Не самая известная, однако, достаточно самобытная и безусловно одарённая московская группа,
Мозаика принадлежала к числу долгожителям столичной рок-сцены, ибо начав существование в студенческой самодеятельности конца 60-х, она, пережив множество изменений моды, стиля и состава, продолжала выступать и записываться вплоть до начала 90-х.
Оригинальную версию
Мозаики собрали в декабре 1969 студенты Университета и МИИТ, соответственно,
Ярослав Кеслер (р.25.06.46 в Москве), бас, вокал, и
Вячеслав Малежик (р.17.02.47 в Москве), гитара, вокал. Оба выросли в послевоенные годы.
Кеслер пел в школьном хоре, увлёкся музыкой, слушая рок на костях, осенью 1957 играл рок-н-роллы в четыре руки с приятелем по музыкальной школе, в 1962 стал руководить небольшим оркестром в клубе Госплана на Сретенке, освоив ф-но, гитару и бас, подрабатывал игрой на танцах, а 8 ноября 1963 дебютировал как певец, исполнив "Jailhouse Rock"
Элвиса и "Tutti-Frutti"
Литтл Ричарда. На следующий год
Ярослав собрал своё акустическое трио, из которого выросла бит-группа
Челленджерс.
В
Челленджерс начинал и студент Гнесинки, барабанщик
Александр Жестырёв. Когда весной 1967
Кеслер на время покинул музыку, его место занял
Слава Малежик, а
Челленджерс стали
Ребятами.
Малежик играл на баяне, пробовал освоить барабаны, однако, начав сочинять и петь свои песни, сменил их на гитару. Вскоре к ним присоединились клавишник
Юрий Чепыжев и известный гитарист
Валерий Хабазин: до этого он играл в Донецкой филармонии с ВИА
Современники, руководил которым молодой
Давид Тухманов. Звуком заведовал
Владимир Стерликов.
Название группе дала одна из песен
Малежика.
Мозаика репетировала в клубе МГУ, а затем в МИИТ; они активно участвовали в студенческой жизни того времени, в частности, записали музыку к короткометражному игровому фильму команды КВН МИИТ и озвучивали танцевальные вечера.
Хабазин через несколько месяцев ушёл к
Весёлым Ребятам, в середине 70-х играл в
Самоцветах, позднее эмигрировал в Испанию, а оттуда в Швецию.
Мозаика надолго осталась вчетвером. В этот период они были непременными участниками мероприятий клуба "Мелодия и Ритм", организованного под эгидой местного комсомола, а после того, как тот был закрыт, продолжали играть на танцах и выступать на сэйшенах, бысто войдя в число наиболее популярных групп столицы.
В 1972 группа записала несколько своих песен для Всесоюзного радио, годом позже - по линии молодёжных обменов - удачно съездила в Болгарию, однако, ужесточение контроля за самодеятельной сценой, необходимость зарабатывать на жизнь и неопределённость её статуса привели к тому, что в январе 1973
Мозаика пережила первый серьёзный кризис.
Малежик и
Чепыжев ушли - первый тоже в
Весёлые Ребята, второй в ресторан.
Кеслер и Жестырев, однако, вскоре реанимировали
Мозаику, в состав которой был приглашён ещё один герой андерграунда, гитарист
Михаил "Джеггер" Калашников. Другие вакансии заняли клавишник из МГУ
Ованес Мелик-Пашаев и певец
Владимир Бахмутов. К сожалению, этот состав оказался нестабилен и распался, не просуществовав и года.
Калашников продолжал так же кочевать из группы в группу, а
Мелик-Пашаев в 1978 стал администратором, а иногда звукооператором
Машины Времени, с которой работал до весны 1982, после чего организовал музыкальный центр и группу своего имени, которая была ни чем иным, как очередной инкарнацией
Воскресения! (Кстати, именно с ней он в 1984 последний раз выходил на сцену как музыкант.)
В 1974 в
Мозаику вернулся разочарованный в профессиональной сцене
Юрий Чепыжев, а после того, как в группе появился гитарист и певец
Валерий Шморгунов (экс-
Искатели Приключений),
Кеслер воплотил в жизнь давнишнюю мечту, поставив своими силами русскоязычную версию мюзикла
Тима Райса и
Эндрю Ллойда-Уэббера "Jesus Christ Suрerstar", для которой сам написал либретто. На короткое время в группу влился певец
Андрей Кирисов, позже участник ВИА
Музыка,
Венец,
Добры Молодцы и т.д.
В середине 70-х
Мозаика, подобно многим современникам, переболела своего рода гигантоманией, выражавшейся в увлечении большими составами, крупными формами и арт-роковой помпезностью. В 1975 они реализовали едва ли не самый честолюбивый проект
Кеслера, рок-сюиту "Мирослава" (на его стихи с фрагментами поэзии
Семёна Кирсанова и других современных авторов). Для постановки была приглашена мощная секция духовых, но проблемы со звуком и невозможность найти подходящую по параметрам сцену заметно ограничили внимание публики к этому opus magnum.
Во второй половине 70-х
Мозаика ещё несколько раз обращалась к крупным формам (песенный спектакль "Чем чёрт не шутит", сюита по мотивам альбома
The Beatles "Sgt Pepper's Lonely Hearts Club Band" и т.д.), пережила ряд изменений в составе (
Чепыжева, в частности, сменил
Александр Воронов из
Лабиринта, позднее игравший в
Виктории и
Машине Времени) и, фактически, распалась к началу следующего десятилетия.
Кеслер, окончив в 1970 химфак МГУ и аспиратнуту, серьёзно занялся наукой и вскоре защитил кандидатскую диссертацию.
Тем не менее, когда в 1980 олимпийская идеологическая оттепель позволила многим столичным музыкантам так или иначе легализовать своё творчество,
Кеслер,
Жестырёв и
Шморгунов, к которым примкнули
Юрий Малистов, вокал, и
Валерий Ажажа, клавишные, вновь подняли знамя
Мозаики. Они участвовали в культурной программе Олимпиады, в 1982 записали свой первый магнитофонный альбом "Маскарад" и - вместе с питерскими
Россиянами и свердловским
Урфин Джюсом - с успехом выступили на фестивале "OPUS-82" в Вильнюсе. Годом позже
Жестырева за барабанами сменил
Сергей Востоков.
Мозаика относительно благополучно пережила антироковую кампанию середины 80-х, стараясь не идти ва-банк и сотрудничая с властями там, где это не шло вразрез с убеждениями музыкантов. Так 29 июня 1984
Мозаика и
Олимпия вместе выступили на официальном "Марше Мира". Группа продолжала мыслить крупными формами: в 1983 на сцене были поставлены программы "Лунатик" и "Кольцевая дорога", в 1985 "Тревожный мир 80-х" и т.п. Только после 1986
Мозаика вернулась к активной деятельности, выпуская по магнитоальбому в год: "Кольцевая дорога" (1983), "Рак на горе" (1984), "Букашки" (1985) и "Мозаика" (1986).
В 1985 песня Кеслера "Осень в Сигулде" на стихи
Андрея Вознесенского прозвучала в телефильме "Витражных дел мастер", посвящённом творчеству знаменитого поэта (вместе с записями
Цветов,
Рондо,
Татьяны и
Сергея Никитиных,
Александра Градского,
Аллы Пугачёвой,
Александра Абдулова,
Михаила Боярского и других).
Годом позже фирма "Мелодия" выпустила её первую пластинку "Рубикон" с песнями из программ
Мозаики начала 80-х, записанными на четырёх разных студиях. Она имела успех у слушателей, войдя в двадцатку самых успешных пластинок 1987 года, поэтому в том же году за ней последовали миньон "Икебана"/"Нет голоса" и макси-сингл "Пару поддай!", а в 1988 альбом "Чур меня!". Он тоже состоял из материала
Кеслера и
Шморгунова разных лет, а его главным номером стала песня
Ярослава "Памяти Джона Леннона".
Во второй половине 80-х
Мозаика продолжала выступать и записываться, несколько раз выезжала за границу, но значительной роли на рок-сцене страны, переживавшей бумы питерского и уральского рока, металла, новой волны и т.д., уже не играла. В 1988, ещё до записи "Чур меня!", группу покинул
Юрий Малистов, а сама она незаметно прекратила существование к началу 90-х.
Валерий Шморгунов собрал
Анаконду.
Валерий Ажажа стал клавишником группы
Комби, сопровождавшей поп-певицу
Алёну Апину. Остальные участники
Мозаики покинули сцену. Самый заметный из них,
Ярослав Кеслер, вернулся в науку, в дальнейшем занимался серьёзными исследованиями в сфере кристаллохимии, материаловедения, термохимии и т.д. В 1997 он стал профессором и доктором наук. Помимо того,
Кеслер - автор множества статей и книг как в области химии, так и касающихся альтернативной истории цивилизации. Он - лауреат премий им. Менделеева и Ломоносова; награждён дипломом Союза журналистов Москвы.
В начале второго десятилетия XXI века
Кеслер серьёзно задумался о том, чтобы сохранить для истории творчество
Мозаики, и занялся реставрацией и ремастерингом её записей. В начале 2015 под лэйблом Paintrock был издан альбом "Хаос" - в него вошёл лучший материал программ "Лунатик" (1983) и "Кольцевая дорога" (1983). В декабре того же года была закончена запись "первого тома мемуаров" под названием "Родственные души".
Андрей Бурлака http://www.rock-n-roll.ru/