Стретерн П., перевод с англ. С.Зубкова - Фома Аквинский за 90 минут [2005, PDF]

Страницы:  1
Ответить
 

Гость


Гость · 24-Янв-09 20:44 (15 лет 11 месяцев назад)

Фома Аквинский за 90 минут
Год выпуска: 2005
Автор: Стретерн П., перевод с англ. С.Зубкова
Жанр: Философия
Издательство: ACT: Астрель
Серия: Философы за 90 минут
Формат: PDF
Качество: OCR без ошибок
Количество страниц: 41
Описание:
Фома Аквинский умер 7 марта 1274 года и
сразу вознесся на небеса. 49 лет спустя он был
причислен к лику святых; в 1879 году папа Лев
XIII провозгласил работы Аквината «единствен-
но истинной философией».
Фома Аквинский, таким образом, порвал с
великой философской традицией накапливания
заблуждений. Это ставит его на особое место сре-
ди остальных философов (и, вероятно, в филосо-
фии в целом). Похоже, что к сказанному им не-
чего добавить. Если вы, конечно, не считаете, что
наше мышление достигло прогресса со времен
крестового похода детей и пояса девственности.
Он был героем множества житий святых, на-
полненных причудливыми анекдотами и безого-
ворочным принятием метафизических россказ-
ней, что, впрочем, едва ли улучшило его философ-
скую репутацию. Нам в наследство досталась
неясная фигура на фоне пропахших ладаном тя-
желых туч теологии. На протяжении тысячелетия,
со времен Августина Блаженного, в Европе едва
ли можно обнаружить столь блистательный фило-
софский ум. Аквинат, безусловно, фигура мирово-
го масштаба.
Чтобы оценить работы Аквината, необходи-
мо проводить различие между его теологией и его
философией. Первая безупречна со всех точек зре-
ния и сомнений не предполагает (любой сомнева-
ющийся подлежит немедленному отлучению и
имеет незавидную перспективу загробной жизни —
так себе, что-то вроде стран третьего мира, мало
приспособленных для жизни), с другой стороны,
философия — это нечто открытое для вопрошания.
Другой философия просто не бывает.
Даже во времена Фомы Аквинского разница
между философией и теологией подразумевалась.
Обе доказывали свои положения в одной манере,
при помощи дедукции, рассуждения, логики и т. д.
Но в теологии знание основывалось на истине веры.
Принципы теологии опирались на веру в Бога. Фи-
лософия, с другой стороны, не требовала такой
веры. Она начинала с «самоочевидных» оснований.
То есть полагалась на способность понимания ок-
ружающего мира и использование разума.
В реальной жизни теология и философия,
конечно же, были порой неразделимы, особенно
в Средневековье, когда религия доминировала.
Такое состояние дел кажется слишком старомод-
ным в сегодняшний век атеизма, но, на самом
деле, наше мышление находится в похожем со-
стоянии. Современная философия только на бу-
маге может провести границу между философи-
ей и теологией. Для того чтобы философствовать,
мы должны с чего-то начать — с основных допу-
щений, которые нельзя доказать при помощи ра-
зума. Например, вера в то, что все в мире взаимо-
связано и имеет некоторую постоянную основу,
без чего не могло бы существовать законов науки.
И чем это отличается от веры в Бога? Говорят: оче-
видно, что мир именно таков, даже если мы не
можем этого доказать. А между тем современная
квантовая механика, имеющая дело с субатомны-
ми частицами, не признает ни постоянства, ни
причинности. И тем не менее это наука. Возмож-
но, что со временем мы придем к общей теории
(теории, объясняющей все), которая снимет эту
очевидную несостыковку. Но дело не в этом. А в
том, что в настоящее время вера в постоянство
мира не более оправдана, чем вера в Бога. Фак-
тически она считается «истинной при любых усло-
виях». А значит, неопровержимой.
Что позволяет нам сделать еще одно сравне-
ние. Конец XX века коренным образом отличает-
ся от эпохи Средневековья. Разум человека техно-
логического общества имеет мало общего со сред-
невековым. Некоторые философы и ученые даже
сомневаются, являются ли два человека этих эпох
соизмеримыми. Они говорят о том, что у этих лю-
дей нет общих человеческих свойств; для челове-
ка Средневековья понятие «человек» предполагало
наличие «души», неизменных «условий человечес-
кой жизни», а также «сознания», ускользающего от
научных определений, веры в уникальность чело-
веческого существа и т. д. В мире дарвиновской
эволюции, ДНК, клонирования и подобных чудес,
влияющих на наше самоопределение, для таких
понятий нет места.
В таком случае, чем нам может быть интере-
сен Фома Аквинский? Простых людей, живущих
«по старинке», вряд ли стоит убеждать в том, что
Гамлет, Фауст и даже Данте не устарели. Тем же,
кто считает, что мы находимся на пороге беспре-
цедентной эры развития человека (или фундамен-
тального эволюционного скачка), потребуется
больше аргументов. Но найти таковые несложно.
Аквината от XX века отделяют шесть столетий.
Прогресс все это время был неспешным, про-
движение вперед шло шаг за шагом. К концу же
XX века конь помчался галопом. Если мы счита-
ем, что взгляды на мир (или устройство сознания)
времен Аквината стали несостоятельными, то
насколько же быстро отправятся на свалку наши
сегодняшние взгляды? Если прогресс — это пос-
ледовательность кадров, то должен ли каждый
кадр считаться неповторимым и навсегда уходя-
щим? «Серьезные» современные мыслители мо-
гут относиться к Фоме Аквинскому так же, как
мы относимся к раннему Чаплину. Как скоро оп-
ределенный образ мышления начинает расцени-
ваться как фарс? Или, может быть, такие клише,
как банановые корки и показная сентименталь-
ность Чаплина, еще могут нам что-то сказать?
Мы считаем свой век величайшим в истории
человечества (подобные иллюзии свойственны
многим из предыдущих эпох). Наш век кажется
нам невероятно содержательным, но динамизм
вовсе не обязательно характеризует великие эпо-
хи. Среди самых долговечных и стабильных ци-
вилизаций, при которых существовал избыток
материальных и интеллектуальных ресурсов,
можно назвать Китай и средневековую Европу.
Эти периоды не отличались стремительностью
изменений, напротив, была достигнута стабиль-
ность, которая в значительной мере благоприят-
ствовала развитию мысли и интеллектуальному
совершенствованию. «Божественная комедия»
Данте была, возможно, самым блестящим поэти-
ческим произведением из созданных человеком,
взгляды, запечатленные в ней, стали неотъемле-
мой частью мировоззрения Средневековья.
Изящные готические соборы, построенные в за-
падной Европе, явились, бесспорно, первыми
коллективными монументальными шедеврами
человечества. Они воплощают в себе талант их
строителей; со времен древней Греции человече-
ство не видело ничего подобного. Также Средне-
вековье оставило после себя коллективные мону-
менты философской мысли. Мощным интеллек-
туальным пластом была статичная, накопившая
многие богатства философия схоластики. А наи-
более выдающейся фигурой схоластической фи-
лософии по праву считается Фома Аквинский.
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
 

Vitautus

VIP (Заслуженный)

Стаж: 17 лет 9 месяцев

Сообщений: 4497

Vitautus · 29-Янв-09 04:17 (спустя 4 дня)

Может серия "просто о сложном"?
[Профиль]  [ЛС] 

Alexis XV

Стаж: 14 лет 8 месяцев

Сообщений: 3799

Alexis XV · 28-Янв-23 11:58 (спустя 13 лет 11 месяцев)

Сегодня, 28 января
✝️ Память Св. Фомы
, священника и Учителя Церкви
🎓 Святой Фома Аквинский (ок. 1225 – 1274) - невероятно яркая фигура в истории как Ордена Проповедников, так и Церкви в целом. Его жизнь служит отличным подтверждением того, что рациональное познание мира вполне сочетаемо с истинной живой верой и глубокой духовной жизнью.
🎓 Во многом благодаря Фоме Аквинскому христианское учение имеет научное, богословское и философское обоснование. Это именно так, потому что доминиканский святой был богословом, философом и ученым – и, конечно же, он был прежде всего человеком, влюбленным в Иисуса, и даже вел с Ним мистические беседы.
🎓 Св. Фома перевернул мир богословия того времени и создал систему, лежащую в основе современного учения Церкви. Более чем за 22 года научной практики им создано около 100 работ.
🌿 Почитается покровителем ученых и католических школ.
Источник: Католики.

Вильгельм из Токо, OP - Житие св. Фомы Аквинского, Ангелического Доктора, монаха Ордена проповедников [2020, PDF/DjVu/FB2, RUS].
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error