НИКОЛАЙ ФОМЕНКО И БОБРЫ
«ВЯЗАНЫЙ ЖАКЕТ»
Михаил Козырев, музыкальный продюсер фильма: «Момент, когда работникам радиостанции приходится «терять девственность» и выполнять заявку генерала, что для них равносильно расставанию со всеми их идеалами и принципами необходимо было придумывать полностью заново, потому что песню «Ночной ларек» уже использовали в фильме «День Выборов». Найти и песню, и артиста, который произведет такой же истерически-смешной эффект, оказалось очень непростой задачей. Мы голову сломали, думая, что это должно быть и как это должно звучать. В качестве примера, помню, Леша Барац предложил «С одесского кичмана» в исполнении Несчастного Случая. Режиссер и я тут же высказали возражения, потому что в их исполнении эта песня звучит красиво, а должна звучать… не оставляя никаких надежд на будущее. Мысль о Фоменко пришла в мою голову потому, что, во-первых, он может всё. А во-вторых, Коля мне говорил, что с радостью отзовется на любое мое предложение, потому что, по его мнению, ни одного выстрела мимо в нашем сотрудничестве не было. Я подумал, что он может спеть и «Таганку», но ассоциации с географической привязкой, с театром уведут зрителя не туда. Потому решили сначала встретиться, обсудить всё, а потом только решить, какая именно песня нужна. Понятно, что с Колей встретиться трудно, потому что если он изредка вылетает из спортивного автомобиля, то моментально оказывается перед телекамерой или на киноплощадке. Мы сели в кафе на Белорусской площади поздно вечером и дело развивалось так: к нам еще не подошла официантка, мы еще не сделали заказ, я ему объяснил, что мы ищем, и какой поворот сюжета хотим, после чего он сразу сказал, что надо исполнять «Вязаный жакет». Он эту песню услышал из уст ныне покойного Сергея Супонева, и тот очень смешно ее исполнял. Фоменко – человек, включенный во все технические системы. Он взял свой айпод-органайзер-коммуникатор-телефон и мы в течение пятнадцати минут получили из Сети несколько вариантов текстов этой песни, выяснили, что когда-то ее пел Шуфутинский… Коля тут же напел ее прямо в кафе, прямо в айпод. Вся ситуация с Колей решилась как обычно примерно за 35 минут быстрой и напряженной работы. Когда он записывал в студии эту песню, то пять человек по другую сторону стекла лежали на полу от хохота». Фоменко сам предложил Бобров, помня удачное сотрудничество с ними для Неголубого Огонька»
Дмитрий Дьяченко, режиссер фильма: «Фоменко – суперактер, я просто счастлив, что он у нас сыграл».
Анна Форштретер, исполнительный продюсер саундтрека: «В восемь утра Фоменко приехал с вокзала на Мосфильм, в десять уже записал песню, и вообще запомнился мне невероятной способностью делать все точно и быстро и не просто делать то, что скажут, а еще и придумывать уместные вещи».
НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ
«МОРЯЧОК»
Михаил Козырев, музыкальный продюсер фильма: «Съемка была непростой по разным причинам: невероятно загруженный график гастролей, несчастье в семье одного из музыкантов, которое тоже поставило всю съемку под вопрос. Но надо отдать Ночным Снайперам: они связали себя в тугой узел и приехали на съемку. Песня Морячок была моментально одобрена всем творческим коллективом фильма уже по тематике. Важно обратить внимание на забавную деталь: ни один из музыкантов группы не играет на своем инструменте. Они все поменялись инструментами, что абсолютно совпадает с духом фильма и ни у кого вопросов не вызвало».
Дмитрий Дьяченко, режиссер фильма: «Арбенина была в огромной белой шапке и говорила: «Мы приехали к вам из пасхального солнечного Дагестана!» Этому мы были очень удивлены потому что, во-первых, снимали осенью, во-вторых, разве Дагестан может быть пасхальным?... Мы делали несколько дублей, и с каждым дублем Арбенина работала все с большим жаром. Один из последних – самый веселый и бесшабашный дубль – и вошел в фильм».
НОГУ СВЕЛО
«В ТЕМНОТЕ»
Михаил Козырев, музыкальный продюсер фильма: «Если есть коллективы, участие которых в фильме не вызывало никаких сомнений ни у кого и вопрос был только в том, какую именно песню выбрать, так это была группа Ногу Свело. Творчество Ногу Свело озарено такой долей безумия, которая абсолютно точно соответствует духу безумия происходящего на Как бы Радио. Из творчества Покровского было что выбирать. Наряду с песней «В темноте», которая вошла в фильм, рассматривались «Наши юные смешные голоса», «Оправдываться поздно»… В каждом альбоме Макс щедро рассыпал галерею идиотов и безумцев. В конечном счете мы остановились на «В темноте». Это один из немногих треков, который снят, когда группа приезжает в эфир радиостанции, и используется как ритм, придающий вакханалии, которая творится внутри Как бы радио должный уровень абсурда».
Дмитрий Дьяченко, режиссер фильма: «Подставка под клавишные в группе Ногу Свело – настоящая рок-подставка. А мы предложили ему другую, обычную. «Ваша стойка это отстойка!» - сказал клавишник комментируя частичную замену оборудования. Первый куплет его было невозможно снимать из-за сурового лица, а потом профессионализм взял свое».
НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ
«РАДИО»
Михаил Козырев, музыкальный продюсер фильма: «Это невероятный по концентрации самых разнообразных талантов коллектив: от спортивных комментаторов до работников рекламных агентств, от студийных режиссеров до креативных продюсеров мюзиклов… Каждый из этих людей занимается чем-то еще и выражает себя в какой то не связанной с коллективом деятельности. Что самое поразительное: все эти годы они умудряются выживать и держаться вместе.
Для Кортнева – так же как и для всех нас – после фильма «День Выборов» стало очевидно, что в спектакле песни, непрерываемые ничем со сцены, не работают в фильме. У Кортнева все песни построены на внутренней драматургии, которая и приводит к комическому эффекту. Если вырубить какие-то фразы, то шутка не стреляет. Казалось бы, вставляешь всего лишь двадцати секундную реплику, а песня уже не имеет того эффекта. Именно поэтому мы решили, и Кортнев был согласен с этим решением, использовать оригинальные песни групп. Мне важно было, чтобы у него не возникало каких-то внутренних противоречий, поскольку он много отдал и продолжает отдавать спектаклю, и абсолютно никоим образом не обижался на то, что его песен тут гораздо меньше, благо у него была возможность выразиться здесь другим образом.
Кортнев играет роль, которая была развита из гипотетического образа в спектакле до реального в фильме. Его персонаж выполняет какую-то халтуру, снимается где то на телеке и при этом ему взрывает мозг его несчастная звездная судьба Нонна, обреченная на непонятые чувства и разрушенность любви… Кортнев играет в этом фильме безукоризненно. Когда смотришь День Выборов, веришь, что Кортнев – атаман. В Дне Радио поражаешься степени его органики, которая свидетельствует о том, что сам он неоднократно бывал в таких ситуациях: сдавал убогие по своему содержанию проекты безумным, бездарным людям из рекламных агентств, изображал натужные улыбки в телеэфирах и влюблялся в различных талантливых женщин, которые порой превращали его жизнь в ад.
Финал фильма, конечно, должен был произойти под песню «Радио». Несчастный Случай входит на станцию, свидетельствует о своем присутствии и триумфально исполняет свою песню, которая стала гимном этого спектакля».
Дмитрий Дьяченко, режиссер фильма: «Несчастный Случай идет по коридору радиостанции на сцену, а на сцене оказывается немного другой состав: поменялся один человек. Это из разряда ляпов фильма».
МУМИЙ ТРОЛЛЬ
«БЕРМУДЫ»
Михаил Козырев, музыкальный продюсер фильма: «Работать с Ильей Игоревичем Лагутенко – и говорю это нисколько не кривя душой – всегда невероятное наслаждение. Сложно найти артиста, который настолько восприимчив к идеям, сам является их генератором и настолько получает удовольствие от приключений каких-то, и это – что поразительно – ни на йоту не изменяется с годами! Его всё так же тянет куролесить, как тянуло 15 лет назад! В этом плане все стадии творческого процесса, которые мы проходим, они всегда упоительны. Он интуитивно абсолютно точно знает, что для него пригодно, что нет, в чем он будет хорош, а в чем нет, во что вписываться, во что нет. И я к этому всегда прислушиваюсь. Я влюблен в альбом АМБА, который до сих пор слушаю от начала до конца и одержим желанием донести его до слушателя, поскольку он патологически недооценен. Я постарался в первую очередь поставить на песню, которая обречена быть хитом.
Илья был правильно одет, правильно обут, правильно затянут шарфом, правильно подстрижен, и его съемка стала жемчужиной. Нашла отражение в съемке степень разнузданного хулиганства участников группы: начиная от обнаженного торса барабанщика и кончая красавцем басистом, возвращающим нас во времена сан-франциского хиппи.
Мне, конечно, лестно выступать одним из творцов видеографии группы Мумий Тролль. У Ильи после просмотра клипа было очень немного корректив, но они были для него важны, поэтому я рад, что результат его удовлетворил. И я уж не знаю, есть ли у него нынче соседи, но реплика после песни в его устах звучит очень убедительно».
VОПЛI VIДОПЛЯСОВА
«ДЕНЬ НАРОДЖЕННЯ»
Михаил Козырев, музыкальный продюсер фильма: «Трудно переоценить количество творческих связей и исторических нитей, которые связывают съемочный коллектив фильма с Украиной. Без украинской группы в этом фильме невозможно обойтись, тем более, что такая есть и в спектакле. По большому счету не так много любимых и значимых украинских групп, которые могли бы занять достойное место в этом фильме. Мы выбрали самую разнузданную, безбашенную и ироничную. Олег Скрипка оказался невероятно талантливым комическим артистом. Это единственный номер, который снимался вне Мосфильма. Тут надо понимать, что Скрипка приехал сниматься в другую страну, в которой он уже не может так хорошо разбираться, как в своей стране: мы уже слишком давно разошлись с Украиной, чтобы моментально понимать контекст. Мне – так как я его мнением дорожу – очень важно было, чтобы он понимал, во что его ввязывают и на что он соглашается. Я надеюсь, что диалог Скрипки с Полицеймако окажется одним из цитируемых фрагментов фильма».
Анна Форштретер, исполнительный продюсер саундтрека: «Специально к их приезду мне пришлось переквалифицироваться в уборщицу и отмывать гримерку в клубе от блесток… Снять фотографии лучших стриптизерш клуба со стен гримерки не удалось, выветрить смешанный запах лака и косметики удалось частично. Сами музыканты, похоже, из всего вышеперечисленного обратили внимание только на фото стриптизерш. Съемки прошли отлично, а группа получила приглашение от директора клуба выступить у них с концертом».
СЕРГЕЙ БАБКИН
«ЗАБЕРИ»
Михаил Козырев, музыкальный продюсер фильма: «В спектакле «День Радио» существует драматургический поворот, связанный с тем, что по пьесе вырубается электричество. Мы столкнулись со сложной ситуацией, поскольку песня «Снежинка» уже прозвучала в фильме «День выборов» в исполнении Андрея Макаревича. Вариантов у нас было два: найти что-то аналогичное брутально-абсурдное, либо придумать совершенно другой прием. Я не помню, кому из «Квартета И» пришло в голову, чтоб прозвучало что-то настолько трогательное, лирическое и выходящее из ряда абсурдной этой круговерти, что придало бы фильму абсолютно иную грань. Чтобы все герои стали такие, какими они себя уже и не помнят, и похоронили таких себя из-за компромиссов и правил жизни, которые они приняли. Дальше начались едва ли не самые отчаянные споры за время всей работы. Я настаивал, что это должна быть изумительная, трогательная и недооцененная песня «Забери». В конечном счете, это было принято, и получилась единственная пронзительная сцена в фильме. Мне очень нравится, как она снята».
Дмитрий Дьяченко, режиссер фильма: «Я и Миша Козырев встали за эту песню грудью. Эта песня позволяет расслабиться среди всего «расколбаса», который происходит. Мне кажется, она прославится на века. Таких песен очень мало, она ковыряет душу, под нее творится что-то невообразимое: кто-то начинает плакать, кто-то задумывается, а наш звукорежиссер лет 60-ти, который много повидал, говорил, каждый раз, как слышу эту песню, у меня мурашки бегут».
Анна Форштретер, продюсер саундтрека: «Бабкин и Савенко ехали в поезде «Харьков-Москва» с севшими телефонами. До самого утра съемочного дня никто – ни директор Бабкина, ни съемочная группа «Дня Радио» – не были в курсе, едут ли они вообще на «Мосфильм». Выяснилось, что едут, но оказалось, едут без гитары. Вспомнить, где есть гитара, забрать ее и примчаться на вокзал встречать артистов по утренним московским пробкам – так начался этот съемочный день, оказавшийся в итоге волшебным. Вся съемочная группа после бессонной ночи ожидания была очарована этой песней».
ЧАЙФ
«ОЙ-ЙО»
Михаил Козырев, музыкальный продюсер фильма: «Участие группы ЧАЙФ в фильме было гарантированным, принятым всеми заранее и необходимым. Ни у режиссера, ни у Квартета, ни у меня сомнений в драматических талантах этих людей не возникало. Все были уверены, что они справятся со своей не такой уж и простой и очевидной ролью! И у Шахрина, и у Бегунова в роли есть, по крайней мере, три пласта различных эмоциональных состояний, в которых они пребывают: от легкого уныния, нарастающего раздражения и истерики, через абсолютное отчаяние к покорности судьбе и умиротворенности. Я дико рад, что Шахрин и Бегунов участвуют в «Дне Радио» хотя бы из-за того, что это музыканты высшего эшелона, лица которых известны всей стране. С другой стороны, они не испортили себе творческую биографию лажовыми проектами, никогда не снимались в бездарных рекламах, не светились в бездарных сериалах, и поэтому это некий знак качества. Съемки с ними были смешными и пронизывающе-холодными, происходили ночью на набережной у Белого Дома с вереницей машин, которые были специально выставлены чтобы изображать пробки. Окоченелые несчастные апостолы русского рока мытарились, пытаясь согреть внутренности чашками горячего чая, и были органичны на сто процентов. Конечно, жалко, что роль, уготованная Диме Гройсману, не им была сыграна. Сомнений в том, что он будет офигенным в этой роли, не было. Но это не совпало с графиком его жизни и путешествий, поэтому Диму там играет не Дима.
По режиссерской задумке первое, что настраивает несчастных музыкантов, застрявших в лифте, на музыкальный лад, это пощелкивание зажигалки Zippo. Особенность подлинной Zippo в том, что это единственная в мире зажигалка, чей щелчок имеет четкий музыкальный тон, и все музыканты на раз это определяют. Остервенело носясь по городу в три часа утра несколько человек судорожно искали четыре зажигалки. Одна нашлась у меня дома – в фирменной упаковке с фирменной печатью. Бегунов, щелкнув пару раз, вынес приговор: «Г…но». Возбудились дикие споры, каждый считал своим долгом выбить щелчок…Чем еще заниматься в три часа ночи замерзшим музыкантам, вынужденным сниматься в лифте общей площадью два на два метра?
Особенность этой съемки заключалась еще и в том, что по команде «Мотор!» я звонил Шахрину на его реальный телефон, и мы на самом деле говорили об этом в эфире, чтобы были подлинные эмоции.
Я надеюсь, что Шахрин и Бегунов с их планкой качества и оценки, будут удовлетворены фильмом.».
Дмитрий Дьяченко, режиссер фильма: «Когда мы снимали сцену в лифте, сбежалось пол-Мосфильма, посмотреть, как ЧАЙФы поют «Ой-йо». Потом, когда съемка закончилась, Бегунов начал другие песни играть, и состоялся небольшой концерт. За камерой стояла огромная толпа народу, люди подпевали, на телефоны записывали…»
по материалам
данного сайта