Ностальгия, превышающая экранное время
Грузия! Страна поэтов и песен. Страна любви и женщин, которые останавливают бурные реки и повергают самых смелых мужчин к своим ногам. Ты можешь не быть в этой стране, но достаточно услышать пару слов о событиях происходивших в ней, достаточно увидеть фотографии ее, распростершейся в своем величии, и написать поэму становится просто необходимым условием твоего дальнейшего существования.
Нана Джорджадзе - именно тот человек, который знает пару историй своей страны. Послушать эту женщину, и сердце твое приковано к скале времени, и остается всего лишь тосковать по горам и солнцу, по женщинам и вину ее страны. Да и сам рассказ стоит того, чтобы его дослушать до конца.
Честный англичанин нанялся работать в телеграфную компанию, которая отправила его работать на один из участков телеграфа, соединяющего Индию и Великобританию в начале двадцатого века. Англичанин должен честно отработать несколько лет в грузинской деревне. Он так и делает, честно обходит столбы, честно боксирует, честно вступается за честь женщин и родины. Ну а затем он, как и пристало настоящему мужчине, влюбляется, и тоже честно. И его любви не помешает даже революция. Любовь его вдохновляет даже на добровольную высылку к телеграфному столбу, 5 метров вокруг которого выкуплены британским правительством. Так он и живет. На своих пяти метрах, в ожидании любви, жизни и смерти. Да, к сожалению смерть тоже придет к нему, поэмы должны быть немного грустными, чтобы затем праздновалось веселее, чтобы вообще было, что праздновать.
Грузия Наны Джорджадзе – место лишенное определенного времени, определенного места. Она разливается по экрану, делая скачки во времени на 70 лет вперед и назад, нам показывают фотокарточки уже исчезнувших мест, а затем Тбилиси образца 1986 года. Языком наделены внук, любовь Робинзона, музыка, камера. Но фильм – это не рассказ о том, что отняла у страны революция. Нет, тут скорее следует говорить о личной эпопее Джорджадзе, рецепт которой в свое время выдал Марсель Пруст - в поисках утраченного времени. Грузинская богиня Нана ищет, находит, вдыхает старую-новую-иную жизнь в страну, которую она любит. Она показывает несколько способов, как можно обрести свою персонализированную страну, свою личную историю, с которой ты должен жить.
Как уже писалось “Робинзонада...” - признание в любви стране, и вместе с тем поиски в ней самого себя, делание Грузией личной страной, а не абстрактным местом на карте. Испытать вместе с авторами фильма все то, что они вкладывали для себя в данное кино довелось и мне, скромному зрителю. Я прожил еще одну дополнительную жизнь, и пусть кровь застынет в моих жилах, если это не важнейший отличительный признак настоящего искусства.
Евгений Белкинд
19 декабря 2005 года
http://www.kinomaniac.ru/review.php?id=550