друзья, прочел всю ветку, позвольте высказаться и дать ответ на большое количество вопросов, которое задали комментаторы. текст ниже раскрывает содержание фильма, поэтому, если вы еще не смотрели фильм или не хотите обсуждать содержание - не читайте.
мой монолог поделен на разделы, в которых я дам свою оценку картине.
1. жанровая принадлежность
жить - это, безусловно, драма, однако с большим количеством определений перед. количество определений зависит от искушенности критика, в моем случае это будет "русская бытовая экзистенциальная драма с элементами некрореализма".
большое количество вопросов и негативных реплик, поданных выше, исчезнут, если авторы потрудятся изучить понятия "экзистенциализм", "русская бытовая драма", "некрореализм". данный поджанр лежит целиком в плоскости авторского кино и очень сложен для полноценной реализации режиссером и для восприятия зрителем. именно поэтому полномасштабных примеров, эталонных картин в этом поджанре не большое количество и они известны, в основном, почитателям арт-хауса. как уже упоминалось, рядом можно поставить "груз 200", отчасти "кочегара" и "сибирь.монамур" и ряд схожих картин.
фактурой в данном поджанре является достоверно переданная действительность. это проявляется в декорациях и костюмах, которые не должны быть отличимы от оригиналов, чрезмерно "прилизаны" для камеры и т.п. игра актеров, их персонажи также максимально приближены к реальному поведению людей. у зрителя должно создаваться впечатление, что он просматривает прямой репортаж, съемку с телефона участника событий или сводку новостей.
как правило, для провокации зрителя, режиссер прибегает к демонстрации аморальных поступков, гротескных противоречивых персонажей, что способствует более полному раскрытию авторского замысла .
2. сюжет
три истории, повествующие о смерти окружающих гг лиц, возникновении у гг реактивных психозов с характерными чертами их проявления и механизмов купирования.
2.1 новелла "мальчик"
экспозиция, завязка, кульминация и развязка - как таковых, не усмотрел.
развитие - мальчик, узнавший от матери о том, что его отец недавно погиб, впадает в реактивный бредовый психоз, в котором он представляет себе отца живым, совершает с умершим различные действия. на самом деле гг находится дома в постели и принимает медикаменты.
2.2 новелла "мать"
экспозиция - страдающая от алкоголизма женщина решает изменить свою жизнь и встретиться со своими детьми, которых у нее забрали органы опеки
завязка - женщина ждет представителя органов опеки, та приходит, оценивает обстановку, условия проживания и адекватность женщины
развитие - госслужащая, войдя в положение женщины, идет на должностное преступление и, в отсутствие водителя, отправляет детей к себе навстречу одних, в надежде встретить их на остановке. в результате дтп дети погибают, их хоронят.
кульминация - женщина впадает в реактивный психоз с механизмом отрицания. в результате этого она использует своих бывших собутыльников для того, чтобы выкопать могилу, достать трупы детей и принести их к себе домой.
развязка - после того, как дом окружен полицией, женщина прячет трупы и собаку в подвале, а себя взрывает баллоном с газом
2.3 новелла "пара"
экспозиция, завязка - неформальная пара принимает решение о венчании.
развитие - в церкви происходит венчание. в электричке на обратном пути мч избивают и грабят, после чего он умирает в больнице.
кульминация - гг впадает в реактивный психоз, находится в аффективно-шоковом состоянии и пытается совершить суицид.
развязка - после неудачной попытки суицида гг осознает и принимает произошедшее.
эпилог - гг принимает решение жить дальше.
3. затронутые проблемы
проблема восприятия смерти
проблема отцов и детей
проблема антигуманистической трансформации общества (равнодушие к чужому несчастью, страх и безразличие, отсутствие сострадания)
проблема отсутствия государственности и, как часть ее, отсутствие эффективного института поддержки попавшим в трудную психологическую ситуацию
проблема социальной изоляции как фактора психопатологии
4. немного от себя.
из указанного выше ищущие найдут для себя большинство ответов на вопросы, которые ставит перед зрителем фильм сигарева "жить".
и еще добавлю немного от себя: внимание к подробностям, к фактуре - вот что лежит во главе поджанра. такой акцент априори смещает фокус зрителя на материальное, на обыденное, на повседневность, в которой нет места экзистенциальному. герои фильма просто существуют в своих мирах, покорно влача лямку мирского существования. именно поэтому у большинства зрителей возникает чувство беспросветности, т.н. "чернухи" - автором не предусмотрена возможность "светлого" начала в изначально заданных "темных" координатах картины.
герои, которые хотят "выпрыгнуть из клетки", обречены на провал, ибо их жизнь в целом не имеет смысла и присутствие или отсутствие в ней оных глобально ничего не меняет, но становится катастрофой для тех, кто привык сосуществовать рядом с ними, превратил сам факт существования близкого человека в элемент системы координат. и когда погибает сам человек, рушится и их система координат, что на практике проявляется психическими расстройствами.
ровно по этой же причине (бытовой реализм) в картине не может быть элементов религиозной идеологии - на нижнем уровне существования гг все мысли только о насущном, что подтверждают отношения ггероини со священником и в целом линия церкви. однако лишь эта героиня, способная к экзистенциальному, к состраданию в результате и находит в себе силы жить дальше.