Нарратология
Год издания: 2008
Автор: Шмид Вольф
Жанр или тематика: языкознание
Издательство: Языки Славянской Культуры
ISBN: 978-5-9551-0253-5
Серия: Коммуникативные стратегии культуры
Язык: Русский
Формат: EPUB
Качество: Издательский макет или текст (eBook)
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 430 стр. 41 иллюстрация
Описание: Книга призвана ознакомить русских читателей с выдающимися теоретическими позициями современной нарратологии (теории повествования) и предложить решение некоторых спорных вопросов. Исторические обзоры ключевых понятий служат в первую очередь описанию соответствующих явлений в структуре нарративов. Исходя из признаков художественных повествовательных произведений (нарративность, фикциональность, эстетичность) автор сосредоточивается на основных вопросах «перспективологии» (коммуникативная структура нарратива, повествовательные инстанции, точка зрения, соотношение текста нарратора и текста персонажа) и сюжетологии (нарративные трансформации, роль вневременных связей в нарративном тексте). Во втором издании более подробно разработаны аспекты нарративности, события и событийности. Настоящая книга представляет собой систематическое введение в основные проблемы нарратологии.
Возрастное ограничение: 0+
Оглавление
Вольф Шмид. Нарратология
Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию
Глава I. Признаки художественного повествования
1. Нарративность
Классическое и структуралистское понятия нарративности
Нарративные и описательные тексты
Повествовательные и миметические нарративные тексты
Событийность и ее условия
2. Фикциональность
Мимесис и вымысел
Признаки фикциональных текстов
Инсценировка чужого сознания как черта фикциональных текстов
Фиктивный мир
3. Эстетичность
Глава II. Повествовательные инстанции
1. Модель коммуникативных уровней
2. Абстрактный автор
Конкретные и абстрактные инстанции
Предыстория понятия «абстрактный автор»
Критика категории авторства
Абстрактный автор: за и против
Две попытки расщепления абстрактного автора
Набросок систематического определения
3. Абстрактный читатель
Абстрактный читатель как атрибут абстрактного автора
Предыстория понятия «абстрактный читатель»
Определение абстрактного читателя
Предполагаемый адресат и идеальный реципиент
4. Фиктивный нарратор
Повествователь – рассказчик – нарратор
Эксплицитное и имплицитное изображение нарратора
Личностность нарратора
Антропоморфность нарратора
Выявленность нарратора
Абстрактный автор или нарратор?
Типология нарратора
Первичный, вторичный и третичный нарратор
Диегетический и недиегетический нарратор
Экскурс: Колебание Достоевского между диегетическим и недиегетическим нарратором в романе «Подросток»
Типы диегетического нарратора
Повествующее и повествуемое «я»
5. Фиктивный читатель (наррататор)
Фиктивный адресат и фиктивный реципиент
Фиктивный и абстрактный читатель
Эксплицитное и имплицитное изображение фиктивного читателя
Повествование с оглядкой на фиктивного читателя («Подросток»)
Диалогизированный нарративный монолог
Глава III. Точка зрения
1. Теории «точки зрения», «перспективы» и «фокализации»
Ф. К. Штанцель
Ж. Женетт и М. Бал
Б. А. Успенский
2. Модель точки зрения
Происшествия как объект точки зрения
Восприятие и передача
Планы точки зрения
Нарраториальная и персональная точки зрения
Перспективация в диегетическом повествовании («Выстрел»)
Нарраториальная и персональная точки зрения в разных планах
Однополюсная и разнополюсная точки зрения
К методике анализа точки зрения
Глава IV. Нарративные трансформации: происшествия – история – наррация – презентация наррации
1. «Фабула» и «сюжет» в русском формализме
Порождающие модели
В. Шкловский
М. Петровский
Л. Выготский
Б. Томашевский
2. Преодоление формалистского редукционизма
«История» и «дискурс» во французском структурализме
Трехуровневые модели
3. Четыре нарративных уровня
Порождающая модель
Место точки зрения
От происшествий к истории
Отбор и точка зрения
Растяжение и сжатие
Неотобранное
От истории к наррации
Композиция наррации и точка зрения
От наррации к презентации наррации
Порождающая модель точки зрения
Происшествия и история повествовательного акта
Семиотическая модель
Глава V. Текст нарратора и текст персонажа
1. Сказ
Определения
Характерный и орнаментальный сказ
2. Интерференция текста нарратора и текста персонажа
Две стихии повествовательного текста
Структура текстовой интерференции
Чистые тексты и нейтрализация оппозиции текстов
Текстовая интерференция как трансформация текста персонажа
Прямая речь и прямой внутренний монолог
Прямая номинация
Косвенная речь и свободная косвенная речь
Несобственно-прямая речь: история исследования в России
Несобственно-прямая речь: определение
Несобственно-прямая речь в русском языке: типология
Несобственно-прямой монолог
Несобственно-прямая речь в диегетическом повествовании
Несобственно-авторское повествование
Функции несобственно-прямой речи и несобственно-авторского повествования
Завуалированность и двутекстность
Глава VI. Временная и вневременная связь элементов
1. Эквивалентность
Сходство и оппозиция
Соотношение временной и вневременной связи элементов
2. Тематические и формальные эквивалентности
Типы эквивалентности
Формальные эквивалентности
Фоническая эквивалентность и ее смысловая функция
Восприятие эквивалентностей
3. Орнаментальная проза
Звуковая и тематическая парадигматизация
Орнамент, поэзия, миф
Литература
Словарь и указатель нарратологических терминов