Nura · 13-Апр-07 21:59(17 лет 6 месяцев назад, ред. 20-Апр-16 14:31)
А. П. Платонов "Котлован" Год выпуска: 2004 Исполнитель: Читает Семён Ярмолинец. Жанр: История Издательство: «МедиаКнига» Тип: аудиокнига Аудио кодек: MP3 Битрейт аудио: 160 Описание: Повесть «Котлован» является своеобразным исключением в творчестве А. П. Платонова - он указал точную дату её создания: «декабрь 1929 - апрель 1930 года». Однако впервые она была опубликована в 1969 года в ФРГ и Англии, а у нас в советское время в течение двадцати лет распространялась лишь в «самиздате».
В «Котловане» отражены главные события проводившейся в СССР первой пятилетки: индустриализация и коллективизация. Герои повести строят город, но стройка стопорится на стадии рытья котлована под его фундамент. В деревне же, подвергнутой «сплошной коллективизации», аналогом «общепролетарского дома» становится «оргдвор», где сбиваются в покорное стадо колхозники, уничтожая раскулаченных крестьян...
Более обширная информация о повести А. ПЛАТОНОВА «КОТЛОВАН»
скрытый текст
ПРОБЛЕМА ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ РОССИИ В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА «КОТЛОВАН» Андрей Платонов — один из тех немногих советских писателей, которые в своем осмыслении новой эпохи сумели перейти от принятия коммунистических идей к их отрицанию. Платонов верил в революционное переустройство мира искренне, почти фанатично — и ничем в этом смысле не отличался от большинства своих современников. Ему казалось, что впервые в истории возникла наконец возможность победить в человеке эгоизм, создать общество «высшего гуманизма», общество, в котором благо других будет обязательным условием собственного счастья. Но уже в первых своих произведениях Платонов проявил себя художником, умеющим видеть мир неоднозначно, понимающим сложность души человека. Тоска по человечности в рассказах Платонова неотделима от внимания к отдельному человеку. Писатель — вольно или невольно — следовал той традиции, которая была заложена в русской литературе Гоголем и Достоевским. Очень ярко гуманизм Платонова проявился в повести «Котлован». Тема России неотделима в этой повести от поисков человечности, а размышления писателя над проблемами советской эпохи трагичны и необыкновенно глубоки. В повести «Котлован» Платонов показал российскую действительность конца двадцатых — начала тридцатых годов как эпоху почти необратимого истощения почвы, на которой вырастает «культура жизни» — культура человечности, накопленная столетиями. И это истощение неизбежно означает утрату смысла человеческого существования. Герои Платонова роют котлован для башни-общежития, дома для счастливых обитателей социализма, отбирая для этого строительства «лучших» — самых обездоленных, самых бедных людей. Но и взрослые и дети в повести гибнут, «унавоживая» почву для других, став «ступенькой» ко всеобщему счастью, достижение которого оказывается невозможным без жертв. Но фанатизм «строителей», слепая вера в идеалы не дает им возможности усомниться в правоте происходящего. Из всех персонажей повести только двое умеют взглянуть на эпоху со стороны, умеют сомневаться: Прушевский и Вощев. Прушевскому, как воздух, нужна в этом мире теплота, человечность, чувство своей необходимости не всем, не классу, а конкретному человеку. Вощев не может, не хочет чувствовать себя «винтиком», быть счастливым по приказу. Он русский правдоискатель, натура двойственная, противоречивая. В начале повести Вощев уходит бродить по свету, пытаясь найти смысл жизни. Он хочет «докопаться» до смысла всего сущего, до хода светил, до роста былинки в поле — и роста башни будущего, на строительстве которой он оказывается. И Вощев хочет знать, нужен ли для строительства всеобщего счастья именно он, живой, единственный, «отдельный», а не безличная масса. Но при этом он не протестует против конкретной бесчеловечности идеи, участвует в коллективизации. Его желание быть личностью — невольный вызов коммунистическому государству, а его жестокость — отражение бесчеловечной атмосферы эпохи. Он двойствен, как и его время, соединившее в себе и мечту о счастье, и массовые убийства. Повесть полна безысходных метафор. Герои роют котлован для дома всеобщего счастья, а сами спят в гробах, заготовленных для себя крестьянами, знающими, что ждет их в пролетарском государстве. И разве только крестьяне? Все должны превратиться в песок, в навоз, на котором вырастет цветок «прекрасного» будущего. Между возрастами нет различия, и девочка, потерявшая мать и нашедшая приют у строителей, тоже спит в гробу: она обречена, как и взрослые. В соседних деревнях идет страшный процесс коллективизации, уничтожения крестьянства, ненавистного пролетариям только потому, что у крестьянина есть хоть какая-то личная — не общая! — собственность. Дома пусты, гуляет ветер, а на кузне трудится за всех медведь-батрак, истинный пролетарий, полный ненависти к «хозяевам» и фанатичного, слепого трудолюбия. Одни запасаются гробами, не дожидаясь смерти, других сажают на плоты и сплавляют в море, на страдания и гибель. И особенно страшна полная покорность крестьянства, лишь изредка меняющаяся на одиночные вспышки бунта. Страх и жестокость определяют в повести атмосферу времени. Страх перед опасностью уклониться от генеральной линии, мгновенно из своего превратиться в предателя — и беспощадная жестокость ко всем, кто может этой линии помешать. Таковы Чиклин и Сафонов — фанатики идеи. Таков активист, днем и ночью со страшным нетерпением ждущий начальственных директив — выполняющий любое, самое абсурдное указание, не задумываясь ни на секунду над его смыслом. Там, наверху, знают, что и как надо делать для всеобщего счастья, дело остальных — выполнять приказы. Такова Россия, ослепленная идеей, уничтожающая саму себя. Насилие в повести распространяется на все: на живую природу и на человека. Но дело в том, что насилие ничего не может создать, построить. Оно способно лишь разрушать, и его итог — гробы, которые хранятся в одной из ниш котлована. У героев «Котлована» нет и никогда не будет дома — есть сарай, возле ямы котлована, место, где они умирают, ночлежка, но стен, дома, семьи нет: все развеяно, все пущено по ветру. Да и зачем он нужен, этот так и не построенный дом, если счастья в этом доме никогда не будет! Не может быть счастья для всех, счастье существует только как бережность к человеку. И котлован становится могилой для ребенка, для той самой девочки, во имя которой и приносят взрослые жертвы, уничтожая и себя, и других...
Доп. информация: Общее время звучания 05 час. 21 мин.
Качество: MPEG-I Layer-3 (Mp3), 160 Kbps, 44.1 KHz, Stereo.
Серия или Выпуск: Современная художественная проза
Жена Пашкина помнила, как Жачев послал в ОблКК заявление на ее мужа и целый месяц шло расследование, — даже к имени придирались: почему и Лев и Ильич? Уж что-нибудь одно! Поэтому она немедленно вынесла инвалиду бутылку кооперативных сливок, и Жачев, получив через окно сверток и бутылку, отбыл из усадебного сада.
я бы посоветовала эту книгу именно прочесть, а не слушать. у Платонова весьма своеобразная манера письма. на слух это воспринимается с трудом, а вот когда текст перед глазами - не перестаёшь удивляться насколько богат и выразителен русский язык
Огромное спасибо! Великолепная книга. Прочитано слово в слово! Отличный голос, все интонации прочувствованы, на мой взгляд правильно. Смело можно слушать. Не хуже чем книга.
Если имеется ввиду "Происхождение мастера" (1929), то скачать можно здесь: https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=1820597
("Происхождение мастера" является первой частью романа "Чевенгур")
Прочитано очень хорошо. Атмосфера времени с его плакатностью, идеологическим напором, жесткой социальщиной прекрасно передана чтецом, фактурой его голоса. При этом совершенно не ускользает и не теряется в этой железобетонной советскости метафорический язык Платонова, его поэтика, романтика.
Вобщем, классная аудиокнига! Спасибо первому раздающему. Всем советую! Только почему "Историческая книга"? Это классика, товарищи, в школах проходят.
Я открыла для себя Платонова именно с этой книги. Не скажу, что б фанатею, но для общего развития - самое то. Своеобразные словоформы и манера письма. Для меня он выбивается из ряда своих современников-писателей, как Маяковский среди своих современников-поэтов.
блин, а почему ж урезаный вариант -то прочитан? из каждой главы кой-что повыкинуто. например из первой главы - сцена у дома шоссейного надзирателя, из второй - разговор за утренним столом. нихарашо...
Второй раз встречаюсь с работой Ярмолинца. Понравилась его озвучка "Отцов и детей",но авторская манера слова настолько режет слух, что даже хороший чтец тут не помог. Конечно, дослушал до конца, но вряд ли когда-либо ещё возьмусь за творчество Платонова.
"Андрей Платонов — один из тех немногих советских писателей, которые в своем осмыслении новой эпохи сумели перейти от принятия коммунистических идей к их отрицанию."
Этот тезис из аннотации и все её содержание, - полностью противоречит природе платоновского творчества. Сколько можно продолжать идейно паразитировать на этой скудоумной антисоветчине.
А я бы наоборот посоветовал - сначала послушать, а потом читать.
Ярмолинец читает просто гениально. В его исполнении сразу понимаешь ритм, интонации платоновского текста.
А потом уже можно неспешно насладиться бумажным (или электронным) вариантом.
Книга - одна из вершин мировой литературы. Это бесспорно. По поводу урезанности. Похоже, это второй вариант книги (надеюсь, что доработанный Платоновым, а не кем-то еще).
Так как здесь Настя называет в качестве "главного" - Сталина.
В интернете есть и другая версия, там "главный" - еще Ленин. В варианте с Лениным есть и те отрывки, о которых упоминали выше, и которые выпущены в данной аудиокниге.
Насколько я знаю, с текстами Платонова вообще ситуация непростая. Многое дошло до нас в искаженном цензурой и редакторами виде.
45644489блин, а почему ж урезаный вариант -то прочитан? из каждой главы кой-что повыкинуто. например из первой главы - сцена у дома шоссейного надзирателя, из второй - разговор за утренним столом. нихарашо...
VanillaGuy писал(а):
68992904По поводу урезанности. Похоже, это второй вариант книги (надеюсь, что доработанный Платоновым, а не кем-то еще).
Так как здесь Настя называет в качестве "главного" - Сталина.
В интернете есть и другая версия, там "главный" - еще Ленин. В варианте с Лениным есть и те отрывки, о которых упоминали выше, и которые выпущены в данной аудиокниге.
Насколько я знаю, с текстами Платонова вообще ситуация непростая. Многое дошло до нас в искаженном цензурой и редакторами виде.
М-да уж, ну и дела! Так уж карта легла, что именно с избранных малых литературных форм Платонова, в своё время, начался мой экспириенс в мире книг. А вот монументальные труды автора, чуть позже, отчего-то совершенно не пошли. Чевенгур сызнова, ещё лишь только показался на линии горизонта. Котлован же, казалось, уже позади ...а тут такое!
Давича я целиком ознакомился с онлайн-аудиоверсией неизвестного чтеца. Менее выразительный голос вообще и манера чтения в частности, на мой взгляд, пошли только на пользу книге, хоть здешний исполнитель так же отлично выполнил свою труд. Правда, не смотря на то, что там ещё Ленин, идентичная скорость повествования, отсутствие какого бы то ни было музыкального оформления и аудиоэффектов, продолжительность короче на, без малого, пятьдесят минут!.. А здесь я, собственно, оказался, так как совершенно внезапно умудрился споткнуться всего лишь на одном слове, предательски затесавшемся в очередной фрагмент, услышав который, решил тут же сохранить его в тексте, путём копирования из документа с Флибусты, среди таких же прочих, не менее достойных ему на мой взгляд… Да не тутта было, ибо что в имеющемся fb2, что в первых результатах сетевого поиска, имелось лишь тавтологичное: „— Грусть — это ничего, товарищ Козлов, — сказал он, — это значит, наш класс весь мир чувствует, а счастье все равно ДАЛЁКОЕ дело…“. В обоих же имеющихся вариантах начитки аудиоверсий я купился на: „— Грусть — это ничего, товарищ Козлов, — сказал он, — это значит, наш класс весь мир чувствует, а счастье все равно БУРЖУАЗНОЕ дело…“. Кстати, в тексте данной, претендующей на каноничность, раздачи, так же, именно привлёкший мой слух тэрмин! На Ютубе, под названием "Котлован" Виндермана, с недавних пор имеется преинтереснейшая ...кукольная(!) постановка восемьдесят девятого года, томского театра Скоморох, а под катом, помимо "буржуазного", ещё ряд отмеченных мною фрагментов текста(Includ Lenin!)... ежли мало ли, вдруг, кому...
Котлован: Избранные фрагменты
— Я на войне настоящей не был, — сказал Вощев. — Тогда б и я вернулся оттуда не полностью весь.
— Вижу, что ты не был: откуда же ты дурак! Когда мужик войны не видел, то он вроде нерожавшей бабы — идиотом живет. — У кого в штанах лежит билет партии, тому надо беспрерывно заботиться, чтоб в теле был энтузиазм труда. Он глядел на лежащих людей и с горечью высказывался:
— Эх ты, масса, масса. Трудно организовать из тебя скелет коммунизма! И что тебе надо? Стерве такой? Ты весь авангард, гадина, замучила! Девочка осторожно села на скамью, разглядела среди стенных лозунгов карту СССР и спросила у Чиклина про черты меридианов:
— Дядя, что это такое — загородки от буржуев?
— Загородки, дочка, чтоб они к нам не перелезали, — объяснил Чиклин, желая дать ей революционный ум.
— А моя мама через загородку не перелезала, а все равно умерла!
— Ну так что ж, — сказал Чиклин. — Буржуйки все теперь умирают.
— Пускай умирают, — произнесла девочка. Вечером того же дня землекопы не пустили в действие громкоговорящий рупор, а, наевшись, сели глядеть на девочку, срывая тем профсоюзную культработу по радио. Жачев еще с утра решил, что как только эта девочка и ей подобные дети мало-мало возмужают, то он кончит всех больших жителей своей местности; он один знал, что в СССР немало населено сплошных врагов социализма, эгоистов и ехидн будущего света, и втайне утешался тем, что убьет когда-нибудь вскоре всю их массу, оставив в живых лишь пролетарское младенчество и чистое сиротство.
— Ты кто ж такая будешь, девочка? — спросил Сафронов. — Чем у тебя папаша-мамаша занимались?
— Я никто, — сказала девочка.
— Отчего же ты никто? Какой-нибудь принцип женского рода угодил тебе, что ты родилась при советской власти?
— А я сама не хотела рожаться, я боялась — мать буржуйкой будет.
— Так как же ты организовалась?
Девочка в стеснении и в боязни опустила голову и начала щипать свою рубашку; она ведь знала, что присутствует в пролетариате, и сторожила сама себя, как давно и долго говорила ей мать.
— А я знаю, кто главный.
— Кто же? — прислушался Сафронов.
— Главный — Ленин, а второй — Буденный. Когда их не было, а жили одни буржуи, то я и не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!
— Ну, девка, — смог проговорить Сафронов. — Сознательная женщина — твоя мать! И глубока наша советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина! Мы по росту готовили гробы: на них метины есть — кому куда влезать. У нас каждый и живет оттого, что гроб свой имеет: он нам теперь цельное хозяйство! Мы те гробы облеживали, как в пещеру зарыть.
Давно живущий на котловане мужик с желтыми глазами вошел, поспешая в контору.
— Елисей, — сказал он полуголому. — Я их тесемками в один обоз связал, пойдем волоком тащить, пока сушь стоит!
— Не устерег двух гробов, — высказался Елисей. — Во что теперь сам ляжешь?
— А я, Елисей Саввич, под кленом дубравным у себя на дворе, под могучее дерево лягу. Я уж там и ямку под корнем себе уготовил, умру — пойдет моя кровь соком по стволу, высоко взойдет! Иль, скажешь, моя кровь жидка стала, дереву не вкусна? Мы же, согласно пленума, обязаны их ликвидировать не меньше как класс, чтобы весь пролетариат и батрачье сословие осиротели от врагов!
— А с кем останетесь?
— С задачами, с твердой линией дальнейших мероприятий, понимаешь что?
— Да, — ответила девочка. — Это значит плохих людей всех убивать, а то хороших очень мало.
— Ты вполне классовое поколение, — обрадовался Сафронов, — ты с четкостью сознаешь все отношения, хотя сама еще малолеток. Это монархизму люди без разбору требовались для войны, а нам только один класс дорог, да мы и класс свой будем скоро чистить от несознательного элемента.
— От сволочи, — с легкостью догадалась девочка. — Тогда будут только самые-самые главные люди! Моя мама себя тоже сволочью называла, что жила, а теперь умерла и хорошая стала, правда ведь? Сегодня утром Козлов ликвидировал как чувство свою любовь к одной средней даме. Она тщетно писала ему письма о своем обожании, он же, превозмогая общественную нагрузку, молчал, заранее отказываясь от конфискации ее ласк, потому что искал женщину более благородного, активного типа. Прочитав же в газете о загруженности почты и нечеткости ее работы, он решил укрепить этот сектор социалистического строительства путем прекращения дамских писем к себе. Сумеют или нет успехи высшей науки воскресить назад сопревших людей?
— Нет, — сказал Прушевский.
— Врешь, — упрекнул Жачев, не открывая глаз. — Марксизм все сумеет. Отчего ж тогда Ленин в Москве целым лежит? Он науку ждет — воскреснуть хочет.
Проза-сюр в исполнении поэтически-метафорическим языком. Выглядит как уменьшенная версия «Чевергур», с теми же шипящими «ч» и «щ» в фамилиях, обыденности приятия смерти, гнетущем совместном проживании разных людей/зверей в ограниченном пространстве, отстраненности в производимом «социализме». Супер-текст, лучший образец модерна, где настроение достигается через ново-построенные смыслы привычных фраз.
Начитано хорошо, но смысловые акценты иногда невпопад. Качество записи хорошее.