ellotlorien · 07-Окт-23 23:35(1 год 6 месяцев назад, ред. 09-Окт-23 19:46)
Нимб и крест: как читать русские иконы Год издания: 2023 Автор: Антонов Дмитрий Игоревич Жанр или тематика: Искусство и культура / Искусствоведение Издательство: АСТ / ОГИЗ ISBN: 978-5-17-126938-8 Серия: Искусство. Подарочная энциклопедия Язык: Русский Формат: PDF Качество: Отсканированные страницы Количество страниц: 304 Описание: Перед вами не обычная энциклопедия по русской иконописи. Главная цель этой книги — дать читателям ключи, которые позволят ориентироваться в мире икон и настенных росписей. Понимать логику изображений и видеть информацию, скрытую в деталях. Автор шаг за шагом показывает, как можно «читать» иконы и как разбираться в интересных нюансах, скрывающихся в каждом сюжете. Первая глава знакомит читателя с историей иконопочитания — от эпохи раннего христианства до сегодняшних дней. Во второй описаны геометрические принципы, которые позволяют иконописцам рассказывать о пространстве и об изображаемых предметах. В следующих главах речь идет о знаках — малозаметных элементах, из которых строится любой визуальный рассказ, и о мотивах, повторяющихся в разных композициях. Автор рассматривает необычные вариации некоторых сюжетов. Наконец, последняя глава рассказывает о любопытных курьезах и популярных легендах, связанных с иконами. Книга будет интересна и тем, кто хочет получить общие знания о русской иконописи, и тем, кто профессионально занимается историей культуры, искусства, религии.
Спасибо за релиз! Я вначале прослушал интересную презентацию книги от самого автора, а теперь можно её прочитать и поместить в свой каталог в раздел "Православие".
85356196ANtoNNN1 Ну собственно это книга из коллекции моих знакомых из иконописно-реставрационной мастерской, брал как то на пару дней "почитать"
Таки у меня в коллекции и Коран в разных переводах и разные сектантские книшки и чего только нет в коллекции). Это еще ни о чем не говорит. Я вот для апологетических исследований эти книги держу, может и ваши друзья в таком же смысле держат?
Я ничего не хочу сказать, касательно этой книги, не читал ее, просто почитал про автора и засомневался, стоит ли тратить время на нее. Вы вот читали, что там, есть что-то интереснее чем у Успенского - Богословие иконы?
Уважаемый ANtoNNN1 признаю что ошибся рубрикой, эта книга более уместна не в "религии", а в "искусстве". Автор профессиональный историк и занимается не богословскими исследованиями, а по большей части культурологическими и антропологическими изысканиями в их историческом развитии. Но очень глубоко погружен и очень любит предмет о котором повествует. В книге много любопытного, например "развенчание" существующего ограниченного представления людей далеких от иконописи, но знающих знаменитую "обратную перспективу" о которой так прекрасно рассказал Флоренский. На самом деле в иконописи используется мультиракурсность, сочетание разных степеней аксонометрии, прямой (линейной) и обратной перспектив. Чтобы стало чуть более понятно о чем книга, привожу предисловие автора
скрытый текст
К читателю - о чем эта книга и зачем Однажды в детстве я приехал с отцом во Владимир и впервые оказался в Успенском соборе XII в. Впечатлений от каменной резьбы или росписей я уже не вспомню. Но мне не забыть, как с изумлением я остановился перед стеной, на которой заметил краба. Диковинная морская тварь глядела на меня с плохо сохранившейся фрески. Это надолго осталось загадкой. И только когда я стал историком и занялся культурой Средних веков, я вспомнил о крабе и догадался, что он был частью композиции Страшного суда - сцены, где Море поднимает со дна утопленников, чтобы воскресшие люди предстали перед Христом. Средневековое искусство полно загадок, которые могут удивить не только ребенка. Современные зрители не знают многих принципов, на которых основана иконопись, плохо ориентируются в ее мотивах и знаках. Даже образы, которые кажутся простыми, бывают наполнены смыслами, ускользающими от взгляда. Как тексты на (полу)забытом языке, изображения требуют расшифровки и истолкования. Перед вами необычный «путеводитель» по русской иконографии. В отличие от большинства альбомов и книг, он посвящен не отдельным сюжетам и не известным шедеврам. Речь идет о том, что необходимо для их «прочтения». Главная цель книги дать ключи, которые позволят ориентироваться в безбрежном мире икон и настенных росписей, понимая логику изображений и информацию, скрытую в деталях. Как будет видно, для этого совершенно недостаточен каталог-указатель икон, как бы подробно он ни был прокомментирован. Знать множество сюжетов и историю их развития важно, но такую информацию сегодня легко найти и в Интернете для ознакомления, и в научной литературе для изучения. Именно этому посвящены бесчисленные альбомы и интернет-ресурсы. И все же этого мало. Чтобы понимать иконографию, нужно ориентироваться не только в ее «словаре», но и в «грамматике». Чтобы верно читать все, о чем говорит икона, нужно разобраться в том, как она построена. Научиться замечать нюансы и особенности, которые делают неповторимым каждый образ. Мы будем двигаться от мелких и незаметных элементов к более крупным и сложным. Рассмотрим геометрические принципы, которые позволяют иконописцам рассказывать о пространстве и об изображенных предметах. Знаки - мельчайшие «кирпичики», из которых строится любой визуальный рассказ. (Как увидим, они насыщают изображение множеством смыслов, иногда совершенно неожиданных.) Поговорим о многих фигурах и мотивах, их особенностях и редких вариациях. Наконец, в конце рассмотрим курьезы и ошибки. Визуальные решения, которые породили легенды вокруг отдельных персонажей. Это позволит лучше понять, как живет, меняется и развивается язык русской иконографии. В этой книге почти не идет речь о стилистике. Это важное ограничение. Стиль не только влияет на наше эстетическое восприятие образа он позволяет определять школу, примерное время и место создания иконы. Но серьезный анализ стилистики искусствоведческое поле. Оно слишком специфично для тех, кто не занят профессионально историей искусства. А попытки говорить о стиле в популярном ключе рождают поток эмоциональных характеристик («утонченный», «изысканный», «мрачный», «сияющий»... ) . Без отточенного на практике умения отличать нюансы красок, линий, форм все эти описания остаются «немыми» для читателя. Я не искусствовед и не буду вторгаться в чужое поле. Перед нами совсем другие задачи. Эта книга посвящена тому, как «читать» иконы. Другими словами, она посвящена иконографии и, отчасти, антропологии искусства. Мы будем говорить только о тех художественных приемах, которые можно четко описать и которые нужны для понимания образа. Сразу проясню, что такое иконография. Хотя в бытовом контексте это слово часто используют как синоним «искусства иконы» или, шире, «древнего искусства», на самом деле это любая художественная система, которая основана на устойчивых знаках, фигурах, моделях то есть имеет свою «азбуку» (визуальные элементы) и «грамматику» (принципы их использования и сочетания). В этом плане иконография похожа на язык, а ее вариации на диалекты. Иконографические системы можно увидеть в круглой скульптуре и барельефе, в комиксах, анимации или компьютерных играх. При этом чем реже зритель сталкивается с какой-то визуальной системой, тем больше ему нужно объяснять. Образы не считываются «сами собой», но требуют расшифровки. Учитывая, что у всех нас разный опыт и разное знакомство с византийским и русским искусством, я постарался сделать системный рассказ, который бы затронул глава за главой все ключевые вопросы, без которых иконы нельзя понять. При этом не оставаясь на уровне ликбеза, что мало интересно и автору, и читателю, но в каждом разделе углубляясь в любопытные и редкие нюансы. Темы, о которых я буду говорить, не новы, но практически никогда они не рассматривались в единой системе в доступном изложении. Я надеюсь, что книга будет полезной и для тех, кто хочет познакомиться с русской иконой, зная о ней мало, и для тех, кто профессионально занимается визуальными исследованиями, культурной антропологией или фольклором. В каждой главе, о чем бы ни шла речь, я не ограничиваюсь известными фактами и банальными примерами, но говорю о том, что малоизвестно, редко привлекало внимание или вовсе не было описано. По мере рассказа мы будем двигаться от базовых вещей к более специфичным. Если первая глава посвящена общим вопросам, то в последних разговор станет уже детальным, а фокус сместится на необычные сюжеты и редкие мотивы. Завершая вступление, хочу выразить признательность коллегам Ольге Чумичевой и Михаилу Майзульсу, которые ознакомились с рукописью и дали мне ряд полезных советов. Особая благодарность Александру Преображенскому, который взял на себя труд научного редактирования книги и провел его с максимальным вниманием и с академической тщательностью. Благодаря работе Александра многие нюансы удалось скорректировать, а книга обогатилась важными деталями и новейшими датировками целого ряда упоминаемых икон.
85358778Уважаемый ANtoNNN1 признаю что ошибся рубрикой, эта книга более уместна не в "религии", а в "искусстве". Автор профессиональный историк и занимается не богословскими исследованиями, а по большей части культурологическими и антропологическими изысканиями в их историческом развитии. Но очень глубоко погружен и очень любит предмет о котором повествует. В книге много любопытного, например "развенчание" существующего ограниченного представления людей далеких от иконописи, но знающих знаменитую "обратную перспективу" о которой так прекрасно рассказал Флоренский. На самом деле в иконописи используется мультиракурсность, сочетание разных степеней аксонометрии, прямой (линейной) и обратной перспектив. Чтобы стало чуть более понятно о чем книга, привожу предисловие автора
скрытый текст
К читателю - о чем эта книга и зачем Однажды в детстве я приехал с отцом во Владимир и впервые оказался в Успенском соборе XII в. Впечатлений от каменной резьбы или росписей я уже не вспомню. Но мне не забыть, как с изумлением я остановился перед стеной, на которой заметил краба. Диковинная морская тварь глядела на меня с плохо сохранившейся фрески. Это надолго осталось загадкой. И только когда я стал историком и занялся культурой Средних веков, я вспомнил о крабе и догадался, что он был частью композиции Страшного суда - сцены, где Море поднимает со дна утопленников, чтобы воскресшие люди предстали перед Христом. Средневековое искусство полно загадок, которые могут удивить не только ребенка. Современные зрители не знают многих принципов, на которых основана иконопись, плохо ориентируются в ее мотивах и знаках. Даже образы, которые кажутся простыми, бывают наполнены смыслами, ускользающими от взгляда. Как тексты на (полу)забытом языке, изображения требуют расшифровки и истолкования. Перед вами необычный «путеводитель» по русской иконографии. В отличие от большинства альбомов и книг, он посвящен не отдельным сюжетам и не известным шедеврам. Речь идет о том, что необходимо для их «прочтения». Главная цель книги дать ключи, которые позволят ориентироваться в безбрежном мире икон и настенных росписей, понимая логику изображений и информацию, скрытую в деталях. Как будет видно, для этого совершенно недостаточен каталог-указатель икон, как бы подробно он ни был прокомментирован. Знать множество сюжетов и историю их развития важно, но такую информацию сегодня легко найти и в Интернете для ознакомления, и в научной литературе для изучения. Именно этому посвящены бесчисленные альбомы и интернет-ресурсы. И все же этого мало. Чтобы понимать иконографию, нужно ориентироваться не только в ее «словаре», но и в «грамматике». Чтобы верно читать все, о чем говорит икона, нужно разобраться в том, как она построена. Научиться замечать нюансы и особенности, которые делают неповторимым каждый образ. Мы будем двигаться от мелких и незаметных элементов к более крупным и сложным. Рассмотрим геометрические принципы, которые позволяют иконописцам рассказывать о пространстве и об изображенных предметах. Знаки - мельчайшие «кирпичики», из которых строится любой визуальный рассказ. (Как увидим, они насыщают изображение множеством смыслов, иногда совершенно неожиданных.) Поговорим о многих фигурах и мотивах, их особенностях и редких вариациях. Наконец, в конце рассмотрим курьезы и ошибки. Визуальные решения, которые породили легенды вокруг отдельных персонажей. Это позволит лучше понять, как живет, меняется и развивается язык русской иконографии. В этой книге почти не идет речь о стилистике. Это важное ограничение. Стиль не только влияет на наше эстетическое восприятие образа он позволяет определять школу, примерное время и место создания иконы. Но серьезный анализ стилистики искусствоведческое поле. Оно слишком специфично для тех, кто не занят профессионально историей искусства. А попытки говорить о стиле в популярном ключе рождают поток эмоциональных характеристик («утонченный», «изысканный», «мрачный», «сияющий»... ) . Без отточенного на практике умения отличать нюансы красок, линий, форм все эти описания остаются «немыми» для читателя. Я не искусствовед и не буду вторгаться в чужое поле. Перед нами совсем другие задачи. Эта книга посвящена тому, как «читать» иконы. Другими словами, она посвящена иконографии и, отчасти, антропологии искусства. Мы будем говорить только о тех художественных приемах, которые можно четко описать и которые нужны для понимания образа. Сразу проясню, что такое иконография. Хотя в бытовом контексте это слово часто используют как синоним «искусства иконы» или, шире, «древнего искусства», на самом деле это любая художественная система, которая основана на устойчивых знаках, фигурах, моделях то есть имеет свою «азбуку» (визуальные элементы) и «грамматику» (принципы их использования и сочетания). В этом плане иконография похожа на язык, а ее вариации на диалекты. Иконографические системы можно увидеть в круглой скульптуре и барельефе, в комиксах, анимации или компьютерных играх. При этом чем реже зритель сталкивается с какой-то визуальной системой, тем больше ему нужно объяснять. Образы не считываются «сами собой», но требуют расшифровки. Учитывая, что у всех нас разный опыт и разное знакомство с византийским и русским искусством, я постарался сделать системный рассказ, который бы затронул глава за главой все ключевые вопросы, без которых иконы нельзя понять. При этом не оставаясь на уровне ликбеза, что мало интересно и автору, и читателю, но в каждом разделе углубляясь в любопытные и редкие нюансы. Темы, о которых я буду говорить, не новы, но практически никогда они не рассматривались в единой системе в доступном изложении. Я надеюсь, что книга будет полезной и для тех, кто хочет познакомиться с русской иконой, зная о ней мало, и для тех, кто профессионально занимается визуальными исследованиями, культурной антропологией или фольклором. В каждой главе, о чем бы ни шла речь, я не ограничиваюсь известными фактами и банальными примерами, но говорю о том, что малоизвестно, редко привлекало внимание или вовсе не было описано. По мере рассказа мы будем двигаться от базовых вещей к более специфичным. Если первая глава посвящена общим вопросам, то в последних разговор станет уже детальным, а фокус сместится на необычные сюжеты и редкие мотивы. Завершая вступление, хочу выразить признательность коллегам Ольге Чумичевой и Михаилу Майзульсу, которые ознакомились с рукописью и дали мне ряд полезных советов. Особая благодарность Александру Преображенскому, который взял на себя труд научного редактирования книги и провел его с максимальным вниманием и с академической тщательностью. Благодаря работе Александра многие нюансы удалось скорректировать, а книга обогатилась важными деталями и новейшими датировками целого ряда упоминаемых икон.
Спасибо, вот, я прям чувствовал, что это из другой области. Если заинтересуетесь, когда-нибудь, этой темой, то рекомендую почитать Успенского - Богословие иконы, так же книги его соратника и подвижника инока Григория (Круга) - «Мысли об иконе» и т.п., ну а "Иконостас" Флоренского и догматические размышления Булгакова, вы видимо, уже читали.
Вообще, по эстетике мне понравился труд Виктора Бычкова "Феномен иконы", достаточно интересный труд, некая попытка проследить за основными этапами становления богословия, философии и эстетики иконы. Жаль, конечно, что пока еще никто не создал раздачу с библиотекой иконописца. Думаю, полезная штука бы была
85360029Жаль, конечно, что пока еще никто не создал раздачу с библиотекой иконописца.
Если перечислите с 20 раздач по иконопоси, то я создам такой раздел.
скрытый текст
ANtoNNN1 писал(а):
85360029Григория (Круга) - «Мысли об иконе»
Я был знаком с переводчицей этой книги на шведский язык. Вечная ей память!
Чего так мало? Давайте проще, я залил на облако раздел по иконам из своей библиотеки.
Тут 155 книг, вполне подойдет для отдельной раздачи по иконографии. Делайте раздачу, будет здорово, я к сожалению не имею возможности быть часто в интернете, так бы, конечно, хотел бы поделиться всей библиотекой. У меня свыше 24 000 отсканированных книг, включая рукописи св. отцов из музеев и т.п. (Кураев в 2010 году надоумил сканить, собирать, вот все тружусь, хех) В общем, тут 3 гигабайта книг по иконам, я в архив упаковал. Просьба, как скачаете, напишите в личку, на облаке места мало. Ссылка: https://drive.google.com/file/d/1AmMxy42592bM9qX-88uullmcso9SWNcY/view?usp=sharing Список книг:
скрытый текст
Алексеев С.В. - Иконописцы Святой Руси - 2008
Азы православия - Православный храм и иконы 2004
Алексеев С.В. - Как устроить домашний иконостас 2000
Алексеев С.В. - Энциклопедия православной иконы. Основы богословия священных изображений - 2017
Алпатов М.В. - Древнерусская иконопись - 1978
Альбом изображений святых икон - 1894
Антонов Д.И., Майзульс М.Р. - Демоны и грешники в древнерусской иконографии семиотика образа. 2011
Арсений иерм. - Беседы православного христианина с молоканами о священных иконах. Ч. 2. 1888
Афиногенов Д.Е. - Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). 1997
Белороссовы-Малеевы. Три поколения художников-иконописцев - 2009
Белоус Ф.И - Описание икон по церквам руским в столичном граде Львове 1858
Бецис Анна - Успение Пресвятой Богородицы в древнерусских иконах 2007
Бобров Ю.Г. - Основы иконографии древнерусской иконной живописи 2005
Бобров Ю.Г. - Основы иконографии памятников христианского искусства - 2010
Будур Н.В. - Православные иконы - 2005
Булгаков Г.И. - Заветы древнего церковного зодчества и иконографии 1910
Булгаков Сергий прот. проф. - Икона, ее содержание и границы
Бухарев И. прот. - Праздники в честь чудотворных икон Господа и Пресвятой Богородицы - 1899
Васильевский В. - Законодательство иконоборцев 1878
Веретенников Макарий архмд. - Иконография Митрополита Макария 2007
Волоцкий Иосиф преп. - Послание к иноку иконописцу 1847
Воронец Е.Н. - Воскресение Христово в современных иконописных изображениях - 1889
Воронцов Л. - Икона Богоматери Неопалимая Купина
Гнутова С.В., Хотова Е.Я. - Кресты, иконы, складнии. Медное художественное литье XI-начала XXв. 2000
Голубцов А.П. проф. - Из христианской иконографии - 1903
Голубцов А.П. проф. - Материалы для истории древнерусской иконописи 1910
Голубцов А.П. проф. - О начале, и направлении иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры 1903
Дамаскин Иоанн преп. - об иконе
Дамаскин Иоанн преп. - Первое защитительное слово против порицающих святые иконы
Дамаскин Иоанн преп. - Три защитительных слова против порицающих святые иконы 1893
Дмитриевский А.А. проф. - В честь какой иконы Казанской Божией Матери 1905
Еремина Т.С. - Мир русских икон. 2002
Икона Собора новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных
Иконные Прориси (большой альбом)
Иконоборство и римские папы 1865 (сост. неизвестен)
Иконописный сборник. Выпуск I. - 1907
Иконописный сборник. Выпуск II. - 1908
Иконописный сборник. Выпуск III. - 1909
Иконописный сборник. Выпуск IV. - 1910
Иконописный сборник. Выпуск IV. - 1910
Иконы и артефакты Православного мира (альбом) - 2010
Иконы монастыря св. Павла, Святая Гора Афон
Ильинская Б.И. - Секреты иконописца - 2011
Исследования о русском иконописании 1849
Карелин Рафаил архм. - О языке православной иконы 1997
Квятковский В. - Нательные иконки-образки XIX века - 2009
Клокова Г.С. - Русская иконопись - 1991
Кондаков Н.П. - Иконография Богоматери. Т. 1 1914
Кондаков Н.П. - Иконография Богоматери. Т. 2. [Ч. 2] 1915
Кондаков Н.П. - Иконография Богоматери. Т. 2. 1915
Кондаков Н.П. - Иконография Иисуса Христа 2001
Кондаков Н.П. - Лицевой иконописный подлинник. Том 1 1905
Корнеева Н.И. - Азы древнерусской иконописи. Иконография Христа - 2002
Косцова А.С. - Сто икон из фондов Эрмитажа - 1982
Круг Григорий ин. - Мысли об иконе 1997
Лазарев В.Н. - Новгородская иконопись
Лепахин В.В. - Значение и предназначение иконы - 2003
Леушинская икона Божией Матери «Азъ есмь съ вами, и никтоже на вы» - 2004
Лидов А.М. - Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. 2009
Лидов А.М. - Иконостас 2000
Литые нагрудные кресты с древнерусской иконографией из фондовой коллекции «Металл» ВСМЗ - 2014
Лихачев Н.П. - Краткое описание икон собрания Третьякова П.М. - 1905
Лихачев Н.П. - Материалы для истории русского иконописания 1906
Лосский В.Н., Успенский Л.А. - Смысл икон - 2014
Любомудров Алексей - Знамения Божии от святых икон 1991-1996
Малеев Михаил свщ. - Юным о русской иконописи - 2001
Маркелов Г.В. - Книга иконных образцов. Том 1 2001
Маркелов Г.В. - Книга иконных образцов. Том 2 2001
Мелиоранский Б. - Философская сторона иконоборчества (1907)
Мелиоранский Б.М. - К истории иконоборчества. 1901
Мудьюгин Михаил археп. - Православное почитание икон
Нечаев В. - Времена иконоборства 1861
Николов П.Н. - Богословие иконы - 2000
О приписке иконы Знамения Пресвятой Богородицы к Введенской, на Лубянке, церкви (из ЧОИДР) 1874
О святых иконах и крестных ходах - 2003
Острогорский Г. - Соединение вопроса о св. иконах с христологической догматикой в сочинениях православных апологетов раннего периода иконоборчества 1927
Пипачкин И.А. - Иконография Господа Иисуса Христа 2001
Писаревский Николай прот. - Значение иконоборства в истории церковного искусства 1894
Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе Божией матери, принесенной в Россию в 1648 году. 1879
Покровский Н. - Очерки памятников христианской иконографии и искусства. Изд. 2-е (1900)
Покровский Н.В. - Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских - 2001
Покровский Н.В. проф. - Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного церковного искусства (1899)
Покровский Н.В. проф. - Отзыв о сочинении проф. Н.П. Лихачева «Историческое значение итало-греческой иконописи» (1914)
Покровский Н.В. проф. - Очерки памятников христианской иконографии и искусства - 1900
Покровский Н.В. проф. - Сийский иконописный подлинник. Выпуск 3. - 1897
Поствизантийская живопись. Иконы XV-XVIII веков. - 1995
Преображенский В. свщ. - Борьба за иконопочитание в Византийской империи 1890
Преображенский В. свщ. - Вопрос об иконопочитании во времена Карла 1883
Преподобный Максим Грек - Слово о поклонении святым иконам
Произведения деревянной резной пластики в коллекции «Иконы» ГВСМЗ - 2014
Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси - 2011
Протасов Н.Д. проф. - Иконология нижнего яруса иконостаса XIV–XV вв. 1916
Протасов Н.Д. проф. - Материалы для иконографии Воскресения Спасителя (1913)
Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера. Каталог выставки - 1995
Ровинский А.А. - Иконописание в России до конца XVII века - 1903
Ровинский Д. - История русских школ иконописания 1866
Ровинский Д. - Материалы для русской иконографии т.1 - 1884-91
Ровинский Д. - Материалы для русской иконографии т.10 - 1884-91
Ровинский Д. - Материалы для русской иконографии т.11 - 1884-91
Ровинский Д. - Материалы для русской иконографии т.12 - 1884-91
Ровинский Д. - Материалы для русской иконографии т.2 - 1884-91
Ровинский Д. - Материалы для русской иконографии т.3 - 1884-91
Ровинский Д. - Материалы для русской иконографии т.4 - 1884-91
Ровинский Д. - Материалы для русской иконографии т.5 - 1884-91
Ровинский Д. - Материалы для русской иконографии т.6 - 1884-91
Ровинский Д. - Материалы для русской иконографии т.7 - 1884-91
Ровинский Д. - Материалы для русской иконографии т.8 - 1884-91
Ровинский Д. - Материалы для русской иконографии т.9 - 1884-91
Русская иконопись 2002
Салтыков Александр прот. - Иконоведение
Сахаров И.П. - Исследования о русском иконописании - 1850
Сборник о почитании икон 1795
Сергеев Ю. П. - Секреты иконописного мастерства - 2000
Сийский иконописный подлинник выпуск 1 1895
Сийский иконописный подлинник выпуск 2 1896
Сийский иконописный подлинник выпуск 4 1898
Силаева Е.И. - Произведения иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля - 1992
Симсон П. - Что иногда могли иметь у себя под рукой наши иконописцы
Сингаевский В.Н. - Православные иконы - 2005
Сказание о восстановлении иконопочитания. (По сербской рукописи XV века) 1886
Скурат К.Е. проф. - Почитание святых икон 2002
Смирнов Феодор - Общий богословский взгляд на историю древне-церковной иконографии 1879
Смирнов Христофор еп. - Древне-христианская иконография - 1886
Соколова Иулиания мон. - Труд иконописца - 1998
Спасский Сергий археп. - О почитании икон и Феодор Абу Курр - В защиту иконопочитания 1898
Спасский Сергий археп. - Православное учение о почитании икон - 1898
Студит Феодор преп. - Некоторые вопросы иконоборцам
Студит Феодор преп. - О Почитании Икон
Студит Феодор преп. - Первое опровержение иконоборцев
Студит Феодор преп. - Послание Платону о почитании икон 1993
Тарабукин Н.М. - Смысл иконы - 1999
Теодор Зинон архмд. - Беседы иконописца 2003
Толстой М.В. грф. - Родовая икона Воейковых в Троицкой Сергиевой Лавре 1896
Тренев Д.К. - Иконостас Смоленского собора Московского Новодевичьего монастыря 1902
Тренев Д.К. - Иконы царского изографа Симона Ушакова в Московском Новодевичьем монастыре 1901
Тренев Д.К. - Серпуховской Высоцкий монастырь. Его иконы и достопамятности 1902
Трубецкой Е.Н. кн. - Два мира в древнерусской иконописи - 1916
Успенский А.И. - Пять вновь открытых икон кисти Симона Ушакова (1901)
Успенский Л.А. - Богословие иконы православной церкви - 1997
Филатов В. В., Камчатнова Ю. Б. - Наименования и надписи на иконных изображениях - 2006
Филатов В.В. - Краткий иконописный иллюстрированный словарь. - 1996
Филатов В.В., Камчатнова Ю.Б. - Наименования и надписи на иконных изображениях. Справочник для иконописцев 2006
Филип Дорофей митр. - О почитании святых икон
Флоровский Георгий прот. проф. - Ориген и иконоборчество
Флоровский Георгий прот. проф. - Ориген, Евсевий и иконоборческий собор
Хамидова В.Р. - Чудотворные православные иконы - 2008
Ченцова В.Г. - Икона Иверской Богоматери (Очерки истории отношений Греческой церкви с Россией в середине XVII в. по документам РГАДА) - 2010
Чудотворная сила икон - (Православие и мы) - 2007
Шалина И.А. - Реликвии в восточнохристианской иконографии. 2005
Шеко Е.Д., Сухарев М.И. - Основы иконописного рисунка 2010
Шёнборн Кристоф - Икона Христа
Щенникова Л.А. - Иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля - 2004
Яворский Стефан митр. - Догмат о святых иконах. М., 1889
Языкова И.К. - Богословие иконы 1995
Ярославский художественный музей. 101 икона из Ярославля - 2007
Сегодня на Нонфикшине в Гостином дворе был Антонов, к сожалению я не успел попасть
скрытый текст
02.12
16:15 —17:00
Лекторий
16+
Дмитрий Антонов. Лекция «Кентавр, слон и краб: неожиданные персонажи русских икон»
Участвуют: Антонов Дмитрий, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и теории культуры РГГУ, директор Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики РАНХиГС.
Кого обычно изображали на иконе? Святых, апостолов... Для чего же русские иконописцы добавляли в свои сюжеты заморских зверей: слонов, крабов и даже кентавров? Ответ на этот вопрос вы получите на лекции Д. Антонова, профессора кафедры истории и теории культуры РГГУ. Вы узнаете о том, как такие необычные персонажи попали в сюжет икон и какой смысл они несли в себе. Дмитрий Антонов – автор книги «Нимб и крест: как читать русские иконы». Главная цель книги – дать читателям ключи, которые позволят «читать» иконы и разбираться в интересных нюансах, скрывающихся в каждом сюжете.
85549476Сегодня на Нонфикшине в Гостином дворе был Антонов, к сожалению я не успел попасть
скрытый текст
02.12
16:15 —17:00
Лекторий
16+
Дмитрий Антонов. Лекция «Кентавр, слон и краб: неожиданные персонажи русских икон»
Участвуют: Антонов Дмитрий, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и теории культуры РГГУ, директор Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики РАНХиГС.
Кого обычно изображали на иконе? Святых, апостолов... Для чего же русские иконописцы добавляли в свои сюжеты заморских зверей: слонов, крабов и даже кентавров? Ответ на этот вопрос вы получите на лекции Д. Антонова, профессора кафедры истории и теории культуры РГГУ. Вы узнаете о том, как такие необычные персонажи попали в сюжет икон и какой смысл они несли в себе. Дмитрий Антонов – автор книги «Нимб и крест: как читать русские иконы». Главная цель книги – дать читателям ключи, которые позволят «читать» иконы и разбираться в интересных нюансах, скрывающихся в каждом сюжете.
85549476Сегодня на Нонфикшине в Гостином дворе был Антонов, к сожалению я не успел попасть
скрытый текст
02.12
16:15 —17:00
Лекторий
16+
Дмитрий Антонов. Лекция «Кентавр, слон и краб: неожиданные персонажи русских икон»
Участвуют: Антонов Дмитрий, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и теории культуры РГГУ, директор Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики РАНХиГС.
Кого обычно изображали на иконе? Святых, апостолов... Для чего же русские иконописцы добавляли в свои сюжеты заморских зверей: слонов, крабов и даже кентавров? Ответ на этот вопрос вы получите на лекции Д. Антонова, профессора кафедры истории и теории культуры РГГУ. Вы узнаете о том, как такие необычные персонажи попали в сюжет икон и какой смысл они несли в себе. Дмитрий Антонов – автор книги «Нимб и крест: как читать русские иконы». Главная цель книги – дать читателям ключи, которые позволят «читать» иконы и разбираться в интересных нюансах, скрывающихся в каждом сюжете.
Завтра на нон-фикшине: 06.04
16:15 —16:45
Лекторий
16+
Дмитрий Антонов. Лекция на тему «Адам и Ева, змея и птица: необычные мотивы в русской иконописи» и презентация книги «Нимб и крест: как читать русские иконы»
Участвуют: Антонов Дмитрий — доктор исторических наук, профессор РГГУ, директор Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ.
Дмитрий Антонов проведет для гостей лекцию на тему «Адам и Ева, змея и птица: необычные мотивы в русской иконописи». Русские иконы скрывают множество необычных образов. Даже в известных композициях можно найти оригинальные «микроистории», созданные иконописцами. Дмитрий познакомит вас с ними и расскажет о том, как на Руси изображали грехопадение и земную жизнь Адама и Евы и какую роль играли здесь птицы. На встрече автор представит свою книгу «Нимб и крест: как читать русские иконы», которая научит читателей ориентироваться в мире икон и понимать логику не только средневековых, но и современных изображений.