"Если бы Оззи Осборна никогда не существовало, рок-музыка 70-х звучала бы совершенно по-другому. Будучи вокальным воплощением Black Sabbath (слово “певец” кажется неподходящим описанием), он помог изобрести хэви-метал. И как сольный исполнитель, Оззи завоевал огромную аудиторию, став живым воплощением дикого ребенка в сердце каждого металлиста.
Когда Black Sabbath дебютировали в 1970 году, они указали путь к чему-то новому. Самые крутые британские рокеры конца 60-х все еще были погружены в блюзовый ритм-энд-грайнд. Но Sabbath выходили за рамки блюз-рока и создавали звучание, более тяжелое, чем все, что им предшествовало. В этот момент рок перестал катиться; все, что записали Black Sabbath, осталось в силе. Ты не танцевал под это — ты вертелся под это. И ты не крутил бедрами — ты ударился своей чертовой головой.
Но дело было не только в гигантских риффах и ударах молотка. Оззи и компания ознаменовали поворотный момент от солнечных грез эпохи хиппи к зловещей тьме, которая, казалось, больше соответствовала времени. Когда Оззи завопил “Меня зовут Люцифер” на “N.I.B.”, никто не счел нужным спрашивать у него удостоверение личности.
И точно так же, как никогда раньше в роке не было такого восхитительно злого звучания, никогда раньше не было такого певца, как Оззи, разве что в каком-нибудь древнем культе друидов. Он не пытался быть сексуальным, проникновенным, обходительным или чем-то еще, к чему стремилась предыдущая линейка рок-фронтменов. Оззи был там, чтобы напугать вас до смерти, независимо от того, рассказывал ли он неземные истории о “Железном человеке” или ставил “психопата” в "Психологическом" на “Paranoid.”
В то же время он был одним из настоящих героев рабочего класса в рок-музыке. Оззи, выросший в Бирмингеме, в подростковом возрасте работал на черной работе и даже отсидел небольшой срок в тюрьме, прежде чем заняться музыкой. И, несмотря на все оккультные образы, которые он мог воплотить, его голос звучал так, словно он только что отложил кирку, чтобы подойти к микрофону и завыть. Эта пролетарская общительность стала решающим фактором огромного успеха и вечной привлекательности Sabbath.
К концу 70-х появилось новое поколение групп, обучавшихся на Sabbath. Но по мере того, как такие музыканты, как Judas Priest, Van Halen, Motörhead и Iron Maiden наполняли воздух свежей энергией, Black Sabbath выдыхались. В 1979 году затянувшееся противостояние между Оззи и гитаристом Тони Айомми достигло апогея, и музыкант вытеснил Осборна из группы.
Но один очень важный человек все еще верил в Оззи — его будущая жена Шэрон Арден, дочь печально известного менеджера Sabbath Дона Ардена. Наблюдая за начинающейся сольной карьерой Осборна, она помогла ему собраться с силами и начать все заново.
С блестящей новой группой, в которую вошли гитарист-основатель Quiet Riot Рэнди Роудс, бывший басист Rainbow Боб Дэйсли и экс-барабанщик Uriah Heep Ли Керслейк, Оззи дебютировал сольно в 1980 году в Blizzard of Ozz. Роудс быстро стал известен как один из самых ярких молодых гитаристов в мире тяжелого рока. Его молниеносные, наэлектризованные композиции, такие как “Crazy Train”, станут одним из самых распространенных гимнов хэви-метала всех времен, не в последнюю очередь из-за пронзительного фирменного риффа Роудса.
Blizzard of Ozz привлекли к Оззи совершенно новую аудиторию — даже большую, чем у него была с Sabbath. Этот состав продержался достаточно долго, чтобы выпустить достойное продолжение - “Diary of a Madman” 1981 года, с зажигательным синглом “Flying High Again”, опередившим "Crazy Train" в чартах. Но в следующем году яркий мир возможностей внезапно померк во время гастролей, когда Роудс погиб в авиакатастрофе в возрасте 25 лет.
Оззи был потрясен до глубины души, но после некоторого перерыва он вернулся на гастроли. С этого момента его группа стала домом для бесконечно меняющегося состава воинов хэви-метала, включая барабанщика Томми Олдриджа, бывших и будущих басистов Metallica Джейсона Ньюстеда и Роберта Трухильо, басиста Quiet Riot Руди Сарзо и гитарных героев Закка Уайлда и Джейка Э. Ли. Даже старый приятель Оззи по Sabbath, Гизер Батлер, пару раз играл на бас-гитаре.
Все четыре оригинальных участника Sabbath зарыли топор войны достаточно надолго, чтобы в 1985 году выступить на воссоединении с Live Aid. Но к концу 80-х Оззи провел на пике популярности целое десятилетие, в то время как в его старой группе сменился целый ряд певцов, включая Ронни Джеймса Дио из Rainbow и Иэна Гиллана из Deep Purple. И если мифы об Осборне были дополнены тем, что он откусил головы паре маленьких существ, то чего вы ожидаете от героя хэви—метала, известного во всем мире как Принц Тьмы, - вилок для коктейлей и мясной нарезки? (В свою защиту могу сказать, что Оззи искренне считал биту, брошенную на сцену, фальшивкой).
В следующем десятилетии Оззи добавил к своему смычку новую струну. В то время как в альбоме No More Tears 1991 года не было недостатка в металлическом безумии, ультрамелодичная, беззастенчиво сентиментальная баллада “Мама, я возвращаюсь домой”, вошедшая в альбом, стала одним из самых популярных хитов Оззи и завоевала еще более широкую аудиторию, чем когда-либо. А рокерская песня “I Don't Want to Change the World” принесла Оззи его первую премию "ГРЭММИ" (в обоих треках использованы слова Лемми из Motorhead).
Вскоре после этого, когда революция в Сиэтле вызвала мощный культурный сдвиг, историческая значимость Оззи возросла в геометрической прогрессии. В конце концов, Sabbath + панк = гранж - это было более или менее то самое соотношение, которое вывело Soundgarden, Alice in Chains, Pearl Jam и других на передний план рока.
И когда Альтернативная нация, которую он вдохновлял, отнеслась к нему пренебрежительно, Оззи просто сделал свое дело масштабнее и лучше. После того, как Оззи получил отказ от организаторов Lollapalooza, Шэрон придумала собственный передвижной рок-н-ролльный цирк Оззи - Ozzfest. Он начался в 96-м как стационарный фестиваль, но вскоре превратился в крупный ежегодный тур, включающий кавалькаду новых и старых групп из всех направлений тяжелой музыки. Второй Ozzfest стал местом возвращения Оззи в Sabbath на долгосрочной основе, и он будет гастролировать с ними в течение следующих 20 лет, сохраняя при этом стабильный темп своей сольной работы.
Неожиданно для себя Оззи стал первопроходцем совершенно другого рода в 2002 году, став звездой реалити-шоу MTV "Жизнь знаменитостей" "The Osbournes", которое породило бесчисленные подражания на десятилетия вперед. Сериал, длившийся три сезона, очеловечил Принца Тьмы, показав его склонным к ошибкам, но милым семьянином с обезоруживающей скромностью и неизменным чувством юмора. Успех шоу еще больше повысил привлекательность Оззи, сделав его имя нарицательным среди молодежи, которая едва ли слышала что-либо о Black Sabbath. В 2003 году популярность Осборнов помогла Оззи спеть дуэтом с его дочерью Келли старую балладу Sabbath “Changes”, ставшую его первым хитом № 1 в Великобритании.
Когда Sabbath вновь собрались в 2011 году после пятилетнего перерыва, они наконец-то подарили миру то, чего он ждал с конца 70-х: новый студийный альбом. С продюсером Риком Рубином, помогающим максимально усилить их металлическую мощь, группа выпустила, пожалуй, самый сокрушительно тяжелый альбом из всего своего каталога в 2013 году "13".
Из-за целого ряда заболеваний, включая болезнь Паркинсона и эмфизему, Оззи был вынужден отказаться от концертных выступлений, начиная с 2019 года. Но это не помешало ему выпустить в 2020 году альбом "Ordinary Man", в котором приняли участие все, от Post Malone до Элтона Джона, а в 2022 году - "Patient Number 9", где к Оззи присоединился потрясающий состав гитарных гигантов, включая Тони Айомми, Джеффа Бека, Эрика Клэптона, Майка Маккриди и многие другие.
На тот момент Black Sabbath в последний раз гастролировали в 2017 году с соответствующим названием The End tour. Но 5 июля 2025 года Оззи и остальные участники оригинального состава устроили грандиозное прощание со своими поклонниками, устроив грандиозный благотворительный концерт Back to the Beginning, длившийся весь день, в котором приняли участие Sabbath disciples, Metallica, Guns N’ Roses, Tool, Slayer, Pantera, Alice in Chains, Mastodon и другие. Грандиозный концерт на бирмингемском стадионе "Вилла Парк" завершился сольным концертом Оззи и заключительным выступлением Sabbath.
Из-за плохого самочувствия Оззи пришлось оставаться на месте на протяжении всего выступления. Но он властно восседал на огромном троне, который выглядел как что-то из фильма ужасов "Хаммер". И его голос вознесся над поклоняющейся толпой подобно потустороннему хеви-металлическому банши, в последний раз проявляющему свою сверхъестественную силу."
https://www.discogs.com/digs/features/ozzy-osbourne-the-iron-man-who-made-metal-s...y-osbourne_Music
Jim Allen.