Библиотека журнала «Ab Imperio» - Герасимов И.В. и др. (ред.) - Новая имперская история постсоветского пространства [2004, PDF/DjVu, RUS]

Страницы:  1
Ответить
 

Майориан

Стаж: 12 лет 10 месяцев

Сообщений: 241


Майориан · 18-Апр-15 14:05 (9 лет 8 месяцев назад)

Новая имперская история постсоветского пространства
Год: 2004
Автор: Герасимов И.В. и др. (ред.)
Жанр: Сборник статей
Издательство: Центр Исследований Национализма и Империи
ISBN: 5-85247-024-4
Серия: Библиотека журнала «Ab Imperio»
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Изначально компьютерное (eBook)
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 657
Описание: Сборник статей «Новая имперская история постсоветского пространства» является результатом пятилетней работы редакционного коллектива международного журнала Ab Imperio и открывает книжную серию «Библиотека журнала Ab Imperio». Редакторы и авторы сборника обращаются к актуальной сегодня теме империи, обозначая современное состояние исследований по истории национализма и многонационального общества в Российской империи и Советском Союзе и описывая перспективы дальнейшего научного поиска с помощью формулы «Новая имперская история», в которой империя рассматривается как исследовательская ситуация, а не структура, проблема, а не диагноз. Первая часть сборника посвящена проблеме «биография исследователя как историографический фактор» и призвана ответить на вопрос: как личный опыт влияет на профессиональный, и что помогает исследователям «увидеть» империю? Вторая часть фиксирует эпистемологическую ситуацию, в которой развивается новая имперская история: исчезновение чёткой общепризнанной иерархии масштабов анализа и «единиц измерения». Третья часть сборника отдана «микроисторическим» исследованиям отдельных регионов, приграничных территорий, национальностей, пересматривающим представление об унифицированном пространстве империи. В четвёртой части общеимперское пространство рассматривается как сеть социальных и культурных взаимодействий различных социальных и этнических групп, а история отдельных регионов, пограничных территорий и национальностей описывается в многонациональном имперском окружении. Авторы сборника – исследователи из России, Украины, США, Канады, Великобритании, Германии и Японии – посвящают эту книгу патриарху имперских исследований России профессору Сеймуру Беккеру, которому в 2004 г. исполняется 70 лет.
Примеры страниц
Оглавление
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 

Wal-ker

Top Bonus 03* 1TB

Стаж: 14 лет 11 месяцев

Сообщений: 3770

Wal-ker · 20-Июл-15 15:34 (спустя 3 месяца 2 дня, ред. 20-Июл-15 18:21)

Майориан
Спасибо!
В статье комрада Й. Баберовски удивили некоторые пассажи:
В 1904 г. среди всех учащихся бакинских мужских гимназий мусульмане составляли только 6,7 %, в женских гимназиях соответствующий показатель был равен 0,5 %. Соответственно 43,6 % и 37 % учащихся этих учебных заведений составляли выходцы из армянской общины города1*....
В 1878 г. российская городская реформа дошла до Баку..
Формально мусульманское население составляло большинство избирателей, поскольку цензовая избирательная система давала преимущества прежде всего земле- и домовладельцам. Однако царское правительство выпустило указ, по которому число депутатов-нехристиан не должно было превышать одну треть депутатов городской думы*’7. В 1892 г. этот уровень был снижен до одной пятой. Эти меры были направлены против евреев в империи, но в Закавказье» они затронули прежде всего мусульманское население.
Автор указывает на некое формальное преобладание мусульманского населения, которое кровавый царизм щемил вместо евреев. Данная цензовая система применялась при выборах в гос. думу РИ. Списки выборщиков можно легко обнаружить в любом республиканском архиве, а процентная представительность депутатов широко освещалась и секретом может являться только для немца.
Нашёл этот "царский указ" :D, на который ссылается комрад - Городовое положение 1870 г
скрытый текст
Городовое положение 1870 г.
Глава I. Общие положения
1. Попечение и распоряжения по городскому хозяйству и благоустройству предоставляются городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением — Губернатору, на точном основании правил настоящего Положения.
2. К предметам ведомства городского общественного управления принадлежат:
а) дела по устройству сего управления и по городскому хозяйству на основании правил, в настоящем Положении изложенных;
б) дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устроении города, согласно утвержденному плану; заведывание, на основании правил, ниже изложенных (ст. 55 п. 5, 103‒108), устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров, городских общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, а равно и освещением города;
в) дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение в пределах, законом указанных (ст. 103‒108 и Уст. пожарн. ст. 1, примеч. по Прод. 1863 г.), об охранении народного здравия, о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об ограждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений ст. 111, 112, 113 и мн. Гос. Сов. 6 Февр. 1862 г.);
г) устройство за счет города благотворительных заведений и больниц и заведывание ими, на основаниях, указанных для земских учреждений относительно подведомственных сим последним такого рода заведений (ср. Пол. о Зем. Учрежд., ст. 2, п. IV); участие, на том основании, в попечении о народном образовании (ср. Пол. о Зем. Учрежд., ст. 2, п. VII), а также устройство театров, библиотек, музеев и других подобного рода учреждений;
д) представление Правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных нужд и польз города, и ходатайство по сим предметам (ст. 54 и 55, п. 14), — и
е) другие обязанности, возлагаемые законом на общественное управление, с дополнениями и изменениями, в приложении к сей статье указанными (прил. к ст. 2, ст. 1, 5‒10, 15, 16).
3. На городское общественное управление возлагается обсуждение, определение и приведение, в установленном порядке, в исполнение законных мер, необходимых для хода дела, ведению сего управления вверенных.
4. Круг действий городского общественного управления ограничивается пределами города и отведенных ему земель.
5. Городское общественное управление, в пределах предоставленной ему власти, действует самостоятельно. Случаи и порядок, в которых действия и распоряжения сего управления подлежат утверждению и наблюдению правительственных властей, указаны ниже (ст. 6, 11,12, 56, 68, 71, 77, 80, 92,103‒106, 111‒113, 121‒124, 127, 143, 150‒155 и 158).
6. Правительственные установления, земские и сословные учреждения обязаны оказывать содействие к исполнению законных требований городского общественного управления, на котором лежит такая же обязанность в отношении означенных установлений и учреждений. В случае неисполнения с той или другой стороны законных требований, недовольная сторона обращается к Губернатору, который, по собрании надлежащих сведений, в дальнейшем ходе дела поступает по статьям 8 и 131.
7. Сверх сборов, устанавливаемых подлежащими земскими, городскими или сословными учреждениями, на основании изданных для них законоположений, никакие подати, тягости или службы не могут быть налагаемы на городских обывателей иначе, как в порядке законодательном.
8. В случае наложения на город неустановленных законом податей, тягостей или служб, а равно других относящихся до города неправильных распоряжений правительственных, земских и сословных установлений, городское общественное управление может обращаться к Губернатору для принятия зависящих от него мер к восстановлению законного порядка; если же ходатайство его сим путем не может быть удовлетворено, а равно в случае неправильных действий со стороны Губернатора или высших административных властей, ему предоставляется приносить жалобы непосредственно в Правительствующий Сенат (по 1-му Департаменту). Срок для принесения таких жалоб полагается трехмесячный, со дня получения общественным управлением извещения об означенных действиях или об отказе ему по ходатайству, представленному Губернатору.
9. Городское общественное управление, в постановлениях и распоряжениях своих, не может выходить из круга указанных ему дел. Всякое постановление его, в противность сего состоявшееся, недействительно.
10. Городское общественное управление подвергается ответственности (ст. 148‒161) за превышение власти, за неисполнение законных требований местных властей, за нарушение законных прав обществ и частных лиц и за всякие вообще действия, противные существующим законам.
11. Для рассмотрения, в случаях, ниже указанных (ст. 12, 29, 45, 77, 80, 93, 150, 151 и 158), возникающих по жалобам, пререканиям или непосредственному усмотрению Губернатора дел о незаконности определений городского общественного управления, а равно для обсуждения составленных Городскими Думами обязательных для жителей постановлений, в тех случаях, когда Губернатор встретит препятствие к изданию их, или когда относительно издания таких постановлений не состоится соглашения между городским общественным и местным полицейским управлениями (ст. 105 и 106), учреждается в каждой губернии, под председательством Губернатора, Губернское по городским делам Присутствие из Вице-Губернатора, Управляющего Казенною Палатою, Прокурора Окружного Суда, Председателя Мирового Съезда, а за отсутствием его одного из членов съезда (постановлением Мирового Съезда к тому назначенного), Председателя Губернской Земской Управы и Городского Головы губернского города. Сверх того, при рассмотрении пререканий между городским управлением и посторонним установлением или ведомством, приглашаются в Присутствие с правом голоса: если пререкание касается казенного или удельного ведомства, — Начальник того особого управления, до коего пререкание, по роду своему, относится; если же пререкание касается денежных расчетов, — то и Управляющий Контрольною Палатою. Делопроизводство Присутствия возлагается на Городского Секретаря губернского города.
Примечание. В губерниях, где не введены в действие Судебные Уставы или положение о Земских Учреждениях, приглашается в состав Присутствия, вместо Прокурора Окружного Суда, Губернский Прокурор, а вместо Председателя Земской Управы, член по выборам, Губернского по крестьянским делам Присутствия.
12. Если городским общественным управлением не будет сделано распоряжений к исполнению тех повинностей, отправление которых закон признает обязательным для города, то Губернатор напоминает о том общественному управлению; при безуспешности же сей меры, приступает, в случае необходимости, признанной Губернским по городским делам Присутствием, к непосредственным исполнительным распоряжениям на счет города и доводит о том безотлагательно до сведения Министра Внутренних Дел.
13. Представление городским общественным управлением высшему Правительству сведений, заключений и ходатайств по предметам, касающимся местных польз и нужд города, делается чрез Губернатора, который о ходатайстве Городской Думы обязан представить высшему начальству, с своим заключением, не далее месячного срока.
14. Городу предоставляется иметь печать с городским гербом.
Глава II. Об учреждениях городского общественного управления
15. Учреждения городского общественного управления суть:
1) городские Избирательные Собрания;
2) Городская Дума;
3) Городская Управа.
Отделение I. О городских Избирательных Собраниях
16. Городские Избирательные Собрания составляются единственно для избрания гласных Городской Думы, чрез каждые четыре года: время созвания их определяется Думою.
17. Всякий городской обыватель, к какому бы состоянию он ни принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных при следующих условиях:
1) если он Русский подданный;
2) если ему не менее двадцати пяти лет от рождения;
3) если он, при этих двух условиях, владеет в городских пределах (ст. 4), на праве собственности, недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или содержит торговое или промышленное заведение по свидетельству купеческому, или же, прожив в городе в течение двух лет сряду пред производством выборов, хотя бы и с временными отлучками, уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств: купеческого, или промыслового на мелочный торг, или приказчичьего I разряда, или с билетов на содержание промышленных заведений, указанных в статье 37 Положения о пошлинах за право торговли (Уст. Пошл., ст. 464, прил., по Прод. 1868 г.)
4) если на нем не числится недоимок по городским сборам.
18. Из числа городских жителей, имеющих право голоса на выборах, лишаются оного:
1) подвергшиеся суду за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, или же исключение из службы, а равно за проступки, предусмотренные в статьях 169‒177 Устава о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями, когда они судебными приговорами не оправданы;
2) отрешенные от должности (в течение трех лет со времени отрешения);
3) состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных действиях, означенных в пункте 1, или влекущих за собою наказания, указанные в пункте 2;
4) подвергшиеся несостоятельности, впредь до определения свойства ее, а из лиц, о которых дела сего рода приведены уже к окончанию, все несостоятельные, кроме признанных несчастными
5) лишенные духовного сана или звания за пороки, или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат.
19. Губернатор, члены губернского по городским делам Присутствия, исключая Городского Головы (ст. 11), члены Губернского Правления и чины местной полиции, пока находятся в сих должностях, голосом при выборах не пользуются, хотя бы они и имели на него право по силе статьи 17.
20. За лица женского пола, за отсутствующих и за достигших гражданского совершеннолетия (21 года), но не имеющих положенного в статье 17 возраста, могут участвовать в выборах лица, снабженные от них доверенностями, а за малолетних и несовершеннолетних, их опекуны и попечители, если, как поверенные, так равно опекуны и попечители, подходят под условия, для участия в городских выборах статьею 17 установленные, и если к допущению их к этим выборам нет препятствий, указанных в статьях 18 и 19. Лица женского пола могут уполномочивать на участие в выборах своих отцов, мужей, сыновей, зятей и родных братьев, даже и в тех случаях, когда уполномочиваемые не соответствовали бы означенным в пункте 3 статьи 17 условиям, если только к допущению их к городским выборам не будет препятствия по статьям 18 и 19. На сем же основании неотделенные сыновья могут участвовать в выборах вместо своих отцов по их уполномочию.
Примечание. Упомянутые в сей статье доверенности на участие в городских выборах пишутся на простой бумаге. Подписи верителей, если оные неизвестны Городской Управе, свидетельствуются: в местностях, где действует Положение о нотариальной части (Зак. Гражд., ст. 708, прил. по Прод. 1868 г.), на основании оного; в тех же местах, где означенное Положение не введено, в подлежащих полицейских управлениях.
21. Разные ведомства, учреждения, общества, компании, товарищества, а равно монастыри и церкви, если владеют в городах недвижимым имуществом, с коих взимается в пользу города сбор, или уплачивают в пользу города установленные сборы с документов за право торговли и промыслов (ст. 17), пользуются правом голоса на городских выборах чрез своих представителей, назначаемых с соблюдением условий, указанных в статьях 17, 18 и 19.
22. Если несколько частных лиц имеют в городе недвижимую собственность в общем нераздельном владении, то каждый из его участников считается владельцем приходящейся на его долю части имущества и, согласно сему, пользуется правом голоса на городских выборах, в том или другом Избирательном Собрании (ст. 24). Из лиц же, числящихся в одном купеческом свидетельстве (Уст. Пошл., ст. 464, прил. по Прод. 1868 г., ст. 67), участие в выборах, на основании сего свидетельства, предоставляется только начальнику семейства, на имя коего свидетельство выдано, или, по его уполномочию, одному из лиц, внесенных в то свидетельство.
23. Никто из городских жителей не может иметь на выборах более двух голосов: одного за себя, другого — по доверенности.
24. Для производства выборов в гласные, учреждаются в каждом городе, из обывателей, имеющих право голоса на выборах (ст. 17‒22), три Избирательные Собрания, из коих каждое выбирает одну треть всего числа гласных (ст. 48). Для сего обыватели вносятся в список избирателей в том порядке, в каком они следуют по сумме причитающихся с каждого из них в доход города сборов, дающих право голоса на выборах (ст. 17); затем лица, внесенные в означенный список, делятся на три разряда или собрания, таким образом: к первому разряду причисляются те из показанных в начале списка избиратели, которые, внося высшие размеры сборов, уплачивают вместе одну треть общей суммы сборов, платимых всеми избирателями; ко второму — причисляются следующие за ними по списку избиратели, уплачивающие вместе также треть всех сборов; к третьему — все остальные избиратели. Составленный, на изложенных основаниях, список, с разделением избирателей на разряды, утверждается Городскою Думою.
25. Если бы в котором либо из городов или посадов, по малочисленности избирателей или однородности их состава, оказалось более соответственным разделить избирателей, вместо трех (ст. 24), на два разряда, то ходатайство о сем Городской Думы разрешается Министром Внутренних Дел.
26. Списки лиц, имеющих право голоса на выборах (ст. 17‒22), должны быть содержимы Городскою Управою в постоянной исправности, с своевременными отметками о переменах, происшедших в составе избирателей; пред наступлением выборов, списки сии Городскою Управою пересматриваются и исправляются, с разделением избирателей на разряды согласно статьям 24 и 25, и, за два месяца до производства выборов, объявляются во всеобщее сведение тем способом, какой будет определен Городскою Думою.
27. В течение двух недель со дня объявления во всеобщее сведение списков избирателей (ст. 26), городские обыватели имеют право представлять в Городскую Управу свои возражения против неправильностей или неполноты списков. Затем Управа, по исправлении списков согласно признанным ею основательными возражениям, представляет их, вместе с заключением своим по тем возражениям, которые оставлены ею без уважения, на рассмотрение Думы.
28. Дума, рассмотрев и утвердив списки избирателей, передает их Городской Управе не позднее как за месяц до выборов, для своевременного распоряжения о созвании избирателей, и тогда же объявляет о сделанных в списках изменениях.
29. Недовольные определением Думы (ст. 28) могут, в семидневный, со дня объявления оного, срок, обращаться с жалобами к Губернатору, который передает дело на рассмотрение Губернского по городским делам Присутствия (ст. 11). Если сие последнее, по рассмотрении жалобы, признает оную уважительною, то о его решении Губернатор дает немедленно знать Городской Управе, для соответственных изменений в списке избирателей.
Примечание. Неразрешение дел, в сей статье означенных, не останавливает производства выборов.
30. В Избирательных Собраниях председательствует Городской Голова. В помощь ему, при собирании и счете голосов, предоставляется каждому Избирательному Собранию, прежде начатия выборов, назначать из своей среды от двух до шести лиц.
31. Выборы производятся закрытою подачею голосов, посредством баллотировки шарами.
32. Способ удостоверения в личности избирателей предоставляется усмотрению Городского Головы. Поверенные, уполномоченные для участия в Избирательном Собрании родителями, лицами женского пола и отсутствующими, а также различными ведомствами, учреждениями и обществами (ст. 21), допускаются к участию в выборах по предъявлении Голове доверенностей или уполномочий, установленных примечанием к статье 20, а опекуны и попечители — по предъявлении ему указов опекунских учреждений об утверждении их в сем звании.
33. О возрасте (ст. 17, п. 2), равно как об условиях, лишающих права голоса (ст. 18), никаких особых удостоверений не требуется, но до начатия выборов прочитываются пункт 2 статьи 17 и статья 18 настоящего Положения, с объяснением избирателям, что незаконно принявшие участие в выборах подвергнутся наказаниям, указанным в статье 1434 Уложения о наказаниях (по Прод. 1868 г.).
34. Нарушители установленного порядка по производству выборов, за причиненные ими беспорядки и злоупотребления, подлежат наказаниям, указанным в статьях 1425 и 1434 (по Прод. 1868 г.) Уложения о наказаниях и в статье 39 Устава о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями.
35. В гласные Городской Думы может быть избираем каждый, имеющий право голоса на выборах (ст. 17 п. 1‒3, 18, 19, 22), считая в том числе и лица, которые получили это право по доверенности (ст. 20 и 21). Число гласных из нехристиан не должно превышать одной трети общего числа гласных.
36. Каждому собранию или разряду избирателей предоставляется выбирать гласных как из собственной среды, так и из числа избирателей, принадлежащих к другим собраниям или разрядам (ст. 24).
37. К избранию допускается каждый, имеющий по закону право быть избранным в гласные (ст. 35, 36), если он изъявит на то желание, или будет предложен кем-либо из избирателей.
38. Избранными в гласные признаются лица, получившие в Собрании (ст. 24) наиболее голосов и притом более половины голосов всех наличных избирателей. Если избранных таким образом гласных окажется менее числа, подлежащего избранию, то, для выбора недостающего числа, составляется из лиц, получивших наиболее голосов после избранных, список кандидатов не более как в двойном числе против подлежащих еще избранию гласных и затем производится новая баллотировка только означенных лиц, по которой получившие наибольшее число голосов считаются избранными, хотя бы оно и не достигало половины всех поданных голосов. Между лицами, получившими равное число голосов, выбор решается посредством жребия, которого порядок установляется Городским Головою.
39. Последствия произведенных выборов отмечаются в особом выборном листе, который, по окончании выборов, читается Избирательному Собранию и подписывается Головою и участвовавшими в выборах наличными избирателями.
40. Избирательные Собрания не имеют права давать избранным гласным никаких инструкций.
41. Собрание считается действительным, когда в нем участвует число избирателей, превышающее число подлежащих избранию гласных. Если такого числа избирателей в Собрание не явится, то назначается, не ближе впрочем семи дней, новое Собрание, которое приступает к выборам, в каком бы на этот раз числе ни собрались избиратели, о чем лица, имеющие право участвовать в выборах, поставляются в известность при самом объявлении им о предстоящем Собрании.
42. По окончании выборов Избирательные Собрания закрываются, а выборные листы (ст. 39) передаются в подлиннике в Городскую Управу не позже как чрез сутки по окончании выборов. Из переданных в Управу выборных листов ею составляется особый список избранных гласных, который и объявляется во всеобщее сведение.
43. Жалобы на допущенные при городских выборах неправильности могут быть приносимы в Городскую Управу в течение семи дней со времени окончания тех выборов.
44. Жалобы на неправильное избрание отдельных лиц рассматриваются и разрешаются окончательно вновь избранною Думою, без участия тех лиц, правильность избрания коих подлежит обсуждению.
45. Жалобы на нарушение вообще установленного для выборов порядка представляются Городским Головою, вместе с его объяснением, не далее семи дней по получении их, Губернатору, который передает оные на рассмотрение Губернского по городским делам Присутствия (ст. 11).
46. Если при рассмотрении жалобы обнаружится, что при производстве выборов действительно допущены частные неправильности или нарушен вообще установленный для выборов порядок, то Городская Дума (ст. 44), или Губернское по городским делам Присутствие (ст. 45), постановляет определение о производстве новых выборов в замене признанных неправильными.
47. Если в течение семи дней со времени окончания выборов не подано в Управу жалобы на нарушение вообще установленного для производства выборов порядка (ст. 45), или же поданная по сему предмету жалоба признана Губернским по городским делам Присутствием неосновательною, то избранные гласные приступают к отправлению своих обязанностей.
Отделение II. О Городской Думе
48. Городская Дума составляется, под председательством Городского Головы, из гласных, избираемых на четыре года (ст. 16), в числе, соответствующем числу лиц, пользующихся правом голоса на выборах. В местностях, где число жителей, пользующихся правом голоса, не превышает трех сот, в Городской Думе должно быть тридцать гласных. Там же, где число избирателей более трех сот, на каждые сто пятьдесят человек свыше этого числа прибавляется по шести гласных до тех пор, пока общее число гласных достигнет семидесяти двух.
49. В случае совершенного выбытия гласного из состава общественного управления прежде окончания срока, на который он избран, его заменяет лицо, получившее в одном с ним Избирательном Собрании наибольшее, после избранных гласных, число голосов, если притом в пользу избрания этого лица было подано на выборах не менее половины голосов наличных избирателей.
50. Члены Городской Управы присутствуют в заседаниях Думы, участвуют в прениях и представляют объяснения по обсуждаемым делам, но пользуются правом голоса лишь в том случае, если они гласные (ст. 86).
51. При постановлении Думою определений об ответственности Городского Головы или членов Городской Управы, те лица, о коих постановляется определение, не принимают в нем участия и оставляют собрание.
52. При рассмотрении Думою отчетов Городской Управы (ст. 33 п. 9) и при обсуждении вопросов о назначении или размере содержания лицам общественного управления (ст. 55 п. 2), Голова присутствует в Думе, но не председательствует в ней.
53. Когда в случаях, указанных в статьях 51 и 52, Городской Голова или заступающий его место, на основании статьи 83, не может руководить прениями Думы, тогда его заменяет присутствующий в Думе старший, по числу избирательных шаров, гласный из числа избранных первым собранием или разрядом городских избирателей (ст. 24).
54. Городская Дума представляет собою все городское общество. На сем основании она входит на обсуждение дел, касающихся всего городского общества, и действует его именем во всех случаях, когда закон требует по сим делам общественного постановления или приговора.
55. Городской Думе предоставляется:
1) назначение выборных должностных лиц, и дела общественного устройства, присвоенные Думе настоящим Положением (ст. 16, 24‒28, 44, 46, 64, 73, 74, 76, 82, 83, 85, 95, 97, 111 и 112);
2) назначение содержания должностным лицам городского общественного управления и определение размера оного;
3) установление, увеличение и уменьшение городских сборов и налогов, в пределах ниже указанных (ст. 128‒135 и 137);
4) сложение недоимок по городским сборам;
5) отнесение содержания мостовых и тротуаров и чистки улиц на общие средства города, и вообще переложение натуральных повинностей в денежные, с оставлением оных на общей города ответственности;
6) разрешение предположений о займах и иных обязательствах от имени города, с соблюдением правил, изложенных в статьях 67 и 124; 7) принятие в пользу города пожертвований;
8) определение предметов городских расходов, а равно рассмотрение и утверждение городских смет (ст. 139‒142, 144 и 145);
9) рассмотрение и утверждение отчетов о сборе и употреблении городских сумм, о заведывании городскими имуществами и вообще о действиях исполнительной власти городского общественного управления;
10) установление правил для заведывания городскими имуществами и сооружениями, а равно и состоящими в ведении общественного управления благотворительными и иными общеполезными заведениями (ст. 2, п. г);
11) определение общего порядка действий исполнительной общественной власти и снабжение ее инструкциями о заведывании вверяемыми ей делами;
12) утверждение постановлений по указанным в статье 103 предметам городского благоустройства;
13) представление об утверждении изменений в плане города (ст. 113), — и
14) постановление определений о ходатайстве, от имени города, пред высшим Правительством о местных пользах и нуждах.
56. Заседания городской Думы назначаются:
а) по усмотрению Городского Головы,
б) по требованию Губернатора,
в) по желанию не менее одной пятой части гласных, заявленному Городскому Голове.
Для рассмотрения росписей городским доходам и расходам (ст. 141) и отчетов Городской Управы (ст. 147), должно быть не менее двух заседаний в год в сроки, назначаемые определениями Думы с утверждения Губернатора.
57. Распоряжение о созвании Городской Думы (ст. 56), с указанием притом предметов совещаний, делаются Городским Головою, который вместе с тем доводит до сведения Губернатора как о времени заседания, так и о предположенных в оном предметах совещаний.
58. Городская Дума приступает к рассмотрению подлежащих ведомству ее дел:
а) по предложениям Городского Головы или гласных;
б) по представлениям Городской Управы;
в) по предложениям, требованиям и заявлениям правительственных установлений;
г) по просьбам и жалобам частных лиц.
59. Доклады по делам, назначаемым к слушанию в Городской Думе, могут быть печатаемы под личною ответственностью Городского Головы.
60. Гласный, имеющий намерение сделать в заседании Городской Думы предложение (ст. 58, п. а), обязан известить Городского Голову о предмете своего предложения за три дня до заседания. По предложению же, сделанному без соблюдения сего правила, хотя и могут быть допущены прения, но с отсрочкою окончательного решения до одного из следующих заседаний.
61. Предварительное рассмотрение росписей, отчетов и других дел, Городская Дума может возлагать на особые подготовительные Комиссии, составляемые из гласных по ее назначению.
62. Городская Дума может приглашать, чрез посредство Городского Головы, в свои заседания (однако без права голоса) лица посторонние, от коих, по ее мнению, можно ожидать полезных объяснений.
63. Если в собрании Думы, законным порядком созванном, присутствует не менее одной трети всего числа гласных, то за исключением случаев, в статье 67 указанных, оно считается состоявшимся.
64. Никто не может иметь в Городской Думе более одного голоса. Право голоса в Думе есть личное и не может быть передаваемо самою Думою, с соблюдением указанного в статье 65 правила.
65. Выборы должностных лиц и кандидатов к ним (ст. 73, 82‒85), а равно решения об устранении их от должностей и о предании их суду, производятся закрытою подачею голосов. Выборы в члены подготовительных Комиссий (ст. 61) производятся, по усмотрению Думы, закрытою или открытою подачею голосов.
66. Дела в Городской Думе, кроме указанных в статье 67, решаются простым большинством голосов; при равенстве их, голос Председателя дает перевес.
67. Для действительности определений:
а) о приобретении в пользу города недвижимых имуществ или об отчуждении оных,
б) займах, поручительствах или гарантиях от имени города,
в) о переложении натуральных повинностей в денежные
г) об устранении должностных лиц городского общественного управления от должности и о предании их суду, требуется присутствие не менее половины всего числа гласных и принятие решения большинством не менее двух третей наличных голосов.
68. Копии со всех определений Городской Думы безотлагательно представляются Городским Головою Губернатору, который, если не усмотрит в оных нарушения законов (ст. 151), передает их для напечатания в губернских ведомостях. Независимо от сего, определения Думы печатаются в особом издании, если общественное управление признает возможным, с надлежащего разрешения, предпринять таковое.
69. Порядок производства дел в Городской Думе определяется ею самою с соблюдением притом правил о производстве дел в земских, дворянских и городских общественных и сословных собраниях (общ. учр. губ., особое прил. по Прод. 1868 г., Полож. о зем. учр. ст. 84, прил.).
Отделение III. О Городской Управе и исполнительных Комиссиях
70. Городская Управа состоит под председательством Городского Головы. Число членов Управы определяется Городскою Думою и может быть ею же изменяемо, но не должно быть менее двух, сверх Председателя.
71. В небольших уездных и безуездных городах, а также в посадах, предоставляется Городским Думам, не учреждая Городской Управы, лежащие на оной обязанности (ст. 72, 114 и 115) возлагать единолично на Городского Голову. Постановления о сем Городских Дум подлежат утверждению Министра Внутренних Дел.
72. На Городскую Управу возлагается непосредственное заведывание делами городского хозяйства и общественного управления, на основании настоящего Положения и согласно правилам и указаниям, преподаваемым Городскою Думою. Управа ведет текущие дела по городскому хозяйству, изыскивает меры к его улучшению, исполняет определения Думы, собирает нужные ей сведения, составляет проекты городских смет (росписей), взимает и расходует городские сборы на установленных Думою основаниях, и представляет, в назначенные Думою сроки, отчеты о своей деятельности и состоянии подведомственных ей частей. Составляемые Управою отчеты, вместе с последовавшим по оным заключением Думы, печатаются, для всеобщего сведения, указанным в статье 68 порядком.
73. Для принятия соответственных мер в случаях чрезвычайных, а также для ближайшего заведывания отдельными отраслями городского хозяйства и общественного управления, Дума может, по представлению Городской Управы, учреждать особые исполнительные Комиссии, временные или постоянные, составляемые из нескольких лиц по назначению Думы.
Примечание. Если Городская Дума найдет, что какая-либо отдельная часть может быть с удобством поручена кому-либо единолично, то для заведывания такою частию Городская Дума может, не учреждая Комиссии, назначить особое лицо.
74. Упомянутые в предшедшей статье и в примечании к ней Комиссии и лица подчиняются Городской Управе и действуют на основании составленных ею и Думой утвержденных инструкций.
75. Исполнительные Комиссии (ст. 73) состоят под председательством одного из членов Городской Управы, по назначению ее Присутствия. Если, по представлению Управы, Дума признает более полезным избрать в Председатели Комиссии особое лицо, то лицо это поступает вместе с тем в число членов Городской Управы.
76. Порядок занятий Городской Управы, а равно указание дел, подлежащих коллегиальному обсуждению Управы или единоличным распоряжением Городского Головы или членов Управы, определяются инструкциями Думы, а распределение дел между членами Управы — распоряжениями самой Управы.
77. Дела, подлежащие коллегиальному обсуждению Городской Управы (ст. 76), решаются по большинству голосов. Если однако Голова найдет, что определение большинства противно законам, то он останавливает исполнение оного, но обязан при этом немедленно представить дело Губернатору, который передаст его на разрешение Губернского по городским делам Присутствия (ст. 11).
78. В случаях чрезвычайных и не терпящих отлагательства, Голова вправе сам принимать меры, предоставленные коллегиальному обсуждению Городской Управы (ст. 76), но обязан доводить о своих действиях до сведения Управы в первое, затем, ее заседание.
79. В случае затруднений или неудобств в исполнении определения Городской Думы, Городской Управе предоставляется по заключению большинства членов полного ее Присутствия, приостановиться исполнением того определения и представить Думе об оказавшихся затруднениях. При подтверждении Думою своего определения, Управа обязана его исполнить.
80. Если Городская Управа, большинством членов полного ее Присутствия, признает определение Городской Думы противозаконным, то, не приводя оное в исполнение, представляет о сем Думе, и за сим, в случае не устранения разногласия между Думою и Управою, вносит дело к Губернатору, который передает оное не разрешение Губернского по городским делам Присутствия (ст. 11).
81. Сношения городского общественного управления с губернским начальством производятся не иначе, как чрез посредство Городского Головы, а с другими установлениями — чрез посредство или также Головы, или члена Городской Управы.
Отделение IV. О порядке замещения должностей и условиях городской общественной службы
82. Должности Городского Головы, членов Городской Управы и Городского Секретаря (Секретаря Думы) замещаются по выбору Городской Думы.
83. Если Городской Голова не может временно исправлять своей должности по болезни или по другим причинам, а равно если он совершенно оставит должность в течение последнего года своей службы, то обязанности его исполняются членом Городской Управы, назначаемым Городскою Думою, на сей случай, вслед за избранием Городского Головы. О временном заступлении таким лицом должности Городскою Головы доводится всякий раз до сведения Губернатора. В случае совершенного выбытия Городского Головы более чем за год до окончания им срока службы, должность его замещается, по новому выбору, впредь до истечения того срока, на который был выбран выбывший Голова.
84. На должности членов Городской Управы избираются кандидаты, для замещения этих должностей в случае временного отсутствия или совершенного, до окончания срока службы, выбытия лиц, занимающих оные. Выборы в кандидаты производятся отдельно, после выбора должностных лиц.
85. По выбору Думы назначаются также члены торговой депутации, где таковая существует, а равно Председатель и члены Комиссии для оценки недвижимых имуществ, где учреждение такой Комиссии Дума признает нужным.
86. В городские общественные должности, означенные в статьях 82‒83, могут быть избираемы не только гласные, но и другие лица, имеющие право голоса на выборах как лично, так и по доверенности, с соблюдением лишь условий и ограничений, в нижеследующих статьях указанных. В должность Городского Секретаря могут быть избираемы, сверх того и лица, не удовлетворяющие условиям, установленным в пунктах 2 и 3 статьи 17 для права голоса на городских выборах, если только к участию их в общественном управлении нет препятствий, предусмотренных в статьях 18 и 19.
87. Членами Городской Управы не могут быть одновременно отец и сын, тесть и зять, а также родные братья.
88. Евреи не могут быть избираемы в Городские Головы, ни исправлять их должность. Число членов Городской Управы из нехристиан не должно превышать одной трети всего ее состава.
89. В должности по городской общественной службе, означенные в статьях 82‒83, не могут быть избираемы:
а) духовные лица,
б) Председатели и члены судебных мест, за исключением Почетных Мировых Судей,
в) Прокуроры и их Товарищи
г) чиновники казначейств.
90. Лица, состоящие на государственной службе, могут занимать городские общественные должности, означенные в статьях 82‒83, с сохранением занимаемых должностей по государственной службе, не иначе, как с разрешения их начальств.
91. Должности по городской общественной службе совместимы с должностями по земским и сословным учреждениям.
92. Лица, избранные в должность Городского Головы, а также назначенные для временного замещения сей должности (ст. 83), утверждаются в сих званиях: в губернских городах — Министром Внутренних Дел, а в прочих городах — Губернатором.
93. На вступление в отправление обязанностей лиц, избранных в прочие, кроме Головы, должности городского общественного управления, разрешения не испрашивается. Если со стороны кого-либо из гласных возникнет жалоба на неправильность избрания должностного лица, и если, по рассмотрении этой жалобы в Губернском по городским делам Присутствии (ст. 11), справедливость ее подтвердится, то означенное Присутствие объявляет неправильный выбор несостоявшимся и постановляет определение о производстве нового. Срок на принесение жалобы назначается семидневный со дня избрания. По истечении сего срока необжалованные выборы признаются вошедшими в законную силу.
94. Срок служения Городского Головы и членов Городской Управы — четырехлетний; чрез каждые два года половина членов Управы выбывает по очереди и замещается вновь избираемыми, которыми могут быть и выбывшие.
Примечание. Чрез первые два года по введении в действие настоящего Положения, половина членов Управы выбывает по жребию.
95. Срок служения Городского Секретаря определяется Думою.
96. Лица, избранные в Городские Головы, в гласные Думы, в члены Городской Управы и в другие должности общественного управления (ст. 73, 82 и 85), пред вступлением в должность, приносят, каждый по своей вере, присягу о добросовестном исполнении принимаемых ими на себя обязанностей; если вера кого-либо из избранных лиц не допускает присяги, то от таковых отбираются по сему предмету подписки.
97. Должности в Канцеляриях Городской Думы и Управы, за исключением Городского Секретаря, замещаются по найму. Порядок назначения на эти должности определяется Думою.
Примечание. Означенные в сей статье Канцелярии могут быть соединяемы в одну; во всяком случае оне находятся в заведывании Городского Головы.
98. Городские Головы, члены Городских Управ, исполнительных Комиссий (ст. 73), городских оценочных Комиссий и торговых депутаций, а равно чины торговой и хозяйственной полиции, при отправлении своих обязанностей и в торжественных случаях, носят особые знаки по Высочайше утвержденным рисункам. Городскому Голове предоставляется, сверх того, мундир по особому, Высочайше утвержденному, образцу.
99. Должностным лицам городского общественного управления не присвояется прав государственной службы, за исключением лишь Городского в губернских городах Секретаря, который, по званию докладчика в Губернском по городским делам Присутствии (ст. 11), пользуется означенными правами, с причислением его по должности к VIII классу, по мундиру к VIII, а по пенсии к VI разряду.
100. Городской Голова может отлучаться из города на время до двух месяцев, доводя лишь о том своевременно до сведения Губернатора; на более продолжительные отлучки он испрашивает разрешение Губернатора. По возвращении Голова обязан, в обоих случаях, о своем вступлении в должность довести до сведения Губернатора.
101. Гласные о своих отлучках извещают Городского Голову. Должностные лица городского общественного управления испрашивают на отлучки свои разрешения Городского Головы.
102. Городскому Голове и членам Городской Управы воспрещается входить в подряды и поставки по предметам городского хозяйства, но им не возбраняется участвовать в торгах на отдачу в содержание городских имуществ, с тем, чтобы, в таком случае, в замене тех из означенных должностных лиц, кои примут участие в торгах, к присутствованию в Управе приглашались их кандидаты.
Глава III. Об участии городского общественного управления в делах по благоустройству города
103. Городской Думе предоставляется о следующих предметах городского благоустройства издавать, порядком ниже указанным, обязательные для городских жителей постановления, с тем, чтобы эти постановления ни в чем не противоречили существующим законам; именно:
а) о порядке содержания в исправности и чистоте улиц, площадей, мостовых, тротуаров, мостов и гатей, а также сточных труб, каналов, прудов, колодцев, канав и естественных протоков, не исключая и тех, которые находятся на землях, принадлежащих частным лицам, учреждениям и ведомствам;
б) о мерах к охранению целости и чистоты и к ограждению от повреждений принадлежащих городу общественных сооружений и памятников, а равно садов, бульваров и других общественных мест;
в) об устройстве пристаней, переправ и перевозов, а также железно-конных и иных усовершенствованных путей, о порядке их содержания и пользования ими, о производстве извозного промысла, о городских омнибусах и других общественных экипажах;
г) о чистке дворов, об устройстве и чистке помойных ям и отхожих мест;
д) об устройстве и порядке содержания боен и пользования ими;
е) о мерах к соблюдению чистоты в помещениях для продажи съестных припасов и напитков и к обеспечению безвредности оных;
ж) о мерах предосторожности против порчи воды;
з) о внутреннем распорядке на ярмарках, рынках и базарах;
и) об устройстве кровель и об устройстве, чистке и осмотре дымовых труб и печей, и вообще о мерах предосторожности против пожаров;
й) о местах, где не допускаются склады дров, сена, соломы, масла, спирта и других легко воспламеняющихся веществ, и о порядке хранения этих веществ;
к) о мерах предупреждения и прекращения заразительных, повальных и местных болезней, а равно скотских падежей;
л) о принятии, для охранения благочиния и порядка в публичных местах, мер, сопряженных с расходами или ограничениями в производстве торговли и промыслов.
Примечание. Постановления, издаваемые Думою на основании сей статьи, не относятся к тем ярмаркам, которыми заведуют особые Комитеты, избираемые ярмарочным купечеством.
104. Проекты постановлений о предметах, в предшедшей статье указанных, прежде окончательного утверждения их Думою, сообщаются Городскою Управою Начальнику местного полицейского управления, который доставляет по ним свое заключение. С своей стороны, Начальник местного полицейского управления вправе сам сообщать городскому общественному управлению проекты таких постановлений, которые, представляясь, по его мнению, необходимыми для благоустройства города, могут, на основании предшедшей статьи, быть изданы Городскою Думою. В том же порядке могут быть изменяемы постановления, уже изданные.
105. Если, относительно предположенных общественным или полицейским управлением постановлений (ст. 104), не состоится между ними соглашения, то дело, в случае требования одной из сторон, поступает на разрешения порядком, указанным в статье 11.
106. Состоявшиеся, на основании статей 103‒105, постановления сообщаются Губернатору, который, если не встретит препятствий к их изданию, делает распоряжение о напечатании оных в губернских ведомостях; в противном же случае передает оные предварительно на обсуждение Губернского по городским делам Присутствия. Напечатанные в губернских ведомостях постановления объявляются в городе для всеобщего сведения тем способом, который будет определен Городскою Думою.
107. Полицейские чины обязаны наблюдать за точным исполнением постановлений, на основании предшедших статей изданных, и принимать возложенные на них в этом отношении меры.
108. Полиция о всех замеченных ею неисправностях по какой-либо отрасли городского благоустройства, состоящей в ведении городского общественного управления (ст. 103, 114, 139, п. к и л), своевременно заявляет сему управлению.
109. За нарушение изданных на основании статей 103‒106 постановлений, виновные подвергаются взысканию по статье 29 Устава о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями, если в законе за подобного рода нарушения не определено особого наказания.
110. Возбуждение судебного преследования и обличение пред судом виновных в нарушении постановлений, на основании статей 103‒106 изданных, предоставляется городскому общественному управлению на одинаковых основаниях с административными властями (Уст. угол. суд., ст. 2 и 3).
111. Устройство торговой полиции и порядок ее действий определяются Городскими Думами, с утверждения: в губернских городах — Министра Внутренних Дел, а в остальных городах и посадах — Губернатора.
112. Порядок действий Городских Управ и, где есть, торговых депутаций (ст. 85) по надзору за производством торговли, на основании Положения о пошлинах за право торговли и других промыслов (Уст. пош., ст. 464, прил. по Прод. 1868 г.), определяется Городскими Думами, с утверждения Министра Внутренних Дел, по соглашению с Министром финансов.
113. Изменение в утвержденных для городов планах, а равно новые планы для городов, не имеющих оных, утверждаются, по определениям Городских Дум, для губернских городов — Министром Внутренних Дел, а для остальных городов и для посадов — Губернатором.
114. Утверждение планов и фасадов частных зданий в городе, выдача разрешений на перестройки и наблюдение за правильным исполнением построек принадлежит Городской Управе. В делах сих она руководствуется правилами Устава строительного и постановлений, издаваемых на основании статьи 103.
Примечание 1. По введении в городе настоящего положения, статьи 312, 315‒321, 374 и 375 Устава строительного к тому городу не применяются.
Примечание 2. Существующие в некоторых городах должности Городских Архитекторов причисляются к составу городских общественных управлений. Городским Думам предоставляется учреждать и вновь таковые должности, с распространением на оные всех прав службы, Городским Архитекторам присвоенных.
115. Городской Управе предоставляется разрешать устройство в городе пристаней для причала судов и выгрузки товаров, общественных купален и бань, театров и других зрелищ, также фабрик, заводов и иных промышленных заведений из разряда тех, которые, по своей безвредности, могут быть допущены повсеместно, а равно и газового в сих заведениях освещения, хотя бы самый город еще не был освещен газом. Список фабрик, заводов и промышленных заведений, разрешение которых выходит, на основании сей статьи, из пределов власти общественного управления, ежегодно публикуется Министром Внутренних Дел, по соглашению с Министром Финансов.
Глава IV. О городских имуществах и имущественных делах города
116. Городское общественное управление имеет право: 1) именем города приобретать и отчуждать недвижимые и движимые имущества и вступать в договоры, на основании Законов Гражданских (Т. Х, ч. 1) и настоящего Положения (ст. 55, 63, 66, 67, 72, 117, 119‒124); 2) искать и отвечать на суде, по имущественным делам города, на основании общих законов о судопроизводстве и настоящего Положения (ст. 118).
117. Имущественные обязательства, заключенные Городскою Управою на законном основании и в пределах предоставленных ей Думою полномочий, имеют обязательную силу для города, несущего и денежную по таким обязательствам ответственность.
118. По имущественным делам города, Городская Управа ищет и отвечает на суде в лице особого уполномоченного, которым может быть должностное лицо городского общественного управления, не исключая и тех местностей, где введены Судебные Уставы и где находится достаточное число Присяжных Поверенных (Уч. суд. уст. ст. 388).
119. Определение способов извлечения доходов из принадлежащих городу имуществ зависит от Городской Думы (ст. 55, п. 10). Размер установленного Думою сбора за употребление общественных весов и мер не должен однако превышать одной копейки с пуда, четверика или ведра взвешиваемых или перемериваемых предметов.
120. Принадлежащие городу земли, назначенные, по городскому плану, под площади, улицы, переулки, тротуары, проходы, мосты, переправы и бечевники, а равно водные сообщения, пролегающие чрез городские земли, оставаясь городскою собственностью, состоят в общем всех пользовании.
121. Земли, означенные в статье 120, не могут быть отчуждаемы городским общественным управлением без соответственного, с утверждения подлежащей власти (ст. 113), изменения в плане города.
122. Определения Городской Думы:
а) об отдаче впервые участков земель, в статье 120 указанных, в чье-либо исключительное пользование
б) об устройстве на таких участках сооружений, стесняющих проход или проезд, подлежат утверждению: в губернских городах — Министра Внутренних Дел, а в уездных — Губернатора.
Правило это не распространяется на распоряжения городского общественного управления об отводе мест на площадях и улицах для постановки подвижных ларей, палаток, полицейских будок, публичных отхожих мест и других, необходимых для города, общественных построек незначительного размера.
123. Определения Думы о назначении и размере платы за проход и проезд по сооружениям, воздвигнутым на городской счет для сообщения внутри города, или же за стоянку судов в водяных сообщениях, пролегающих чрез городские земли, приводятся в действие не иначе, как с утверждения Министра Внутренних Дел, по сношении, в подлежащих случаях, с Министрами Финансов или Путей Сообщения.
Примечание. Разрешенные особыми Высочайшими повелениями, до издания сего Положения, сборы в городской доход за стоянку иди проход судов в пролегающих чрез городские земли водяных сообщениях, а равно производившиеся до сего времени сборы за проход и проезд по сооружениям, воздвигнутым на городской счет, могут быть взимаемы городским общественным управлением на прежнем основании, без нового для сего разрешения.
124. Определения Городской Думы о займах, поручительствах, или гарантиях от имени города, в тех случаях, когда сумма лежащих на городе обязательств превышает или, вследствие предположительного нового обязательства, должна превысить, в общей совокупности, сумму городских доходов за два последних года, представляются на утверждение Министра Внутренних Дел, с положительным указанием источников, из которых предполагается покрывать ежегодные платежи по принимаемому обязательству.
125. Городская Управа может, с разрешения Думы, вносить принадлежащие городу капиталы, для обращения из процентов, в кредитные учреждения, как правительственные, так и частные, приобретать на эти капиталы государственные процентные бумаги и гарантированные Правительством облигации, а также облигации городских кредитных обществ и поземельных банков.
126. Принадлежащие городу денежные документы и наличные суммы хранятся Городскими Управами, по их усмотрению и согласно инструкциям, изданным от Дум, или в своих кассах, или в казначействах, или же в кредитных установлениях.
127. Если Городская Дума признает полезным, чтобы платежи из хранящихся в казначействе городских сумм и счетоводство по оным производились казначейством, то размер и порядок вознаграждения за сие казначейства определяется Городскою Думою на основании указаний, сообщаемых Министерством Внутренних Дел по соглашению с Министерством Финансов.
Глава V. О городских сборах
128. Городской Думе предоставляется устанавливать, в пользу города, следующие сборы:
а) оценочный с недвижимых имуществ;
б) с документов на право производства торговли и промыслов, и
в) с трактирных заведений, постоялых дворов и съестных лавочек.
Городской думе предоставляется также вводить в пользу города сборы:
г) с извозного и перевозного промыслов,
д) с лошадей и экипажей, содержимых частными лицами
е) с собак;
но относительно каждого из сих сборов предположения Думы о высшем размере обложения, об изъятиях от сбора и о способе взимания оного, должны быть представляемы на утверждение в законодательном порядке.
Примечание. В тех городах, где до издания сего Положения, взимался уже сбор с извозного промысла, на основании особых, Высочайше утвержденных постановлений, Городской Думе предоставляется сохранить сбор сей в размере, не превышающем разрешенного теми постановлениями.
129. Оценочному сбору подлежат все состоящие в городских пределах (ст. 4) недвижимые имущества за исключением:
1) Императорских дворцов и принадлежащих к ним имуществ;
2) казенных зданий в тех частях их, которые заняты правительственными учреждениями;
3) принадлежащих благотворительным и учебным заведениям, а также ученым обществам и установлениям, зданий, в тех частях их, где помешаются самые заведения, общества или установления;
4) принадлежащих духовным ведомствам (как христианских, так и нехристианских исповеданий) имуществ, не приносящих дохода;
5) земель, отошедших под железные дороги при самом их устройстве, а также зданий и сооружений, на землях сих возведенных, и долженствующих, по истечении определенного срока, поступить, вместе с дорогою, в собственность казны;
6) тех имуществ, которые, по малоценности их, Городская Дума признает справедливым освободить от сбора.
Примечание. Приносящие действительный доход имущества, принадлежащие казне, а также заведениям, обществам, установлениям и ведомствам, означенным в пунктах 3 и 4 сей статьи, а равно занятые квартирами должностных лиц здания или части оных, принадлежащие казне и означенным в пункте 3 заведениям, обществам и установлениям, подлежат оценочному сбору на общем основании.
130. Размер оценочного сбора с недвижимых имуществ определяется Городскою Думою в процентах: с чистого дохода от недвижимых имуществ, определенного городским общественным управлением посредством оценки, или же, при невозможности определить доход — со стоимости недвижимых имуществ. Размер сего сбора не может превышать 10 % чистого дохода с имуществ или 1 % стоимости оных.
Примечание. Действующие в некоторых городах постановления о поземельном, в пользу города, сборе сохраняют силу в каждом городе лишь до установления Думою оценочного сбора с недвижимых имуществ, и, во всяком случае, в течение не более трех лет по образовании в оном общественных учреждений на основании настоящего Положения.
131. Оценочный сбор взимается на основании следующих правил:
I. Городская Дума, устанавливая оценочный сбор с недвижимых имуществ, назначает срок, к которому он должен быть внесен.
II. Городская Управа, по произведении надлежащих оценок, распределяет установленный сбор на основании сих оценок, и доводит о таком распределении до всеобщего сведения не позднее как за месяц до назначенного Думою срока уплаты сбора.
III. Сбор, не внесенный к назначенному Думою сроку, считается в недоимке и взыскивается с наложением пени, размер которой определяется Думою не свыше, однако же, 1 % с суммы недоимки за каждый месяц просрочки. От пени освобождаются взносы, производимые в течение первого полумесяца (до 15 числа включительно) по истечении срока, назначенного для взноса. Затем, за каждый еще не истекший месяц пеня исчисляется как за полный и причисляется к городским доходам.
IV. Если недоимка, с причитающеюся пенею, не внесена в течение шести месяцев после назначенного Думою срока (§ 1), то она взыскивается, при содействии полиции, посредством ареста доходов с обложенного сбором недвижимого имущества, а при недостаточности сей меры, посредством продажи движимого имущества недоимщика, за исключением предметов, указанных в статьях 973 и 974 (п. 4) Устава Гражд. Судопр., и с предоставлением притом недоимщику права указывать те вещи, которые прежде других должны быть обращены на пополнение недоимки. В случае непокрытия недоимки продажею движимостей, продается самое недвижимое имущество в порядке, указанном для взыскания налога с таких имуществ в пользу казны (Уст. под. ст. 2, п. 3, прл. по Прод. 1868 г. ст. 25‒27).
132. Сборы с документов на право торговли и промыслов могут быть определяемы Городскою Думою:
а) со всех установленных Положением о пошлинах за право торговли свидетельств купеческих и промысловых (Уст. Пошл., ст. 464, прил. по Прод. 1868 г. ст. 13 и 14) и билетов на торговые и промышленные заведения (там же, ст. 15 и 24)
б) со всякого рода патентов, выдаваемых, по Питейному Уставу, на заводы для выделки напитков и изделий из спирта или вина, а также на заведения для продажи питей (Уст. пит., изд. 1867 г., ст. 5 и прил., 267, 269 и 270).
Размер сего сбора установляется Городскою Думою в процентах с взимаемой по оным казенной пошлины.
Примечание. Высший размер обложения, в пользу города, означенных в сей статье свидетельств, билетов и патентов имеет быть определен ко времени выдачи оных на 1871 год.
133. Сборы в пользу города с означенных в статье 132 свидетельств, патентов и билетов, взимаются на одинаковых основаниях и одновременно с казенными по оным пошлинами.
134. Сбор с трактирных заведений, постоялых дворов и съестных лавочек, установляется Городскою Думою и взимается в пользу города на основании Положения о трактирных заведениях (Уст. гор. хоз., ст. 31, прил. по Прод. 1863 г.) и Высочайше утвержденного, 26 Мая 1869 года (47137), мнения Государственного Совета.
135. Сверх означенных в статьях 128‒134 сборов, Городской Думе предоставляется ходатайствовать, установленным порядком, о введении, в пользу города, сбора с квартир или жилых помещений. При представлениях Городских Дум по сему предмету должны быть прилагаемы подробные предположения о способе взимания означенного сбора, о высшем размере процентного обложения наемной стоимости квартир, и о тех жилых помещениях, которые, по малоценности своей, подлежат освобождению от сего сбора. Такие проекты вносятся Министром Внутренних Дел на утверждение в законодательном порядке.
136. Независимо от сборов, устанавливаемых означенным в статьях 128‒135 порядком, в городской доход поступают:
а) сборы, взимаемые в пользу города при совершении, засвидетельствовании, протесте и представлении ко взысканию различных актов (Т. Х, част. I, Зак. Гражд.);
б) сборы, взимаемые при клеймении мер и весов на основании Устава торгового (ст. 2751);
в) сбор с аукционных продаж движимого имущества, производимых чрез должностных лиц городского общественного управления, в размере двух процентов с вырученной при продаже суммы (сверх двух процентов, следующих в пользу аукционитов);
г) сборы, взимаемые в пользу некоторых городов с привозимых в город и отвозимых из него товаров, на основании особых, Высочайше утвержденных, постановлений, — и
д) производимые некоторым городам пособия из государственного казначейства, на основании особых постановлений, и из земских сборов, на основании Устава о земских повинностях (ст. 13, § 2, п. д, § 3, п. д. по Прод. 1868 г., ст. 46; особ. прил., по Прод. 1868 г., ст. 3, прил. § 1, п. 2, § 2, п. 3 буква з).
137. Установление новых, не предусмотренных в сем Положении (ст. 128‒136), сборов или налогов в пользу города, а равно определение сборов свыше указанных в Положении пределов (ст. 130 и 132), может последовать не иначе, как по разрешении, законодательным порядком, ходатайств о том Городской Думы.
138. Взыскание всякого рода недоимок по установленным в пользу города сборам и повинностям производится порядком административным, на одинаковом основании с бесспорными требованиями правительственных мест и улиц (Уст. Гражд. Судопр., ст. 1, примеч.; Зак. Судопроизв. Гражд., ст. 102).
Глава VI. О городских расходах и сметах, счетоводстве и отчетности
139. На городские средства обязательно относятся следующие предметы расходов:
а) Содержание городского общественного управления, в размерах, определенных Городскою Думою.
б) Содержание городских общественных зданий и памятников.
в) Уплата причитающихся сумм по городским займам и выполнение принятых на себя городом обязательств.
Примечание. Действие сего пункта распространяется также на пенсии, назначенные из городских доходов, в силу постановлений, действовавших до введения настоящего Положения.
г) Производство разным учреждениям, установлениям и ведомствам пособий на содержание учебных, благотворительных и иных общеполезных заведений, на основании особых, утвержденных законодательным порядком, постановлений, и производство государственному казначейству пособий, занесенных в государственную роспись.
Примечание. В течение трех лет со времени приведения в действие в городе настоящего Положения, отпуск пособий разным учреждениям, установлениям и ведомствам на содержание учебных, благотворительных и иных общеполезных заведений, производится в тех размерах, в которых пособия сии от городов до того времени производились. По истечении же сего срока, обязательным для города остается производство только тех из сих пособий, которые будут возложены на него законодательным порядком, или относительно которых последует соглашение между городским общественным управлением и подлежащим учреждением, установлением или ведомством. Пособия казне назначаются в суммах, занесенных в государственную роспись.
д) Издержки по отправлению воинского постоя и других воинских потребностей, а также по отоплению и освещению тюрем и содержанию смотрителей, в законном порядке на город отнесенные.
е) Участие в расходах на содержание чинов городских полиций там, где такое участие возложено, в законном порядке, на городские средства.
ж) Содержание принадлежащих к составу городских полиций пожарных команд, на основании штатов, существовавших до введения в действие настоящего Положения, или же утвержденных после такого введения по предварительном рассмотрении их в Городской Думе законодательным порядком.
з) Устройство или наем помещения для городского полицейского управления (где оно учреждено отдельно от уездно-полицейского) и для пожарной при полиции команды с отоплением и освещением, равно выдача квартирных денег не имеющим от города помещения чинам городской полиции и пожарной команды, в размере, определенном штатами и иными Высочайше утвержденными постановлениями.
и) Прочее, сообразно определенным штатам и расписаниям, вещественное довольствие городских полицейской и пожарной команд, именно: снабжение их провиантом и амуницией и пользование в больницах принадлежащих к сим командам чинов.
й) Содержание общественных пожарных команд, существовавших до введения с действие настоящего Положения, или же учреждаемых, на основании определений Городских Дум, с надлежащего разрешения, в замен или для усиления полицейских пожарных команд.
к) Содержание лежащих на отчете города улиц, площадей, дорог, бечевников, мостов, тротуаров, переправ, бульваров, садов, каналов, водопроводов, сточных труб, прудов, канав, протоков и гатей, а также городское освещение в размере не менее существовавшего в городе при введении в действие настоящего Положения.
Примечание. Проезжие улицы, лежащие на таких дорогах, которые состоят в ведомстве путей сообщения, содержатся сим ведомством (Уст. пут. сообщ., ст. 558, по Прод. 1868 г.).
л) Отвод мест для своза нечистот и для зарытия палого скота.
140. За удовлетворением указанных в статье 139 потребностей, городские средства могут быть употребляемы, по усмотрению Городской Думы, на всякие вообще предметы, относящиеся к пользам города и его обывателей и законам непротивные.
141. В сроки, определенные Думою, Городская Управа составляет ежегодно смету (роспись) предстоящим городским доходам и расходам, которая рассматривается и утверждается Думою, и, затем, в течение двух недель по утверждении, доставляется Губернатору и объявляется во всеобщее сведение порядком, в статье 68 указанным.
142. Городской Думе, одновременно с утверждением сметы, предоставляется назначать и самый способ исполнения той или другой хозяйственной операции: посредством ли отдачи с публичных торгов, или избранным лицам на комиссию, или же хозяйственными распоряжениями Городской Управы. Если Думою такого указания не сделано, то избрание способа предоставляется Управе.
Примечание. К торгам на городские суммы не применяются, по введении в городе настоящего Положения, ограничения, содержащиеся по сему предмету в Законах Гражданских (Т. Х, ч. I, ст. 1489, 1503, 1710 и 1805).
143. При рассмотрении сметы городским доходам и расходам, Губернатор наблюдает:
1) чтобы не установлялись сборы, законом недозволенные, дозволенные же не назначались свыше разрешенных законом размеров;
2) чтобы не допускалось не уравнительности в обложении сборами предметов, казне или уделу принадлежащих, в сравнении с частными
3) чтобы назначаемы были необходимые суммы на удовлетворение потребностей, законом обязательно на городские средства отнесенных.
144. При взимании городских сборов и производстве расходов из городских сумм, Городская Управа руководствуется утвержденною сметою. В случае необходимости произвести расход, в смете непредусмотренный, или в размере, превышающем сметное назначение, Городская Управа может удовлетворить оный из остатков от сметных назначений, испросив на то особое разрешение Думы, если на сие не было дано Управе уполномочия при самом утверждении сметы. При неимении же свободных остатков от сметных сумм, Управа может во всякое время представлять на утверждение Думы дополнительную смету.
145. С разрешения Городских Дум Городским Управам предоставляется всякую возложенную на город потребность воинского или гражданского управления (ст. 139), на которую по смете назначена определенная денежная сумма, удовлетворять, по соглашению с подлежащим начальством или ведомством, выдачею суммы, какая будет условлена по такому соглашению, не свыше, однако же, определенной по смете в распоряжение означенного начальства или ведомства; затем город, не требуя отчета в израсходовании выданной суммы, не обязывается и ни к каким дополнительным по этому предмету расходам.
146. Всем денежным суммам, как поступающим на приход, так и расходуемым, должны быть ведены правильные счеты. Формы и порядок счетоводства утверждаются Городскою Думою (ст. 55, п. 11).
147. К сроку, назначенному Думою, Городская Управа составляет ежегодно отчет о движении городских сумм, который, по поверке и окончательном утверждении его Городскою Думою, препровождается к Губернатору для сведения и объявляется порядком, в статье 68 указанным. Отчетность городского общественного управления не подлежит ревизии общих контрольных учреждений.
Глава VII. О порядке обжалования распоряжений городского общественного управления и об ответственности должностных лиц оного
148. Частные лица, общества и установления, в случае нарушения их гражданских прав действиями городского общественного управления, имеют право иска на общем основании.
149. Жалобы на незаконность таких определений и постановлений Городских Дум, которые были утверждены Министром Внутренних Дел или Губернатором (ст. 111‒113 и 122‒124), когда по свойству предмета, не может быть начато иска по предшедшей статье, приносятся Правительствующему Сенату (по 1-му Департаменту).
150. За исключением случаев, в статьях 148 и 149 указанных, жалобы на неправильные распоряжения Городской Управы или Городского Головы приносятся Думе, а на противозаконные определения Думы — Губернатору, который передает их на разрешение Губернского по городским делам Присутствия (ст. 11).
151. Жалобы и заявления правительственных, земских и сословных установлений по пререканиям их с городским общественным управлением о пределах ведомства, власти и обязанностях, обращаются также к Губернатору и им передаются на обсуждение Губернского по городским делам Присутствия. Таким же образом Губернатор поступает в тех случаях, когда непосредственно усмотрит незаконность распоряжения или определения городского общественного управления.
152. Губернское по городским делам Присутствие разрешает подлежащие его рассмотрению дела простым большинством голосов. Решения его немедленно приводятся в исполнение, если в самом заключении не будет постановлено противного.
153. Как городскому общественному управлению, так и всем ведомствам и установлениям, а равно и частным лицам, недовольным решением Губернского по городским делам Присутствия, предоставляется обжаловать оное Правительствующему Сенату (по 1-му Департаменту) в шестинедельный срок. Равномерно и Губернатор, если признает решение Присутствия неправильным, может, в тот же шестинедельный срок, представить дело на разрешение Правительствующего Сената (по тому же 1-му Департаменту).
154. Указанный в предшедшей 153 статье шестинедельный срок исчисляется:
а) для частных лиц — со дня объявления им решения Присутствия,
б) для общественных управлений и прочих установлений — со дня получения ими копии с решения,
в) для Губернатора — со дня подписания решения.
155. При передаче определения Городской Думы на обсуждение Губернского по городским делам Присутствия (ст. 150 и 151), Губернатору представляется приостановить исполнение оного, на срок не более одного месяца со времени получения им определения.
156. Должностные лица городского общественного управления (ст. 73, 82‒85) подвергаются ответственности за преступления по должности не иначе, как по суду.
157. Предание суду означенных в статье 156 должностных лиц, кроме Городского Головы (ст. 159), с устранением или без устранения от должности, может последовать по определению Думы.
158. Губернатор, если усмотрит противозаконные действия должностных лиц городского общественного управления, передает таковые на обсуждение Губернского по городским делам Присутствия. Определение сего Присутствия о предании суду должностных лиц общественного управления, предварительно приведения оного в исполнение, сообщается подлежащей Городской Думе, которая, в случае несогласия с определением Присутствия, может, в шестинедельный, со дня получения определения, срок, принести жалобу Правительствующему Сенату (по 1-му Департаменту).
159. Городские Головы предаются суду не иначе, как по определению 1-го Департамента Правительствующего Сената, основанному на определении Городской Думы или Губернского по городским делам Присутствия.
160. Городские Головы и члены Городской Управы судятся по преступлениям должности в Судебной Палате, а в местностях, где еще введены Судебные Уставы, в Уголовной Палате, или в Соединенной Палате Уголовного и Гражданского Суда, по принадлежности.
161. Лица, служащие в городском общественном управлении, в том числе и по найму, в случае преступлений по должности, подлежат наказаниям, установленным в статьях 329‒387 Уложения о наказаниях…
Есть и "Городовое положение" от 1892 г. Комрад, почему-то, не пишет , что 14 декабря 1900 г. ст. 44 Городового положения была изложена в новой редакции и представительство от избирателей - нехристиан, как "иноверцев" не должно было превышать 50% гласных. Такие же презабавные траблы у Йорга обнаруживаются и в саге о бакинском комитете РСДРП.
[Профиль]  [ЛС] 

Ba-boum

Стаж: 7 лет 1 месяц

Сообщений: 370

Ba-boum · 24-Сен-18 15:22 (спустя 3 года 2 месяца)

LOL, это разве не должно лежать в разделе "юмор"?
[Профиль]  [ЛС] 

Tribunkoff

Стаж: 12 лет 6 месяцев

Сообщений: 339


Tribunkoff · 17-Май-21 12:42 (спустя 2 года 7 месяцев)

Прекрасная книга. Из-за навязанной нам вульгарной политизации многие мы зачастую не знаем о чём говорим, используя те или иные слова (мемы). Здесь редкий случай, когда империя рассматривается не только с исторической, но и философской точки зрения.
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error