Ну во первых могу с еще больше уверенностью констатировать что это во первых научная фантастика, во вторых жанр киберпанк. Научная потому ка технология "полного погружения" вполне реальна, если несколько гипотез найдут подтверждение в ближайшем будущем.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0...%81%D1%82%D1%8C)
А киберпанк это в обобщенном смысле совокупность двух аспектов в образе будущего: бурное развитие технологического уровня и остановка либо падение антропологического, то есть человеческого. Сybernetics «кибернетика» и punk «мусор». Имеется в виду что
"Все прогрессы реакционны если рушиться человек." Постапокалиптической антиутопии вы тут не видите просто потому что события происходят в ближайшем будущем (2022-2025гг.) Не бойтесь, судя по тому что нам показывают в САО, все это впереди.
Образ будущего в САО.
С первой же серии я подумал, что нет ничего более глупого и в чем то наивного чем так использовать "технологию полного погружения". Я имею в виду для создания ММО.
Но надежда была на то что содержание этой ММО будет качественно иным и приносящим пользу людям, нежели наши реальные ММО вроде WOW и тп. Но как обычно надежды не оправдались или почти совсем не оправдались.
Эксперимент Каябо Акихита над 10 000, из которых в итоге тысячи погибли это вобще-то преступление против человечества (удивительно было наблюдать как в аниме его пытаются всячески оправдать). Напоминает древние обряды посвящения мальчиков в воины, когда их в определенном возрасте группами отводили в лес, где они сами жили несколько лет. Кто возвращался естественно были уже людьми иного качества. Ну так это в догуманистической древности. Хорошо, оставим вопрос морали за скобками. Что было показано по существу.
Некоторые важные элементы реальности были привнесены, кроме реальной смерти в игре это еще и не менее важные элементы «зеркальце» и непрерывность игры.
В силу этих трех факторов возникает ситуация где уже нет того легкомыслия и отсутствия единой личностной самоидентификации, нельзя удалить аккаунт и зайти под новым, нельзя действовать от балды, сдохнешь или будешь виноват в смерти товарища.
Все это создает ситуацию где возникает настоящая дружба, любовь, жертвенность, понятие чести и многое другое. В силу этого люди по настоящему развиваются, выходят за границы своих возможностей и тд.
Вот только проблема в том что все это возможно либо в ситуации бредово-амарального эксперимента над неподозревающими людьми, либо в ситуации с увязкой некоторых действий в мире реальном и виртуальном, как в арке ГГО.
Так что в чем тут возможности для будущего человечества, мне лично не ясно совершенно.
В конце концов ровно то же самое постоянно происходит в реальности. Что такое война на Донбасе или в Сирии для простых людей вынужденных уйти из мирной жизни и встать на тропу войны. Сходство налицо. Только в реальности война имеет по мимо цели возврата к мирной жизни, часто еще и высшую цель (чего в САО не наблюдается).
Теперь по поводу самого мира САО.
Тут все печальнее некуда. Тема стара как мир. Как тут опять не вспомнить Вознесенского:
Живет у нас сосед Букашкин,
в кальсонах цвета промокашки.
Но, как воздушные шары,
над ним горят
Антимиры!
И в них магический, как демон,
Вселенной правит, возлежит
Антибукашкин, академик
и щупает Лоллобриджид.
Но грезятся Антибукашкину
виденья цвета промокашки…
Тут говориться о том что виртуальная реальность может быть сколь угодно аляповато-фантасмагорической, но по сути будет «цвета промокашки». Какова реальная жизнь – таковы и фантазии (ленинская теория отражения). Если реальность говно, то человеку создающему другой мир зачастую не дано в опыте ничего кроме говна в котором он живет .
Конечно не всегда так, бывают супер-гении способные «сотворить другой мир, который бы превосходил каноны и границы настоящего мира». Но это допустим про Карла Маркса, но явно не про Рэки Кавахара, хотя цитата эта принадлежит его Хитклифу перед концом Айнкрада. Почему так?
Постараюсь описать.
В чем негативное отличие продемонстрированных VR MMO от реальности?
Во первых в реале один человек не может практически ничерта. А в Айнкраде например, Кирито как бы ни сетовал на то что одному сложно, как бы не тянулся к коллективности, по факту добился невероятных успехов в деле спасения всех и вся будучи почти всю игру одиночкой. Правильно – подумает зритель/читатель – зачем мучатся в реале пытаясь преодолевать отчуждение от людей, гармонизировать противоречия в коллективе, пытаться понять сложный внутренний мир других людей, когда можно жить проще в виртуальном мире, где реализована индивидуалистическая химера, по поводу мощи одного человека самого по себе.
Ну а что же с развитием в игре? Хоть коллективным, хоть индивидуальным, неважно. Вместо многомерного сложного развития, с задействованием всех частей человеческой души, с бесконечной вариативностью (хоть в чем-то напоминающего реальное) - примитивное бесконечное набирание очков опыта, колов и предметов. В основном методом «гринда»(
http://wowslovar.ru/grind). Нам и реальность властители пытаются редуцировать до жизни белки в колесе. В виртуальный мир это зачем переносить! Разве не от этого в частности хочется убежать в виртуальность.
Отсутствие системы уровней персонажа в АЛО – движение в правильном направлении но не достаточное и не меняющее ситуацию в корне.
Что там еще, развитие навыков? Я понимаю если бы это была Япония 13 века н.э., где по выходу из САО Кирито огнем и мечом объединяет разрозненные племена в империю, но даже эта глупая фантазия нереальна, его же навыки в реальность толком не переносятся. Великий супер-воин Кирито по приходу в реальность проигрывает младшей сестренке на катанах.
И в итоге самое главное. Смысл жизни. Его нам не показывают ни в реальном мире, ни в виртуальном. Если выразиться точнее не показывают наличие придельных оснований бытия.
Цель Айнкрада пройти 100 уровней (я уж про АЛО и ГГО не говорю). Вопрос – зачем? Что бы спасти людей из смертельной ловушки, или просто так, если это уже не ловушка. Просто бессмысленный абсурд, это как «смысл»: «построить дом, вырастить сына, посадить дерево» такой же абсурд, только в реальности. Только реальность не так причудлива и красочна, как её же суррогат в виртуальном мире.
Теперь ряд главных тезисов:
1. Виртуальная реальность не есть ни хорошо ни плохо само по себе. Так же как ядерные технологии могут применяться как для уничтожения человечества, так и давая ему новый источник энергии.
2. Желание убежать из неполноценной, унылой, бессмысленной реальности в виртуальный мир не есть плохо. Люди всегда от неё бежали в периоды упадка цивилизации, хоть в катакомбные структуры другой реальности, хоть в свой внутренний мир. Опять же вопрос в том куда бежать и чем это поможет в итоге менять реальность.
3. В чем отделенность реального мира в физическом пространстве и виртуального в киберпространстве и в чем их единство – это сложный философский вопрос. То что говорила Синон, что мол где она, там и реальность, хоть в том хоть в этом мире - мысль довольно не тривиальная. Может ли история человечества проистекать еще и в киберпространстве вопрос открытый (хотя в показанных мирах САО конечно же не может).
4. Сама реальность уже представляет собой совокупность разрозненных миров, культурных в первую очередь (русский мир, японский, западный и тп.). Если помните момент в начале арки ГГО, где Кирито сидит с Асуной в парке в центре Токио и Асуна говорит что он привел её в центр их реального мира. Отдельными мирами уже становятся города. Эта глубоко разорванная и все дальше расползающаяся ткань мира нуждается в соединении, иначе человечеству конец. Тут в САО прослеживается угроза, что созданные миры уже в киберпространстве еще больше разорвут эту ткань.
5. Убегать из реальности совсем, разрывая с ней все связи нельзя ни в коем случае (в САО эта проблема кстати частично освещена).
Именно этого хотят господа, они устроят какую угодно свирепую тоталитарную диктатуру, в которой вы будете рабски пахать на них и в награду получать временное погружение в виртуальный мир лишенный этого страдания, а они за счет этого контроля быдло-масс сохранять свое господство, потихоньку истребляя лишних людей. А что уж говорить если у них окажется возможность контроля сознания людей, как в эксперименте над 300 узниками САО.