Олив Янг (21 июня 1903 – 5 октября 1940)
Олив Янг была киноактрисой китайского кино - китаянкой по национальности американского происхождения.
Девушка с обложки журнала Liangyou pictorial, она была названа "флэппершей", карьеристкой и новой женщиной.
В 1926 году она нарушила табу на поцелуи в китайских фильмах, заставив китайских кинозрителей "ахнуть".
Детство
Олив Янг родилась в Сент-Джозефе, штат Миссури, в китайско-американской семье. Ее отец доктор М. Ф. Янг (Мон Фунг Янг) родился в Калифорнии и работал врачом, размещая в газетах объявления о том, что он использует китайские растительные лекарственные средства для лечения женских болезней, хронических заболеваний, сексуальной слабости, проблем с почками и желудком, нервных головных болей и ревматизма. Ее мать, Чон Ше Ен, уроженка Китая, была домохозяйкой. Олив Янг закончила школу в Канзас-сити.
Отец Олив Янг. Объявление в газете
Впервые она привлекла внимание общественности в 1920 году, когда будучи шестнадцатилетней попыталась сбежать из дома. Ее отвели обратно к отцу, который потребовал обвинить в торговле белыми рабынями мужчину, за которого Олив хотела выйти замуж. Ему на тот момент было 20 лет. Впоследствии Олив Янг отправили в Солт-Лейк-Сити в профессиональный колледж.
Актерская карьера
Отец требовал, чтобы дочь пошла по его стопам, стала медиком, но, как сказала дочь в интервью "Эта тема меня не интересовала. Я хотела приключений".
В то время в США и Европе загоралась азиатская кинозвезда - Анна Мэй Вонг. Олив Янг решила тоже взойти на Кино-Олимп, но немного другим путем: 1922 году она отправилась в Китай где и занялась актерским и операторским исусством в Гонконге в компании Миньсинь, принадлежавшей человеку создавшему гонконгское кино - Ли Миньвэю. В "Миньсинь" дальше эпизодических ролей она не продвинулась. Поэтому в 1925 г. отправилась в Шанхай, где в итоге попала в кинокомпанию "Британско-американская табачная компания" (British American Tobacco Company), где и снялась в своих первых трех фильмах.
Настоящий же успех пришел к ней в 1926 г., когда она перешла в кинокомпанию "Великая стена", где в фильме "Пути молодости" (1926) она поцеловалась. Это был первый поцелуй на экране китайского кино, что произвело невероятный эффект. Ведь в китайском кино только за 5 лет до этого женщина вообще впервые была допущена на экран, до того все женские роли исполнялись мужчинами.
Затем Олив снималась в приключенческих фильмах, фильмах по китайской мифологии и классической китайской литературе: в 1927 г. она снялась в фильме "Принцесса Железный веер"
При этом американская провинциальная пресса регулярно публиковала заметки об успехах своей землячки в китайском кино, что сыграет свою роль в ее работе в индонезийском кино.
Кадр из фильма "Принцесса Железный веер" (1927). Олив Янг с мечом, в заглавной роли.
Индонезия. Невероятный коммерческий успех:
Добившись определенного успеха, Олив Янг решила продолжить актерскую карьеру в Голливуде. Добираться до Америки планировала через Австралию, для чего прибыла в Индонезию. В Индонезии к ней обратилась тамошняя кинокомпания "Нансинг" (Nansing Film Company). Это была крупная индонезийская кинокомпания во главе которой стояли этнические китайцы. Зная некоторые ее фильмы, увидев газеты, которые им продемонстрировала Олив Янг и узнав, что она едет в Голливуд, руководство кинокомпании решило, что перед ними новая Анна Мэй Вонг, участие которой в кино гарантирует финансовый успех в азиатском регионе.
Из китайского журнала тех лет. Обратите внимание, что фото Олив Янг на первом плане, а фото Анны Мэй Вонг на втором. Представляете какое впечатление это произвело на индонезийских кинодеятелей.
Было решено что она должна играть в их новом приключенческом фэнтезийном фильме "Тайна храма Боробудур". Тем более авторы фильма посчитали, что она справится с ролью, так как задумывалось, что героиня фильма должна поцеловаться на экране и, во время приключений в джунглях, быть одетой в экстремальное мини по типу одежды Натальи Кингстон в "Тарзане-тигре". Олив Янг отказывалась до тех пор, пока сумма гонорара не дошла до 2000 гульденов в месяц при бесплатном проживании в лучших отелях страны, с прислугой, бесплатном питании и т.д. Это была блестящая роль с финансовой точки зрения. Для сравнения, Рукия - суперзвезда индонезийского довоенного кино, самая высокооплачиваемая индонезийская актриса 30-40-х годов получала 250 гульденов в месяц.
В результате прокат фильма не смог окупить затрат на производство, во многом из-за космического гонорара Олив Янг и затрат на ее проживание и обслуживание. И - одна из крупнейших индонезийских кинокомпаний конца 20-х годов - разорилась.
К сожалению фильм "Тайна храма Боробудур" в настоящее время считается утерянным. А жаль.
Возвращение в Америку:
Кадр из фильма Trailing Trouble (1930) - первая и единственная крупная роль Олив Янг в Голливуде.
Олив Янг вернулась в Соединенные Штаты в 1929 году.
В Голливуде она смогла сняться только в 4 фильмах. В последних двух фильмах она сыграла настолько эпизодические роли, что ее даже не указали в титрах: горничная в "Человеке, который вернулся" (1931) и певица в подпольном баре в фильме "Маска Фу Манчу" (1932).
После своей карьеры в кино она перешла к музыке, путешествуя и исполняя смесь блюза и китайской музыки.
Из американской прессы.
Настоящая "флэпперша"