Священник Георгий Максимов - Православное отношение к войне и воинскому служению [2015, PDF/DjVu, RUS]

Страницы:  1
Ответить
 

Р.Б.А

Стаж: 14 лет 7 месяцев

Сообщений: 1888

Р.Б.А · 23-Май-16 23:12 (8 лет 7 месяцев назад, ред. 23-Май-16 23:53)

Православное отношение к войне и воинскому служению
Год издания: 2015
Автор: Священник Георгий Максимов
Жанр или тематика: Православие
Издательство: Православное миссионерское общество имени прп. Серапиона Кожеозерского. Москва
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 50
Описание: В этой книжке коротко и доступно изложено христианское отношение к воинской службе, на основании Библии и святых отцов приводятся ответы на актуальные вопросы, связанные с войной и армией. В конце помещены основные молитвы, которые будут полезны для людей, оказавшихся в зоне боевых действий.
Примеры страниц
Оглавление
Предисловие
Что говорит Библия
Что говорят святые
Жития и богослужебные тексты
Советы русских полководцев
Русские священники на войне
Молитвы
Молитва перед сражением
Псалом 26
Псалом 50
Псалом 90
Молитва во время бедствия и при нападении врагов

Вечная память, вечная слава, вечный покой православным воинам за Христа, за Веру, за Отечество, за други своя душу свою и живот свой положившим!

С днём памяти (двадцатая годовщина) русского православного воина Евгения Родионова!
С днём памяти (год) русского православного воина Алексея Мозгового!
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 

Р.Б.А

Стаж: 14 лет 7 месяцев

Сообщений: 1888

Р.Б.А · 23-Май-16 23:49 (спустя 37 мин., ред. 13-Июн-16 17:05)

Святые преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя в строю перед битвой
[Профиль]  [ЛС] 

daydez588

Стаж: 13 лет 8 месяцев

Сообщений: 91


daydez588 · 29-Авг-16 21:12 (спустя 3 месяца 5 дней, ред. 29-Авг-16 21:12)

"... даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу". Ин.16, 2
------------------------------------------------
Послание к Ефесянам 6:11-17
11. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12. потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15. и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16. а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17. и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
------------------------------------------------
Евангелие от Матфея. 5:9-48
Мф.5:9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими
Мф.5:39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.
Мф.5:43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
Мф.5:44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
Мф.5:45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Мф.5:46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
Мф.5:47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Мф.5:48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
------------------------------------------------
Первосвященник и фарисеи приговорили Христа к смерти не только за то, что Он объявил Себя Сыном Божьим (до Христа оставшихся безнаказанными самозванцев-мессий было предостаточно), но и за то, что он учил о НЕПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ НАСИЛИЕМ. Они боялись, что не будет защитников отечества, которые согласятся убивать, защищая блага высокопоставленных чиновников.
Евангелие от Иоанна 11:47-53
47. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.
48. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
49. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,
50. и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.
51. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,
52. и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.
53. С этого дня положили убить Его.
------------------------------------------------
1-я Паралипоменон 22:5-10
5. И сказал Давид: Соломон, сын мой, молод и малосилен, а дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величествен, на славу и украшение пред всеми землями: итак буду я заготовлять для него. И заготовил Давид до смерти своей много.
6. И призвал Соломона, сына своего, и завещал ему построить дом Господу Богу Израилеву.
7. И сказал Давид Соломону: сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего,
8. но было ко мне слово Господне, и сказано: "ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим.
9. Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его.
10. Он построит дом имени Моему, и он будет Мне сыном, а Я ему отцом, и утвержу престол царства его над Израилем навек".
------------------------------------------------
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Этот евангельский отрывок «находится в арсенале каждого священника, который выступает перед людьми в погонах», но насколько обоснованно именно данное понимание? Иногда складывается впечатление, что про другие возможные экзегетические варианты попросту забывают. А, например, даже столь поздний автор, как Феофилакт Болгарский даже не останавливается особо на этом месте (привел в пример именно Феофилакта, учитывая его доступность для рядового прихожанина).
Или вот для наглядности два отрывка из Древнего Патерика (цит. по русс. пер.), в которых употребляется Ин. 15, 13:
гл. 5, 30 (27): Два брата пошли на торг продать домашние вещи. Когда они разошлись друг с другом, то один из них впал в блуд. Пришедши, другой брат сказал ему: пойдем в келью нашу, брат! - Не пойду, отвечал он. - Почему же? спрашивал брат. - Потому, отвечал он, что когда ты отошел от меня, я впал в грех. Желая приобрести его (Мф. 18, 15), брат стал говорить ему: и со мною тоже случилось, как я отошел от тебя; но пойдем, покаемся прилежно, - и Бог простит нам. И пошедши рассказали они старцам о случившемся с ними. Старцы дали им заповедь - покаяться. И один из них каялся за другого, как будто и сам он согрешил. Бог, видя таковой подвиг любви его, чрез несколько дней открыл одному старцу, что за великую любовь несогрешившего брата Он простил согрешившему. Вот это поистине значит: положить душу за брата своего! (Ин. 15, 13).
гл. 17, 12 (10): [Авва Пимен] еще сказал: "больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за ближняго своего" (Ин. 15, 13). Ибо если кто услышит оскорбительную речь и, имея возможность сам сделать подобное, подвизается понести труд, терпеть и не сказать ничего, или если кто, будучи оскорблен на деле, сделает себе принуждение и не отплатит тем же огорчившему, такой человек полагает душу свою за ближнего своего.
Т.е. смысл – помочь брату в борьбе с грехом.
------------------------------------------------
В "Апостольском предании", древнейшем христианском тексте, составленном не позже III века, встречаем резкое неприятие самой даже мысли о воинском служении для христианина:
Апостольское предание
16. О делах и занятиях
"Оглашаемый или христианин, желающие стать воинами, да будут отвержены, потому что они презрели Бога".
Св. Ипполит Римский (ок.170 — 235), раннехристианский святой мученик.
То же находим в канонах Ипполита Римского, где он запрещает солдатам-христианам убивать под страхом отлучения от Церкви, даже если они получат приказ от командира. А 13 канон Ипполита Римского вообще запрещает под анафемой поступать на воинскую службу христианам. Тем же, кто обратился, будучи уже солдатом, не только запрещено проливать кровь, но и участвовать в религиозных ритуалах своего легиона:
"Кто принял власть отдавать приказы убивать, и даже простой солдат, не должны этого делать ни при каких обстоятельствах, даже если они получат приказ. Они не должны браниться. Если они получат в качестве награды венец, они не должны возлагать его себе на голову".
Однако 14 канон Ипполита свидетельствует о наличии христиан в римской армии и предусматривает для них епитимии:
"Не должно быть христианину в армии, за исключением случая, когда его принуждают взять меч в руки. В таком случае пусть он не берет на себя греха пролития крови. Но если кровь прольется, пусть он будет отстранен от таинств, чтоб хотя бы через наказание, слезы и стенания очиститься"
<...>
Таким образом, солдаты проливающие кровь, лишались причастия, хотя и получали надежду на прощение через епитимью, срок которой не уточняется.
<....>
С одной стороны, воин, ставший христианином, нарушает заповедь "не убий", с другой стороны, христианин, остающийся воином, отдает лишь "кесарево Кесарю". Нравственная дилемма была настолько щекотливой, что Василий, упоминая "убийства, которые не считались убийствами" (цитата, за которой, скорее всего, скрываются первые попытки "военного духовенства" облегчить свою участь), все же предлагает в виде совета епитимию на три года. Таким образом "священный" воинский долг становится у Василия просто долгом, да еще к тому же подверженным церковному прещению. Негативное отношение к армейской службе до-константиновской церкви не исчезло с обращением императора в христианство.
------------------------------------------------
Правила Святого Вселенского Четвертого Собора, Халкидонского (451 г.):
7. Учиненным единожды в клир, и монахам, определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирской чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрал для Бога, предавать анафеме.
27 апостольское правило прямо запрещает священнику подымать руку на кого бы то ни было. Всякий священник, дерзнувший ударить "верного или неверного" подлежит извержению из сана. "Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал".
9 правило Двукратного собора подтверждает эту же норму и добавляет, что извержению из сана подлежит не только тот священник, который избил кого-то "собственноручно", но и тот, который повелел кому-то другому совершить "истязание до жестокости и до смерти".
5 правило Григория Нисского говорит о том, что совершивший даже невольное убийство не может быть рукоположен в священство. Зонара в толковании на это правило добавляет, что священник, совершивший даже невольное убийство, подлежит извержению из сана.
55 правило Василия Великого гласит, что священник, убивший кого-то в целях самообороны, также подлежит извержению из сана.
Для священников в восточно-христианской традиции является абсолютно недопустимым ношение оружия и применение силы. В этом отношении восточно-христианские представления о клириках существенно отличались от западных. Например, когда в конце XI века у стен Константинополя появились первые отряды крестоносцев, среди которых были в том числе и вооруженные священники, это сильно удивило греков. Об этом сохранилось свидетельство в "Алексиаде" Анны Комнины. Приведу это любопытное свидетельство: "Представление о священнослужителях у нас совсем иное, чем у латинян. Мы руководствуемся канонами, законами и евангельской догмой: не прикасайся, не кричи, не дотрагивайся, ибо ты священнослужитель (ср. Кол 2, 21). Но варвар-латинянин совершает службу, держа щит в левой руке и потрясая копьем в правой, он причащает Телу и Крови Господней, взирая на убийство, и сам становится мужем крови, как в псалме Давида (Пс 25, 9). Таковы эти варвары, одинаково преданные и Богу и войне" (Алексиада. Кн. Х, гл. 8).
------------------------------------------------
Религиозные убеждения христиан относительно участия в войнах.
Христос призывает: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду» (от Матфея 5:21). «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (от Матфея 5:39). «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (от Матфея 5:44). В этом же благовествовании приводятся слова Иисуса Христа, обращенные к одному из его учеников, пытавшемуся с оружием в руках защищать Христа от ареста: «...возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут» (от Матфея 26:52). На вопрос, что делать, чтобы унаследовать жизнь вечную, Иисус Христос называет заповеди, которым надо следовать в жизни. В числе первых из этих заповедей стоит заповедь "не убивай" (от Матфея 19:17-18). Заповедь Христа "не убивай" приводится и в Евангелиях от Марка (10:19), от Луки (18:20), в первом послании Иоанна (3:15).
“Иисус ни одного слова не проронил непосредственно в осуждение войны, — ибо он проповедовал такое понимание жизни, и собственным примером дал нам такой образец отношения к людям, при которых никакая война немыслима”.
Еще одной особенностью понимания заповеди «не убивай» в христианстве является то обстоятельство, что, начиная с ветхозаветных времен, осуждается участие в войне священников. Христианские религиозные организации, допуская участие рядовых христиан в справедливых войнах, а, значит, и убийство врагов в ходе их ведения, категорически отрицают личное ношение и применение оружия священниками, в том числе и военными. Это отрицание не зависит ни от характера войн, ни от каких-либо других обстоятельств, при которых для всех других верующих совершение убийства этими религиозными организациями допускается. Другими словами, учение Христа как учение, запрещающее убивать, брать в руки оружие, для самих священников трактуется как однозначно запретительное. Истории известны примеры, когда этот запрет нарушался. Так, с благословения основателя и игумена Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского, данного по просьбе князя Димитрия Донского, в Куликовской битве геройски участвовали монахи этого монастыря, а в прошлом воины Александр Пересвет и Родион Ослябя. Однако этот и подобные примеры, имевшие место в истории христианства, представляют собой редкое исключение из общего правила отрицания священнослужителями, церковнослужителями и монахами воинской службы как в мирное, так и в военное время. Нарушение этого правила влекло за собой суровое наказание со стороны церкви. Признавалось это правило и властями. По законам Российской империи от воинской службы освобождались священнослужители всех христианских вероисповеданий, православные псаломщики, настоятели и наставники старообрядческих и сектантских христианских общин и др.
Неоднозначность оценки святыми отцами допустимости воинской службы, даже критическое отношение к ней можно увидеть и в решении вопроса, кто должен, а кто не должен идти на военную службу. Так, ревнитель чистоты Православия преподобный Исидор Пелусиот (IV-V вв.), глубоко почитаемый всей Церковью, обращается с такими словами к Кинтиниану, который решил отправить в армию своего сына, имевшего способности к наукам: «Смутили меня неприятные слухи, известившие о деле, противном общему желанию. Иные сказывают, будто бы до того ты обезумел и расстроился в рассудке, что этому отроку, которому Бог дал способность всему обучаться, намереваешься дать в руки оружие и определить его в военную службу, не высоко ценимую, даже презираемую и делающую людей игрушкою смерти. Поэтому, если не вовсе поврежден у тебя рассудок, оставь безрассудное намерение: не гаси светильника, который о том старается, чтобы возгореться на славу; дозволь человеку разумному продолжать занятие науками. А эту честь, или, лучше сказать, это наказание, побереги для других, каких-нибудь бродяг, которым прилично невежество толпы».
К особенностям идейного противостояния сторонников и противников допустимости использования оружия христианами следует отнести и тенденцию перехода адептов той или иной позиции на прямо противоположную. Анализ истории религиозного пацифизма показывает, что такой переход мог осуществляться как в масштабе всей религиозной организации, так и ее отдельными членами. Переход на иные позиции в масштабе всей религиозной организации во многом обуславливался изменением ее социального и политического статуса, а также взаимоотношениями с властями. Так, первые христиане изначально отрицали войну и воинскую службу, но как только власти прекратили гонения на них, и христианство превратилось в официальную религию Римской империи, отрицание воинской службы и войны сменилось у христиан их приятием. Подобная смена позиций сопровождалась доктринальными изменениями. Во II-III вв. христианские теологи Климент Александрийский (Тит Флавий) (? - до 215) и Ориген (ок.185 - 253/254) отстаивали несовместимость участия в войне с учением Иисуса Христа. Начиная с V в., как отмечалось выше, христианскими теологами стала разрабатываться и совершенствоваться доктрина справедливой войны.
------------------------------------------------
Когда началась русско-японская война, свт. Николай Японский принял такое решение: соборно молиться о мире, а свою паству благословил исполнять свой патриотический долг.
Интересно выглядит: православный японский священник благословляет свою паству на войну с Россией, а в это же время в России, такой же православный священник благословляет свою паству на борьбу с Японией.
------------------------------------------------
Иустин Мученик (100-165 гг.), христианский апологет и мученик, писал, что мы, которые были полны воинственности, поменяли свое оружие-мечи на орала и копья на орудия земледелия (сравните Ис. 2,1 и Мих. 1,3).
Тертуллиан (160-225 гг.), адвокат и христианин с 190 года, считал, что христианин не должен принимать участия в войне, зная, что Господь провозгласил, что взявшие меч от меча и погибнут (Мтф. 26,52). Тертуллиан настаивал, что если солдат становится христианином, он должен немедленно покинуть свой пост в армии.
Ориген (185-254 гг.) был блестящим писателем и учителем в Александрии, Египте. В конце своей жизни он написал одно из наилучших заявлений об участии в войне. В ответ Селсусу — неверующему, который противостоял христианству и иудаизму, Ориген писал: "Согласно заветам Иисуса Христа, мы сломали наши тщеславные мечи на плуга и мы сковали серпы из копьев, которыми мы пользовались в войне. Ибо мы больше не поднимаем меча против наций и не учимся воевать, став теперь детьми мира во имя Иисуса". Ориген терпеливо оспаривает бесконечное количество аргументов Селсуса против христианства и дает на каждый из них блестящий ответ. Например, Ориген отмечает разницу между моральными учениями эпохи Ветхого Завета и современной христианской Церкви. Он пишет, что христиане не могут убивать врагов, или приговорить их к сожжению, или побиванию камнями, как это делалось при Моисее. В другом контексте Ориген упоминает о том, как Селсус уничижает учение Иисуса о миролюбии. Ориген показывает превосходство учения Иисуса Христа над этическими учениями Платона. Ориген знал о священности человеческой жизни, и поэтому противостоял детоубийству в любой его форме. Бог хочет, чтобы мы вырастили своих детей, а не уничтожали потомков, данных нам Его милосердием.
Селсус призывал христиан помогать императору всеми силами и трудиться с ним, чтобы сохранить правосудие, то есть они должны были воевать под его командованием. Ориген на это заявлял, что мы помогаем императору тем, что мы даем ему Божью помощь! Мы надеваем доспехи Бога. Мы подчиняемся приказу: "Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих" (I Тим. 2,1.2). И чем больше человек превосходит в благочестии, — заявляет Ориген, — тем больше он помогает... даже больше чем солдаты, которые идут воевать!
Ориген говорит, что мы участвуем в гражданских делах. Вместе с молитвой мы занимаемся самоотречением и размышлением, которые учат нас презирать (земные) удовольствия и не поддаваться их соблазну (1 Иоан. 2,15-16). Ориген продолжает: “Никто не воюет за императора лучше, чем мы. Мы не намерены воевать под его командованием, но мы воюем от его имени, создавая особенную армию — армию благочестия, преподнося наши молитвы Богу”. Далее Ориген становится еще смелее: “Христиане приносят большую пользу в своей стране, чем другие. Они учат граждан благочестию. Они впускают в Божий город тех, кто жил в благочестии на земле”.
Селсус считал, что христиане должны принимать посты в правительстве (по-видимому они тогда этого не делали). Ориген не соглашается с этим взглядом: “Христиане отказываются от должностей в правительстве не для того, чтобы избежать гражданского долга, а для того, чтобы сохранить себя для служения и более важной должности — спасения человечества”.
В 295 г. молодой Максимилиан (раннехристианский святой мученик) стоял перед командующим римской армии в Северной Африке. Максимилиан был христианином и следовал учению Христа. "Я не могу быть солдатом, — заявил Максимилиан, — я не могу делать зло. Я христианин".
Христиане делали такие заявления в течение многих поколений. Поэтому командующий решил подействовать на него силой.
"Одень свой мундир, — сказал он, — если тебе дорога твоя жизнь". Но Максимилиана не так легко было испугать, даже угроза казни его не устрашила, он знал своего Господа и не боялся смерти, веря, что в вечности он будет со Христом!
"Я не погибну, — сказал он командующему, — но когда я покину этот мир, мой дух будет жить со Христом, моим Господом".
Молодого Максимилиана казнили за гражданское неповиновение, потому что он посмел отстаивать взгляды христианской Церкви.
Мученичество Максимилиана является примером выражения раннехристианских взглядов о несовместимости христианского учения и военной службы, высказанных Оригеном, Тертуллианом, Лактанцием и другими богословами.
(Цитировал Оригена т.к. его учение, явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значимое воздействие на творчество последующих мыслителей: Евсевия Памфила, Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого и других.).
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error