К юбилею ЖАН-ПОЛЯ БЕЛЬМОНДО
В 1949 г. Бельмондо отчисляют из престижной школы. В коллеже, куда он перешел, его успеваемость продолжает скатываться вниз. По настоянию отца Жан-Поль проходит психологический тест у одного знакомого титулованного специалиста, который вынес вердикт : «Твой сын сумасшедший, боюсь, лекарства не помогут.»
Однако Жан-Поль, находясь под впечатлением от некоторых увиденных в то время спектаклей, ( в том числе постановки пьесы «Скупой»), заявил, что хочет стать актером.
Поступив с третьего раза в Высшую Национальную Консерваторию драматического искусства, Бельмондо эпатирует преподавателей своим богемным видом и манерами.
В 1956 г. на выпускном экзамене Жан-Поль играет не в традиционном стиле, а в собственном духе – эксцентрично и своеобразно . Ему присуждают лишь второе место. Но его однокашники, получившие высшие оценки, поднимают уже собравшегося уходить Жан-Поля на плечи, и выносят на сцену, как триумфатора, поскольку ощущают несправедливость решения комиссии. Бельмондо поднимает руки, как спортсмен, празднующий победу, и овации зазвучат вдвое громче.
Комиссия попытается незаметно исчезнуть, но Бельмондо, заметив этот маневр, посылает им вслед неприличный жест.
Однако двери «Комеди Франсез» уже закрыты для него навсегда.
Бельмондо : « Я всю свою жизнь хотел отомстить. Доказать им, что они ошиблись. Испытывать злость полезно. Они вселили в меня эту злость.»
Извилистый путь приводит молодого актера с театральных подмостков на съемочную площадку, хотя преподаватели Консерватории с пренебрежением отзываются о «киношных.»
Свою первую главную роль артист сыграл в фильме К.Шаброля « На два оборота», и в этой ипостаси проявился весь типичный Бельмондо, со всем присущим именно ему юмором, хулиганскими манерами, разгильдяйством, легкостью, и иронией.
Широкую известность Жан-Полю приносит лента « На последнем дыхании» Ж.Л.Годара. Феноменальное явление : в фильме с примитивным сюжетом, наполненном пустыми диалогами и претенциозными декларациями, Бельмондо сумел сыграть так, чтобы сделать его событием внушительного масштаба.
Жан-Поль согласился сниматься, поскольку на съемках ему была предоставлена полная свобода действий, и у него не возникало впечатления, что он играет в кино : « Я был свободен делать, что угодно.»
Причем распечатанного сценария на съемочной площадке у артистов не было, приходилось импровизировать.
Именно Бельмондо значительностью и яркостью своей личности, нестандартной ( живой и естественной) манерой игры создал этот фильм, по сути, лишенный каких-либо художественных достоинств.
Комментарий самого Бельмондо : «Я со своей рожей появился в правильное время. Публика устала от Кэри Гранта и Тайрона Пауэра. Все хотели видеть настоящую жизнь.»
Впоследствии артист обозначит свой широкий актерский диапазон , исполнив драматические роли в таких фильмах, как «Леон Морен – священник» , «Ла Вьячча», «Старший Фершо» , «Вор» , «Сирена с Миссисипи» , « Труп моего врага» ;
проявит столь присущий ему талант комедийного артиста в картинах «Охота на человека», «Великолепный», « Чудовище» ( причем в двух последних изобразит одновременно двух совершенно разных персонажей, подчеркнув и драматическую линию сюжета ) ;
сыграет в остросюжетных детективах « Стукач», «Частный детектив», «Страх над городом», «Профессионал» ;
блеснет в фильмах плаща и шпаги « Три мушкетера » ( телепостановка), «Картуш», « Повторный брак».
Позже актер вернется к работе в театре и сыграет в спектаклях «Сирано де Бержерак» ( лучшего исполнителя этой роли невозможно представить), « Скупой», «Цезарь и Клеопатра», « Укрощение строптивой» и других.
Бельмондо на экране и в жизни являет собой архетип подлинного героя : он занимался боксом в качестве любителя, все поистине опасные трюки в кино выполнял самолично, без дублера, всегда готов поддержать и выручить в трудный момент, проявляя исключительное великодушие.
Фильмы Бельмондо, помимо их художественных достоинств, были отражением эпохи, они выражали дух тех лет.
Ряд ярчайших образов, созданных артистом , в диапазоне от клоунады до трагедии, никогда не перестанет вдохновлять и восхищать творчески настроенных личностей.
Ж.П. БЕЛЬМОНДО : «Я не раз играл полицейских и сыщиков, но для этого мне не понадобилось проходить стажировку в Главном полицейском управлении на набережной Орфевр в отличие от некоторых американских актеров, которые проводят в комиссариате по две недели. Важно не подражание, а воображение. Среди людей нашей профессии есть такие, которые не колеблясь скажут : « Я полгода проникался своим персонажем, и полгода освобождался от него.» А ведь ремесло актера как раз и заключается в том, чтобы стать другим человеком в одну минуту.
Когда я играл Сирано, то, после того, как падал занавес, я снимал свой нос, клал его на гримерный столик, и шел домой, и там уже Сирано не было. Но некоторые очень любят утверждать, что они совершенно измотаны ролью, что им приходится долго постигать своего персонажа. Рисуются…»
Ж.РОШФОР : « Он был лидером. Исключительная личность. Отличался своим замечательным бескультурьем. Он ничего не знал и не стремился узнать. Он был современным и этого ему было достаточно. Впрочем, он был не современным, а опередившим нашу эпоху, потому что уже тогда он выглядел бунтарем из 1968 г. И одевался в какие-то лохмотья.»