное документальное эссе, сотканное из архивных записей и детских и юношеских воспоминаний режиссера. Он затрагивает очень сложный период в истории Великобритании, да и всего мира. Вторая мировая, социальное неравенство, сексуальная революция, эпоха «Биттлз» и хиппи. И в то же время это глубоко личная и медитативная вещь. Тоска по детству, по временам, когда деревья были большими. Воспоминания о молодости, о неопределенности, стремлениях и страхах, одновременно и вечных для всех молодых людей, и в то же время уникальных — для того времени и того места. Сексуальность, религия, семья, инфраструктура портового города, пабы и музыка, поп-идолы, кино — этакий культурно-исторический слепок. Типичный и уникальный одновременно.
У рек Вавилона
Дина Суворова,
Booknik.ru
«О времени и городе» — документальный фильм режиссера Теренса Дэвиса о Ливерпуле. Эту картину британская газета The Times включила в десятку лучших на Каннском фестивале 2008 года. Ливерпуль – город, где в 1945 году родился Дэвис, а несколько позднее там появились The Beatles; это порт на северо-западном побережье Англии, город-побратим Дублина, Нью-Орлеана и Одессы.
Первые кадры фильма открывают дверь в храм — буквально, зритель вместе с режиссером входит в огромный храм, где Дэвис молился в детстве.
Я помню, как часами молился, стоя на коленях — так что до крови стирал коленки, — думал, что если я буду хорошим католиком, Бог смилостивится надо мной.
Следующие семьдесят минут Теренс бродит по улицам города, вспоминая, что здесь было раньше: какие дома, люди, звуки, цвета, запахи. Архивная хроника: довоенный Ливерпуль; война; свадьба королевы Елизаветы в 1947 году и городские торжества по этому поводу; школьники на «гигантских шагах», каменные ступени, вымытые с порошком; собаки; паром через реку Мерси, пляж, стадион, порт.
Теренс — младший из десяти детей в католической семье, поэтому его послевоенный Ливерпуль – это город рабочих, больших семей, двухэтажных домов из красного кирпича, с толстыми стенами и островерхими крышами. Улицы, где дома стоят в две шеренги, а над ними летают чайки, шумные, вечно голодные. Вообще, птицы в этом городе повсюду: на гербе города, в кинохронике, и три шестиметровых крылатых существа сидят на куполах ливерпульского портового комплекса.
За кадром предельно насыщенный саундтрек: псалмы, классическая музыка, народные песни и текст, в котором наравне с воспоминаниями идут цитаты из Джойса и Чехова, песен Давида и газетных статей. Черно-белая хроника переходит в сепию конца шестидесятых – такое же голодное, промозглое время, что и сороковые.
«
Когда мне исполнилось двадцать два года, Бог умер. Меня охватило чувство покинутости. Я понял, что меня ничто не поддерживает. Если есть Бог, то почему люди так много страдают? Но странным образом в этом безропотном отчаянном страдании мне открылась поэзия повседневности, которую так хорошо описывал Чехов», — говорил Дэвис в интервью.
Поэзия повседневности в тесных пиджаках и грубых ботинках идет по булыжным мостовым, лица домохозяек и портовых рабочих сменяются лицами девушек, футбольных фанатов, судорогами рок-н-ролльных музыкантов. Дэвис отворачивается: Мне стала нравиться классическая музыка, в ней есть гармония, есть красота: девушки в белых бальных платьях и юноши во фраках танцуют вальс. Черно-белое против цветного, гармония против бита, прошлое против настоящего.
C 1965-го по 1995 год Ливерпуль потерял сто тысяч рабочих мест, в 80-е четверть населения сидела без работы – город был тогда одним из самых бедных городов Европы. К началу девяностых от послевоенного населения Ливерпуля осталась половина.
В конце шестидесятых в городе начали сносить дома из красного кирпича и строить на их месте серые многоэтажные коробки. Камера запоминает: дети больше не играют на каменных ступенях домов, бабушки не сидят у порога с младенцами на руках. Молодой отец со смешными баками и длинными волосами хмуро толкает перед собой коляску с младенцем.
Семидесятые. Восьмидесятые. Девяностые. Иллюминация, дискотеки, ночные клубы. Подъемные краны на фоне неба — за время фильма оно из серого становится ярко-голубым, на этом фоне гигантские стены католического собора слишком мрачны, слишком неприглядны, слишком старомодны.
Ливерпуль, это с твоих верфей спускали «Титаник» и «Британнику», это по твоим улицам бежали Пол, Джон, Ринго и Джордж; это твой кафедральный собор строили семьдесят лет; о тебе я плачу, сидя у рек Вавилона.
пришли мне человека умеющего делать изделия из золота и из серебра и из меди и из железа и из пряжи пурпурового багряного и яхонтового цвета и знающего вырезывать резную работу и может быть я смогу собрать его заново из пленки чаек старух собак кирпичной пыли копоти прошлое довлеет надо мной я боюсь настоящего где арфы повесили мы на ивах ибо пленившие нас требовали от нас песнопений но как нам петь на земле чужой
О городе и о времени, которое берет в плен всякого, кто умеет помнить. Время уводит прочь от Сиона каждую секунду, и нет пути назад. Наверное, можно отстроить заново покинутый и обветшалый храм, или создать на том же месте целый город, но
странно, каким восковым становится воспоминание, как подозрительно хорошеет херувим по мере того, как темнеет оклад, — странное, странное происходит с памятью: я не помню, чтобы уходил из этого города. Наверное, это он ушел от меня.