Красота природы (3 книги) Год издания: 2005-2008 Автор: Гульд Д., Одюбон Дж. Издательство: Белый город Серия: Красота природы Язык: Русский Формат: PDF Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Нет Количество страниц: 418+316+499 Описание: Издательство "Белый город" в сотрудничестве с Государственным Дарвиновским музеем с удовольствием представляет своим читателям ряд великолепных образцов книжного искусства авторства Джон Гульда и Джеймса Oдюбона в серии альбомов "Красота природы".
Примеры страниц
Состав раздачи:
Птицы Америки.Автор: Джеймс Одюбон, 2007 г., ISBN 5-7793-1179-3, 418 стр. Птицы Азии.Автор: Джон Гульд, 2005 г., ISBN 5-7793-0970-1, 499 стр. Колибри. Автор: Джон Гульд, 2008 г., ISBN 978-5-7793-1398, 316 стр.
Об Авторах:
Жан Жак (Джеймс) Одюбон родился 26 апреля 1785 года на французской части острова Гаити, но вскоре семья вернулась во Францию. Когда мальчику исполнилось десять лет, отец послал его в военную школу, однако юный Жан Жак с гораздо большей охотой рисовал птиц. Отец показал его художества Жаку Луи Давиду. Творец прославленной картины "Смерть Марата" заинтересовался талантливым подростком. У Давида Жан Жак брал уроки с 1795 по 1798 год. в 1803 году Одюбон, назвавшись Джеймсом, уехал в Америку. В Филадельфии он с головой погрузился в любимое занятие. К сожалению, ни одна птица не способна замереть настолько долго, чтобы художник успел изобразить каждое ее перышко и каждый изгиб тела. Джон Джеймс стремился к максимальной точности. Он вынужден был убивать непоседливые создания, чтобы оживлять на бумаге. Принеся домой застреленную птицу, он с помощью проволоки придавал ей правдоподобную позу и зарисовывал в натуральную величину. Пользовался он акварелью, пастелью, графитом или маслом. Порой применял смешанную технику. С работой и бизнесом дела не пошли и Джон Джеймс пополнил ряды уличных художников. 1819 год стал поворотным для бедного художника, Одюбон устроился в Западный музей в Цинциннате, и — главное — встретился с Александром Вильсоном. Автор семитомной монографии "Американская орнитология" пригласил собрата по увлечению в географическую экспедицию. Путешествие растянулось на многие месяцы. Вильсон и Одюбон проследовали вдоль всех рек западного побережья США и Канады, от полуострова Флорида до полуострова Лабрадор. Вильсон описал пернатых чернилами, Одюбон — красками. К 1824 году у него скопилось более тысячи изображений птиц, обитающих на просторах Америки. Одюбон загорелся идеей издать альбом своих рисунков. Специалисты высоко оценили научную достоверность и поэтическую выразительность образов, но субсидировать публикацию отказались. Типографы вообще заявили, что вырезать печатные формы для таких рисунков практически невозможно. Одюбон впал в отчаяние. На выручку пришел Шарль Люсьен Бонапарт, племянник Наполеона. Он посоветовал отправиться в Англию. В "мастерской мира", сказал, и граверы лучше, и деньги на издание альбома найти проще. 17 мая 1826 года Одюбон отбыл из Нового Орлеана в Ливерпуль. Без гроша в кармане, но с рекомендательными письмами которые сослужили ему добрую службу и помогли организовать выставку в Королевском институте. Вернисаж имел большой успех, и публика валом повалила смотреть на диковинные рисунки. Ухватив удачу за хвост, Одюбон объявил подписку на альбом и довольно быстро собрал необходимую сумму. Сам Георг IV заказал экземпляр. Оставалось найти гравера, способного изготовить сложные медные клише. И снова Одюбону повезло. За дело взялся Уильям Хоум Лизарз. Вскоре был получен пробный оттиск с гравировальной пластины. Предполагалось, что альбом будет состоять из трех томов, в каждом 133 гравюры, раскрашенные вручную, дублирующие размеры оригиналов и снабженные авторскими комментариями. Альбом должен был выходить в течение шестнадцати лет отдельными выпусками по пять гравюр. Подписчикам гарантировалась ежемесячная доставка двух выпусков в оловянных коробках. Обстоятельства распорядились по-другому. Объем альбома увеличился, срок публикации сократился, периодичность выпусков нарушилась, к счастью, это не сказалось на качестве гравюр. Современник Одюбона доктор Херик писал: "Работа великолепна, ее отличает удивительная красота и редкостная тщательность исполнения. Это одно из самых интересных начинаний в истории науки и литературы, преодолевшее все препятствия, которые создавали Время и Случай. Текст, сопровождающий рисунки, тоже прекрасен. Уникальная в каждой детали отделки книга на протяжении столетий останется блестящим примером триумфа труда, духа и воли человека". Окрыленный восторженными отзывами, Одюбон выпустил альбом за океаном. Английское издание (Лондон, 1827—1838) обошлось подписчику в 182 фунта 14 шиллингов, американскому (Нью-Йорк, 1839—1844) — в 1000 долларов. Сейчас книга "Птицы Америки" (435 гравюр, 1065 сюжетов) как величайшая редкость стоит, по прикидкам экспертов, от 20 до 40 миллионов долларов. Завершив основной труд своей жизни, Одюбон выпустил в свет еще несколько книг: "Орнитологические биографии" (изд. 1831—1939), "Живородящие четвероногие Северной Америки" (изд. 1845—1854), "Биографии американских четвероногих" (изд. 1846-1853). Умер Джон Джеймс Одюбон, член Лондонского королевского общества и Линнеевского общества, 27 января 1851 года в Нью-Йорке. Джон Гульд родился в Дорсетшире (Англия) в 1804 году. Нам ничего не известно о том, какое начальное образование получил Гульд, скорее всего, самое элементарное. В 1818 году отец Джона был назначен старшим садовником королевских садов в Виндзоре. Юный Гульд обучался там же наследственной профессии. Увлечение естественной историей, регулярные занятия по изучению местных птиц и зверей постепенно сделали из Гульда хорошего коллекционера и таксидермиста. Собирание всяческих естественнонаучных коллекций было популярным хобби среди состоятельных англичан того времени. Коллекционировались птичьи гнезда, птичьи яйца, чучела, бабочки, ракушки, ботанические гербарии... Гульд организовал собственную чучельную мастерскую в Лондоне в 1824 году и получил несколько заказов от королевской семьи. Самая известная работа его мастерской — изготовление чучела жирафа, любимца короля Георга IV. Жираф был привезен из Египта, прожил два года в королевском зверинце и погиб, опечалив этим короля Англии. В возрасте двадцати трех лет Джона Гульда назначили куратором и хранителем музея в недавно основанном Лондонском зоологическом обществе. Именно там ему довелось совместно работать с выдающимися зоологами. В 1830 году он получил на хранение прекрасную коллекцию птиц из Индии, которую описал в роскошно иллюстрированной монографии "Птицы Гималаев". Это первое издание (Лондон, 1831) Гульда заложило основу, генеральное направление всей последующей деятельности ученого-натуралиста. С этого времени вся жизнь Джона Гульда была посвящена только птицам и книгам. В 1832—1837 годах выходит пятитомное издание "Птицы Европы", а через год — "Обзор птиц Австралии" в четырех томах. В 1838 году Гульд едет в Австралию для изучения фауны этого континента. Результатом экспедиции стал целый ряд фундаментальных научных публикаций. Вот только важнейшие из них: "Птицы Австралии" (семь томов, 1840—1848; три дополнительных тома в 1850—1852); "Звери Австралии" (трехтомник, 1845—1860); "Полевой определитель птиц Австралии" (в двух томах, 1865). Гульд написал и издал множество прекрасно иллюстрированных книг о птицах мира: "Птицы Европы", "Птицы Великобритании", "Колибри", "Птицы Папуа и Новой Гвинеи", "Туканы" и другие. Наделенный огромной энергией и организаторскими способностями, он не работал в одиночку, но руководил мастерской высококвалифицированных анималистов — художников, специализирующихся на рисовании животных. В этот творческий коллектив входили выдающиеся иллюстраторы книг того времени: Г.К. Рихтер, Уильям Харт, Эдвард Лир, Джозеф Вольф. Умер Джон Гульд в 1881 году в Лондоне. Часть книг, начатых им при жизни, была закончена учениками и соратниками и издана посмертно.
Об издании:
Формирование коллекций Государственного Дарвиновского музея началось в 1907 году с частного собрания Александра Федоровича Котса (1880— 1964), замечательного ученого-зоолога и первого директора музея. Его стараниями, был создан неповторимый стиль музея. Однако Александра Федоровича интересовали не только зоологические экспонаты. Он коллекционировал редкие книги по естествознанию. В настоящее время собрание Дарвиновского музея редких книг XVI—XIX веков составляет более восьми тысяч томов. Среди них следует отметить такие издания, как "История животных" Кондрада Геснера с рисунками автора (изд. 1551—1560), "Естественная история птиц" французского орнитолога Пьера Беллона (середина XVI в.), книги Уллиса Альдрованди. Интересен красочный альбом рисунков Сибиллы Мериан с раскрашенными вручную гравюрами.
В середине XIX века полиграфические возможности для тиражирования полноцветных изображений были крайне ограничены даже в такой промышленно развитой и передовой стране, как Англия. Авторский рисунок исполнялся в технике литографии, затем печатался на большеформатных листах бумаги тиражом около сотни оттисков и после этого раскрашивался акварелью от руки. Рисунки в каждой книге во всем тираже расцвечивались художником вручную максимально точно, ведь это были научные издания. Позднее листы переплетались в книги форматом in quarto. В настоящее время все издания Гульда и Oдюбона представляют собой библиографическую редкость. Немногие сохранившиеся экземпляры книг давно осели в крупных библиотеках, мировых центрах науки, в богатых частных коллекциях. Теперь это одни из самых дорогих печатных книг за всю историю книгопечатания, отдельные листы продаются на художественных аукционах по цене от 800 до 3000 и даже до 5000 долларов. А ведь в одной книге полного состава (например, "Птицы Азии") около 450 листов. Первые прижизненные издания Oдюбона на аукционных торгах достигают цены полтора—три миллиона долларов за комплект (четыре тома, около 500 листов изображений птиц). Во всей Европе сохранилось не более трех—четырех полных комплектов этого издания. В России книги Гульда (впрочем, как и Oдюбона) никогда не были доступны для широкой публики. Несколько коллекционеров имели у себя отдельные экземпляры. Часть этих альбомов сейчас хранится в специализированных библиотеках.
Издания Гульда и Oдюбона являются украшением библиотеки Дарвиновского музея. Данные книги содержится в специальном фонде музея и доступны не каждому. Это роскошно иллюстрированные альбомы, изданные в натуральной коже с золотым тиснением и обрезом. Они были напечатаны в Лондоне в 1837 году очень маленьким тиражом. Сохранившееся в музее полное собрание является большой редкостью. Удивительная красота и тщательность исполнения делают эти альбомы поистине уникальными. В настоящем издании мы постарались с максимальной точностью воспроизвести для Вас классические рисунки английских художников-анималистов. Формат изображений несколько уменьшен по сравнению с оригиналом. Все латинские названия птиц даны в их современном общепринятом написании. Русские наименования в большинстве случаев также приведены в соответствии с научной орнитологической номенклатурой. Необходимые примечания к иллюстрациям были подготовлены кандидатом биологических наук, ученым-орнитологом Евгением Кобликом (МГУ, Москва). Особенную признательность издательство "Белый город" выражает директору Дарвиновского музея (Москва) Анне Иосифовне Клюкиной. Без ее доброжелательного содействия настоящее издание было бы не осуществимо.