Disk 1
Violin Miniatures 1. Franz Schubert (1797-1828) “Ave Maria” (arranged by August Wilhelmi) 05:30 Anahit Tsitsikian and Eleonora Voskanian (piano) 2. Antonin Dvořak (1841-1904) “Gipsy song”, op. 55 (arranged by Fritz Kreisler) 02:40 Anahit Tsitsikian and Nelly Daniel-Beck (piano) 3. Ernest Bloch (1880-1959) “Improvisation” 06:10 Anahit Tsitsikian and Olga Vagenheim (piano) 4. Manuel Ponce (1886-1948) “Estrellita” (arranged by Yasha Heifetz) 03:14 Anahit Tsitsikian and Nelly Daniel-Beck (piano) 5. Fritz Kreisler (1875-1962) “Caprice Vienois”, op. 2 04:25 Anahit Tsitsikian and Nelly Daniel-Beck (piano) 6. Enrique Granados (1867-1916) “Danza Española”, оp. 37 04:08 Anahit Tsitsikian and Nelly Daniel-Beck (piano) 7. Komitas (1869-1935) “Krounk” 04:15 Anahit Tsitsikian and Naum Walter (piano) 8. Komitas (1869-1935) “Keler-tsoler” 03:35 Anahit Tsitsikian and Nelly Daniel-Beck (piano) 9. Makar Yekmalian (1856-1905) “From the Armenian Liturgy” (arranged by Edward Bagdassarian) 04:12 Anahit Tsitsikian and Eleonora Voskanian (piano) 10. Anoushavan Ter-Ghevondian (1887-1961) “Dance of the Slave Woman” (from “Anahit” ballet) 03:10 Anahit Tsitsikian and Eleonora Voskanian (piano) 11. Yervand Sardarian (1889-1977) “Yerevan Sketches” 04:25 Anahit Tsitsikian and Nelly Daniel-Beck (piano) 12. Telemak Ter-Avetissian (1907-1974) “Aria” 05:10 Anahit Tsitsikian and Nelly Daniel-Beck (piano) 13. Aram Khachaturian (1903-1978) Nocturne 04:15 Anahit Tsitsikian and Nelly Daniel-Beck (piano) 14. Aram Khachaturian (1903-1978) Dance in B-dur 04:15 Anahit Tsitsikian and Nelly Daniel-Beck (piano) 15. Aram Khachaturian (1903-1978) “Song-Poem” 05:50 Anahit Tsitsikian and Nelly Daniel-Beck (piano) 16. Edward Bagdassarian (1922-1987) Nocturne 04:25 Anahit Tsitsikian and the author (piano) 17. Geghouny Chitchian (1929) Scherzo 02:30 Anahit Tsitsikian and the author (piano) 18. Gagik Hovounts (1930) Three pieces 04:35 Anahit Tsitsikian and Eleonora Voskanian (piano) Disk 2
Concertos for Violin and Orchestra 1. Johann Sebastian Bach (1685-1750) Concerto for Two Violins and String Orchestra, in d-moll 17:00 Аnahit Tsitsikian (I violin), Jean Ter-Merkerian (II violin),
The Armenian Radio and TV Symphony Orchestra; conductor Raphael Mangassarian 2. Karl Stamitz (1745-1801) Simphonia-Concertante for Violin and Viola 20:42 Anahit Tsitsikian, Hovhannes Anastassian (viola),
The Armenian Radio and TV Symphony Orchestra; conductor Raphael Mangassarian 3. Edward Bagdassarian (1922-1987) “Rhapsody” for Violin and Orchestra 10:50 Anahit Tsitsikian and the USSR Radio and TV State Symphony Orchestra; conductor Maxim Shostakovich 4. Erik Haroutunian (1933) “Concerto-Poem” 17:46 Anahit Tsitsikian and the USSR Radio and TV State Symphony Orchestra; conductor Igor Blajkov 5. Grigor Hakhinian (1926-1991) “Poem on the Themes of Sayat-Nova” 05:27 Anahit Tsitsikian and the USSR Radio and TV State Symphony Orchestra; conductor Maxim Shostakovich 6. Grigor Hakhinian (1926-1991) Adagio (from the ballet “Akhtamar”) 06:12 Anahit Tsitsikian and the USSR Radio and TV State Symphony Orchestra; conductor Maxim Shostakovich Disk 3
Armenian Ancient and Modern Themes for Violin and Organ 1. Makar Yekmalian (1856-1905) “From the Armenian Liturgy” (arranged by Edward Bagdassarian) 04:15
2. Nerses Shnorhaly (1102-1172) “Sunrise songs” (arranged by Edward Bagdassarian) 04:30
3. Edward Bagdassarian (1922-1987) Medieval song 05:35
4. Komitas (1869-1935) “Tsirani tsar” (“Apricot tree”) 03:20
5. Komitas (1869-1935) “Krunk” (“Crane”) 04:15
6. Melik Mavissakalian (1937) Sonata for violin and organ 09:30
7. Erik Haroutunian (1933) Sonata for violin and organ 13:50 Anahit Tsitsikian – violin
Arthur Adamian – organ
Recorded in 1976 at the Dome Temple, Riga
Биография:
Анаит Цицикян (1926-1999) Родилась 26 августа 1926 в Ленинграде (ныне С.Петербург), Россия. В 1950 окончила Ереванскую гос. консерваторию (класс Карпа Домбаева), в 1954 г. аспирантуру при Московской консерватории (рук. Константин Мострас). Концертную деятельность начала уже с раннего школьного возраста. С 1961 - солистка Армянской филармонии. Гастролировала во многих городах СССР и 27 странах мира. Записала три грампластинки на фирме “Мелодия”, имеет фондовые записи на Радио Армении и Москвы. Особое место в репертуаре Цицикян занимала музыка современных армянских композиторов; зачастую она являлась соавтором, редактором и первым исполнителем многих из этих произведений. С 1950 г. преподавала в Ереванской консерватории; основала и вела три новых курса лекций: История и теория смычкового искусства, История армянского исполнительства и Педпрактика. Со студенческих лет активно занималась научно-исследовательской деятельностью. Ей принадлежат изыскания в области истории музыки: смычкового исполнительства, инструментоведения и Музыкальной археологии - науки, основателем которой в Армении она, по сути дела, явилась. С докладами выступала на международных научных конференциях. Много писала и издавалась в Армении и за рубежом. На протяжении творческой деятельности Анаит Цицикян имела более 1000 концертных выступлений, осуществила 60 фондовых записей (сохранились 43), автор 300 статей, радио- и телепередач, докладов. Она являлась членом Союза композиторов Армении и музфонда СССР, Армянского театрального общества, Союза журналистов, Комитета женщин СССР, Армянского отделения АОКСЗ, Совета по комплексной проблеме “Истории мировой культуры” АН СССР, Международной научной Ассоциации Музыкальная археология (“World Archaeology”) и др. Заслуженная артистка Армянской ССР (1967), Кандидат искусствоведения (1970), Профессор (1982).
Отзывы об Анаит Цицикян:
“Ученица моя – Анаит Цицикян обладает большими музыкальными способностями и, при соответствующей работе над собой, безусловно, вырастет в видную,а может быть выдающуюся скрипачку ” (1945 г.)ГРИГОРИЙ ГИНЗБУРГ
профессор Ленинградской консерватории “На последнем показе работы струнного факультета Ереванской консерватории в Москве всеобщее внимание привлекли А.Цицикян и А.Алиев. У Цицикян самобытная манера игры, выявляющая ее глубокую музыкальную чуткость. Ласкающая легкость звука, тонкое чувство инструментального тембра, изящество техники – все это ярко и убедительно показала она при исполнении “Поэмы ” Шоссона и концерта Хачатуряна ” (из книги “Молодые музыканты ”)(1949 г.) К.АЛЕКСАНДРОВ
музыковед, “Никогда не слышал такого Комитаса! Анаит Цицикян, безусловно, несравненная исполнительница его произведений. ”, (1965 г.) АКОП АСАТУРЯН
исследователь творчества Комитаса, редактор газеты “ Лрабер ” (США)“Я бы хотел высказать чувство большого удовлетворения от творческого общения с замечательной скрипачкой. Очень приятно с ней играть. Великолепное звучание ее инструмнета, тонкость построения фразы, широта и размах игры, масштабность исполнения – все эти качества подсилу исполнителю, наделенному большим талантом ” (1972) МАКСИМ ШОСТАКОВИЧ
дирижер“Спасибо тебе, дочка, за то, что в руках твоих вновь ожила и затрепетала скрипка незабвенного Давида Давтяна
.” (1953г.) АВЕТИК ИСААКЯН
поэт““Я очень взволнован талантливой интерпретацией моего концерта в Армении и искренне поражен зрелостью и мастерством молодой исполнительницы Анаит Цицикян. Дай Бог, чтоб наши Народные артисты играли так, как эта девочка ” (1943г.) АРАМ ХАЧАТУРЯН
композитор“ А.Цицикян очень талантливая исполнительница. Она по-настоящему чувствует фразу, а это самое ценное качество исполнителя ”, (1949 г.)ИЗРАИЛЬ ЯМПОЛЬСКИЙ
профессор, музыковед, редактор “ Музыкальной энциклопедии ”“Мне нужно прежде всего высказать то удовольствие, которое я получил от исполнения А.Цицикян. Она даровитая скрипачка, причем обладает своеобразным, оригинальным и самобытным дарованием. Общее впечатление превосходное. Технически она очень хорошо справляется с тем, что исполняет. У нее есть какая-то мудрость и все у нее прекрасно рассчитано.”, (1948 г.) ЕВГЕНИЙ ГУЗИКОВ
скрипач, профессор Мос.консерватории“Цицикян очень даровитая скрипачка с теплым звуком и темпераментом. В концерте Хачатуряна она развернулась так, что нельзя было ожидать. В целом ее исполнение произвело на меня очень хороше впечатление, живой звук, яркость исполнения… ”, (1948 г.) ДМИТРИЙ ЦЫГАНОВ
скрипач, профессор Мос.консерватории“Аспирантка Мос.консерватории Цицикян А.М. - одаренная скрипачка с отличныи музыкальными данными. Ее исполнение характеризуется наличием волевого и эмоционального начала, музыкальностью, красивым звучанием, а также чувством стиля и интересной музыкальной инициативой. Все это позволяет считать Цицикян скрипачкой высокой квалификации с положительной перспективой ее музыкального роста ”, (1953 г.) КОНСТАНТИН МОСТРАС
скрипач, профессор Мос.консерватории“Анаит Цицикян является одной из ведущих исполнителей Советской Армении. Обладая яркой исполнительской индивидуальностью, чувством стиля исполняемого, теплотой звука и глубиной исполнения, Цицикян привлекает своей игрой большое количество слушателей. Часто выступая в концертах устраиваемых в Союзе Композиторов, тов.Цицикян проявила себя наиболее активным пропагандистом музыки классиков и советских армянских композиторов. Оказывая большую творческую помощь композиторам в создании новых скрипичных произведений, она часто является их первым исполнителем ”, (1959 г.) ЭДВАРД МИРЗОЯН
композитор, Народный артист СССР“Выдающийся музыкант и скрипачка Анаит Цицикян – артистка с ярко выражвнной индивидуальностью. Исполнительский характер ее овеян романтизмом; эмоциональность нигде не нарушает чувства меры и безупречности вкуса,позволяя осущеествлять большие динамические контрасты звуковой палитры. Обладая обьемным звуком и незаурядной виртуозностью, артистка свободна от трафарета, искусно пользуясь арсеналом выразительных средств своего дарования. Волевой драматизм и поэтический лиризм подвластны ей в равной степени и пользуется она этими контрастными светотенями с присущей ей благородством и естественностью ”, (1960г.) АВЕТ ГАБРИЭЛЯН
скрипач, Народный артист Арм.ССР“Мне посчастливилось быть одним из первых слушателей Концерта-поэмы Э.Арутюняна в исполнении Цицикян. Анаит - это выдающаяся скрипачка! ”(1961г.) АНДРЕ ГЕТЛЕР
венгерский скрипач, друг Бартока“Вы (обращаясь к композитору Эрику Арутюняну) можете писать музыку бесконечно, ибо имеете такого исполнителя, как Анаит Цицикян ”, (1962 г.) ДМИТРИЙ КЛЕБАНОВ
Композитор, Москва“Много раз доводилось мне слышать игру Анаит Цицикян в Ереване, Москве. Но здесь (в Каире-ред.) Анаит совершенно преобразилась. Казалось скрипка ее дышала, трепетала, рыдала и смеялась. Смычок скользил по струнам то гневно и тревожно, то с тоской и нежностью. То гневно бил по ним, словно желая оборвать их спокойную гладь… И отрываясь от инструмента вдаль под небесный шатер, простирал свои крылья “Крунк” -журавль, а “Цирани-цар ” -абрикосовое дерево билось ветвями и стонало, но как прежде продолжало стоять на своих обожженных скалах вопреки песчаным бурям ….”, (из книги “Караваны еще в пути ”, 1964г.) СИЛЬВА КАПУТИКЯН
поэтесса“Милая Анаит, Ваши записи я прослушал с чувством огромного наслаждения и восхищения Вашей выразительной и такой ритмически чарующей игрой!”, (1970г.) ЙОЗЕФ СИГЕТИ
выдающийся венгерский скрипач“Дорогая Анаит, должен сказать вам какое большое наслаждение доставила мне запись Концерта-поэмы Арутюняна. Какое прекрасное и сильное исполнение! Сколько тонкости и мужества! Браво! ” (1970 г.) МАНУК ПАРИКЯН
скрипач, профессор Лондонской Королевской Академии музыки“ В Москве многие видные музыканты обратили внимание на выступленние Цицикян, отметив в ее исполнении глубокую музыкальность, тонкость и зрелость замыслов, живой звук, изящество техники. Если раньше для ее игры были характерны легкость и утонченность, то позже появились крупные, смелые штрихи, умение подать мысль выпукло, масштабно, размышлять и чувствовать в музыке.
В репертуаре Цицикян наряду с русской и зарубежной классикой много советской музыки, в первую очередь, разумеется, армянской. В интерпретации артистки музыка поэтична, по-юношески свободна, устремлена вперед и в то же время полна строгой мудрой сдержанности ”, (ж. “ Советская музыка ” N 12, 1963) РАФИК СТЕПАНЯН
музыковед“Анаит Цицикян показала себя вируозом обладающим исключительной, необыкновенной силой и ясностью выражения, огненным великолепием… Ее следует поставить в ряд выдающихся скрипачей современности ”, (1965 г.). НЕВИЛ ВИЕРАРАТНА
музыкальный критик, Коломбо, Цейлон“Достаточно нескольких мгновений ее игры на эстраде, чтобы убедиться в том, что она обладает сильной, яркой музыкальной индивидуальностью. Теплотой и непосредственностью исполнения она сразу же захватывает и покоряет слушателя. Очарование ее игры не результат внешнего блеска, а выражение внутреннего мира артистки, искренности и богатства ее натуры ” (1969г). Музыкальный критик газеты “ ЛЕ МОНД ”, Париж